КОНКУРСОТВЕТ НА ЗАДАЧУ ИЗ № 10ВОПРОС О МОТОЦИКЛЕТНОМ РЕГУЛЯТОРЕ-ВЫПРЯМИТЕЛЕ ОКАЗАЛСЯ НЕ ТАК ПРОСТ, КАК МНОГИМ ПОКАЗАЛОСЬ. К СОЖАЛЕНИЮ, ИСЧЕРПЫВАЮЩЕГО ОТВЕТА МЫ ТАК И НЕ ПОЛУЧИЛИ, НО ТЕМ БОЛЬШЕ ПРИЧИН ДЕТАЛЬНЕЕ РАЗОБРАТЬСЯ В РАБОТЕ ЭЛЕКТРОНИКИ. К ТОМУ ЖЕ, СХЕМЫ РЕГУЛЯТОРОВ ДО СИХ ПОР ПРИДУМЫВАЮТ (И РЕАЛИЗУЮТ) САМОДЕЛЬЩИКИ.ЗАМЫКАТЬ ИЛИ РАЗРЫВАТЬ?Напомним вопрос: почему же для регулирования напряжения обмотки генератора периодически замыкают на массу, а не разрывают цепь, как, например, для регулировки яркости домашних светильников? «А зачем вообще нужно постоянное напряжение? – задает вопрос один из читателей. – Разве что для зарядки аккумулятора! Лампы и сигнал отлично работают на «переменке», а для зажигания – чем выше, тем лучше: искра стабильнее». Действительно, в середине прошлого века, когда вся система электропитания состояла из магнето, пары лампочек и выключателей, регулятор напряжения и не был нужен. Сегодня даже на скутерах стоят и аккумуляторы, и электронные блоки, и полноценные генераторы – одно- или трехфазные. Кое-кто из читателей представил, что речь идет о генераторе с обмоткой возбуждения на роторе, которых на скутере или легком и среднем мотоцикле не встретишь. Отсюда и ошибочное понимание задачи. Кто-то решил, что у генератора может быть девять фаз – видимо, посчитав катушки (на самом же деле обмоток – максимум три, не считая катушек, отдельно питающих блок управления двигателем и выдающих управляющие импульсы). Вспомним, как работает регулятор-выпрямитель. В большинстве из них (рассчитанных на мощность в пределах 100–300 Вт) можно выделить диодный мост (соответственно, одно- или трехфазный) и ключевую часть, которая по команде анализатора напряжения (делитель со стабилитроном) замыкает обмотку (обмотки) на массу. В интернете можно найти немало схем самодельных регуляторов, публиковал их и наш журнал. Они неплохо работают и обходятся значительно дешевле фирменных. На древних аппаратах (например, Norton Commando, см. «Мото»Uотс UаккUотс Uакк№8–2010) регулятор был еще проще – два мощных стабилитрона просто сбрасывали на «массу» излишки напряжения, пропуская через себя немалый ток и подогревая кронштейны подножек, служившие заодно и радиаторами. Что же мешает разрывать цепь, чтобы протекающий впустую ток не грел детали? Да и мощность двигателя не будет расходоваться зря… Алексей Ефремов считает, что дело в том, что ключевые элементы при такой схеме включения будут пропускать через себя весь ток, потребляемый оборудованием мотоцикла, а оттого сильно греться. Шунтирующие ключи открываются только, чтобы стравить «лишнее» напряжение, а ток для потребителей проходит «мимо», хотя и через диодный мост. Но, во-первых, никто не мешает в этом случае совместить ключи с одной ветвью моста. А, во-вторых, длительность включения – это вопрос соотношения мощности генератора и нагрузки. Еще одна названная причина – большие пульсации, которые «придется сглаживать большим (как по емкости, так и по габаритам) конденсатором». Но пульса-ции возникают и при шунтировании, поскольку «напряжение отсечки» всегда выше напряжения аккумулятора. И сглаживаются они как раз тем самым аккумулятором, который лучше любого конденсатора. А вот про то, что генератор с разомкнутыми выводами способен выдать напряжение заметно больше 100 В, – забыли. Во-первых, при таком напряжении (да еще в горячем масле с продуктами износа) изоляция обмоток может не выдержать. А во-вторых, в слякоть или в дождь (или даже при форсировании глубоких луж) оголенные клеммы, расположенные рядом друг с другом (пусть и в держателе) – не лучшее решение для высокого напряжения. В домашней же сети напряжение всегда постоянно, и разрыв цепи на нем никак не скажется. Заметим, что, замыкая генератор на массу, мы почти не отнимаем мощности двигателя – ведь тепло выделяется лишь на полупроводниковых переходах выпрямительного моста и ключей, где теряется около 0,5 В. А если регулятор – новейшего типа, на полевых транзисторах – и того меньше (да и переключение происходит с меньшими потерями).И напоследок разберем вопрос, который часто возникает у наблюдательных владельцев: почему с ростом оборотов напряжение заряда уменьшается (фара светит тусклее)? При низких оборотах (верхний рис.) напряжение, выдаваемое генератором, лишь немногим выше напряжения отсечки (Uотс), поэтому отдача в цепь идет сравнительно длительный импульс (по достижении Uотс – обычно 14,5–15,5 В – обмотки генератора замыкаются на массу, и напряжение в цепи падает до напряжения аккумулятора, Uакк). При высоких оборотах (нижний рис.) увеличивается амплитуда и частота импульсов, но регулятор по-прежнему отсекает полуволну по достижении заданного напряжения. Поэтому импульс получается коротким, что приводит к снижению напряжения заряда (которое фактически «размазано» во времени). Таким образом, на низких оборотах двигателя генератор действительно заряжается лучше – при условии, что он не перегружен другими потребителями. А те из наших читателей, у кого есть осциллограф, могут воочию оценить работу регулятора-выпрямителя и, возможно, предложить свой вариант схемы.НапряжениеНапряжениеВНИМАНИЕ, КОНКУРС!Мы продолжаем конкурс на призы компании BMW, начатый в «Мото» № 5–2010. Ваши ответы на задачи из разных областей техники послужат школой для всех.9. Какой бензин мощнее?Мой мотоцикл по паспорту рассчитан на 92-й бензин. Система питания – впрыск. Друг сказал, что на 95-м или 98-м мотор будет выдавать больше мощности. Залил 98-й, но максимальная скорость не увеличилась. А у моего товарища, наоборот, – тоже впрыскной мотоцикл, но по паспорту должен работать на 98-м, и когда в него заливают 95-й и тем более 92-й, мощность явно падает. У обоих мотоциклов есть датчики детонации. В чем дело?Ответы с пометкой «Задача» присылайте на почтовый или электронный адрес редакции (см. с. 4) до 15 февраля 2011 года. Не забудьте указать удобный для вас способ быстрой связи.январь 2011 moto.zr.ru77