Хотите, чтобы о вашем путешествии узнали?КОНКУРСОТВЕТ НА ЗАДАЧУ ИЗ № 02НЕУДИВИТЕЛЬНО, ЧТО НА ЗАДАЧУ ИЗ ЖИЗНИ МОТОКРОССМЕНОВ ЛУЧШЕ ВСЕГО ОТВЕТИЛ МАСТЕР СПОРТА ПО МОТОКРОССУ. ИТАК, КРУЖКА-ТЕРМОС BMW УХОДИТ В КОСТРОМУ – ВАЛЕРИЮ АЛЕКСЕЕВИЧУ БОЧКАРЕВУ.СТРЕЛЬБА У ПОВОРОТА«Искры с глаз, а с заду пламя…» Напомним, речь в задаче шла о характерных «выстрелах» – хлопках перед поворотом на соревнованиях и тренировках по мотокроссу. Конечно, насчет «отстрела конкурентов» мы пошутили, но читатели шутку подхватили. Александр Иванов пишет: «Эта версия вполне реальна, вот только патрон нужно в трубу подать вовремя. Как раз у медленного поворота скапливается больше всего желающих обогнать и процент попадания в оппонента возрастает в разы, чем при движении по прямой. Ведь имея меньше конкурентов, возрастает шанс на победу в соревновании. Вот только не понятно, почему их нельзя отстрелять до заезда?» Почему нельзя? Очень даже можно! Кто часто бывает на соревнованиях или занимается мотокроссом знают, что «выстрелов» можно добиться и на месте. Часто «мотокроссеры» развлекают зрителей таким аттракционом. Одноцилиндровый четырехтактный двигатель большого объема отлично стреляет, если увеличив обороты, резко сбросить газ. Или при неудачных запусках, когда подается слишком много бензина. Процитируем Валерия Бочкарева: «Перед поворотом мотокроссмены, наряду с использованием тормозов, как правило, активно производят торможение двигателем, при котором обычно вспышек смеси в цилиндре не происходит, так как при закрытой дроссельной заслонке рабочая смесь настолько переобогащается, что она не воспламеняется от искры, а несгоревшей выталкивается в выпускную систему». Итак, смесь не сгорела, а оказалась в приемной трубе и глушителе. А вот дальше многие пошли по ложному пути, вернее, путям. Вот основные варианты развития событий, предложенные нашими читателями. 1. Подготовленная, но не подожженная смесь воздуха и бензина «выплевывается» в выпускную систему и там накапливается. В следующий момент смесь, догорающая уже после окончания фазы выпуска, поджигает смесь в выпускной системе, и раздается хлопок. 2. При резком уменьшении количества воздуха часть обогащенной рабочей смеси не успевает сгореть и попадает в глушитель, так как больше деваться ей некуда – в двухтактнике ее туда увлекает разряжение, в четырехтактнике – выталкивает поршень. Там рабочая смесь взрывается от контакта с раскаленными стенками или сажей. 3. Обогащенная горячая смесь не успевает сгорать в цилиндре и догорает в выпускной системе. Все три варианта не выдерживают проверки логикой. Во-первых, скорость сгорания смеси имеет известные пределы. И нижний ее предел все достаточно высок, чтобы успевать за поршнем. Во всяком случае, горящая на такте расширения смесь не «выстрелит». С другой стороны, с чего бы переобогащенной смеси, которая не смогла воспламениться в камере сгорания, зажигаться, выйдя оттуда? Тем более, ждать «догорающей смеси», когда приемная труба раскалена докрасна (как замечает Валерий Бочкарев, это хорошо видно при недостаточном освещении)! Ведь есть такой параметр – темпе-ратура самовоспламенения. У бензовоздушной смеси он достаточно низок – в пределах 250–400 °С. А температура приемной трубы может превышать 1000 °С – этого с запасом хватит, чтобы исправно поджигать смесь на каждом такте, как в «калильных» моторчиках. Нет, дело в первую очередь в составе смеси. Как только смесь разбавится воздухом (обедненной смесью) произойдет тот самый «выстрел» в глушителе – «от соприкосновения со стенками раскаленной выпускной трубы». Вспомним, что происходит при остановке мотора, когда искры уже нет, а мотор по инерции еще выбрасывает смесь в глушитель. Бах! Но почти все читатели отметили, что усиливает звук «выстрела» спортивный выпуск. Он, как правило, прямоточный, глушение происходит поглощением звуковых волн минеральной ватой – набивкой по периметру глушителя. Такая конструкция не препятствует выбросу газов и даже пламени, что ощущается в нескольких метрах от мотоцикла. И понятно, почему не хлопают в глушитель впрысковые мотоциклы – компьютер постоянно поддерживает правильный баланс смеси и не имеет такой инертности в работе, как карбюратор.ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!Мы продолжаем конкурс на призы компании BMW, начатый в «Мото» № 5–2010. Ваши ответы на задачи из разных областей техники послужат школой для всех.13. КАКОЙ ТОРМОЗ НУЖНЕЕ?Нет, наверное, мотоциклиста, который бы ни разу в жизни не падал с мотоцикла. И, должно быть, многим доводилось падать из-за блокировки переднего колеса – чаще всего на скользкоте. А кто сможет объяснить, отчего при этом мотоцикл падает стремительно и, как правило, бесповоротно, тогда как заднее колесо можно блокировать без таких катастрофических последствий?рекламаОтветы с пометкой «Задача» присылайте на почтовый или электронный адрес редакции (см. с. 4) до 15 июня 2011 года. Не забудьте указать удобный для вас способ быстрой связи.