74
75
спортMotoGP WSBKГРЯДУТ БОЛЬШИЕ ПЕРЕМЕНЫ?Реформы, как известно, призваны открыть дорогу прогрессу. Да только результат зачастую получается прямо противоположным.Ещё пару лет назад приход 800-кубовых спортпрототипов виделся началом новой эпохи. Переворот в техническом регламенте преследовал две главные цели: повысить уровень конкуренции, дав шанс малым командам, и снизить максимальную скорость – ради безопасности гонщиков. Но уже с первых тестов стало ясно, что скорости на длинных прямых остались прежними (а по мере эволюции двигателей даже выросли). Примерно на том же уровне сохранилось количество падений и травм. Ну а насчёт конкуренции... Не так давно частная Honda Фаусто Грезини под седлом Сете Жибернау на равных сражалась с «заводским» Валентино Росси. В то время как за всю «новую эру» ни один представитель какой-либо дочерней команды так и не выиграл ни единой гонки. Многие Гран-при превратились (по крайней мере, для фаворитов) в гонки с раздельным стартом – разрывы между лидерами неумолимо увеличивались, а захватывающие дух обгоны на последних кругах можно пересчитать на пальцах. В общем, обладающий исключительным правом на сколь угодно категоричные заявления Доктор Росси поставил неутешительный диагноз: «За последние 15 лет истории Мото Гран-при это было самое ошибочное официальное решение». В итоге, сейчас в полный голос обсуждают возвращение «более стандартных» 990-кубовых двигателей. Что ж, главное – признать ошибку... ...чтобы вскоре совершить следующую? В муках рождается Мото2. Мало того, что сам факт появления на свет этого класса, который со следующего№ 01 2010сезона заменит «250 кубов», благословили далеко не все – даже из тех, кто в итоге подписался на участие. Легендарная Aprilia, без каких бы то ни было предупреждений, заявила, что сворачивает свой проект участия в «среднем» классе, ограничиваясь младшим – «125». Это был взрыв погромче, чем многие сенсации в MotoGP. Ведьименно пилоты мотоциклов, произведенных группой Piaggo, блистали в этой категории много лет подряд. Самое интересное, что итальянцы имели практически готовое шасси; оставалось водрузить на него «хондовский» двигатель. По регламенту Honda поставит 600-кубовые моторы всем участникам чемпионата (унификация, начавшаясяДевятая корона Доктора74074-081_Sport.indd 7412/4/09 2:59 PM Соперники-партнеры Мишель Фабрицио и Нориюки Хага – бронзовый и серебряный призеры WSBKНа мотосалоне в Таиланде Хорхе Лоренцо был в отличном настроенииЛивио Суппо и Кейси Стоунер в следующем сезоне будут работать в разных командахс  правила  одинаковой  «резины»,  триумфально  марширует по миру современных гонок). И вдруг  начальство  Aprilia  осенило:  как  же  так,  ведь  мы  тем  самым  льём  воду  на  мельницу  наших  японских  конкурентов!  В  официальном  пресс-релизе  прозвучало  немало  горячих  слов  о  пагубности  такого соучастия для европейской компании, завоевавшей 43 различных титула в мотогонках. Но  в большом бизнесе даже патриотичные итальянцы  южных кровей вряд ли дадут эмоциям вскружить  голову.  Просто  в  кризисную  пору  вести  стратегическое  наступление  сразу  на  многих  фронтах  становится  накладно.  У  Aprilia  намечаются  два  приоритетных  направления.  Первое  пока  маячит  в неопределённой перспективе. Речь, ни много ни  мало, идёт о возвращении в «королевский» класс  серии  спортпрототипов  (напомним,  предыдущий  поход за славой в «пятисотках» закончился ничем,  проект  треснул  на  изломе  между  эпохами  двухтактников и четырехтактников). Второе – эволюция  заводской  команды  в  World  Superbike  и  появление ещё одной, дочерней – успешно развивается  уже более года. Макс Бьяджи, человек с уникальной  харизмой,  начал  подниматься  на  подиумы  в первый же сезон Aprilia в Superbike. К тому же  Макс – половина формулы, о которой пока только  грезит Ducati – «итальянская гоночная мегазвезда  на  итальянском  же  мотоцикле».  У  конкурентов,  конечно,  есть  Мишель  Фабрицио  –  но  у  Мишеля  нет той харизмы. Кстати,  насчёт  формул.  Точнее,  «Формулы».  Опять  межсезонное  обострение.  Как  только  аль  п ийские  вершины  припорошит  снежком,    Ва  лентино  Росси  в  очередной  раз  тянет  в  кок  пит  алого  болида.  Мораторий  на  тесты  –  аж  до  февраля, а нарезать круги на время страсть как  хочется.  На  сей  раз  Доктор  стартовал  в  6-часовой  гонке  спорткаров  на  треке  в  Валлелунге,  в  классе  GT3.    Вместо  открытого  кокпита  кабина, и цвет стремительной Ferrari 430GT вовсе не  алый,  а  иссиня-чёрный.  Как  и  положено  в  гонках  на  выносливость,  Вале  выступал  не  один,  а с напарниками, в числе которых – его бывший  одноклассник,  а  теперь  «верный  оруженосец»  Уччо  (уменьшительное  от  Салуччи).  (Кстати,  его  отец  –  председатель  фан-клуба  Росси.)  Оказывается,  Салуччи-младший,  хоть  и  не  помышляет о «сольной карьере»,  уверенно крутит  баранку на предельных скоростях. В своем классе  команда Доктора финишировала третьей и могла  претендовать  на  большее,  если  бы  не  технические  проблемы.  Впрочем,  проиграть  Эммануэле Пирро,  неоднократному  покорителю  культового  Ле-Мана, совсем не позорно. Но  вернемся  к  делам  двухколёсным.  О  переходах  гонщиков  между  командами,  их  возвращении из «безработных» или, наоборот, решении  прервать  карьеру  в  межсезонье  говорят  всегда  и  помногу.  Но  совсем  не  часто  в  конце  года  мы  узнаем  о  подобных  шагах  сразу  нескольких  звёздных  менеджеров.  Оба  последних  события  связа  ны  с  Ducati.  Их  причины  скрыты  от  непосвящённых, зато сколько простора для догадок! Ливио  Суппо,  бессменный  капитан  красной  армады  в  МотоGP,  отправляется  к  конкурентам.  Говорят,  будет  создавать  идеальную  рабочую  атмосферу в боксах Honda. А вот как будет функционировать  под  другим  началом  его  любимый  подопечный  Кейси  Стоунер  –  большой  вопрос!  Сегодня  в  «королевском»  классе  нет  островков  стабильности,  над  каждым  (кроме,  разве  что,  Валентино  Росси)  висит  дамоклов  меч  увольнения.  Как  ни  парадоксально,  прочнее  всего  позиции  середнячков  из  дочерних  команд:  доезжают рядом с шестёркой, регулярно приносят  очки  –  и  большего  от  них  не  требуют.  Бригада,  пару сезонов назад выигравшая чемпионат мира,  начала сбоить – и от неё (или хотя бы части оной)  могут избавиться без промедления. Примеришь  на  себя  шкуру  человека,  для  которого  годовой  контракт – предел мечтаний, – не позавидуешь. Второй сенсационный уход – Давиде Тардоцци.  Два десятка лет он собирал со своими гонщиками  титулы в «Супербайке». Какие люди плодотворно  трудились с итальянским менеджером: Фогарти,  Бейлисс,  Ходжсон,  Корсер!..  По  сути  дела,  все  по-настоящему  великие  гонщики  в  новейшей  истории  WSBK.  На  смену  им  в  заводскую  Ducati  пришли,  видимо,  «недостаточно  великие»,  хоть  и  взяли  два  места  на  финальном  подиуме  чемпионата. По крайней мере, свое решение синьор  Тардоцци объясняет потерей мотивации. А в кулуарах поговоривают о другом: Давиде провинился  перед руководством, не сумев взять под контроль  эгоистичные порывы Фабрицио – из-за чего Хага  и лишился титула. Весёленькая жизнь предстоит  Xerox Ducati в будущем году – ведь пара пилотов  осталась прежней, а отношения стали ещё более  прохладными. Посмотрим, как пойдет работа на  тестах. Только когда они ещё будут... Сергей КУРДЮКОВ, комментатор телеканала «Евроспорт» – специально для «Мото» Итоги чемпионата мира, MotoGP 1. Валентино Росси (Италия, Yamaha) – 306 очков; 2. Хорхе Лоренсо ((Испания, Yamaha) – 261: 3. Дани Педроса (Испания, Honda) – 234; 4. Кейси Стоунер (Австралия, Ducati) – 229; 5. Колин Эдвардс (США, Yamaha) – 161; 6. Андреа Довициозо (Италия, Honda) – 160...В сезоне-2010 чемпионы Валентино Росси и Бен Спис сойдутся в одном классе. Посмотрим, кто в доме хозяин№ 01 20107512/4/09 4:23 PM074-081_Sport.indd 75