54
55
56
57
58
59
Know-howэволюция фары– Ь Т И Т Е В СЭто одно из устройств, которые «на скорость не влияют». Но в повседневной жизни без него не обойтись. Потому что фара для мотоцикла – это герб, на котором начертано:ВСЕГДА!текст Александра ВОРОНЦОВА, фото из архива редакции54moto.zr.ru март 2011 ГАЗОВАЯ АТАКАВ одном изобретателям мотоцикла повезло: им не пришлось создавать все с нуля. В том числе и системы освещения. Потому что люди передвигались по Земле не одну тысячу лет, и не только при свете Солнца. Конечно, факелы для установки на мотоциклы подходили плохо. Так же, как и фонари со свечами, и масляные светильники. К счастью, уже в конце XIX века был разработан мощный и компактный источник света – ацетиленовый (или карбидный) фонарь. Он состоит из двух частей: генератора ацетилена и собственно фары. Генератор – это вертикальный бочонок, в верхней части которого находится резервуар с водой, а в нижней лежит карбид кальция. Водитель открывает краник, вода начинает капать на карбид, и в результате химической реакции образуется горючий газ – ацетилен. Он по трубке поступает в фару, где и сгорает в горелке. Регулируя подачу воды, регулируем и интенсивность освещения.Устройство ацетиленового генератора: A – заливная горловина; B – регулировочная гайка; C – газоотводная трубка; D – фильтрующая прокладка; E – прокладка; F – игольчатый клапан; G – прокладка; H – карбидная камера; I – сетчатая трубка.СВЕТ АЦЕТИЛЕНОВОГО ФОНАРЯ ПО СВОЕМУ СПЕКТРУ БЛИЗОК К ДНЕВНОМУ СВЕТУ.март 2011 moto.zr.ru55 Know-howэволюция фарыЗапаса воды в компактном мото­ циклетном фонаре хватало на час­другой, после чего его следо­ вало перезарядить, прочистить горелку и зажечь снова. Зато по­ ставив мотоцикл в гараж, фонарь можно было взять с собой, осве­ щая дорогу до дома. И свет от горящего ацетилена близок к бе­ лому и очень яркий: лучшие фо­ нари били больше чем на сотню метров.Мотоциклетные ацетиленовые фонари, как правило, представляли собой коМпактную конструкцию, в которой были объединены газогенератор и фара.Уже в ацетиленовом фонаре появились две важнейшие дета­ ли. Это параболический отража­ тель, собирающий свет в единый пучок, направленный вперед. А также стекло фары, покрытое призматическими линзами – они не дают уходить свету вверх, рас­ сеивая его по сторонам. Как правило, ацетиленовые фонари не входили в стандартное оснащение мотоцикла – их либо покупали «на стороне», либо за­ казывали дополнительно (первой предложила такую опцию бельгий­ ская компания FN для своего четы­ рехцилиндрового мотоцикла в 1904 году). Продержалось газовое осве­ щение до конца 20­х годов, на де­ сятилетие дольше, чем на авто­ мобилях – все­таки полноценная электрическая бортовая система, питающая и фару, долго представ­ лялась слишком сложной и дорогой для двухколесной машины.век электричестваХотя на электромобилях аме­ риканской компании Columbia электрическое освещение приме­ нялось еще в 1898 году, лампоч­ ки с угольной нитью накаливания по патенту Томаса Эдисона были малопригодны для транспорта – слишком уж боялись вибрации. Но в начале ХХ века русский электротехник Александр Лоды­ гин предложил делать нить из ту­ гоплавкого металла – вольфра­ ма. В 1906 году патент Лодыгина купил американский концерн General Electric и наладил массо­ вое производство таких ламп. Первый мотоцикл, получивший электрическую фару – американ­ ский Indian Hendee Special 1914 года. Это был уникальный «элек­ трифицированный» аппарат: по­ мимо фары, на нем стоял задний фонарь с электролампочкой, электрический звуковой сигнал и даже электростартер! Вот толь­ ко питалось все это хозяйство от аккумуляторов, которые на ходу не подзаряжались. Поэтому бата­ рей было две: когда разряжалась одна, со второй можно было до­ браться до дома. Такой вариант скорее дискредитировал идею электрического освещения, чем популяризировал ее… Так что массовая электрифика­ ция освещения мотоциклов нача­ лась лишь после Первой мировой войны – когда электротехничес­ кие компании освоили производ­  Первый  электрифицированный мотоцикл –  Indian Hendee Special 1914 года.ство сначала магдино (магнето с дополнительной обмоткой для питания электрооборудования), а затем и полноценных мотоцик­ летных генераторов. А оконча­ тельная победа электрического света произошла в начале 30­х годов – когда его потребовали применять уже на законодатель­ ном уровне.Скорости мотоциклов росли, что требовало применения все более мощных фар. С другой стороны, на дорогах стало все больше встречных экипажей, во­ дителей которых ослеплять не следовало. Так возникла идея пе­ реключения дальнего и ближнего света. На автомобилях поначалу использовались даже механичес­ кие экраны, но в 1924 году на рынок вышла лампа Bilux с дву­ мя нитями. Нить дальнего света56moto.zr.ru март 2011 Поскольку газовую горелку Приходилось часто зажигать и Прочищать, стекло на ацетиленовых фонарях было быстросъемным.­ асполагается­в­фокусе­отражар теля,­нить­ближнего­–­чуть­выше­ и­экранирована­специальным­колпачком,­так­что­светит­лишь­на­ верхнюю­часть­отражателя­(и,­соответственно,­на­участок­дороги­ непосредственно­перед­машиной).­В­другом­варианте,­также­ получившем­широкое­распространение,­у­нити­ближнего­света­экрана­нет,­но­она­расположена­еще­ выше,­так­что­свет­от­нее­направлен­вниз. В­середине­50‑х­годов­французская­компания­Cibie­предложила­асимметричный­ближний­ свет­–­чтобы­обочина­освещалась­ лучше,­чем­осевая­линия­дороги.­ Уже­в­1957­году­асимметричный­ ближний­свет­был­узаконен­–­но­ поначалу­только­в­Европе.­В­США­ сопротивляются­этому­нововведению­до­сих­пор. Яркость­ламп­пытались­повысить,­увеличивая­проходящий­через­нить­ток­–­но­при­этом­вольфрам­начинал­испаряться,­оседая­ на­стенках­колбы.­Тогда­вместо­ вакуума­стали­применять­смесь­ аргона­и­азота­–­она­замедляла­ испарение­вольфрама.­Но­радикальное­решение­нашли­лишь­в­60‑е­годы:­оказалось,­что­газообразные­соединения­(галогениды)­йода­или­брома­способны­ «связывать»­атомы­вольфрама,­ возвращая­их­на­нить.­Такие­лампы,­названные­галогенными,­светят­в­полтора­раза­ярче,­ресурс­ их­вдвое­выше,­а­сами­лампы­стали­меньше.Применение электрического освещения на мотоцикле долго сдерживалось дороговизной электрооборудования.  В конце 20‑х годов  компания  Harley‑Davidson  одной из первых  стала применять  двухфарное  освещение.   Один из первых  европейских мотоцик‑ лов с электрической  фарой – BMW R32,  1923 год.март 2011 moto.zr.ru57 KNOW-HOWЭВОЛЮЦИЯ ФАРЫНА МОТОРОЛЛЕРАХ ФАРУ МОГЛИ РАЗМЕЩАТЬ НА ПЕРЕДНЕМ КРЫЛЕ, НА РУЛЕ ИЛИ НА ПЕРЕДНЕМ ЩИТЕ.MV Agusta 600 – первый мотоцикл с прямоугольной фарой (1966 год). На чешской Jawa в 1946 году впервые объединили кожухи фары и передней вилки, а впоследствии распространили облицовку и на руль. Модная «фишка» 50-х годов – корпус фары, сливающийся с бензобаком.Уже в 30-е годы в корпуса фар начали встраивать замок зажигания и контрольные приборы, а в 50-е такая практика стала общепринятой.ИЗЫСКИ ДИЗАЙНАДолгое время создатели мотоциклов меньше всего задумывались о форме фары: круглая – она круглая и есть. Уже в 20-е годы ее стали вставлять в вытянутый каплевидный корпус. В 30-е годы в него начали встраивать контрольные приборы и лампы. После Второй мировой войны вошли в моду мотоциклетные облицовки, что отразилось и на дизайне корпуса фары. На чешской Jawa 250 1946 года он был объединен с верхними защитными трубами вилки, а позднее появились еще и выросты, закрывающие трубы руля. В 50-е годы стало модно объединять фару с бензобаком. А уж создатели мотороллеров изощрялись как могли: встраивали фару то в крыло, то в передний щит. В начале 60-х годов появились автомобильные прямоугольныефары, и в 1966 году итальянская MV Agusta 600 стала первым мотоциклом с фарой такого типа (ее не стали создавать специально – взяли от «легковушки» Fiat). Но распространение прямоугольных фар на мотоциклах долго сдерживалось тем, что на главнейшем мотоциклетном рынке – в США – с 1940 года был узаконен лишь один тип фары: круглая, диаметром 7 дюймов (178 мм), неразборная. Устаревший стандарт отменили лишь в 1975 году, и к началу 80-х годов прямоугольные фары вошли в моду и на мотоциклах. Интересно, что на европейских мопедах прямоугольные фары стали правилом уже в начале 70-х. Оригинальный вариант фары предложила в 1983 году компания Hella. У нее двухфокусный эллипсоидный отражатель: в первом фокусе располагается лампа, ее лучи собираются во втором фокусе и направляются в собирающую линзу. Такие фары называют прожекторными, или «линзованными». На серийной мототехнике применяются редко, но для кастомайзеров они просто находка: диаметр их невелик, что позволяет «поиграться» с дизайном. Но подлинная революция в дизайне произошла в начале 90-х годов. Ее вызвало появлениеПРОЖЕКТОРНЫЕ ФАРЫ НЕБОЛЬШОГО ДИАМЕТРА ОБОЖАЮТ КАСТОМАЙЗЕРЫ.«Лисьи глаза» – фары Honda CBR900RR FireBlade образца 1995 года.58moto.zr.ru март 2011 Ксенон: быть ИлИ не быть? Вот уже двадцать лет в автомобильном мире царит новая мода – «ксенон». В такой лампе нить накаливания заменяет электрическая дуга между электродами, горящая в среде инертного газа – ксенона. Газоразрядная лампа светит вдвое ярче, чем лампа накаливания, и при этом потребляет вдвое меньше энергии! К тому же и ресурс ее заметно выше – ведь нет нити, которая может перегореть. Почему же такая замечательная система редко применяется на мотоциклах? Во-первых, газоразрядные фары гораздо сложнее обычных: для розжига дуги нужно напряжение 25 000 В – причем переменного тока. Поэтому приходится ставить специальный модуль зажигания. Но главная беда в том, что «ксенон» слишком уж ярок. К тому же граница между освещенной и неосвещенной частью дороги очень резкая и на поворотах «бьет» по глазам встречных водителей. Да и длина волны света от газоразрядных ламп короче, чем от галогенных, поэтому если фара грязная, он рассеивается гораздо сильнее. Чтобы уберечь глаза водителей, для автомобильных газоразрядных фар обязательны гидроомыватель и автоматический корректор. Понятно, что у мотоциклов с точностью направления пучкаУстройство мощного светодиода: a – линза; b – светоизлучающий кристалл; d – корпус; c – теплоотвод.фара мотоцИКла bmw  k1600gtl с «Ксеноном»  блИжнего света.пластиков, не дающих усадку при формовании, и компьютерных расчетов. Вместо простого отражателя стали применять отражатель «свободной» формы – каждая его часть освещает свой участок дороги. Так удалось, во-первых, сделать фару произвольной формы,во-вторых, отказаться от тяжелого стекла с призмами, заменив его тонким листом поликарбоната. Одним из первых мотоциклов с фарами такого типа стала Honda FireBlade образца 1995 года с ее знаменитыми fox eyes – «лисьими глазами».света дела обстоят намного хуже – просто в силу «вертлявости» этого класса техники. Поэтому мотоциклетные компании и не спешат применять газоразрядные фары – «первопроходцев» можно пересчитать по пальцам одной руки. Хотя ничего технически сложного в установке «ксенона» на мотоцикл нет, и на рынке – огромный выбор систем разной степени «левизны». Один из немногих приверженцев официального «мотоксенона» – компания BMW. На свои новые люкс-туреры серии К1600GT/GTL она ставит «адаптивное освещение»: газоразрядная лампа ближнего света совмещена с «галогенками» дальнего света, причем «ксенон» не только снабжен автоматическим корректором – он и его отражатель меняют положение и при наклоне мотоцикла!И прИшел светодИод… Способность некоторых полупроводников при пропускании электрического тока испускать свет ученые заметили еще сто лет назад. Но лишь в 60-е годы прошлого века родился новый источник света – светодиод. Первые светодиоды могли лишь тускло светиться, а стоимость их была астрономической. Но за полвека их яркость выросла в миллионы раз, а цена – упала в тысячи. Задние фонари на светодиодах уже не вызывают удивления, начинают их применять и для указателей поворота, и для ламп дневного света. Совсем недавно их стали использовать в качестве основного источника света в фарах автомобилей, так что появление мотоциклетных светодиодных фар – буквально вопрос ближайших месяцев. Светодиоды отличаются очень высоким КПД (теоретически его можно довести почти до 100 %), мгновенно разгораются и могут десятилетиями работать, не снижая яркости. Они миниатюрны, так что дизайнеры получили полную свободу в оформлении «морды» мотоцикла – что и де монстрируют новейшие концептбайки. С такой же легкостьюаbcется цена. Но она падает с расширением их производства. Будущее – за полупроводниковым светом!dформируется и любая форма светового пучка. Пока главным препятствием к широкому распространению светодиодов оста-март 2011 moto.zr.ru59