52
53
54
55
Спортбайк BMW S1000RR совершил невозможное: утер нос японским концернам в их любимой песочнице. Его появление произвело шок: европейский супербайк, на голову превосходящий «японцев», – и за те же деньги! Первой дала адекватный ответ Kawasaki со своим ZX-10R Ninja 2011 года.BТОРОЙ НЕМЕЦКИЙ УРОКтекст Александра ВОРОНЦОВА, фото KawasakiНи для кого не секрет, что японские концерны многим обязаны немецкой конструкторской школе. Первые удачные Honda 50-х годов – это развитие идей NSU, Yamaha начинала с копии DKW, Suzuki творчески перерабатывала Adler. К тому же взлет японского мотопрома «удачно» совпал с закатом германского, так что некоторые немецкие инженеры нашли свою вторую родину на Дальнем Востоке. Но с тех пор утекло невообразимое количество воды, бензина и машинного масла. Сейчас японцы заставляют весь мир плясать под свою дудку, и давно уже никто не смеет оспаривать их абсолютного технического превосходства в мототехнике. Никто – кроме (эх, так и хочется сказать «маленького» – но ведь совру) гордого баварского «моторостроительного завода». BMW S1000RR установил новые стандарты в двигателестроении, совершенстве ходовой части и насыщенности бортовой электроникой. И сбой в налаженном двухлетнем цикле обновления японских спортбайков – не только из-за кризиса.А еще и потому, что их создатели боятся потерять лицо: ведь не могут их новинки хоть в чем-то уступать баварскому выскочке. Так что революционных «блейдов», «джиксеров» и «эрок» придется подождать. В утешение – Kawasaki ZX-10R Ninja, единственный новый японский «литр» образца 2011 года. Огромный индустриальный концерн, который, по всеобщему мнению, занимается мотоциклами лишь от скуки, неспроста угодил в передовики. Он в который уже раз решил взбодрить свою супербайковскую программу и пошел в этом деле проверенной тропой: разработал гоночный мото-цикл, слегка приспособленный для езды вне трека. Итак, с иголочки новый двигатель, с «нуля» разработанное шасси и обилие бортовой электроники. Главное, чего добивались при разработке мотора японские инженеры, – абсолютно линейная его характеристика, безо всяких подхватов и «полок» крутящего момента: насколько открыл ручку, столько адреналина и получил. Ради того чтобы крутящий момент рос беспрепятственно вплоть до отсечки, они снизили внутреннее трение (по сравнению с прошлогодними, юбки поршней укорочены на 3,5 мм, маслосъемные кольца стали ужена 0,3 мм, а оси цилиндров сдвинуты вперед на 2 мм относительно оси коленвала), увеличили размеры клапанов и их подъем (поскольку пришлось поставить усиленные клапанные пружины, конструкторы уделили повышенное внимание износостойкости распредвалов – они изготовлены из хромомолибденовой стали), поставили дополнительные форсунки на впуске и свели к минимуму массы противовесов, применив уравновешивающий вал. Чтобы максимально стянуть массу силового агрегата к центру масс, разработчики выбрали расположение валов треугольником: первичный вал коробки передач (кассетного типа) сидит гораздо выше, чем коленвал и вторичный вал. В итоге – новый рекорд: 200,1 л.с. при 13 000 об/мин (на 7,1 л.с. больше, чем у BMW S1000RR). Одна десятая прибавле-52moto.zr.ru февраль 2011 ‣ KAWASAKI ZX-10R NINJA с.52, HONDA CBR250R с.56, DUCATI DIAVEL с.58, «НЕПРАВИЛЬНЫЕ» ЧОППЕРЫ с.62, ITALJET DRAGSTER 179 с.64, ТРАНСМИССИИ ATV с.68, НАДДУВНЫЕ МОТОРЫ И СИСТЕМЫ с.72ТЕХНИКАKAWASAKI ZX 10R NINJAспортбайк /  /  см³ / , л.с. /  кгТрехспицевые колеса легче прошлогодних в сумме на 820 г. Тормоза – с лепестковыми дисками и радиальными передними скобами.Сравнение обычной картриджной вилки (слева) и новой Big Piston Fork: a – шток; b – главный поршень; с – внутренняя труба; d – цилиндр; e – дополнительный поршень.a b c d eна явно для того, чтобы обойти прежнего рекордсмена – Yamaha VMAX с ее 200 л.с. ровно. А с учетом инерционного наддува новый ZX-10R выдает все 209,9 л.с. Рама максимально приближена к диагонали, соединяющей рулевую колонку и ось маятника задней подвески по кратчайшему расстоянию. Она состоит всего из семи алюминиевых отливок: сокращение числа деталей и количества сварных швов отражается на ее жесткости самым благоприятным образом. В ходовой части как великое новшество преподносят переднюю вилку системы BPF (Big Piston Fork, «вилка с большим поршнем»). Фактически это тот же телескоп «докартриджной» эры: инженеры внезапно спохватились, что поршень большо-го диаметра (39,6 мм по сравнению с 20 мм прошлогодней картриджной вилки) позволяет снизить давление при сохранении той же эффективности и таким образом обеспечивает лучшую работу гидравлики, особенно в начале хода. К тому же такая конструкция легче и содержит меньше деталей. Революции в конструкции новой Ninja – уж простите за выражение – и спереди, и сзади. На место при-февраль 2011 moto.zr.ru53 ДЕБЮТKAWASAKI ZX-10R NINJAВысота подножек регулируется в пределах 15 мм.Регулируемый двухтрубный рулевой демпфер Ohlins входит в стандартное оснащение мотоцикла. Шкала тахометра на электронной панели приборов набрана из светодиодов. Когда пора переключаться, она вспыхивает (параметр настраивается).Над воздухозаборником системы инерционного наддува установлены светодиодные лампы дневного света. Указатели поворотов – также на светодиодах.Первичный вал коробки передач расположен выше, чем коленвал и вторичный вал – так удалось уменьшить длину силового агрегата.вычной для Kawasaki задней подвески Uni-Track, с вертикальным амортизатором и рычажной системой под маятником, пришла подвеска Horizontal Back-link – как следует из ее названия, с горизонтальным амортизатором и рычажной системой над маятником. Как утверждают разработчики, при таком расположении удается лучше удерживать контакт колеса с дорогой, подвеска мягче работает в начале хода, выше стабильность при прохождении скоростных поворотов. Дополнительный плюс – амортизатор и рычажная система (самые тяжелые детали подвески) размещены ближе к центру масс. А теперь о самом вкусном – об электронике. Подобно многим мощным современным спортбайкам, Kawasaki ZX-10R располагает трехрежимным переключателем режимов работы двигателя. В режиме Full мотор отдает полную мощность, в режиме Low – примерно 60%, режим Middle – промежуточный: при повороте ручки газа менее чем наполовину он совпадает с Low,если же открыть газ больше – выдает нечто среднее между Low и Full. На Ninja прежнего поколения трекшнконтроль срабатывал «по наитию» – он учитывал лишь внезапный рост оборотов двигателя, на основе чего и делал вывод о том, что заднее колесо ушло в пробуксовку. На новом ZX-10R стоит куда более изощренная система S-KTRC (Sport-Kawasaki Traction Control). Обрабатывая данные датчиков вращения колес, оборотов двигателя, степени открытия дроссельной заслонки и т.п., она не только борется с пробуксовкой, но и допускает ее минимальную степень (наилучшего разгона удается добиться тогда, когда колесо слегка – но лишь слегка! – пробуксовывает). Кроме того, система работает и как антивили: позволяет ехать на заднем колесе «на моменте», но пресекает резкие нежелательные «козления». Водитель может выбирать один из трех режимов работы системы – либо отключать ее полностью.54moto.zr.ru февраль 2011 Сравнение работы обычного трекшн-контроля и системы S-KTRC:простое действие,  основывающееся  на фиксированных  параметрах усложненное действие,  система вмешивается прежде,  чем условия сцепления станут  неприемлемымиKawasaKi ZX-10R NiNjaданные производителя> общие данныеМодельный год Снаряженная масса, кг Длина × ширина × высота, мм База, мм Высота по седлу, мм Вылет, мм Угол наклона рулевой колонки, град. Объем бензобака, л 2011 198 (201 с ABS) 2075×715×1115 1425 813 110 25,5 17степень пробуксовкиS-KTRC обычный трекшнконтроль времядопустимые  пределы скольжения  (фиксированные)область  наилучшего сцепления  (переменная)> двигательТип R4, 4Т ГРМ DOHC, 4 клапана на цилиндр Рабочий объем, см³ 998 Диаметр цилиндра × ход поршня, мм 76×55 Степень сжатия 13:1 Макс. мощность, л.с. при об/мин 200,1/13 000 Макс. крутящий момент, Нм при об/мин 114,3/11 500 Система питания впрыск топлива Система охлаждения жидкостная Система запуска электростартерABS на новой Ninja получила собственное обозначение – KIBS (Kawasaki Intelligent anti-lock Brake System), и неспроста. Блоки управления двигателем и ABS постоянно обмениваются данными, так что система способна распознавать такие ситуации, как «стоппи», срабатывание проскальзывающего сцепления и т.п., и адекватно на них реагировать. Немаловажно, что ABS прибавляет к массе мотоцикла всего 3 кг – и один из них приходится на аккумулятор увеличенной емкости.Кстати, ZX-10R образца 2011 года легче прошлогоднего на целых 10 кг, и на 6 кг легче, чем BMW S1000RR. На «рынке конкурента» – в Германии – Ninja стоит на 5 евро дешевле (15 495 евро против 15 500 за BMW), притом что трекшн-контроль у «японца» входит в стандартное оснащение, тогда как у «немца» – за отдельную плату. Российская цена на ZX10R на момент ухода номера (начало января) еще не объявлена, но, учитывая политику импортера, наверняка окажется заманчивой.> трансмиссияСцепление многодисковое, в масляной ванне, с обратной пробуксовкой Коробка передач 6‑ступенчатая, кассетная Главная передача цепь> ходовая частьРама диагональная, алюм. сплав Передняя подвеска телескопическая вилка перевернутого типа Диаметр труб, мм 43 Ход колеса, мм 120 Задняя подвеска маятниковая, с прогрессивной характеристикой Ход колеса, мм 125 Тормозная система раздельная, гидравлическая, по заказу с ABS Передний тормоз 2 диска ∅ 310 мм, 4‑поршневые радиальные скобы Задний тормоз диск ∅ 220 мм, однопоршневая скоба Колеса литые Передняя шина 120/70ZR17 Задняя шина 190/55ZR17  Впускные патрубки –  овального сечения.  Амортизатор задней подвески расположен горизонтально над маятником.  Гидравлическое усилие сжатия регулируется раздельно для большой и малой  скоростей перемещения штока.  Рама изготовлена  из семи отливок,  задний маятник –  из трех.февраль 2011 moto.zr.ru55