78
79
ПРАКТИКУМлеса автомобильных шипов на клей. Это можно сделать в специализированном шиномонтаже, а можно и самостоятельно. При этом важен выбор правильной резины – с твердой, широкой и достаточно высокой шашкой. Для переднего колеса выбирают шипы покороче, более длинные – назад. В шашках покрышки сверлят (несквозные!) отверстия и в них вставляют намазанные клеем шипы. Второй вариант – приобрести специальные фирменные шипы со специальной отверткой. Такие выпускает, например, компания gripstuds.com. При этом сверлить колесо и мазать шипы клеем не нужно. Просто вкрутите шип, как саморез, в шашку! Еще одно модное направление зимнего мотоспорта – установка спидвейного шипа на шоссейныеСпидвейные шипы требуют тщательности при установке и регулярного ухода. И хорошей экипировки – ведь резать они способны не только лед!мотоциклы. Спидвейный шип принципиально отличается от кроссового длиной. 28 мм стали – не шутка. Шип вставляется в предварительно просверленное отверстие в шине изнутри, снаружи закручивается плоской шайбой. Такие шипы в магазинах не продаются и достать их можно только через спортсменов, занимающихся ледовым спидвеем, или заказать на заводе. Обутый в такую резину спортбайк способен творить чудеса на льду, однако необходимо помнить и о правилах безопасности. Во-первых, шоссейная резина ни в коем случае не предназначена для того, чтобы в ней проделывали сотни отверстий. Ослабляется ее корд – и срок службы может свестись к нескольким скоростным сес-сиям. Во-вторых, сами шипы достаточно сильно двигаются в теле покрышки, отчего затягивающие их гайки постепенно ослабевают и раскручиваются. За этим тоже приходится следить постоянно. Есть хороший потенциал для новых идей. Тем не менее, удовольствие промчаться со скоростью за двести по ледяной глади трудно с чем-то сравнить. Как единственная пока альтернатива шипам существуют конструкции, позволяющие из мотоцикла сделать что-то наподобие снегохода. Вместо заднего колеса устанавливается небольшая гусеница, а спереди ставится лыжа. Работает такая система в основном на глубоком снегу. Однако на укатанных дорожках, на льду и на асфальте вам придется несладко. Но все-таки что делать с обычной уличной ездой? Почему нельзяпросто зашиповать покрышки обычными автомобильными шипами, спросите вы? Технология эта известна в большинстве шинных компаний. Хорошие автомобильные шипы – тоже не проблема. Но все оказывается не так просто. Во-первых, как я уже говорил, даже ошипованные мотоциклетные колеса не могут гарантировать надежное сцепление с обледеневшим асфальтом. Если лед тонкий, шип прорежет его насквозь и упрется в твердую поверхность, зацепиться за которую не сможет. Во-вторых, для того чтобы шип хорошо сидел, резина должна быть очень твердой, а для того чтобы покрышка хорошо держала холодную и скользкую дорогу, она должна бытьливных жиклеров в горах? Примерно на 2,5% каждые 1000 м. То есть до 1000– 1500 м можно ничего не перенастраивать, особенно, если предстоит взять лишь пару перевалов, а весь отпуск пройдет у моря. Пилоты поршневых самолетов отмечают, что до высоты 1500–2000 м никаких регулировок двигатель не требует и мощность почти не теряет. Не забудем, что даже после корректировки состава смеси мощность двигателя все равно уменьшится по сравнению с той, что была на уровне моря – ведь наполнение цилиндров в разреженном воздухе все равно хуже. Тут поможет только наддув (см. с. 72). С температурой дела обстоят сложнее. Здесь, помимо изменения плотности воздуха, меняется и вязкость топлива, причем разброс расхода бензина через жиклер при изменении температуры от –40 °С до +40 °С может достигать 20–30%! ПоэтомуДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ «МОТО»! ВАС – ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ. НАША ЭЛЕКТРОННАЯ (И БУМАЖНАЯ) ПОЧТА ГОТОВА ПРИНЯТЬ ВСЕ ВАШИ ОТВЕТЫ. ПРИСЫЛАЙТЕ ВАШИ РЕШЕНИЯ, ВЕДЬ ЕВГЕНИЙ КАЛИНИН, В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ ДАВШИЙ НАИБОЛЕЕ ПОЛНЫЙ И ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ, – НЕ ЕДИНСТВЕННЫЙ ЗНАТОК В НАШЕМ КЛУБЕ, МЫ В ЭТОМ УВЕРЕНЫ. НА ЭТОТ РАЗ ПОБЕДИТЕЛЬ ПОЛУЧАЕТ ПЕРВОКЛАССНЫЕ МОТОЦИКЛЕТНЫЕ ОЧКИ, КОТОРЫЕ ПРИГОДЯТСЯ И В ГОРАХ, И НА РАВНИНЕ.ОТВЕТ НА ЗАДАЧУ ИЗ № 8ГОРЫ И ЖИКЛЕРЫО том, что для разных условий работы мотора жиклеры в карбюраторе выбирают разные, слышали многие. Но вот какие когда? Какие в мороз, какие в горах? Об этом и шел разговор в условии задачи. Конечно, тема эта родилась не вчера. Многие фирмы – производители карбюраторов и тюнинговых китов давно разработали свои рекомендации – и по жиклерам, и по положению иглы, и по настройке пусковой системы. Но мало кто объясняет, почему с изменением температуры или высоты над уровнем моря происходит изменение состава смеси. Попробуем разобраться. На первый взгляд, все действительно просто: на высоте воздуха меньше, значит смесь становится богаче. Но вспомним, что бензин в диффузор поступает не самотеком, а подсасывается из поплавковой камеры за счет разрежения (кстати, почти все читатели почему-то написали это слово через букву «я», хотя к разряд-ке напряженности или грозовым разрядам разреженный воздух не имеет никакого отношения). Вот отрывок из письма Евгения Калинина: «…топливо поступает в диффузор карбюратора под действием разряжения воздуха в местном сужении диффузора относительно атмосферного давления воздуха. На перепаде этих давлений основан принцип дозирования главной топливной системы карбюратора. Однако этот закон нарушится, если температура или плотность воздуха значительно изменится». Итак, бензин подсасывается за счет разницы давлений снаружи карбюратора и в его диффузоре. А давление в диффузоре зависит от скорости потока (в квадрате пополам) и плотности воздуха. Подсчитать его нетрудно, учитывая, что при скоростях воздуха в карбюраторе его плотность можно считать неизменной. На высоте уменьшается не только плот-ность воздуха, но и давление. Поэтому, с одной стороны, бензина из жиклеров подсасывается меньше (в вакууме карбюратор вообще бы не смог работать), но, с другой стороны, меньше и плотность воздуха, то есть количество кислорода на единицу его объема. Действительно, горючая смесь с высотой становится богаче, и причина в том, что перепад давлений между атмосферой и диффузором карбюратора уменьшается медленнее, чем плотность воздуха. Насколько нужно уменьшать сечение топ-ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!Мы продолжаем конкурс на призы компании BMW, начатый в «Мото» № 5-2010. Ваши ответы на задачи из разных областей техники послужат школой для всех.7. Не путай передачи!Мой мотоцикл на пятой передаче разгоняется до 200 км/ч, а на шестой – только до 180 км/ч. А у приятеля вроде такой же мотик, но едет 180 км/ч на пятой и 200 км/ч на шестой. Не пойму, в чем дело. Может, передачи местами перепутали?Ответы с пометкой «Задача» присылайте на почтовый или электронный адрес редакции (см. с. 6) до 15 декабря 2010 года. Не забудьте указать удобный для вас способ быстрой связи.78moto.zr.ru ноябрь 2010 Trelleborg – хорошо, долговечно, но очень дорого.очень мягкой. Пока технологии, объединяющие эти два качества, существуют лишь для автомобильных шин, выпускаемых миллионными тиражами. К тому же, площадь и форма пятна контакта автомобильной и мотоциклетной шины, особенно в наклоне, мягко говоря, разнятся. Тем не менее, существуют небольшие, в основном немецкие шинные компании, выпускающие шипованные покрышки для скутеров. Меньшие скорости и нагрузки позволяют этому виду двухколесного транспорта более безопасно передвигаться по скользким дорогам. Ну а если с морозом и ветром вы на «вы», можно просто прийти в гараж и привинтить к мотоциклу какую-нибудь новую тюнинговую деталюшку, чем невероятно себя порадовать!в холодную погоду ставят топливные жиклеры увеличенной производительности – примерно по 1% на каждые 10 °С. Нередко же приходится учитывать оба параметра – ведь в горах, как правило, холоднее. Например, при +30 °С на уровне моря нужен такой же жиклер, как при +4 °С на высоте 2000 м. То есть, в принципе, можно ничего и не настраивать! Но, как заметили В. и С. Степанниковы, с высотой температура может и не падать. Например, летом, когда солнце прогревает склоны и луга, в горах может быть даже жарче, чем в тенистой долине. Влияет на состав смеси и влажность воздуха. С одной стороны, она увеличивает его плотность, а значит, и подсасывание топлива через жиклеры. С другой, влага в воздухе уменьшает долю кислорода. Поэтому и тут смесь приходится обеднять. Отдельного упоминания заслуживает пуск холодного двигателя. Поскольку в нем практически не задействованы ни главный жиклер, ни дозирующая игла, главное внимание уделим жиклеру холостого хода и переходной системы, подстроечному винту качества и топливному жиклеру пусковой системы. Однако в большинстве случаев, значительно облегчить пуск позволяет регулировка состава смеси на холостом ходу. Цитируем Евгения Калинина: «Придется значительно (на 20–50%) обогатить смесь винтом «качество» для уверенного запуска двигателя. Кстати, на испаряемость бензина в холодное время года гораздо сильнее влияет температура самого топлива чем температура воздуха».рекламаноябрь 2010 moto.zr.ru79