98
99
100
101
102
103
104
105
спортВеТеРАНы жГУТДва прошедших этапа в Швеции (Маллила, 7‑й этап, Гран При Скан‑ динавии) и в Хорватии (Горичан, 8‑й этап, Гран При Хорватии) за‑ помнились победой ветеранов спидвея и многочисленными трав‑ мами гонщиков. Шведский этап Гран При собрал полные 15‑тысячные трибуны и за‑ вершился победой 36‑летнего поль‑ ского гонщика Руне Холты, опере‑ дившего в финальном заезде австралийца Джейсона Крампа, со‑ отечественника Томаша Голлоба (на фото) и шведа Фредрика Линдгрена. О травмах. Трехкратный чемпион мира датчанин Ники Педерсен рас‑ тревожил еще незалеченное плечо и после двух заездов отказался от борьбы. Он же стал виновником столкновения с соотечественником Хансом Андерсеном, в котором тот сломал два пальца на руке. Не за‑ кончил гонку и Эмиль Сайфутдинов, вернувшийся после двухмесячного перерыва, связанного с переломом левого предплечья. Но если в Пра‑ ге россиянин пострадал в результа‑ те собственной ошибки, то в Шве‑ ции ему «помог» Голлоб, как заправский дровосек, срубивший мотоцикл Сайфутдинова. Гонщика выкинуло из седла в мягкое ограж‑ дение, при этом каким‑то чудом 80‑килограммовая махина не на‑ крыла россиянина. Предваритель‑ ный диагноз – перелом запястья.> > > >СПИДВЕЙГоллоб отделался ушибом ноги и ободранной до косточек кистью. Польский гонщик принес извинения Сайфутдинову: «Чистая случай‑ ность. Пред‑ полагал, что Эмиль проедет немного даль‑ ше, и у меня будет место для маневра. К сожалению, произошло столкновение. Прошу прощения у Эмиля за слу‑ чившееся. Никакого злого умысла здесь нет. Все произошло в пылу борьбы». Сайфутдинов в Быдгоще (Поль‑ ша) прошел детальное медицин‑ ское обследование, которое ука‑ зало на вывих правого запястья, растяжение связок и перелом ладь‑ евидной косточки. На шесть недель наложен гипс, и сезон для россия‑ нина завершен. В Хорватии выиграл 40‑летний американец Грег Хэнкок (чемпионмира 1997 года), которого многие поклонники и специалисты спид‑ вея досрочно отправили на пен‑ сию. Лидеры текущего зачета поляки Томаш Голлоб и Ярослав Хампель позволили австралийцу Джейсону Крампу приблизиться к себе на рас‑ стояние вытянутой руки. Видимо, соотечественник Крампа Дэйв Уотт так и будет заменять вы‑ бывшего из‑за повторно получен‑ ной травмы Сайфутдинова до за‑ вершения Гран При.Вадим АЛИМБЕКОВ> >личный чемпионат мира по спидвею (после 8 этапов из 11)1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 15. Томаш Голлоб Ярослав Хампель Джейсон Крамп Руне Холта Кеннет Бьерре Грег Хэнкок Крис Холдер Крис Харрис Эмиль Сайфутдинов 117 110 107 82 81 75 73 72 33БОЛьШОй ТАЛАНТ иЗ БОЛьШОГО КАМНЯАртем Лагута в свои 19 лет стал пер‑ вым россиянином, сумевшим выиг‑ рать финал отборочного цикла лич‑ ного чемпионата мира по спидвею Гран При Челлендж. До этого каких‑ либо личных достижений у молодого гонщика на международной арене не было, и его шансы на выход в ми‑ ровую серию нигде не рассматрива‑ лись (ни одна из букмекерских кон‑ тор не включила Артема и других В Дании, помимо Лагуты, Россию представляли его старший брат Григорий и Роман Поважный. Но им суждено было стать статистами фи‑ нала, который прошел при накрапывающем дожде. Григорий после неудачи в Кубке мира и здесь себя ничем не про‑ явил. Во всех интервью он публично озвучивал главную цель сезона – попасть в Гран При. Однако мечта ос‑ талась мечтой. Артем шесть раз выезжал на трек и в пяти стартах одер‑ живал победы, в том числе и в перезаезде за 1–2‑е места: в нем был повержен швед с бра‑ зильскими корнями Антонио Линд‑ бак. «До сих пор не верю в это – чувствую себя, как во сне! В межсезонье постараюсь тщатель‑ но поработать и подготовиться так, чтобы остаться в восьмерке лучших по итогам «Гран При‑2011». Наде‑> Артем Лагута: родился 12 ноября 1990 года в городе Большой Камень, Приморского края. В 5 лет сел на кроссовый мотоцикл. Дву­ кратный чемпион Приморского края по мотокроссу в классах «85» и «125». В 16 лет сел на спидвейный мотоцикл. Чемпион России среди юниоров (2009 г.) и среди юниоров до 19 лет (2008 г.). Серебряный призер парного чемпионата Европы в составе сборной России (2009 г.). Бронзовый призер Кубка европейских чемпионов среди клубных команд в составе команды «Восток» (Владивосток) 2009 года. Хобби – мотокросс, хоккей.Сборная ПольшИ ПоД рукоВоДСтВом марЕка ЧЕСляка СохранИла у СЕбя кубок оВЕ ФунДИна (так кубок мИра Стал назыВатьСя С 2001 гоДа).представителей России в десятку). В отличие от Эмиля Сайфутдинова, получившего место основного гон‑ щика в Гран При по wild card от орга‑ низаторов, Лагута прошел весь от‑ борочный цикл и без посторонней помощи добился права на старт в элите мирового спидвея в 2011 году.юсь, что Эмиль Сайфутдинов оста‑ нется в серии, и мы сможем помочь друг другу», – сказал победитель соревнований Лагута. В Войенсе разыгрывались три основные путевки и судьба двух из них известна – Лагута и Линдбакзабронировали себе места в Гран При‑2011. Занявшему третье место шведу Фредрику Линдгрену эта путевка может не понадобиться в случае попадания его в восьмер‑ ку лучших по итогам текущего цикла Гран При, где он пока зани‑ мает 9‑е место. если швед все же вкатится в восьмерку, то его путев‑ ка будет отдана поляку Янушу Колодзею. Недовольный таким раскладом Колодзей подал протест на наличие запрещенных сплавов в моторах призеров гонки. Подведение офици‑ альных итогов растянулось на два часа, но ничего криминального в ра‑ зобранных до «наготы» двигателях найдено не было. Протест поляка был отклонен. Попадут ли в мировую серию два россиянина – неизвестно. Это зави‑ сит от организаторов. Сайфутдинов, выбывший из‑за травмы до конца сезона, во второй раз может и не по‑ лучить wild card. Успех Лагуты сни‑ зил этот шанс.Вадим АЛИМБЕКОВ96moto.zr.ru октябрь 20109/16/10 5:51 PM096-097 sport.indd 96 > > > >ФРИСТАЙЛтекст Андрея ПРАВДИВЦЕВА, фото Екатерины ПРАВДИВЦЕВОЙСейчас нет возможности прыгать – нет поролоновой ямы.ЛЮБИМЫЙ ТРЮК – «ШАОЛИНЬ»Алексей, как ты начал заниматься мотофристайлом? Год назад пришел из мотокросса, в котором провел 17 лет. Мне всегда нравились красивые прыжки. Уже с детства я пробовал выполнять простейшие элементы фристайла. Говорят, что возвратившиеся в кросс после фристайла улучшали свои результаты за счет того, что могли выполнять более рискованные прыжки... Я думаю, это неправда. Насколько я знаю, все те, кто переходил из мотокросса во фристайл, обратно не возвращались. Каковы планы на будущее: кросс или фристайл? Сейчас занимаюсь и тем и другим, но основной упор на фристайл. Какой твой любимый трюк? Пожалуй, «шаолинь». Это когда высовываешь ноги через руль и делаешь шпагат. А что бы хотелось показать такого, чтобы все сказали: «Ах!»? Есть у меня несколько наметок. Body varial – вращение над мотоциклом без контакта с ним. Мотоцикл будет лететь ровно, а я буду вращаться. Это то, что показали в Мадриде на Red Bull X-fighters? Это несколько другое. В Мадриде показали «вольт» – вращение вокруг вертикальной оси. А я буду вращаться вокруг горизонтальной. У меня есть наметки, как выполнить этот трюк, я давно о нем думаю. Сейчас нет возможности прыгать – нет поролоновой ямы. Я сейчас этим занимаюсь и надеюсь: в скором времени все получится. Где ты тренируешься? Тренируюсь с Алексеем Колесниковым в Коломне. Параллельно какое-то образование получаешь или все силы на кросс и фристайл? Учился на психолога, но профессиональному спортсмену очень тяжело везде поспевать. А дополнительно форму поддерживаешь? Только бег. Чем занято свободное время? Мне нравится ездить на всём, что едет. Люблю ходить в клубы, кино, люблю гулять. А что посоветуешь начинающим мотофристайлерам? Побольше упорства, потому что это психологически сложный вид спорта. Мы за 15 минут устаем так, как на гонках за час езды. Испытываешь чувство страха, когда летишь рядом с мотоциклом?> Алексей Айсин профессиональный мотокроссмен, кандидат в мастера спорта по мотокроссу, единственный гонщик, совмещающий и фристайл, и кросс. Родился 06.12.1986, живет в г. Видное (Московская область).Иногда, но за 17 лет на мотоцикле страха стало гораздо меньше. Есть какие-то обряды перед прыжками? Суеверия? Нет. На кого ровняешься в мотофристайле? Я не делаю себе кумиров. Я просто смотрю на других и что-то заимствую у них, а что-то придумываю сам. А на последних выступлениях Red Bull X-fighters кто понравился больше всех? Мне очень нравится техника исполнения Нейта Адамса, который занял в Москве второе место. Я не ожидал от Леви Шервуда, что он победит, но он произвел хорошее впечатление, молодец парень. Как родители относятся к фристайлу? Поскольку я уже давно занимаюсь мотокроссом, родители уже не обращают внимания. Меня отец привел в мотокросс, а мама уже давным-давно смирилась с этим. Спасибо и удачи!ТЕМА МОТОФРИСТАЙЛА В РОССИИ ПОСТЕПЕННО НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ. ПЕРВОГО ПРОРАЙДЕРА, АЛЕКСЕЯ КОЛЕСНИКОВА, ПО ДОСТОИНСТВУ ОЦЕНИЛИ ЗВЕЗДЫ МИРОВОГО ФРИСТАЙЛА НА RED BULL XFIGHTERS, ПРОШЕДШЕМ В МОСКВЕ. НО И КОЛЕСНИКОВ УЖЕ НЕ ЕДИНСТВЕННЫЙ РОССИЯНИН В ЭТОМ ВИДЕ СПОРТА.октябрь 2010 moto.zr.ru096-097 sport.indd 97979/16/10 5:51 PM   РАСПАХНУТЫЙ МИРпутешествие по средней азииСрЕДНЯЯ АзиЯ. ПУТЕВыЕ зАмЕТКитекст Анатолия ЧЕрНЯВСКОГО, фото автораСтрелка компаса моих странствий указывала на Среднюю Азию. Там, за лесами, раскинули свои горы и степи и Казахстан, и Узбекистан, и все же моя основная цель – Таджикистан. Почему? Возвращение к истокам, можно так сказать. Я родился в городе с названием «Понедельник» – Душанбе. Готовиться начал за несколько месяцев. Думал: «Ну, в этот раз все сделаем заранее», а получилось как всегда – в последние пару дней. Как назло, китайский GPS отказал аккурат накануне выезда. Но не откладывать же старт! Еду по M6 до Астрахани. Первая ночевка за Тамбовом. Палатку ставил в шлеме: комары98moto.zr.ru октябрь 20109/16/10 5:06 PM098-105 travel.indd 98 ‣ ПО СРЕДНЕЙ АЗИИ с.98, МНЕНИЕ О МОТОСЛЕТАХ с.106, WOLVES HOUSE В ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНОМ с.108, КНИГА «МОТОРОКЕРЫ» с.109, УБИЙСТВО НА ТРАССЕ с.110МОТОКЛУБ“МНОГО СТРАНСТВОВАЛ Я В РАЗНЫХ КРАЯХ ЗЕМЛИ: ПОБЫВАЛ В ГОСТЯХ У МНОГИХ НАРОДОВ И СРЫВАЛ ПО КОЛОСКУ С КАЖДОЙ НИВЫ, ИБО ЛУЧШЕ ХОДИТЬ БОСИКОМ, ЧЕМ В ТЕСНОЙ ОБУВИ, ЛУЧШЕ ТЕРПЕТЬ ВСЕ НЕВЗГОДЫ ПУТИ, ЧЕМ СИДЕТЬ ДОМА…”СААДИдикие! Далее на Волгоград, где меня приютил клуб Ferum. Там задержался на два дня осмотреть город. Потом Астрахань, город воды и мошкары. Шлем лучше не снимать – залетают, цепляются за ткань и едут на халяву, покусывая тебя. Перед Казахстаном большая очередь из фур. Проезжаю к шлагбауму без очереди. Въезд в Казахстан разрешен по российскому паспорту, но без регистрации – только на 5 дней. 8 из 10 наших таможенников – казахи. Наши отпускают быстро. Но именно на мне начинается один из многочисленных перерывов. Все стоят на жаре, таможенник сидит и смотрит из своей будки, у него важный технический перерыв. Наконец заезжаю на территорию таможни. Досмотр. Достаювсе вещи, разъясняя, что и зачем. Все это происходит на жаре. С меня берут 1000 тенге (200 руб.) непонятно за что. Затем страхую мотоцикл (на 20 дней – 435 рублей). И вот я в первой из стран пробега – Казахстане. Жара, простор, верблюды и дорогие иномарки – первые впечатления о Казахстане. Откуда деньги на такие машины? Оказывается, эта часть Казахстана богата нефтью. Заезжаю на заправку, 92-й бензин – около 18 рублей на наши. Дорога хорошая, степь, машин немного. По обочине неторопливо разгуливают верблюды. Владельцем верблюда стать очень просто: видишь бредущего верблюда, вешаешь на негосвою бирку, и ты – владелец верблюда, который дальше шатается с твоей биркой по необъятным степям. В первый город Атырау (в прошлом Гурьев) въезжаю уже под вечер. В городе цивилизация: магазины, витрины, молодежь в наушниках. Спрашиваю у таксиста, как проехать на Бейнеу. Еду, но для верности переспрашиваю у гаишника. Тот показывает в другую сторону. Спрошу у карты. А прав-то таксист! Пока крутился, совсем стемнело. Селюсь в гостиницу, 400 рублей. Утром путь до Бейнеу. Дорога проходит вдоль «железки», 500 км хорошего асфальта. В Бейнеу на заправке спрашиваю: «Как найти дядю Лешу, у которого сервис с чайханой?» Меня долго не понимают, но потом до тетки доходит: «Так этооктябрь 2010 moto.zr.ru098-105 travel.indd 99999/16/10 5:06 PM РАСПАХНУТЫЙ МИРпутешествие по средней азиивзять, но не может решить, какую цену назвать. Сторговались по 25 руб. за литр. Остановив первую же машину, едет через красные светофоры, я за ним. Приезжаем прямо к отделению, где они, по‑видимому, и торгуют бензином. Выходит мальчик, говорит: закончился. Этот же водила, но уже один, сопровождает меня до единственной дей‑ ствующей заправки, где очередь под сотню машин. Подъезжаю со стороны выезда. Говорю: так и так, нужен бензин, путешествую. Наливают без очереди. Бензин официально отсутствует, но «Нексии» как‑то ездят, а каждый кому не лень с рук продает что‑то отдаленно на него похожее. Объективных причин отсутствия бензина в Узбекистане я так и не узнал. Проезжаю километров 60. Стемнело… Останавливаюсь у дома. Спрашиваю, где можно переночевать. «Если есть палатка, ставь около дома». Русский язык помнит все взрослое население. Семья спит на улице на большом топчане перед домом, причем все на одном. Комаров и других кровопийц тут нет. Раскладывать палатку помогает мальчик лет восьми, который по‑русски не понимает, но смышленый и любопытный. Утром упаковываюсь и, пока прохладно, еду на Бухару. Во время очередной остановки местный узбек говорит: «Только проехали твои двое». Мне скучно, и я помчал вдогонку. Дорога проходит через пу‑ стыню по барханам, асфальт в дырах. Ну, думаю, они летят – точно наши! Я гнал минут сорок. Останавливаюсь в чайхане. Ем и тут вижу: еле тащатся два мотоцикла. Вот, думаю, я за ними пилил, а они и едут‑то еле‑еле, просто где‑то свернули. Оказалось канадцы, парень и девушка, на GSах. Те – «No time!», и потошнили дальше. Никакой радости от встречи! Простим их: они, наверное, просто боятся. Въезжаю в Бухару. Останавливаюсь на посту, смотрю контакты. В Бухаре никого, зато есть ребята в Самарканде. Звоню Андрею. «Приезжай, встретим!» Решаю ехать в Самарканд и пожить там несколько дней. Туда 250 км по хорошей трассе. Гаишников полно. Останавливают на очередном КПП для регистрации. Заходим в будку. «Дай, – говорит, – что‑нибудь и езжай» – «Пойдем к мотоциклу, дам тебе подарок». Достаю взятый для этих целей блестящий брелок… В Навои останавливаюсь. Сзади подъезжает парень на небольшом японском чоппере. С удовольствием пообщались. Тащил меня к себе в гости, но я уже настроился на Самарканд. Парня зовут Урал, показал права, и правда – Урал. Въезжаю в Самарканд. Что‑то есть завораживающее в этом названии, может, от восточных сказок. Останавливаюсь в указанном месте, чув‑ ствуется восточный колорит. Подъезжает Андрей, едем к Игорю, президенту клуба Steel Scorpion. Вечером селюсь в гостиницу на площади Реги‑ стан. Мотоцикл загнали внутрь, туда же влез и Land Cruiser венгров. Гостиница работает на путешествующих иностранцев, но недорогая – за двое суток с завтраком и ужином отдал $24. Наутро заехал Андрей, пошли осматривать досто‑ примечательности. Для иностранцев цена за вход значительно выше. За жителя Ташкента я не прокатил (раскололи после пары вопросов про Ташкент), пришлось платить. Посмотрели медресе, поднялись на минарет, оглядели город сверху. Во второй половине дня с Игорем и Гариком поели самсы и поездили по святым местам Самарканда. На следующий день стартую на юг, на Таджикистан, через Бойсун. Почти сразу за Самаркандом начинаются горы. Наконец‑то становится прохладнее. Проезжаю перевал. Дорога хорошая, только уши закладывает. Внизу встречаю Люка из Франции на «Трансальпе», едет в Самарканд. И вот узбекская таможня. Перед шлагбаумом лужа, которую объезжаю, на что таможенник говорит: «Езжай через лужу!» Мне не жалко, еду через лужу. За шлагбаумом захожу в будку. «Анатолий, с вас 7200 сум (чуть больше 100 руб.) за дезактивацию». Лужа приносит неплохой доход! Дальше обычная процедура с декларациями, штампами, досмотром. Проезжаю к таджикской таможне, ставлю штамп, заполняю миграционную карту. В Таджикистане без регистрации можно находиться не более трех суток. Таджики отличаются от хитрых узбеков большей искренностью и открытостью. Даже с барыгой (менялой денег) приятнее иметь дело. Деньги у них «тяжелее» наших: 1 сомони – 7 рублей. Курс поддерживают труженики на просторах необъятной России, стабильно шлющие на родину бабло в сумме, превышающей государственный бюджет. Без задержек не обходится: нет света снять копии с документов. Жду с час, потом начинаю переодеваться с расчетом, что здесь надолго. И тут меня зовут, забираю доки. Пограничник почти не досматривал, но без вопросов «сколько стоит, жрет, прет», конечно, не обходится. И вот я в Таджикистане, стране гор, которые занимают 95% всей территории. Первое, чему порадовался, это наличию бензина, хоть и по цене доллар за литр. И даже 92‑й! Проезжаю Турсунзаде, где пыхтит алюминиевый завод – наверное, крупнейшее предприятие в стране, а может, и единственное. Построен еще при Союзе, на нем трудился мой дед. До Душанбе 50 км. Звоню Абдулу, прошу, чтоб встретил. Душанбе оказался недешевым городом – не самая дорогая гостиница $80 в сутки. Снял квартиру за $30. Поели в турецком ресторане; еда дешевая, а порции большие. Поехали искать дом, где я родился и прожил до войны в начале 90‑х. Адрес известен, так что после получаса расспросов дом был найден. Ощущение интересное: когда был маленьким, все окружающее казалось огромным, и в воспоминаниях все осталось большим. А на самом деле – невысокая четырехэтажка, район с узкими улицами. Не такой уж высокий памятник Абу Али ибн Сине, каким он казался тогда. Зашел в дом, в квартиру пустили. Посмотрел из окна балкона, до которого не мог дотянуться. Двор остался тем же… Весь следующий день провел в поисках могилы матери на большом русском кладбище. К концу дня все‑таки нашел… Теперь со спокойной совестью могу продолжить путешествие. Перед отъездом прошу Абдула: «Отвези меня к хорошей заправке». Едем. Останавливаемся,Леха!» Леша и Леха по их понятиям совсем разные имена. Позднее выяснилось, что его настоящее имя вообще Леонид. Подъезжаю к чайхане, а Лехи нет – уехал в Актау. За него его брат Нил. Так я там и остался до следующего дня. Утром 80 км грейдера до границы с Узбекистаном. Перед ней заправляюсь под завязку. Казахи пропустили быстро, еду к узбекам. Морально подготовился: сейчас, думаю, начнется долгая процедура и вымогание денег. Ставлю мотоцикл, не торопясь скидываю всю защиту с мыслью, что тут надолго. Узнаю процедуру: берешь тут, идешь туда, потом идешь туда, заполняешь, там заверяешь и идешь сюда на досмотр. Все оказалось не так страшно. Заполнил декларацию, вписав туда все, что только можно, оформил временный ввоз мотоцикла. Закончив с бумагами, иду на досмотр, а тут мне – «Счастливого пути!» – и досматривать не стали. В итоге провел там всего минут сорок, без досмотра и каких‑либо плат. Въехав на территорию Узбекистана, меняю деньги у барыг. По их законам это запрещено – обмен разрешен только в обменниках и банках, которых мало. Но курс у барыг куда приятнее. В Узбекистане ходят «сумы». Курс примерно 1 к 70, крупных купюр нет. За одну тысячерублевку получаешь две пачки их бумажек. Бедные барыги – им приходится бегать с тяжелыми сумками! Пустынное асфальтовое шоссе, без заправок и людей. Изредка пролетают узбеки на своих «нексия‑матизо‑дамасах». Что производят, на том и ездят. Защищают внутренний рынок просто – растаможка иномарки больше 100%. Все сигналят, таращатся из окон, хорошо хоть рожи не корчат. Очень жарко. Узбекистан по количеству силовых структур на душу населения на первом месте в мире. Перед Кунградом останавливают гаишники. Обычно наших на машину двое, а их шестеро. Делаю вид, что рад их видеть, отвечаю на вопросы. Потом один начинает мне что‑то непонятное говорить, похожее на «ножишка». Я говорю, мол «не андестэнд». Он повторяет свое «ножишка». Говорю: «Может, тебе ножка от стула нужна?» Нет… «Ножик, что ли?..» Бинго! Да, старший просит ножик. Говорю, что нож у меня старый, некрасивый и, вообще, я им консервы открываю. Те, помявшись, теряют интерес, и я еду дальше. На въезде в город в нос ударил приятный запах, похожий на запах кальяна с фруктовым табаком. Ищу заправку, спрашиваю, какой бензин. «Как какой бензин?! Бензин как бензин…» Заливаю, достаю канистру с российским, чтобы разбавить. Узбеки опешили: «Откуда такой прозрачный бензин?.. Вот так Россия!..» Жара +58 °С, поток воздуха обжигает, остановиться можно только в тени. За первый день выпил не один литр воды и чая, а в туалете не был. Напиться невозможно! Живот полный, а во рту все равно сухо. Стал пить теплую воду и горячий зеленый чай. Поев (конечно, плов), стартую на Нукус. Там надо бы заправиться, впереди 400 км без заправок. Но в большом городе все заправки пусты, нет даже 80‑го. Спрашиваю у гаишника, где взять бензин. Оказывается, здесь работает только одна заправка. Видно, что он знает, где100moto.zr.ru октябрь 20109/16/10 5:06 PM098-105 travel.indd 100 Хотите, чтобы о вашем путешествии узнали? Пишите по адресу [email protected]“– ЕХАТЬ? РАЗВЕ У ТЕБЯ ЕСТЬ КАКИЕ-НИБУДЬ НЕОТЛОЖНЫЕ ДЕЛА? КУДА ТЫ СОБИРАЕШЬСЯ ЕХАТЬ? – НЕ ЗНАЮ. НО УЖЕ СВЕТАЕТ, УЖЕ ОТКРЫЛИСЬ ГОРОДСКИЕ ВОРОТА И ДВИНУЛИСЬ В ПУТЬ ПЕРВЫЕ КАРАВАНЫ. ТЫ СЛЫШИШЬ – ЗВЕНЯТ БУБЕНЦЫ ВЕРБЛЮДОВ! КОГДА ДО МЕНЯ ДОНОСИТСЯ ЭТОТ ЗВУК, ТО СЛОВНО ДЖИНЫ ВСЕЛЯЮТСЯ В МОИ НОГИ, И Я НЕ МОГУ УСИДЕТЬ НА МЕСТЕ!(Л. В. Соловьев, «Повесть о Ходже Насреддине»)”октябрь 2010 moto.zr.ru098-105 travel.indd 1011019/16/10 5:06 PM РАСПАХНУТЫЙ МИРпутешествие по средней азииа заправки не видать. Тут выбегают бравые ребята с ведрами, вставляют воронку Абдулу в новенький «Опель» и мне в бак и заливают содержимое. Утешаю себя, рассуждая, что, наверно,  Абдул меня сюда не зря привез и «Опель» его  вроде ездит… пока. Дальше дорога на Ташкент через Худжанд  (бывший Ленинабад). Хорошая дорога, отстроенная китайцами за свой счет, чтобы везти товары  в Среднюю Азию. Дорога платная, разбита на  участки и в сумме обходится около $10. Меня  на всех шлагбаумах пропускают без денег. Еду и наслаждаюсь чистым горным воздухом  и прохладой от быстрых холодных горных рек.  После пустыни Узбекистана прохлада дорогого  стоит. Дорога забирает все выше и выше. Но отстроена она не полностью: нет ограждений на поворотах и освещения в туннелях.Первый перевал – Анзоб (3373 м). Красота неописуемая! Еду и думаю, смотря на ЛЭП, стоящие  высоко в горах на отвесных склонах, как их там  ставили. Но в какой‑то момент понимаю, что сам  еду на одном уровне с ними. Закладывает уши. Заезжаю в очередной туннель, в котором темно  и асфальт еще старый, весь в ямах, наполненных  водой. С потолка течет, а впереди КамАЗ кочегарит своим «евро‑5». Этот туннель в несколько километров – часть спуска с Анзобского перевала.  Спускаюсь в ущелье, где еще не отцвели маки,  и с горной рекой мчусь ко второму перевалу Шахристан (3378 м). Здесь подъемы менее затяжные,  но более крутые. Зигзагами дорога поднимает  к небу. От пропасти – метр. Где‑то на высоте 2000 м попадаю в дождь, асфальт меняется на глиняную дорогу с камнями.  Оставшийся участок ползу на первой, «Африка» 102moto.zr.ru октябрь 20109/16/10 5:07 PM098-105 travel.indd 102 Хотите, чтобы о вашем путешествии узнали? Пишите по адресу [email protected]недовольно жужжит вентилятором. Лишь бы колесо не проткнуть об острый камень! Дорога пошла вниз, мотоциклу стало полегче. Дождь остался наверху. Надеюсь, когда‑нибудь еще будет возможность приехать сюда пожить недельку‑другую среди красивых гор с чистейшим воздухом рядом с прозрачной шумной рекой. Дальше выхожу на уже открытый участок дороги до Худжанда, где находится Таджикское водохранилище. Там планирую денек отдохнуть и зарегистрироваться в гостинице, ведь сегодня третий день в Таджикистане. Но администратор турбазы отрезал: «Регистрацию не делаем». У меня два варианта: возвращаться в Худжанд и ночевать в гостинице либо переезжать границу. Выбираю второй… В конце дня подъезжаю к границе. Ну, думаю, сейчас братья‑таджики меня быстро выпустят. Напяливаю маску радости общения со всеми. Не тут‑то было! Таможенник заявляет: «Никакой ты не турист» – «А кто?!..» – «Ты вывозишь наркотики». А как без них в Таджикистане? Переходим к досмотру. Дело доходит до аптечки. Цепляется за перевязочную повязку. «Почему не упакована? Ты пропитал ее наркотой». Наркоман‑бобик лежит мирно в углу, за бобика сошел якобы врач. На границах там всякий врач, кто надел белый халат. Долго вертел повязку, нюхал ее и просма‑ тривал на свет. «Мы отправим ее на экспертизу и имеем право задержать тебя на три дня» –«Я и не сомневаюсь, что вы можете, тока я не тороплюсь, время у меня есть» – «Ладно. Иди, пиши декларацию». Прихожу с декларацией. «Давай квитанцию об уплате дорожного налога при въезде в Таджикистан» – «Какой налог? Я весь Таджикистан ехал по платной дороге Душанбе – Ташкент. На самом деле налог при въезде платить действительно нужно, но раз меня об этом не просили, сам я деньги не горазд отдавать. Таможенник объявляет: «Нужно заплатить 40 сомони (300 руб.) налога, плюс столько же штраф, итого 80». Сошлись на 60, и я поехал к узбекским погранцам. Опять стандартная процедура с декларациями и т.д. Как ни странно, узбеки второй раз на въезде особо не шмонают, и платить ничего не нужно. Параллельно таможню проходила велосипедистка Лена. Покатавшись где‑то в районе Памира, она привезла разобранный и упакованный велик на такси. Таможенник заставляет ее собрать велик и проехать на нем границу, иначе по их законам получается, что она хочет ввезти велосипед как товар с целью продать. Девочка в истерике тянет велик в одну сторону, таможенник – в другую. Как уж она каталась и его разбирала, не знаю: ключей у нее нет. Велик с горем пополам собрали, поехала по границе она на нем. А за шлагбаумом его в такси и в Ташкент. Бедные иностранцы пыхтят на великах по пустыням и степям, а наши путешествуют на такси.Созвонился с Рустамом, тот дал ориентир в Ташкенте. От таможни – около 90 км. Езда ночью по оживленной дороге в Узбекистане – это тот еще экстрим. Все летят на своих «Нексиях» с дальним светом, поворотники никто не включает, а если включил – бойся! – водитель задумал что‑то невообразимое. Наши водители – просто ангелы. В Ташкенте селюсь к Рустаму. На следующий день ТО мотоцикла с заменой масла, которое везу с собой. «Африка» не съела ни грамма за 12 000 км по жаре. Покатались по городу. До недавнего времени передвижение на мотоцикле по Ташкенту было запрещено. Как объяснили, ребята догнали эскорт президента, и тот, махнув шашкой, объявил все мотоциклы вне закона. Запрещающие знаки и сейчас висят по всему городу. Есть у узбеков и правильные законы: за кражу транспортного средства дают 15 лет. Это на первый раз, повторно сажают пожизненно. И работает. Говорят, можно оставить машину с ключами, но я бы не рискнул. Еще одна особенность Узбекистана – это их деньги. Сначала было неуютно гулять с пачкой денег. В магазинах стоят счетчики. Зачем такие расходы на бумагу, счетчики, не говоря о неудобствах расчета? Непонятно… В Узбекистане много непонятного. Так же, наверное, думают иностранцы и о нашей стране. Наутро решаем поехать на Ташморе, водохранилище недалеко от Ташкента. У меня заканчиваетсяоктябрь 2010 moto.zr.ru098-105 travel.indd 1031039/16/10 5:07 PM