30
31
32
34
ТесТ-драйвутилитарные квадроциклы hondaВариатор, «понижайка», принудительная блокировка дифференциала – вот рецепт создания утилитарного квадроцикла. На таком хоть в болото, хоть в горы. И только компания Honda говорит свое решительное нет стереотипам и выпускает полноценные ATV без всего вышеперечисленного.Красная Конницана РОМАНИШИНА текст Павла КУРЛАПОВА, фото Рома30moto.zr.ru июнь 2011 HONDATRX420FAHONDATRX500FAHONDATRX680FA /  см /  кг /  см /  кг /  см /  кг345 500 РУБ.401100 РУБ.459 400 РУБ.одельная линейка хондовских утилитарников известна достаточно хорошо, каждому из этой троицы уже не один год. Однако испытать их все в одно время и в одном месте раньше не доводилось. Именно в таком, очном, сравнении и получилось разобраться в особенностях, отличиях и похожестях красной тройки. Кроме того, напомню, что Honda, в отличие от подавляющего большинства производителей мотовездеходов, принципиально не устанавливает на квадры вариаторные трансмиссии, предпочитая нетрадиционные методы передачи крутящего момента. Каждый из трех аппаратов оснащен уникальной трансмиссией, и почувствовать особенности работы каждой, причем не заочно, а по факту, было особенно интересно.В программе однодневного теста – кроссовая трасса и небольшой пробег по пересеченной местности, так что возможностей для всестороннего изучения особенностей каждой модели было предостаточно.HONDA TRX420FAМладший в линейке хондовских квадроциклов оборудован одноцилиндровым двигателем с впрыском топлива PGM-FI и самой свежей разработкой Honda в области трансмиссий – роботизированной механической коробкой передач HFT (Human Friendly Transmission). О принципе работы и устройстве «дружелюбной к человеку трансмиссии» более подробно можно прочитать в «Мото» №1–2011. А вот об особенностях эксплуа-июнь 2011 moto.zr.ru31 ТЕСТ-ДРАЙВУТИЛИТАРНЫЕ КВАДРОЦИКЛЫ HONDAHONDA TRX420FAданные производителяHONDA TRX500FAданные производителя> ОБЩИЕ ДАННЫЕГод выпуска Сухая масса, кг Длина × ширина × высоста, мм База, мм Объем бензобака, л Дорожный просвет, мм Высота по седлу, мм 2011 254 2055×1172×1146 1255 13,7 231 822> ОБЩИЕ ДАННЫЕГод выпуска Сухая масса, кг Длина × ширина × высоста, мм База, мм Объем бензобака, л Дорожный просвет, мм Высота по седлу, мм 2011 273 2108×1188×1179 1286 15,8 190 861тации поговорим подробнее. Первый опыт установки трансмиссии с двумя сцеплениями у Honda оказался вполне удачным, но с некоторыми оговорками. Механическая часть работает поистине безукоризненно. Передачи переключаются очень быстро, так что засесть в какой-нибудь луже из-за потери хода в момент переключения практически невозможно. Поток мощности разрывается лишь на доли секунды. Есть некоторые нарекания к плавности переключений, из трех вариантов хондовских трансмиссий – этот самый жесткий. Разумеется, до коробки грузовика КрАЗ ей далеко, но в сравнении с собратьями – увы. Особенно это заметно при активной езде. Главная же проблема HFT кроется в прошивке «мозгов», управляющих коробкой. Электроника не всегда адекватно реагирует на быстро меняющиесядорожные условия и иногда слегка задумывается, прежде чем предложить нужный режим. Так, например, во время заездов на кроссовой трассе, коробка подрубала повышенную передачу во время прыжка, а по приземлении приходилось терять время на то, чтобы коробка сообразила, что скорость не выросла, и подоткнула обратно пониженную. Та же проблема возникала при резком изменении крутизны подъема. При въезде в крутую горку первые метры квадрик пытается преодолеть на включенной передаче, иногда мощности не хватает и теряется ход, и лишь после непродолжительных раздумий «робот» втыкает пониженную. Словом, этот аппарат более всего подойдет для вдумчивого ковыряния в грязи и передвижения по пересеченке, перетаскивания тяжестей, вроде прицепа с дровами, или до-> ДВИГАТЕЛЬТип ГРМ Рабочий объем, см3 Диаметр цилиндра × ход поршня, мм Система питания Система охлаждения Система запуска 1-цил., 4Т OHV 420 86,5×71,5 впрыск топлива жидкостная электростартер, ручной стартер> ДВИГАТЕЛЬТип 1-цил., 4Т ГРМ OHV 499 Рабочий объем, см3 Диаметр цилиндра × ход поршня, мм 92×75 Система питания карбюратор CV ∅ 36 мм Система охлаждения жидкостная Система запуска электростартер, ручной стартер> ТРАНСМИССИЯТип роботизированная механическая, HFT Полный привод подключаемый передний мост с автоматической блокировкой переднего дифференциала Тип привода карданные валы к мостам, ШРУСы к колесам> ТРАНСМИССИЯТип гидростатическая Hondamatic Полный привод подключаемый передний мост с автоматической блокировкой переднего дифференциала Тип привода карданные валы к мостам, ШРУСы к колесам> ХОДОВАЯ ЧАСТЬнезависимая, на двух А-образных рычагах Задняя подвеска независимая, на двух А-образных рычагах Тормозная система гидравлическая Передний тормоз 2 диска на колесах Задний тормоз диск на валу Передние шины 24×8-12 Задние шины 24×10-11 Передняя подвеска> ХОДОВАЯ ЧАСТЬПередняя подвеска независимая, на двух А-образных рычагах Задняя подвеска маятниковая с неразрезной задней осью Тормозная система комбинированная Передний тормоз 2 диска на колесах Задний тормоз барабан на валу Передние шины 25×8-12 Задние шины 25×10-12В отличие от прочих производителей ATV, Honda предпочитает нетрадиционные способы передачи крутящего момента.ставки себя и подбитого на охоте кабанчика до заимки. В минусах – мыслительная скорость «мозгов» коробки, в плюсах – простая и надежная конструкция привычной механики, которую почти невозможно убить традиционными способами: электроника не позволит включить не ту передачу или сжечь диски сцеплений. Разумеется, все указанные недостатки не относятся к работе коробки в ручном режиме – симбиоз человеческого мозга и идеальной механики дает потрясающие результаты. Кстати, по мнению не очень опытных райдеров, «четыреста двадцатый» оказался наиболее привлекательным. По общему мнению, с ним управ-ляться легче всего. Так что его можно смело брать как первый квадр.HONDA TRX500FA«Пятисотка» – единственная модель, на которую до сих пор не устанавливают впрыск топлива (правда, Honda обещает сделать это в ближайшее время). Зато старый добрый карбюратор наверняка приглянется тем, кто придерживается мнения «чем проще, тем лучше». А вот о трансмиссии этого сказать никак нельзя. Здесь установлена, пожалуй, наиболее экзотичная коробка гидростатического типа Hondamatic (подробнее об устройстве читайте в «Мото» №2–2011).32moto.zr.ru июнь 2011 ТЕСТ-ДРАЙВУТИЛИТАРНЫЕ КВАДРОЦИКЛЫ HONDAHONDA TRX680FAданные производителяГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ СХЕМА НЕ БОИТСЯ ПЕРЕГРУЗОВ И БЕЗБОЛЕЗНЕННО ВЫНОСИТ ЛЮБЫЕ ИЗДЕВАТЕЛЬСТВА.> ОБЩИЕ ДАННЫЕГод выпуска Сухая масса, кг Длина × ширина × высоста, мм База, мм Объем бензобака, л Дорожный просвет, мм Высота по седлу, мм 2011 277 2113×1189×1207 1289 17 254 875> ДВИГАТЕЛЬТип ГРМ Рабочий объем, см3 Диаметр цилиндра × ход поршня, мм Система питания Система охлаждения Система запуска 1-цил., 4Т OHV 675 102×82,6 впрыск топлива жидкостная электростартер, ручной стартер> ТРАНСМИССИЯПолулитровый мотор обладает чуть более яркой тягой, чем младший брат, однако по динамике разгона это практически не ощущается. Разница в 31 мм колесной базы и 19 кг снаряженной массы делают его субъективно более массивным, но эта разница заметна, только если пересесть с одного на другой. Бесступенчатая трансмиссия – действительно изюминка этого квадра. Поскольку здесь нет «преселективности», как на HFT, то есть коробка не пытается прогнозировать развитие событий и не готовит заранее следующую передачу (с выбором которой иногда ошибается, да и способна быстро работать только с соседними передачами), она мгновен-но реагирует на любые изменения режима движения. Коробка может в доли секунды изменить передаточное отношение с максимального на минимальное, как и наоборот. Несмотря на то, что весь бесступенчатый диапазон разбит на шесть виртуальных передач (фиксированных положений), переключения происходят абсолютно мягко, ведь от одной фиксированной передачи до другой происходит не скачок, а плавное изменение передаточного отношения. Hondamatic – самая плавная и быстро соображающая коробка. Идеально подойдет и для скоростных прострелов по пересеченке, и для серьезных трасс со сложным и быстро меняющимся ландшафтом, и для транспортировки тяжелого прицепа. Словом, «пятисотка» с Hondamatic – наиболее универсальная и простая в управлении машина.HONDA TRX680FAФлагман семейства, как и оба младших брата, оснащен одноцилиндровым, продольно установленным двигателем. За смесеобразование здесь отвечает все та же фирменная система впрыска PGM-FI. Традиционно от собратьев квадр отличается собственной трансмиссией. Здесь установлена гидродинами-ческая трансмиссия («Мото» №2– 2011), только в отличие от автомобильных систем, с фрикционами и сателлитами, после знакомого всем гидротрансформатора стоит двухвальная трехступенчатая коробка. Сам по себе гидротрансформатор способен менять передаточное отношение в разы, так что трех механических передач здесь вполне достаточно. Фишка такой схемы в почти мгновенной реакции коробки на изменения режима движения и отсутствии жесткой связи колес с коленчатым валом. Такая схема не боится перегрузов и вообще наиболее безболезненно относится к любым издевательствам, будь то взбирания на крутые склоны или пробуксовки, увязнув в грязи по сиденье. Отсюда и надежность. Тяжелый квадрик с заметно более мощным и тяговитым мотором производит разные впечатления на людей с разным опытом вождения. Новички его побаиваются, сетуя на неповоротливость, валкость и резкость двигателя, а более опытные райдеры, наоборот, ценят за плавность хода (за счет большой массы), отзывчивый двигатель и возможность активно использовать тяговые возможности мотора при управлении. Тяжелую машину действительно сложновато заставить ехатьТип гидродинамическая, трехступенчатая Полный привод подключаемый передний мост с автоматической блокировкой переднего дифференциала Тип привода карданные валы к мостам, ШРУСы к колесам> ХОДОВАЯ ЧАСТЬПередняя подвеска независимая, на двух А-образных рычагах Задняя подвеска независимая, на двух А-образных рычагах Тормозная система гидравлическая Передний тормоз 2 диска на колесах Задний тормоз диск на валу Передние шины 25×8-12 Задние шины 25×10-12в нужную сторону просто поворотом руля, зато если освоить повороты пробуксовкой, управлять аппаратом становится легко и приятно, а уж сколько драйва дарит езда с почти постоянным заносом задней оси! Словом, старший «красный конь» – это аппарат, в первую очередь рассчитанный на опытных пилотов, в то же время наиболее комфортный и, пожалуй, драйвовый. Правда, платить за эти блага приходится большими физическими затратами на управление, временем на тренировку водительского мастерства, ну и кошельком.Тест организован компанией «Хонда Мотор Рус».34moto.zr.ru июнь 2011