66
67
68
спорт> > > >ДакарПоКоРИть ДаКаРЕсли взглянуть на стартовую ведомость «Дакара», то по‑преж‑ нему самыми многочисленными участниками гонки остаются мотоциклисты, ведь именно с них и начинался ралли‑марафон и именно им достается львиная доля испытаний на трассе. Мотоциклист едет один, он и штурман, и пилот, и механик. Для любого непрофессионального пилота просто финиш в Дакаре – это победа, ведь сам факт преодоления себя уже высшая награда, не Алексей, что же нужно, чтобы начать, и откуда приходят гонщики в ралли-марафоны? Начинать нужно, конечно же, с себя самого. Производители техники научились делать вполне надежные и качественные мотоциклы, способные финишировать и побеждать. Но гонка не компьютерная игра, и самый лучший мотоцикл не принесет победы неподготовленному пилоту. В ралли‑марафоне гонщик испытывает колоссальные физические Ответ на прОстОй вОпрОс – чтО нужнО и психологиДля участия в «Дакаре»? – мОжет вылиться ческие нав целую книгу. слишкОм мнОгО всегО. грузки. Насколько они серьезны? Это же не мотокросс, где гонщик постоянно прыгает с трамплинов! Сел в седло – и едешь себе вперед, пощелкивая передачами! Пожалуй, это так и есть первые 30–40 км после старта. Но когда нужно проехать 300–500 км и больше, простого задора не хватает. Нужно здоровье марафонца, техника мотокроссмена, мозг математика, интуиция, а еще и опыт. Редкое сочетание качеств. Спортсмены шутят: «В здоровом теле здоровый дух – на самом деле одно из двух». Значит, перечисленного достаточно? Вполне, если у тебя дядюшка – Рокфеллер и не чает в тебе души. Денег еще нужно много. Ну, коли ты собрался в Дакар, с родственниками у тебя все сложилось нормально! Расскажи нам, как «купить» здоровье. Для начала лучше всего бросить работу и превратить часы, проводимые в кресле перед монитором, в тренировочные часы. Я кручу педали на велосипеде два‑три раза в неделю по 70 км. Выезжаю на мотокроссовые сборы дважды в год и на соревнования по эндуро, ралли‑рейдам, кантри‑кроссу… Словом, всюду, куда успеваю. Конечно, тренажерный залтекст Владимира БЕзРуКоВа, фото из архива автора«Вызов для тех, кто решился, мечта для тех, кто остался» – эта фраза, сказанная основателем гонки Париж – Дакар тьерри Сабином, стала девизом всех, кто мечтает покорить легендарную гонку, она не дает покоя однажды принявшим в ней участие. Мы попытаемся понять суть некоторых практических вещей и мотиваций, необходимых для тех, кто решился. Наш собеседник – алексей Наумов, спортсмен, стоявший на старте единственного не состоявшегося ралли‑марафона «Дакар» (в этом году собирается двинуть туда снова). и бассейн. И все это циклично и по специальной программе. Как проходят твои мототренировки? В первую очередь это мотокросс и отработка отдельных элементов управления и преодоления препятствий, эндуро‑тренировки. Всё с секундомером. Простое катание по лесам – занятие бесполезное, спортсмен должен ставить определенный порог и стремиться к его преодолению, только тогда можно добиться результата. Откуда приходят спортсмены в ралли-марафоны и почему там нет молодых гонщиков, как, например, в мотокроссе? В первую очередь это эндуристы, ведь эндуро и ралли‑марафон более всего похожи правилами и техникой. Молодежи действительно нет, потому что успех в ралли сильно зависит от опыта. Много примеров того, что молодые и горячие спортсмены показывают отличные результаты на нескольких этапах, но не фини-и у кажДОгО участника свОй ОсОбенный путь, свОи мОтивы, свОе виДение гОнки.сравнимая ни с какими призами. Преодоление себя и есть главная мотивация. Это как взойти на Эверест, где холодно и пустынно, где нет золота и бриллиантов, одни лишь серые камни, но есть нечто иное – ликование души, высшее состояние духа человека.66moto.zr.ru сентябрь 2010 Для финиша в раллимарафоне нужен опыт, холодная голова и немного удачишируют из‑за ошибок, чаще всего заканчивающихся падениями и травмами. В ралли, помимо все‑ го прочего, нужно обладать боль‑ шой интуицией, которая приходит с жизненным опытом. Трасса не‑ предсказуема на 100 %, и любая ошибка в пилотировании или на‑ вигации отбрасывает гонщика да‑ леко назад. Молодежь больше любит спринтерские виды спорта, там все происходит быстро – старт и сразу финиш, опять же зрители рядом. В ралли чаще все‑ го едешь один и борешься со вре‑ менем, там сложно анализиро‑ вать, как едут твои соперники, и даже после финиша не сразу ясно, кто на какой позиции. Как оцениваются результаты физической подготовки и готовность к гонке? Все просто. Приходишь в спор‑ тивный диспансер, к тебе под‑ ключают кучу датчиков, ты бега‑ ешь или крутишь педали в разных режимах, приборы измеряют твои показатели. Как мотоцикл на ди‑ ностенде. Все как на ладони. Все профи да и часть любителей так тестируются. Если показатели не‑ важнецкие, то это гарантия того, что сил на марафон не хватит. И что же ты показал на тестировании? Достаточно высокий уровень. Когда я тренировался в команде KTM Марко Кома, первое, что изу‑ чил тренер по физподготовке, – именно результаты тестирования. И мои цифры очень понравились!Для профи они о многом говорят. Как же готовят в школе Кома, чем ты там занимался? Как ни странно, к мотоциклу меня сначала не подпускали. Я бегал с легендой и учился ориентиро‑ ваться по ней, находил спрятан‑ ные метки и на бегу решал логи‑ ческие задачи. Потом сел на велосипед и опять тренировался двигаться по легенде. И опять всё с секундомером. Инструктор оце‑ нивает, насколько ты быстро со‑ ображаешь под нагрузкой. Мотоцикл когда дали? Дали для начала прокатиться с местными эндуристами по го‑ рам. Я таких спусков в жизни не видел! Очень сложные, но нужно было держаться. Когда мы доеха‑ ли до точки возврата с маршрута, мне сказали, что поедем обратно тем же путем. Вот тут я напрягся. Это было еще сложнее, один подъем я так и не смог преодо‑ леть – мотоцикл выстрелил в не‑ бо и повис на деревьях. Испанцы смеялись!.. Они проехали эту трассу просто играючи. Конечно, это их домашняя трасса, а у нас нет таких гор и скал. Но ездят они очень хорошо. Я им сказал, что у нас эндуро – это болота и сколь‑ зкие бревна. Потом узнал, что от меня ждали худших результатов – и зауважали. Значит, эндуро-тренировки. А потом что еще было? Потом была сама соль ралли‑рей‑да – ориентирование по легенде. Марко Кома ездит по легенде раз в неделю. Ему специально готовят дорожную книгу с незнакомым маршрутом, и он ее «прокатыва‑ ет». В его гараже стоит огромный ящик с рулончиками легенд. Вот так становятся чемпионами. То же делал вместе с ним и я. Успевал за чемпионом? Сначала, конечно, нет, потом поехал быстрее. Все приходит с опытом. Узнаешь различные ма‑ ленькие хитрости, появляются на‑ выки. Профи очень четко оцени‑ вает расстояние до поворота, не опускает лишний раз голову к ле‑ генде, ведь каждый кивок голо‑ вы – это потерянное время. Чем реже смотришь и лучше запоми‑ наешь маршрут, тем быстрее едешь. Так и наращивается темп с каждой тренировкой. Профи едут строго по легенде? Какие возможны… хитрости, например? Результат складывается из часов, минут, секунд. Великое искусство пилота – правильно видеть трассу. Ты едешь в коридоре, легенда яв‑ ляется его центром. Если ты сре‑ жешь по ходу гонки несколько де‑ сятков поворотов, это даст тебе преимущество во времени, но, двигаясь по непрописанному мар‑ шруту, ты всегда рискуешь или упасть, или вовсе не проехать. Поэтому нужно уметь читать трас‑ су. Это приходит с опытом. Много участков ралли проходит по пес‑ кам, где нет привязок, ориентирови нужно двигаться по азимуту. Умение ездить по пескам – отде‑ льная история. И специальные тренировки. Что еще нужно для успеха в ралли-рейде? Нужна техническая поддержка, или «ассистанс», как говорят французы. Раллийный язык, кста‑ ти, построен на французских тер‑ минах, как‑никак они отцы‑осно‑ ватели дисциплины. Кто и как должен поддерживать гонщика? Есть такая категория мотоцик‑ листов, которых сами организа‑ торы называют бокс‑райдерами. Именно эти люди составляют ос‑ новную массу мотоциклетного пелетона, который не попадает в объективы кинокамер, так как все следят за успехами лидеров. Участие в гонке – удовольствие дорогое; заплатив стартовый взнос в 16 000 евро, мотоцик‑ лист получает возможность стар‑ товать, есть, пить и заправлять‑ ся, правда, не на всех бивуаках, и быть эвакуированным в случае схода. Еще организаторы пере‑ возят его бокс – ящик размером примерно 100×50 см, куда мож‑ но положить самое необходимое. Если нужен механик, машина техподдержки и прочие блага сервиса, то требуемая сумма мо‑ жет легко возрасти до 120 000 евро. А еще нужен сам мотоцикл, экипировка, навигационное обо‑ рудование. Шансы бокс‑райдера победить равны нулю, а вероят‑сентябрь 2010 moto.zr.ru67 спорт> > > >дакарность финишировать – пожалуй, один к двум. Далее идут профи? Далее идут спортсмены, выступающие с поддержкой, которая стоит немалых денег. Потому, собираясь на гонку, не грех вспомнить «дядюшку Рокфеллера». Удобнее всего заключить контракт с командой, профессионально занимающейся «ассистансом» мотогонщика. Во-первых, это дешевле, нежели платить за соб-Я заключил контракт с Honda Europe. Сумма около 100 000 евро – это полностью подготовленный мотоцикл, его полное обслуживание на гонке, техничка с запчастями, доставка мотоцикла к парому, механик и «боевая» машина, идущая в канале гонки. По правилам помощь участнику на трассе может оказать только другой участник. Поэтому специальный автомобиль заявляется и стартует вместе со всеми, но его задача – везти запчасти и оказывать помощь в случае необходимости. Какие еще расходы?Сколько стоит подготовленный мотоцикл? Подготовленный мотоцикл можно купить даже б / у, в Европе такой стоит около 15 000 евро. Стоимость нового начинается с 20 000–25 000 евро и может подняться до 35 000 – в зависимости от оборудования. Цена, например, заводского KTM 690, полностью подготовленного под конкретного гонщика, и вовсе 120 000 евро. Как же все дорого! Ты накопил такую сумму сам или продал дом? Нет, я нашел партнера проекта – это компания Esta во главе с Чипом Олегом Александровичем, и мы вместе будем двигаться к результату. Ведь еще ни один российский мотогонщик не финишировал в «Дакаре». Можно ли ехать на «Дакар» при наличии всего того, о чем мы говорили сейчас? Думаю, что нет (смеется). Этого мало, для начала лучше попробовать себя в Кубке мира по бахам. У многих пропадет желание ехатьна «Дакар» уже после первого этапа в песках. Этот Кубок – хорошая тренировка, он включает в себя пять-шесть этапов в различных условиях. «Дакар» – это почти все, что встречается на этапах Кубка. Я проехал все этапы Кубка и сошел с дистанции в Бразилии из-за поломки мотоцикла. Занял третье место в классе стандартных мотоциклов. Это было очень хорошей школой, набрался опыта. Есть ли еще подобные гонки? Есть традиционные гонки, такие как OPTIC, «Ралли Фараонов». Арабские шейхи периодически устраивают гонки с хорошей организацией. Туда хорошо ездить тренироваться. То есть ты готов к «Дакару»! Какова твоя планка в этой гонке? Моя цель – финиш. Для первого раза это будет лучший результат. Никто не побеждал да и на подиум не поднимался с первого раза, даже самые талантливые спортсмены. Наберусь опыта, поставлю планку выше.Подготовка мотоцикла и гонщика – это длинный и сложный Процесс. никто не Побеждает с Первого раза. Первый «дакар» алексея Просто отменили. два года тренировок – и вот дубль два.ственного механика, его автомобиль поддержки и запчасти для мотоцикла. Подобная команда поддерживает сразу несколько гонщиков, она сама готовит для них мотоцикл и имеет необходимые запчасти, благодаря чему издержки гонщика снижаются. Сколько стоит такой контракт?Льготный стартовый взнос, который оплачивается в оговоренные сроки, – 13 500 евро, обычный взнос – 16 000 евро. В эту сумму включена оплата транспортировки на пароме в Аргентину и обратно, а также эвакуации с трассы в случае аварии. Также нужно оплатить лицензию от МФР, получить от федерации разрешение на старт. Еще нужен билет в Буэнос-Айрес, около 1500 евро и справка от спортивного врача, а также спортивная страховка.68moto.zr.ru сентябрь 2010