76
77
ПРАКТИКУМШИПУЕМ ШИНЫ НА ЗИМУтекст Владимира ЧАЙКОВСКОГО, фото Евгения БОБРИКОВАСКОЛЬЗКИЙЕвген текст Владимира ЧАЙКОВСКОГО, фото ия БОБРИКОВА и из архива редакцииВОПРОС76moto.zr.ru ноябрь 2010Зимой большинство мотоциклов мирно спят в гаражах, а байкеры и байкерши мучаются от разного рода токсикозов. Но для кого-то мотосезон с приходом зимы отнюдь не прерывается.Легкая осенняя грусть приходит ко мне всякий раз, когда на лужах появляется ледяная корочка, а во дворе приятный уху щебет птиц сменяется резким, разносящимся во все стороны карканьем ворон. И вопли «пустых» акраповичей, йошимур и прочих «братьев» все реже будят по ночам. На Горе уже не встретить стай сверкающих и ухающих басами золотых крыльев, и только редкий скутерист, вцепившись посиневшими пальцами в руль, изредка нарушит покой мерно чадящих в грязных пробках полусонных автомобилей. И это только октябрь, а впереди еще пять месяцев холода и темноты. Но так ли все печально на самом деле? Ведь зима – исконно русское время года. И мы должны не грустить, а радоваться ее приходу. Лыжи, коньки, санки, кулачные бои, спидвей, Фирменные саморезы с резьбовой вставкой – неплохая альтернатива. В комплекте есть специальная отвертка.‣ ПРАКТИКУМ с.76, КОНКУРСЫ с.78, САМОПАЛ с.801. На точиле стачиваем выступы на пятке будущего шипа.3. Под прямым углом сверлим сквозное отверстие в шашке, чтобы дюбель входил с хорошим натягом.6. Надеваем шайбу…10. Из брезентового рукава отрезаем защитную ленту для камеры.7….и осаживаем ее оправкой, подставив изнутри покрышки опору. 2. Ровная поверхность – залог долгой службы камеры. 4. Вставляем дюбель в отверстие…11. А чтобы она не соскользнула при монтаже, приматываем ее к камере скотчем.в конце концов! Вот в чем мы знаем толк. Кстати, спидвей – мотоциклетный вид спорта, где наши соотечественники всегда занимают лидирующие позиции. А что нам мешает кататься зимой на мотоцикле? В качестве транспортного средства зимой можно использовать лишь мотоцикл с коляской. К сожалению, до сих пор не придумано покрышек, способных достаточно надежно «держать» на асфальте, на снегу и на льду, а потеря передним колесом надежного сцепления с дорогой даже на долю секунды приводит двухколесный аппарат к падению. Но для развлечения и для зимнего спорта мотоцикл прекрасно подходит и совсем не обязательно нам становиться заядлыми спидвеистами. Итак, самое важное – обеспечить надежный контакт шин с дорогой (озером, полем). Существует нешипованная зимняя резина для кроссачей, однако диапазон ее применения ограничен снежно-земляными трассами. Есть даже специальный класс зимних соревнований по мотокроссу «без шипов». Но если хочется просто покататься в свое удовольствие, такой вариант вряд ли устроит. Стоит попасться на пути обледенелому участку или просто сильно укатанному снежку – и контроль над мотоциклом полностью потерян. Значит, нужны шины с шипами. Для кроссовой техники и «злых» эндуро компания Trelleborg – лидер8. Привариваем полуавтоматом шайбу к дюбелю. 5….и осаживаем молотком через деревянную проставку, чтобы не повредить покрышку.в своем сегменте – давно выпускает прекрасные «шиповки». Свои варианты предлагают и другие известные европейские шинники. Шипы у таких покрышек очень прочные, высотой чуть меньше сантиметра. Вершина шипа представляет собой твердосплавный наконечник, вплавленный в стальное тело шипа. Затупить такие шипы невозможно и при соблюдении нескольких несложных правил фирменные покрышки можно использовать несколько зим подряд. Мотоцикл в такой «обуви» уверенно идет по гладкому льду, хорошо стоит на промерзших и в меру заснеженных трассах, прекрасно контролируется водителем. При этом для новичков езда по ледяной трассе может оказаться очень полезной. Все реакции мотоцикла становятся плавными и как бы задемпфированными, поэтому очень легко овладеть навыком управляемого заноса, научиться контролировать пробуксовку,9. Готовый шип. Делов-то на пару минут!правильно дозировать тормозные усилия. Конечно, без падений тут не обходится, но мотоцикл на льду даже падает плавно, так что к серьезным травмам это не приводит. Но ограничения тоже есть, и существенные. Прежде всего, такие покрышки подходят для езды по пороше, утоптанному снегу и льду. При езде по промерзшей земле и, тем более, по асфальту необходимо соблюдать осторожность и избегать пробуксовки. Иначе шипы быстро вылетят, а оставшиеся «лягут» вдоль протектора, и резко перестанут держать. Глубокий снег – трудное покрытие для мотоцикла. Езда по нему требует тех же навыков, что и по песку, с той лишь разницей, чторазогнаться по рыхлому снегу до скорости «выхода на глиссер» практически невозможно (плотность не та) отчего и сил на преодоление снежных участков уходит очень много. Максимально широкая резина и не слишком оборотистый, но тяговитый мотор утилитарного эндуро типа Suzuki VanVan 200 или Yamaha Serow 225 тут помогут значительно больше, чем спортивная удаль иного кроссмена. Есть у фирменных «шиповок» и еще один очень существенный минус – цена. Стоимость комплекта «Треллеборга» – около 20 000 рублей. Естественно, не каждый готов расстаться с такой суммой ради нескольких прохватов по льду замерзшего пруда на даче. Поэтому многие шипуют колеса самостоятельно. Коекто, не мудрствуя, вкручивает в шину обычные саморезы. Однако они держатся максимум пару часов, а на изготовление такой «шиповки» без шуруповерта уходит целый день. А вот метод ошиповки строительным дюбелем, описанный в статье Сергея Самохина («Мото» №11-1999) до сих пор не потерял актуальности. Правда, терпение для его реализации понадобится ангельское (см. фото). Оба описанных способа годятся, в основном, для ледяных треков. Для катания по более разнообразной пересеченной местности с выездами на асфальт можно воспользоваться автомобильными технологиями. Существует еще как минимум два способа. Первый – установка в ко-ноябрь 2010 moto.zr.ru77