КОНКУРСОТВЕТ НА ЗАДАЧУ ИЗ № 11ЗАДАЧА ПРО «ПЕРЕПУТАННЫЕ» ПЕРЕДАЧИ ОКАЗАЛАСЬ НЕ СЛИШКОМ СЛОЖНОЙ. ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ БЫЛО МНОЖЕСТВО, НО ЛУЧШЕ ВСЕХ РАСКРЫЛ И ДАЖЕ ПРОИЛЛЮСТРИРОВАЛ ТЕМУ ДМИТРИЙ БЕРЕЖНОЙ ИЗ НИЖНЕГО НОВГОРОДА. ЕМУ ДОСТАЕТСЯ ФИРМЕННАЯ СУМКА BMW MOTORRAD, С КОТОРОЙ ОН СМОЖЕТ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ НА ЛЮБЫХ СКОРОСТЯХ.НЕ ПУТАЙ ПЕРЕДАЧИ!Напомним, что речь в задаче шла о двух мотоциклах одной модели. Один из них разгонялся на пятой передаче до максимальных 200 км/ч, а на шестой – только до 180. Другой же вел себя ровно наоборот: выдавал 200 км/ч на шестой, а 180 км/ч – на пятой. Конечно, читатели хором отвечали, что «перепутать» передачи в коробке нельзя чисто конструктивно. И почти все правильно назвали наиболее вероятную причину – разные соотношения главной передачи. Наиболее лаконичен был Владислав Островский: «Главная передача, звезды». Краткость, конечно, сестра таланта – но все же давайте разберем эту распространенную, как выяснилось, ситуацию чуть подробнее. Интересно, что задача оказалась близка не только мотоциклистам. Около половины читателей, приславших ответы, в качестве примера приводили автомобили конкретных марок. Да, «игрой» с передаточными числами занимаются все кому не лень – от конструкторов до гаражных умельцев. А применительно к мотоциклу с цепным приводом это совсем нетрудно: поменять пару шестерен (или одну – чаще ведущую) несложно, да и запаса регулировки цепи обычно хватает, чтобы не наращивать и не удалять звенья. Важно лишь понимать, для чего и как подбирается передаточное отношение. Илья Данилюк напоминает, что передаточное отношение главной передачи – это отношение числа зубьев моторной и задней звезд. Однако «моторной» ведущую звезду можно назвать лишь в отсутствие коробки передач – все же обычно она стоит на выходном вале КП и к мотору имеет весьма отдаленное отношение. Но главное – верно: число оборотов заднего колеса при одних и тех же оборотах двигателя тем больше, чем меньше диаметр задней звездочки (при одинаковых ведущих). Соответственно, больше скорость, но и меньше крутящий момент на колесе. Чтобы мотоцикл разгонялся, сила тяги должна превышать силу сопротивления движению, а если эти силы уравниваются, то мотоцикл движется на постоянной (максимальной для этой передачи при полностью открытой ручке газа) скорости. В этом балансе сил и находится ключ к ответу. Сергей Калинин, Дмитрий Бережной, Александр Иванов отмечают, что на заводе соотношение главной пары подбирают так, чтобы высшая передача была экономичной, то есть максимальной скорости на ней не достигнешь, динамики никакой, зато обороты двигателя (и, соответственно, потребление топлива) умеренные. При этом «максималка» достигается как раз на предыдущей передаче, которая позволяет подвести к колесу больший крутящий момент – как за счет другого передаточного отношения, так и, возможно, за счет более «удачного» диапазона оборотов. Ведь характеристика момента и мощности по оборотам двигателя нелинейна! Дмитрий Бережной проиллюстрировал это графиками наличной и потребной мощностей в зависимости от скорости мотоцикла. Р1-Р6 – мощности на колесе в зависимости от передачи (от 1-й до 6-й), РΨ – мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления качению (она возрастает практически линейно) и Рв – мощность, затрачиваемая на преодоление аэродинамического сопротивления (растет пропорционально квадрату скорости). Вблизи точки I «двигатель работает на оборотах максимальной мощности с максимальным расходом топлива. Повышенная передача призвана сэкономить топливо при движении с постоянной скоростью. Для движении мотоцикла с постоянной скоростью требуется подвести к колесу лишь мощность, необходимую для преодоления сил сопротивления движению. Например, для равномерного движения со скоростью 180 км / ч потребуется мощность, подводимая к колесу, равная Pэк (точка II) «на шестой передаче». У приятеля «вроде такой же мотик», продолжает победитель, но наверняка изменено передаточное отношение главной передачи (или, может, стоит покрышка с менее высоким профилем) таким образом, что максимальная скорость достигается на шестой передаче. Соответственно, все передаточные числа трансмиссии «сближаются», а графики (Р1-Р6) становятся менее «пологие» (на рис. показаны пунктиром) и соответственно, 6-я передача больше не является экономичной». На ней и достигается теперь максимальная скорость. Дмитрий верно отметил, что в «главной передаче» кроме звездочек участвует еще и само колесо. Размер колеса и покрышки существенно влияет на передаточное отношение. Установить на заднее колесо «крутую» широкую и высокую покрышку означает почти то же, что установить меньшую заднюю звезду. Возможно, установка низкопрофильной резины приведет к тому, что на высшей передаче двигатель упрется в ограничитель оборотов или не разовьет мощности из-за «перекручивания». Очень часто с вопросами подбора звезд и покрышек сталкиваются владельцы эндуро. Им нужно побыстрее и комфортнее доехать до места, где начинается бездорожье, а там обеспечить максимальную проходимость. Обычный прием – установка большой ведущей звезды для езды по шоссе (например, 14 или 15 зубьев) и замена ее на маленькую (12–13 зубьев) на бездорожье, чем достигается проходимость «как у трактора» на самых малых скоростях. Так можно изменить передаточное отношение аж на 25%! И заметьте, оно не зависит от числа зубьев ведомой звездочки. А почему не поменять сразу обе звезды? При серьезной настройке так и делают, но это сравнительно трудоемкий процесс, требующий снимать заднее колесо и откручивать многочисленные винты крепления звезды. А ведущую на некоторых мотоциклах можно поменять буквально за секунды, просто подцепив стопорное кольцо отверткой.ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!Мы продолжаем конкурс на призы компании BMW, начатый в «Мото» № 5–2010. Ваши ответы на задачи из разных областей техники послужат школой для всех.10. СТРЕЛЬБА У ПОВОРОТАДавно заметил, что на соревнованиях по мотокроссу почти все мотоциклы громко стреляют из глушителя перед поворотами, иногда с хорошим пламенем. Страшно красиво, но непонятно – почему так происходит? Неужели все они неисправны? Или гонщики так конкурентов «отстреливают»?Ответы с пометкой «Задача» присылайте на почтовый или электронный адрес редакции (см. с. 4) до 15 марта 2011 года. Не забудьте указать удобный для вас способ быстрой связи.февраль 2011 moto.zr.ru79