38
39
40
Honda CBR900RR FiReBlade (на американском рынке CBR929RR)спортбайк / 2000‑2001 /   929 см³ / 152 л.с. / 169 кг /   220‑320 тыс. руб.БРИТВА НЕ ТУПЕЕТ текст Льва ГАРЯЕВА, фото автора и из архива редакции ВЫБОР. И вот с трепетом в душе  и котлетой денег в кармане вы стоите в мотосалоне или в гараже продавца. Сразу обращаем внимание  не на показания одометра, не на  блеск пластика и не на басовитый  рык прямотока. У этого исключительно надежного аппарата есть  ахиллесова пята – 929‑й (впрочем,  как и его потомок 954‑й, выпускавшийся в 2002‑  2003 годах) безумно  боится падений на левый бок. Десять лет назад конструкторы еще  не так щепетильно подходили  к вопросам компактности мотора,  и его левая крышка изрядно выпирает вбок. И если легкие падения  на месте или на малой скорости она  выдерживает, то при серьезных  авариях разлетается на куски, а порой болтами выламывает фрагменты картера (как это было у меня).  Дальше больше – при разрушении  крышки статор генератора вмиг мясорубится о болты еще вращающегося ротора, но и не это самое  страшное. Весь ужас в том,  что сразу под крышкой –  хвостовик коленвала,  и при определенной силе  удара могут треснуть опоры коренных шеек. Думаю, не надо объяснять,  что для движка такая ситуация сродни смертному  приговору. Да, ужас, но на  то он и ужас, что случается Каждый раз при виде FireBlade 929‑й модели я с теплотой вспоминаю время обладания  этим замечательным аппаратом. И хотя производители чуть ли не каждую осень балуют нас  с иголочки новыми «литрами», количество именно 929‑х «сиберов», которым по 9‑10 лет,  на дорогах не уменьшается. Почему? Да потому, чтоВ отличие от более ноВых 954‑х «сибероВ» 2000‑2001 годоВ  «душенных» до ста сил не быВает.Хоть как‑то крышку можно защитить карбоновой накладкой. При несильных падениях  она принимает удар на себя. Приклеивать её  стоит на толстый слой эластичного герметика, чтобы он работал как демпфер.fireblade38honda1993 девять 2010 жизней1993199619982000moto.zr.ru июль 2010 ‣ ДоСьЕ ПоКуПаТЕля: Honda CBR900RR FIReBlade с.38, ноВоСТИ с.42, обзоР СКуТЕРоВ И МоПЕДоВ StelS с.44рынокСекрет популярности мотоцикла прост: он в высшей степени гармонично сочетает в себе великолепные эксплуатационные параметры, современный внешний вид, дружелюбность к пилоту и, что редко, к пассажиру, и потрясающую надежность. но не все так гладко, когда речь идет об изрядно ушатанной машине – все-таки десять лет жизни не каждому спортбайку даются легко. Поэтому сначала вместе смотрим-выбираем живой, не замученный аппарат, а потом используем в процессе эксплуатации мои шишки на лбу, а не набиваем свои. сдуру можно и руль сломать. До 50 крайне редко. тысяч пробега редко какой шум выВам же нужно лезает наружу, после – перечислендостать из карные звуки вполне допустимы. Далее мана заранее ждем, пока мотор прогреется припасенный фои сбросит обороты с прогревочных нарик и исследовать 1600-1800 до холостых 1000-1100. стык крышки и картера двигателя Выжимаем сцепление секунд на дена предмет подтеков масла и слесять, ждем, пока шестерни КП остадов сварки на картере. Пластик новятся, слушаем. Потом отпускаем для этого снимать не надо, через и анализируем характер шумов: есщель между облицовкой и крышкой ли просто металлический гул – ховсе видно. Прокладка должна быть светло-зеленого цвета, стык сухой и чистый, а грани болтов, креОБЯЗАТЕЛЬНО усТАНОвиТЕ руЛЕвОй пящих крышку, без следов дЕмпфЕр. пусТЬ НЕ сАмый круТОй, от гаечных ключей. Только после этого можно НО ОН НужЕН. вАшЕ ЗдОрОвЬЕ заняться рутинным и цЕЛОсТЬ мОТОцикЛА НЕОцЕНимО осмотром. Сравниваем покадОрОжЕ. ХАрАкТЕр у мОТОцикЛА зания одометра с упиленвЗрывНОй, вЕс мАЛый, А БАЗА ностью тормозных дисков, кОрОТкАЯ – ОТ пОсТОЯННыХ потертостью ручек руля, рАскОЛБАсОв пЕрЕдНЕгО кОЛЕсА подножек и количеством цапОпрОсТу НАчиНАЕшЬ усТАвАТЬ. рапин на колесных дисках от шиномонтажного станка. Слушаем мотор на предмет шумов. Если рошо, если потрескивание – плохо: КП наверняка знавала переключес правой стороны мотора допустим легкий шелест (лечится заменой це- ния без сцепления на полном газу. пи ГРМ и натяжителя) и цокот (выгоняется регулировкой клапанных заважно знать. Система впрыска зоров), то ритмичные стуки PGM-FI очень надежна, но если ей и металлический лязг недопустимы. что-то не нравится, она даст знать – Этот мотор (с заводским обозначеморганием иконки FI на приборке. нием SC44) вообще убить трудно, Иконка должна гаснуть сразу если в нем есть масло и антифриз, при запуске двигателя. Часто бываему запросто по зубам пятизначные ет, что чрезмерно пытливые тюнинцифры пробега, но, как говорится, геры выкидывают заслонку из коро-«Европейца» от «американца» можно отличить не только по надписям, но и по наличию системы иммобилайзера HISS на «европейцах» и «внутрияпонцах» (лампочка HISS на приборке и характерная нашлепка с такой же наклейкой на замке зажигания – приемопередатчик кода ключа) и по работе светотехники: на «американцах» фара горит все время, пока работает мотор, а габаритами служат передние поворотники. Версия для Калифорнии оснащалась катализатором и лямбда-зондом (кстати, очень надежным), отличить можно по характерному цилиндру катализатора перед глушителем.20022004200620082010июль 2010 moto.zr.ru39 Досье покупателяВот она, шторка, влияющая на момент на низах.Honda CBR900RR FiReBladeнию левой ручки руля. Бывает, что к 50 тысячам пробега изнашивается тросик, но это не проблема – он меняется за 15 минут даже кривыми руками. Если с мотором гуд, переходим к ходовой. Чего стоит бояться: Складок и трещин на раме близ рулевой колонки. Закисших винтов регулировки гидравлики на перьях вилки и, особенно, на моноамортизаторе. Царапин на хроме подвижных труб вилки. Следов деформаций неподвижных труб ниже верхней траверсы. Выломанных боковыми слайдерами ушей рамы. Гнутого заднего бугеля (просим подержать мотоцикл вертикально, а сами смотрим на соосность хвоста и заднего колеса). Пожеванных болтов крепления мотора, бугеля, нижнего подрамника (под маятником). Кривых клипонов. За уши притянутого пластика. Чего бояться не стоит: Текущей вилки Небольшого люфта в рулевой колонке (может появиться после 20‑30 тысяч пробега, легко лечится заменой подшипников). Изношенной цепи и звезд. дованием на предмет тюнинга: выпуск, тормоза, подножки, поворотмульки. Подытожим осмотр исслесмотрим внимательно.ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ ЗАПЧАСТЕЙ HONDA CBR900RR FireBladeНаименование Воздушныый фильтр Топливный фильтр Масляный фильтр Комплект цепь-звезды Тормозные колодки (комплект на оба колеса) Сальники вилки (комплект на оба пера) Подшипники рулевой колонки Цепь ГРМ и натяжитель Свечи Оригинальные запчасти, руб. 3000 1700 400 10 000 9000 1300 3000 5000 4000 Неоригинальные запчасти, руб. 1800 (Hiflo) – 320 (Hiflo) 5000 (RK) 6500 (Nissin Sintered) 600 (Vesrah) 2000 (NTN или Koyo) – 2800 (NGK)Использовать для промывки форсунок сольвент или ультразвук – исключительно дело вкуса.ба воздушного фильтра и шторки из мощностного клапана в выхлопе, а заодно и моторчик их привода. Результат хуже некуда: «мозги» встают в аварийный режим. А если и ставят вместо моторчика обманку, двигатель сильно теряет в моменте на низах. Находится сервопривод слева под пластиком над водительской подножкой. Газуем плавно, но сильно, а рукой трогаем шкив с тросиками (тросика три: один идет на шторку во впуске, два – на выпуск, исключение только при установке полного тюнингового выпус-ка, когда остается только один тросик на впуск). Первый раз он должен повернуться при достижении 5000 об/мин, второй – при 7000 об/мин. Крутится? Отлично! Переходим к сцеплению.сцепление. Тут все просто: сначала изучаем правую крышку мотора на предмет многократного демонтажа, потом проверяем сцепление при троганье. Никаких рывков при старте с места не допускается, схватывание дисков должно быть мягким и четко идти вслед движе-Запчасти, преимущественно имеющиеся в наличии. Запчасти, иногда присутствующие в наличии. Запчасти, преимущественно привозимые на заказ.ники (убогие штатные в 90% случаев меняют), Power Commander, армированные тормозные шланги – все это здорово, только если грамотно установлено и настроено. Поздравляю, вы теперь счастливый бритвовод.Что стоит сразу сдЕлать:1.Поменять все жидкости, которые меняются (масло, антифриз, тормозная жидкость).2.Поменять свечи.3.Если пробег более 30 тысяч, поменять топливный фильтр и «промыть инжектор».Бывает, со временем ослабевает взводная пружинка, и цепь начинает провисать. До перескока цепи по звездочкам вряд ли дойдет, но лязг и грохот, особенно на холодную, могут вылезти наружу. В‑шестых, кронштейн зеркал в форме буквы «П» крепится на «паук» на трех сайлент‑блоках. Со временем резинки «усыхают» и вся конструкция начинает болтаться. Лечится подкладыванием под резинки шайб 10х22х1,5. Вот, пожалуй, и все, что нужно, чтобы держать «бритву» в перво-не тупи! Теперь о тех самых шишках, про которые шла речь вначале. Их не так много, недаром о надежности 929‑го слагают легенды, но они есть. Во‑первых, мотоцикл нельзя глушить более одного раза, не прогрев, – зальете свечи. Во‑вторых, если часто практикуете вили и стоппи, мотору не провредит пол‑литра масла выше верхней метки. Так меньше вероятность убить двигатель масляным голоданием. В‑третьих, тормоза. Они у 929‑го даже по современныммеркам суперские. Не экономьте на колодках, ставьте оригинал (либо Nissin sintered). Экономия выходит боком: дешевые колодки и тормозят не ахти, и ходят вдвое меньше оригинала. В‑четвертых, свечи. Экономить на них тоже не стоит: проще раз в сезон поставить «иридиевые» NGK CR9EHIX или Denso IUH27D, чем среди сезона разбирать полмотоцикла и менять обычные. В‑пятых, в качестве превен‑ тивной меры сразу после покупки независимо от пробега стоит поменять натяжитель цепи ГРМ.В ВЕк нанотЕхнологий и минимализма ВПору заПисать 929‑й В стан сПорт‑туристоВ: По соВрЕмЕнным мЕркам он тяжЕл и маломощЕн. но зуб даю, ни один соВрЕмЕнный «литр» так нЕ комфортЕн и крЕПок, как дЕВять‑дВа‑ дЕВять. ПоВЕрьтЕ, В нашЕй странЕ ПотЕнциал дажЕ этого «стариЧка» Полностью исПользоВать нЕгдЕ.зданной остроте. Это по‑прежнему современная машина, ресурс которой без серьезных поломок запросто может перевалить за сто тысяч километров. Не жалейте времени на выбор FireBlade и не экономьте на обслуживании – таких настоящих мотоциклов, к сожалению, уже давно не делают.40moto.zr.ru июль 2010