66
67
68
69
KNOW-HOWДва месяца назад стартовал совместный с RWT Motorsport проект по подготовке Yamaha YZF-R6 одновременно к двум кольцевым чемпионатам. В прошлых номерах мы разобрались с двигателем и подвесками. На очереди – электрика.НЕРВНАЯ СИСТЕМАтекст Романа АБАЛАКИНА, фото Евгения БОБРИКОВАВ двигатель, трансмиссию и подвески степень вмешательства была хоть и существенной, но все-таки неполной («Мото», №№ 4, 5–2011), то с электрическими компонентами – этакой нервной системой – с самого начала никто церемониться не собирался. Замене подлежало все. Ну, почти. Само собой, на «скамейке запасных» уже отдыхали некоторые чуждые спорту электрокомпоненты: фары, задние фонари, подсветка номера (вместе с креплением), поворотники, сигнал, вентилятор радиатора, замок зажигания и прочие исключительно «гражданские» атрибуты. Но и помимо них список «удаленцев» дюже внушительный. Первыми в очереди на замену оказались «мозги» – блок управления двигателем ECU (Engine Control Unit). Почему? Вкратце штатный алгоритм работы блока ECU можно описать так. Электронный мозг собирает показания с различных датчиков, словно от нервных окончаний, и, сопоставляя их с залитой в него заводской картой впрыска, дает команду батарее форсунок и дроссельных заслонок отправить в камеру сгорания оптимальный, по его мнению, состав смеси. Для этого анализируются не только основные показатели (обороты коленчатого вала и угол поворота дроссельных заслонок), но и множество факультативных (скорость движения мотоцикла, номер включенной передачи, атмосферное давление, давление в коробе воздушного фильтра, разряжение во впускном коллекторе, температура окружающего воздуха, качество сгоревшей смеси по показаниям лямбда-зонда, показания датчика детонации и другие данные).Правда, оптимальной заводская карта считается весьма условно. Ведь ради соответствия строгим экологическим рамкам производители в принудительном порядке заставляют практически все двигатели внутреннего сгорания последних поколений работать на сверхобедненных смесях, что ведет зачастую к повышенному температурному режиму работы мотора. Но если никакого «тюнинга» на мотоцикл не навешивать, ничего в его нутре не менять и ничего не удалять, то даже самые опытные двигателисты вряд ли способны как-то существенно улучшить фабричные настройки. Команде RWT Motorsport же, чтобы после ампутации вентилятора системы охлаждения не иметь головной боли с постоянными перегревами, и без кардинальной модернизации «железа» пришлось бы каким-то манером вмешиваться в процесс смесеобра-зования. А уж со всеми произведенными манипуляциями (увеличением степени сжатия, заменой свечей, установкой полной выпускной системы и «нулевика») – и подавно! Самое ходовое решение – воткнуть в разъем между ECU и блоком впрыска дополнительный управляющий модуль (например, Power Commander производства Dynojet или Bazzaz от Bazzaz Engineering). Благо, его монтаж обычно не требует сверхквалификации и занимает минимумСтоль мощный инструмент даталоджинга как приборная панель AiM MXL Pro дает практически неограниченные возможности по анализу и работе над ошибками.времени. Основная задача сей «волшебной коробочки» как раз и состоит в том, чтобы скорректировать топливовоздушную смесь (а именно – продолжительность открытия форсунок) под измененное «железо». Для зажигания также есть свой собственный вариант допмодуля, с подключением которого появляется возможность править угол опережения (как вариант – Dynojet Ignition Module).66moto.zr.ru июнь 2011 Вроде бы обычный пучок проВодоВ. как и многие другие. но без него гоночный бЛок ECU работать не будет.А можно ли обойтись без чрезмерного нагромождения? Можно,  конечно! Ямаховское гоночное подразделение YEC Racing Parts как раз располагает набором, состоящим из  спортивных «мозгов» и специального программного обеспечения.  Спортивный блок ECU (рис. 1) не  просто заменяет фабричный – после его водружения инженеры полностью свободны и в программиро-вании впрыска, и в регулировке  угла опережения зажигания под  нужды даже самого требователь­ ного спортсмена. Причем в памяти  может быть записано сразу несколько различных топливных карт  под разные условия, активирующихся кнопками на левом пульте.  При желании привычный ямахов­ ский пульт меняется на специальный, но в принципе сгодится и  «сток» (рис. 2). В этом случае на незадей  ствованные в спорте  кноп  ки включения ближнего и дальнего света выводятся функции активации,   соответственно, первой  и второй карт. За исключением  непо  средственно функций по управлению двигателем, в блоке  управления от YEC Racing Parts    предусмотрен ряд второстепенных:    ограничения оборотов при старте  (Launch Cont  rol), контроля скорости  на пит­лейне и других.Однако хочется предостеречь  особо горячие головы, после прочтения предыдущего абзаца кинувшиеся названивать прикормленному поставщику запасных частей  и аксессуаров, но не планирующие  в ближайшее время выходить на  стартовую решетку: прямо взять  и поставить рейсинговый блок управления не получится – работать  он станет только с целиком новой  проводкой, которая, как и все про-июнь 2011 moto.zr.ru67 know-howготовим «суперспорт»: электрикапривлечения специалиста (замечу – отменного!) для последующей настройки. Иначе вместо теорети‑ ческих бонусов есть все шансы по‑ лучить реальные проблемы в виде провалов, нестабильной работы, слишком богатой или слишком бед‑ ной смеси – и скоропостижно скон‑ чавшегося в итоге мотоцикла. Есть о чем задуматься… Следующий логичный шаг после «мозгов» – квикшифтер. В нашем случае – это шведский Cordona GP SG. Как и любое аналогичное уст‑ ройство, прерывая зажигание (на рядных «четверках» обычно у двухчее, приобретается отдельно у все того же гоночного подразделения YEC Racing Parts. По сравнению с оригинальной из‑за существенно‑ го сокращения числа потребителей электроэнергии, она сильно упро‑ щена – уменьшено общее количест‑ во проводов и разъемов (рис. 3, 4, 5 и 6). Посему если удастся все со‑ брать и заставить хоть как‑то рабо‑ тать, прилаживать какую‑нибудь ничтожную галогенку и стоп‑сигнал будет некуда. Кроме того, различного рода «пауэр коммандеры» и спортивные «мозги» требуют обязательногоцилиндров), он за счет кратковре‑ менного снижения оборотов мотора и уравнивания угловых скоростей шестерен следующей передачи по‑ зволяет при переключениях вверх вообще не сбрасывать газ. Надавил на педаль КП, сенсор на тяге приво‑ да коробки передач (рис. 8) пере‑ дал сигнал о намерении пилота сме‑ нить передачу, управляющий блок квикшифтера (рис. 9) дал команду гоночному ECU (рис. 7) на пропуск искры – и готово. И вроде бы при каждой смене передач экономия по времени всего в несколько деся‑ тых долей секунд, но в спорте, где борьба идет за каждую сотую, это много. Бесконечно много!Правилами и нашего Суперспор‑ та, и немецкого IDM Supersport допускается удаление приборной панели целиком вместе со спидо‑ метром и тахометром. Поэтому, вос‑ пользовавшись своим правом, ме‑ няем все на многофункциональную цифровую приборную панель AiM MXL Pro с большим 5,5‑дюймовым жидкокристаллическим дисплеем. Этот цифровой шедевр при наличии механика с прямыми руками (такого как Тито из RWT Motorsport, напри‑ мер) способен подружиться с бор‑ товой электроникой практически любого колесного транспортного средства. Его преимущество в том, что, помимо традиционных сведе‑ ний об оборотах двигателя, скоро‑ сти движения, номере выбранной передачи, температуре и давлении, он отображает информацию о вре‑ мени прохождения круга, переме‑ щениях потенциометра, качестве смеси при наличии широкополосно‑ го лямбда‑зонда, а также о множес‑ тве других параметров, пришедших на него по двенадцати аналоговым каналам и CAN‑шине от разного ро‑68moto.zr.ru июнь 2011 да датчиков и блока ECU. И при этом все собранные данные записываются на встроенную память объемом 16 Мб, чтобы впоследствии пилот или механик мог их скачать на любой компьютер через встроенный USB-порт для последующего анализа. А чтобы разбор полетов был наиболее полным, MXL Pro можно дополнить GPS-приемником. Надо ли говорить, что на этом фоне встроенный блинкер, составленный из 10 светодиодов зеленого, желтого и красного цвета, выглядит как само собой разумеющееся. В общем, после формирования новой нервной системы спортивно-го мотоцикла основной массив работ по сборке можно смело считать законченным. Фактически, дело осталось за малым – за разного рода навеской: клипонами, подножками, подрамником, спортивным пластиком… Но об этом расскажем через месяц.Этот «черный ящик» и есть гоночный блок управления двигателем, вместе с которым можно полностью раскрыть потенциал мотора.реклама