94
95
спортЛедовые гонки – это очень по‑русски. Длинная зима – не повод поставить мотоциклы на прикол. К тому же шипы, разрывающие лед, – эмоциональное зрелище, собирающее целые армии своих поклонников.> >ГОНКИ НА ЛЬДУ> >Трубчатая конструкция крыла для защищиты от шипов в случае падения.НА СПИРТу, БЕЗ ТОРМОЗОВтекст Владимира БЕЗРУКОВА, фото Евгения БОБРИКОВА Устрашающего вида ошиповка обеспечивает сумасшедший держак на льду.Ледовый спидвей зародился еще в 30‑е годы прошлого века в Скан‑ динавии, где было много мото‑ циклов и льда. Первыми ледовыми гонками начали забавляться клас‑ сические спидвеисты‑«гаревики», но постепенно ледовое направле‑ ние выделилось в отдельный вид спорта. Серийно ледовые мотоциклы «в сборе» производились только на чешской Jawa (непродолжительноеТак выглядит мотоцикл для гаревого спидвея – коробки переключения передач, как и тормозов, на нем нет.время «ледовики» выпускали на ижевском заводе, однако неказис‑ тые мотоциклы не получили распро‑ странения, и производство было свернуто). Но мотоцикл из «короб‑ ки» – по сути конструктор, который необходимо собрать и доукомплек‑ товать. Лишь пройдя через руки ме‑ хаников гоночных команд, он станет полноценным спортивным болидом. Ледовые мотоциклы, в отличие от гаревых, оборудованы двухступен‑чатой коробкой передач: первая – для старта, вторая – для гонки, ведь зацеп на льду лучше, чем на гаревой дорожке. Двигатели также отлича‑ ются, у ледового больше ограничена мощность. Поэтому мотор – с двумя клапанами на единственный ци‑ линдр (на гаревом разрешается 4 клапана) и работает не на бензине, а на метаноле или обычном этило‑ вом спирте. Ограничивается и вес мотоцикла – не менее 110 кг. С 1994 года стали использовать амортизаторы в задней подвеске, до этого она была жесткая. Передняя вилка применялась от классического кроссового мотоцикла. Диаметр пе‑ реднего колеса на гаревом мотоцик‑ ле – 23 дюйма, тогда как у «ледови‑ ка» – классическое 21‑дюймовоеКонструкция спидвейного двигателя – неизменная классика. Подобное расположение «соска» – еще одна фишка спидвейного мотоцика «старой школы». Покрышки хватает на два заезда , после первого ее переворачивают.колесо. И, конечно же, главное отличие ледового мотоцикла – в металлических шипах. Заводская комплектация никогда не преду‑ сматривала ошипованных шин. Спортивный регламент оговаривает их высоту (не более 28 мм) и распо‑ ложение (по левой стороне до сере‑ дины шины). Это также обусловлено вопросами безопасности, мотоцик‑ лы поворачивают только влево, и голова едущего сзади гонщика часто оказывается в непосредствен‑ ной близости от щерящегося шипа‑ ми колеса. В истории спидвея были случаи гибели пилотов, попавших под эту смертельную гребенку. Не‑ посвященному кажется, что все ши‑ ны одинаково ошипованы, но у каж‑ дого спортсмена есть свои секреты94moto.zr.ru февраль 2011 Коробка переключения передач только для ледового мотоцикла. Количество передач – две, первая для старта, вторая для всего остального!Спидвейный шип имеет ограничение по высоте 28 мм, запас живучести задней покрышки с ними составляет 60–80 заездов, передняя шина живет дольше.Чека глушилка времен соцреализма Ручка сцепления стоковой Jawa – гасит мотор в случае падения. образчик инженерного аскетизма. «Прямое» расположение цилиндра для пилотов ведущих борьбу на внутренней дорожке трека. Для тех, кто предочитает внешние радиусы, цилиндр наклонен вперед.по расстановке этих «адских игл». Бывало, у советских спортсменов после победных заездов шины покупали иностранные коллеги, охочие до чужих секретов. Наши успешно продавали и не менее успешно продолжали побеждать. Отдельной темой всегда была постройка рамы. Основное их отличие – в способе установки двигателя. Угол наклона цилиндра за-висит от спортивного стиля гонщика. Те, кто предпочитает внешнюю дорожку, где лед меньше разбивается, распологают цилиндр горизонтально. Для внутренней дорожки на разбитом льду и камнях лучше подходит вертикальное расположение. Важную роль играет передаточное отношение трансмиссии. Длина дорожек на стадионах различаетсяи может меняться по ходу заезда – лед разбивается, и радиус поворота порой сдвигается на несколько метров. На столь короткой дистанции успех зависит от мелочей. До входа в поворот мотоцикл должен развить максимальную скорость, поэтому механики и спортсмены проверяют каждый метр дорожки пешком, чтобы точнее подобрать оптимальный размер звезд.Еще одна особенность ледового мотоцикла – отсутствие тормозов. Достаточно закрыть газ, чтобы остановиться.Благодарим Юрия Владимировича Максимова за помощь в подготовке материала и Владимира Петровича Посредникова за предоставленные для съемки мотоциклы.рекламафевраль 2011 moto.zr.ru95