60
61
62
63
HigH-TecH■ Прототип Ника  Шоттера построен  с «продольной»  передней  подвеской. Наклон  осуществляется  с помощью  гидроцилиндров.  Силовой агрегат  на прототипе –  от Majesty 400. подвески трискутеровЗато такой «трискутер» дешевле в производстве: многие его элементы унифицированы с выпускаемыми (теми же амортизаторами, рычагами и ступицами от Vespa GTS), а переделки рамы базового скутера при переходе на трехколесную схему минимальны. Дешевле – чем что? А чем схема на поперечных рычагах, которая сама себе пантограф. Точнее, схемы: их сейчас не одна и не две разновидности. Впервые ее использовал Леопольдо Тартарини – сначала на экспериментальном Italjet Tartatre, а потом на его упрощенной версии Scooop. По сути, это обычная автомобильно-ATV'шная схема на двойных поперечных рычагах, разве что с одним горизонтальным амортизатором. Работало все замечательно, вот только колея в 760 мм лишала скутер главного его преимущества – «антипробочности». (Для справки: у МР3 и Fuoco – 420 мм.) И это если ограничиться «цивильными» ходами подвесок. Вон у вседорожного мелкосерийного Brudeli 654L (на базе KTM 690 SM) колея свыше метра, в результате чего ширина составляет совсем нереальные■ Пожалуй, это самый совершенный  аппарат подобного рода – по крайней мере,  из числа обнародованных. Ник Шоттер  уже вкачал шестизначную сумму  в разработку и надеется заинтересовать  ей мотоконцерны либо потенциальных  инвесторов.1250 мм. И это ради всего-то 180-мм хода. Любопытно, на какие ухищрения пойдут создатели грядущего скутера Peugeot, чтоб и на поперечной схеме остаться, и колею вменяемую получить. Впрочем, судя по деморолику концепта Hybrid 3 Evo, там не менее 700 мм, а сама подвеска – полунезависимая. Нижние рычаги обычные, А-образные, а вот верхний один на оба колеса. Это должно поспособствовать уменьшению колеи, но в теории. Как будет на практике – подождем с полгодика до обещанного дебюта серийной машины.Интересное решение вопроса «ширококолейности» – схема, внедряемая в производство Adiva для трехколесной разновидности ее известного «кабиненроллера» AD. Здесь всё наоборот: пантограф в сборе с рулевым управлением, колесами и тормозами качается относительно рамы скутера на одном продольном рычаге. Система проста, патентно чиста и вполне себе живучая. Вот только неподрессоренная масса здесь такова, что мириться с ней можно лишь на тихоходном и массивном «кабиненроллере».Наиболее же перспективной – и с точки зрения «узкоколейности», и в плане кинематики – выглядит схема на двойных продольных рычагах. Увы, простой ее не назвать: приходится вводить дополнительный рычажный механизм (по сути, тот же пантограф, только не несущий значительных силовых нагрузок) под крепления амортизаторов, а рулевое управление делать с кучей дополнительных звеньев. Последнее,58moto.zr.ru октябрь 20109/16/10 4:36 PM056-059 podveski.indd 58 ■ Рулевое управление на  концепте Tesseract – тягами.  Как и на предполагаемом  серийном аппарате.■ Электрическая (!!!) главная  передача – скорее, плод  воображения. Образец‑то  макетный…впрочем, не сильно заботило Ника Шоттера, основателя и главу компании 4МС, основанной с единственной целью – разработка 4‑колесного скутера. На прототипе, успешно апробированном год назад, в основе и рулевого управления, и механизма принудительного автоматического наклона – гидропривод высокого давления. Впрочем, неудивительно: большую часть жизни Ник оттрубил на различные нефтяные компании (в том числе российские) инженером поэксплуатации насосов и прочей гидравлики. Любопытно, что Ник сразу отверг пути наименьшего сопротивления и все решил делать «как надо» – и переднюю подвеску, и заднюю по аналогичной, продольнорычажной, схеме. Тем же путем, но без сложной гидравлики, пошла Yamaha года четыре назад. Работы над ее четырехколесным мотоциклом велись в строгой тайне, а увидевший свет в конце 2007 года концепт (точнее, концептуальный макет) Tesseract – всего лишь пробный шар для проверки реакции потенциальных покупателей на столь необычное решение. Что было дальше – покрыто мраком секретности. Может, проект прикрыли ввиду кризи-■ Рычаги передней  подвески – по два  на каждое колесо –  с продольным  расположением. Вкупе  с единственным  амортизатором это  позволит добиться  приемлемых ходов  колес, малой колеи  и достаточной  живучести ценой  повышения  неподрессоренных массса, а может, просто убрали «концы» из европейских дизайн‑центров и замкнулись на японских разработчиков (а там завеса тайны почище чем в «оборонке»). А потому не буду оценивать шансы на появление серийного подобия Tesseract – хотя очень хочется верить, что подобную машину мы все же увидимв обозримом будущем. Все же от Yamaha мы уже привыкли ждать чудес. Да и больно хороша идея: мотоцикл, на котором не боишься ни мокрой булыги, ни рельсов, ни замерзших поутру луж. Даже если ты простой юзер, который не имеет ни времени, ни желания посещать курсы «высшего пилотажа».■ Колея базовой версии МР3 (на снимке) – 420 мм. Для омологации версии LT по классу  «квадрициклов» пришлось ее увеличить до 450 мм, а задний тормоз сделать ножным.   В обеих версиях предельный угол наклона скутера 41 градус.октябрь 2010 moto.zr.ru056-059 podveski.indd 59599/16/10 4:36 PM HELL HELLMADE MADEКАСТОМ-БОББЕР КАСТОМ-БОББЕРФОРМАТтекст .Stinger, фото RuridersРэт-роды. Обратите внимание на «кузовщину» Ford начала 30-х, характерную отделку – и радикальное занижение тушек.«Punk dead – а я еще нет!» – заявил миру Фитиль, выкатив на свет божий боббер. Вызывающе канонический, с почти полным набором фетишей олдскула. В том числе заимствованных от рэт-родов, мода на которые, собственно, и инспирировала когда-то нынешнюю волну бобберостроения.889/16/10 4:39 PM60moto.zr.ru октябрь 2010060-063 hellmade.indd 60 Да знаю я, знаю, что мода на бобберы уже прошла свой пик и клонится к закату. Верный признак тому – появление аппаратов в данном стиле у H-D (причем аж в трех семействах) и даже у Honda. Вот только что это за бобберы, если у них куча лишнего: задняя подвеска, указатели поворотов и даже – о, ужас! – переднее крыло? Ничего подобного вы не найдете на настоящих бобберах. Ни на «изначальных», строившихся по-бедности в 50-е из H-D (хотя какое там «строившихся» – скорее, павших жертвами обрезания). Ни на теперешних, возникших на новой волне интереса к олдскулу – точнее, возврата к корням, вызванного увяданием «отростков». Ни на «модифайдах», ни на кастомах. Данный экземпляр – кастом. В чистом виде. У Фитиля, правда, был момент, когда он грешным делом хотел попользовать останки рамы от H-D, но профессиональная гордость взяла свое: несущая структура была выполнена хоть и с использованием заводских кронштейнов двигателя и механизма регулировки моторной передачи, но заново, куда более легкой и аккуратной, нежели заводская с ее похабными штамповками и поковками. И, конечно же, «сухой» – дань традициям, как и перелопаченный «спрингер» от «Валуя», и 16-дюймовые колеса. Последние, правда, от современной «электрички» – под дисковые тормоза. Сочетанием классики и модерна можно назвать и силовой агрегат. Двигатель – реплика Panhead, чей объем в 88 дюймов (1450 кубов), по словам Фитиля, как никакой другой гармонирует с окраской SchwarzWeiss-Rot. Да-да, изначальная конструкция мотора сильно усовершенствована – помимо увеличенного объема, здесь по две свечи на цилиндр, S&S'овский карбюратор и много других новоприобретений. КП помоложе морально, но постарше физически – от H-D Evo, последнего из «харлеев» с отдельно стоящей коробкой – и дополнена механизмом кикстартера с наружной возвратной пружиной. А управляется она и вовсе архаично – «правильными» для бобберов Jockey Shiſt`ом и Suicide clutch`ем (ручным рычагом коробки и педалью сцепления соответственно). Короче, ретро. А вот состыкованы они вполне себе современным ременным приводом, ременная и главная передача. Почти классическая для боббера механическая часть, при этом, как видим, вполне себе рациональная с точки зрения бюджета. Хотя совсем «народным» в постройке аппарат не назвать: один только мотор в Америке стоит $7799; к слову, есть варианты и подешевле, скажем, RevTech 88 там же предлагается за $3999, но Фитиль хотел именно реплику канонического Panhead. Тем не менее это деньги многократно меньшие тех, коими оперируют многие клиенты кастом-ателье, а темРЭТ-РОД – направление в хотроддинге, зачатое в конце 90-х как аллергическая реакция на засилье сверхдорогих кастомов и гламурных хот-родов от Бойда Коддингтона и ему подобных. По сути, возвращение к истокам хотроддинга: минимум украшательства (вплоть до матового окраса), минимум «лишних» деталей, простые решения, достаточная для «машины выходного дня» мощность. При этом особое почтение стилистическим решениям из 40–50-х, в частности, шинам с вайтволлами на алых стальных колесах, радикальному занижению (по меркам тех лет даже слишком радикальному) – и часто демонстративно-напускное пренебрежение внешним видом (пятна ржавчины, искусственно затертые надписи), за исключением узлов и агрегатов, которые должны блестеть хромом и яркой краской. Символом направления стал Rat Fink – персонаж комиксов от культовой фигуры хотроддинга 50-х, Эда «Big Daddy» Рота, ненавидевшего Микки Мауса и нарисовашего злобную зеленую крысу в пику диснеевскому любимцу американских жлобов.октябрь 2010 moto.zr.ru060-063 hellmade.indd 61619/16/10 4:39 PM