50
51
52
53
Что такое MV Agusta F3? Для владельца компании Клаудио Кастильони – шанс поправить дела. Для потенциальных покупателей – возможность приобщиться к легенде за вменяемые деньги. Для ценителей мототехники – самый совершенный байк в своей категории.ЛЕГЕНДА. ТОМ ТРЕТИЙтекст Алана КАТКАРТА, фото Киоши НАКАМУРЫ и Стефано ГАДДАВряд ли кто‑то еще из недавних де‑ бютантов получил такую востор‑ женную встречу, как MV Agusta F3. Читатели популярного итальянского журнала Motociclismo назвали его самым красивым мотоциклом вы‑ ставки EICMA, на которой он дебю‑ тировал 2 ноября прошлого года. Он получил 38,5% голосов, ближай‑ ший претендент – Ducati Diavel – только 20,6%. Между тем всего тремя месяцами ранее MV Agusta не могла считаться вполне итальянской компанией, поскольку принадлежала американ‑ скому концерну Harley‑Davidson. Американцы купили ее в июле2008 года за 108 миллионов долла‑ ров, затем вложили еще 60 милли‑ онов. Тем не менее впоследствии предпочли отступиться – и 6 авгус‑ та прошлого года MV Agusta вновь стала полностью итальянской. Владельцем компании и ее пре‑ зидентом вновь стал Клаудио Кас‑ тильони. Его сын Джованни – ге‑ неральным директором, а пост исполнительного директора занял Массимо Борди, бывший генераль‑ ным управляющим Ducati в те вре‑ мена, когда и эта фирма принадле‑ жала Кастильони. Трехцилиндровый формат но‑ винки выбран не просто в пикууспешному Triumph 675 Daytona. Гоночные двигатели такой схемы принесли MV Agusta десять титу‑ лов чемпиона мира в классах 350 и 500 см³ и 215 побед в гонках с 1965 по 1973 годы. А созданы они по инициативе самого графа Доме‑ нико Агусты, который поручил тог‑ дашнему главе гоночного отделе‑ ния Артуро Магни разработать двигатель с тягой двухцилиндро‑ вого и мощностью четырехцилинд‑ рового. Проектирование современной версии этой легендарной «тройки» Клаудио Кастильони доверил авто‑ ру машины, завоевавшей в середи‑ не 70‑х годов четыре титула чемпи‑ она мира в классах 250 и 350 см³.Тогда она была известна и как Aermacchi, и как Harley‑Davidson, но сделана была на том же заводе, где и сейчас делают MV Agusta – вот такие повороты истории! Ее творец, Эцио Масчерони, впослед‑ ствии работал над двигателем го‑ ночной 500‑кубовой Cagiva V4, а затем возглавил доводку мотора MV Agusta F4. А за дизайн мотоцик‑ ла отвечал Адриан Мортон, брита‑ нец, долгие годы живущий в Ита‑ лии. Мне представился шанс узнать от Адриана Мортона о том, как созда‑ валась MV Agusta F3, а от Джованни Кастильни – о планах компании на ближайшее будущее. Вот что они мне рассказали…Полные технические данные MV AgustA F3 еще не рассекречены, но ожидается, что сухая масса мотоцикла не Превысит 162 кг. вПереди установлена Полностью регулируемая «Перевернутая» вилка MArzocchi, сзади – моноамортизатор sAchs, также с Полным набором регулировок.50moto.zr.ru апрель 2011  ‣ ИНТЕРВью С СОзДАТЕлЯМИ MV AgustA F3 с.50, зАВОД «СТЕлС» с.54,  КИНДЕРСюРПРИз СВОИМИ РуКАМИ с.56, МОТОПРИцЕП с.58, 100 лЕТ BEnEllI с.60,    Funny sCoot с.64, ПОДгОТОВКА СПОРТБАйКА КАТЕгОРИИ «СуПЕРСПОРТ» с.68техникаАдриАн Мортон:«Я никогда не бываю  доволен».Адриан, перед возвращением в MV Agusta вы работали в Benelli. Почему вы решили покинуть эту компанию? Я не поверил, что под китайцами Benelli расцветет –  и время доказало мою правоту. К тому же я получил  слишком соблазнительное  предложение от Тамбурини:  он признался, что подумывает об отставке, и сказал, что  я – тот человек, который сможет продолжить его традиции. Перед таким комплиментом я не смог устоять! Над чем вы начали работать после возвращения в MV Agusta? Сначала я сделал несколько  набросков новых версий четырехцилиндровых моделей –  просто варианты того, как MV  Agusta могла бы выглядеть  в других рыночных нишах. Но  первым проектом, над которым я начал работу под руководством Тамбурини, стал обновленный Brutale. Чертовски  сложная задача: необходимо  было освежить модель, сохранив ее характер! Да к тому же творец этой машины  стоит за твоим плечом… Прямо скажу: моя бы воля – я изменил бы дизайн куда радикальнее. А так – Массимо  отказался от некоторых моих  идей в пользу исходных деталей. А следующим вашим проектом стал обновленный F4 – удачный фейслифт, свежий, но сохраняющий явную связь с оригиналом? Да, если не считать в промежутке работу над новыми  Husqvarna (тогда марка еще  принадлежала нам) – но это Если честно – я не доволен  ни одним своим мотоциклом. Это проклятие дизайНапример, «квадратные» нера: всегда думаешь  выпускные трубы? о том, что вот это и это  был совсем маленький проКстати, это была идея Касти- можно было бы сделать  ект, занявший всего три-чельони, но я ее с готовностью  по-другому. Но в F3 мне  тыре месяца. А потом – да,  поддержал. Очень важно хо- удались рама и бензобак.  F4. Этот проект всецело захватил меня – ведь это был не  тя бы в некоторых деталях из- Мы немало потрудились  над тем, чтобы размеспросто рестайлинг старой ма- менить дизайн. тить 17-литровый бензошины, а прикосновение к икобак на такой компактной мане! Сами посудите: F4 продер- А когда вы начали работу шине! над проектом F3? жался на рынке целых  11 лет – и за это время не утратил звания одного из самых  Практически сразу же после  Тамбурини участвовал в проекте F3? красивых мотоциклов мира.  того, как представили F4 –  Но время идет, и приходится  в ноябре 2008 года. Нет, ни в коей мере. Он вперосвежать даже такой замечавые увидел байк всего за  тельный дизайн. Работа над  Получается, что путь от день до его официального  проектом совпала с большими  первых компьютерных эсдебюта на EICMA. переменами – присоединени- кизов до готовой машины ем к Harley-Davidson, уходом  занял всего два года? И что он сказал? Тамбурини – что не слишком-то ей содействовало. Так  Фактически всего год – первый макет мы сделали в нояб- Он обошел вокруг мотоцикла,  что, когда мы наконец представили обновленный F4, для  ре 2009 года. А ему предшес- закурил и сказал: «Ну, а сейтвовало множество эскизов.  час покритикуем». А потом  меня это стало не просто  окончанием еще одного про- Сначала я решил, что дизайн  так и не смог высказать никакой критики! Он сделал неекта, а завершением большо- F3 должен полностью отлиго и очень трудного периода  чаться от F4 – но Кастильони  сколько технических замечавоспринял эту идею в штыки.  ний – например, по поводу  жизни. Тогда я сел рядом с Клаудио  маятника – но в целом его реБоссы Harley-Davidson вме- и принялся выуживать из не- акция была очень положиго: чего же он хочет? Так что  тельной. шивались в вашу работу? это его идея – три глушителя  справа. Кроме того, он наста- Модель F3 безошибочно Они старались как можно  больше дистанцироваться от  ивал на том, чтобы передняя  идентифицируется как MV нашей дизайнерской работы –  часть мотоцикла имела явное  Agusta. А будущая F3 фамильное сходство с други- Brutalina – будет маленьи были совершенно правы. ми моделями – чтобы в зерка- ким Brutale? А президент компании Кла- ло заднего вида сразу было  Пока не могу сказать – поудио Кастильони приложил видно, что вас догоняет MV  дождите несколько недель!  Agusta. руку к дизайну? Потом мы начали работу над  Могу лишь намекнуть: мы уже  сделали новый F4 Brutale, коотдельными компонентами,  В то время он был слишком  окружающими отливки карте- торый очень похож на старый  занят продажей компании,  Brutale, и не видим необходира: маятником, несущими  поэтому у него не было возмости лепить еще один клон. пластинами рамы. Мы не  можности заниматься еще  и дизайном – так, иногда по- стремились сразу спроектиПроект F3 закончен – у вас звонит в воскресенье в 7 утра  ровать мотоцикл в целом –  и спросит, как дела. Я же для  для нас важнее было сделать  нет ощущения, что вы рохорошую раму, поскольку она  дили ребенка? себя решил: не важно, что  станет с компанией, – а я дол- станет основой для целого  Мой друг Пьер Тербланш  семейства F3. жен довести этот проект до  как-то сказал, что спроектиконца. ровать мотоцикл – все равно  Так что вы сразу думали что родить колючую проволоВы удовлетворены сделан- над F3 Brutalina и другими ку. И он прав! моделями семейства? ной работой?Безусловно, всегда хочется  сделать что-то еще, но в целом я вполне удовлетворен –  особенно тем, что удалось  протолкнуть несколько новых  идей.Конечно! Вы довольны тем, что получилось?40‑летний британский дизайнер Адриан Мортон – невоспетый герой итальянского мотоциклетного стиля. Всю свою творческую жизнь он провел в Италии, работая исключительно над мотоциклетным дизайном. В 1995 году он закончил отделение промышленного дизайна лондонского Королевского колледжа искусств – безусловно, главного в мире питомника будущих королей дизайна. После этого он начал работать в проектном центре MV Agusta в Сан‑Марино под руководством Микеланджело мотоциклов – Массимо Тамбурини. Но через 18 месяцев Мортон принял предложение Андреа Мерлони, молодого миллионера и мотогонщика – тот как раз купил компанию Benelli и предложил Адриану возглавить разработку нового трехцилиндрового спортбайка. Так родился Tornado 900, а за ним последовали стритфайтер Tnt1130 и туристический эндуро Tre‑K. Но когда в декабре 2005 года Мерлони продал Benelli китайцам, Мортон покинул компанию и вернулся в MV Agusta – сначала под крыло Тамбурини, а после его отставки возглавил проектный центр концерна.апрель 2011 moto.zr.ru51 Брендинтервью с создателями MV AgustA F3«Прежде всего – F3».Джованни, на какой стадии вы подключились к переговорам об обратном выкупе MV Agusta? C самых первых шагов. Я был одним из тех, кто все девять месяцев непосредственно участвовал в переговорах с Harley-Davidson. Это были непростые девять месяцев – все равно, что выносить ребенка – но мы пришли к соглаше-Джованни Кастильони:нию на тех условиях, которые нас устраивали. Со стороны кажется просто поразительным, что руководство Harley-Davidson решило продать компанию семье Кастильони, а не какому-нибудь финансовому фонду вроде TPG (который тоже примеривался к сделке) – ведь тогда американцы получили быДжованни Кастильони, 29 лет, – единственный сын Клаудио. После выкупа компании Кастильони-старший остался ее президентом, а Джованни стал генеральным директором. После окончания London Business School он год проработал у американского импортера MV Agusta, а в 2002 году стал в компании директором по связям с общественностью. Параллельно он затеял собственный модельный бизнес – но теперь придется его прикрыть, целиком посвятив себя делам MV Agusta.52moto.zr.ru апрель 2011 Разработчик двигателя F3 Эцио Масчерони у своего детища. Двигатель F3 компактнее, чем Triumph 675, и наклонен на больший угол. Управление дроссельными заслонками – по проводам, а трэкшн-контроль входит в стандартную комплектацию. С коленвала удалось снять 139 л.с. при 15 000 об/мин, но мощность серийного варианта будет снижена ради повышения ресурса.Клаудио Кастильони и его перспективная разработка – электробайк. Прототип одноцилиндровой модели F1.гораздо больше денег. Как вы думаете, что повлияло на их решение? Ну, контракт 2008 года, по которому мы продали компанию, был довольно жестким, и если бы они перепродали MV Agusta на сторону, это обошлось бы «Харлею» слишком дорого. Вы имеете в виду, что тогда американцы выплатили вам не всю сумму? Да, они оставались должны еще 16–18 миллионов евро – и это сыграло свою роль в переговорах. И вы получили назад компанию без долгов? Да, у нас нулевой баланс, плюс хороший капитал в банке. Конечно, сейчас компания не приносит прибыли, поскольку мы вкладываем в ее развитие. Но это меня не беспокоит: у нас на руках хороший бренд и новые модели. Сейчас главная задача – развитие международной сети сбыта. Наши основные рынки – США и Европа – сильно просели, так что мы обратили внимание на те регионы, где экономическая ситуация получше: Австралия, Бразилия, Азия. Мы только что заключили контракт с Бразилией: около 10% нашей продукции будет собираться там, на заводе в Манаусе, из изготовленных в Италии комплектов. В 2011 году мы рассчитываем продать там 500–600 мотоциклов. Каков ваш уровень безубыточности?Во-первых, я должен сказать, что мы серьезно перестроили всю работу компании. Мы уменьшили наши затраты на 40 %, не только за счет снижения численности персонала на 45 %, но и путем работы с поставщиками и оптимизации производственного процесса. Таким образом, мы экономим около миллиона евро в месяц – без ущерба для качества – и теперь наш уровень безубыточности около 4500 мотоциклов в год. В этом году мы сделаем около 3500 аппаратов, но наша цель – 11 000 машин в год. Ради этого мы выводим на рынок новые модели, такие как Brutale 920, которая в Европе стоит 11 190 евро – совсем неплохо для MV Agusta начального уровня! В этом году мы представим также спортбайк F4RR, и уж эта модель будет совсем не «начального уровня». Фактически это будет дорожный супербайк, снаряженной массой 210 кг, с двигателем мощностью 203 л.с., подвесками Ohlins, моноблочными тормозами Brembo и всеми электронными системами – трэкшн-контроль, антивили и т.п. Эта машина будет стоить 22 990 евро, и у нее будет облегченный на 1,5 кг гоночный вариант Superstock для трек-дней. В целом мы планируем выпускать не более 4500 четырехцилиндровых мотоциклов ежегодно, плюс 6500 трехцилиндровых. И это будет предел? Для четырехцилиндровых моделей – да, максимум 4500. Если и будет дополнительный прирост, то только за счет трехцилиндро-вых моделей. Но и выпуская в сумме 11 000 мотоциклов в год, мы уже получим прибыль, достаточную для развития производства. Пока мы говорим только об MV Agusta. А планируете ли вы возродить марку Cagiva? Только не сейчас – нам нельзя распыляться. У нас нет ресурсов для работы на два фронта. Может быть, в будущем, когда MV Agusta будет приносить прибыль, мы перезапустим и Cagiva – но не сейчас. Сегодня мы должны работать над тем брендом, в успехе которого мы полностью уверены. F3 – прекрасный мотоцикл, и его цена в Европе – 12 490 евро – вполне конкурентоспособна. Но Triumph 675 Daytoa стоит 11 000 евро. Что вы можете ему противопоставить? Во-первых, это MV Agusta. Вовторых, у него гораздо более мощный двигатель. В нынешнем варианте он развивает 140 л.с., но, возможно, для серийной версии мы снизим мощность до 130– 135 л.с. – остальное пусть выжимают тюнингеры. В третьих, на F3 применены компоненты высшего качества, управление дроссельными заслонками по проводам и трэкшн-контроль. Когда начнется серийное производство F3? Мы планировали начать его в сентябре этого года. Но у нас есть печальный опыт: в 2009 году мыпоторопились запустить производство обновленного F4, и в результате получили великолепный мотоцикл с дурацкими детскими болезнями. Мы не хотим повторять подобное с F3. Я думаю, в ноябре на EICMA мы покажем серийный вариант, и тогда же начнем его производство. Продажи F3 мы начнем в первую неделю 2012 года. А когда появится F3 Brutalina? Еще через три-четыре месяца. Мы покажем Brutale 675 – именно так будет называться новинка – на EICMA, и начнем ее производство весной 2012 года. Brutale – это бренд, и было бы глупо отказываться от него. А в конце 2012 года мы представим супермотард на базе F3, и таким образом закроем все целевые ниши. Нам говорят, что мы могли бы выпускать и другие варианты – например, турер или туристический эндуро типа Tiger 800 – но мы должны сконцентрироваться на том, что мы умеем лучше всего: на спортивных моделях. Вот если в будущем наши дилеры настоятельно запросят новые варианты, тогда мы и будем над ними работать. Всему свое время. Ваш отец показал мне прототип F1. Вы планируете запустить его в производство? Не сейчас. Пока он не значится в наших бизнес-планах, но это задел на будущее – так же, как и электробайк, над которым работает мой отец. Но прежде всего – MV Agusta, в особенности F3.апрель 2011 moto.zr.ru53