HELL MADEДИЗЕЛЬПАНКЕсли стимпанк так и не затронул двухколесные объекты (рисунки и 3D не в счет), то последовавший вслед за ним дизельпанк имеет все шансы «прописаться» и в мотоциклетном тюнинге, и в кастомайзинге. Еще бы: это неплохой шанс для стагнирующего олдскула, да и любители более современных технологий часто видят в этом стиле неплохой способ кардинального апгрейда своих поднадоевших неоклассиков.текст .Stinger, фото из архива автораНо для начала – что такое дизельпанк, и с чем его едят. Как и уже широко известный стимпанк, это ретрофантастика, фантазия на тему будущего глазами «той» эпохи и «тех» технологий. Но если стим – как и следует из названия (steam – паровой) – это взгляд из викторианской эпохи, когда в технике царили паровые машины и только-только пробивало себе дорогу электричество, то дизельпанк (его еще зовут бензопанком)… Ну да, из эпохи царства ДВС. Когда «двигатели на тяжелом топливе с воспламенением от сжатия»были новейшим достижением техники. Если быть точным, вторая половина 20-х – конец 40-х, с безусловным тяготением к началу означенного периода. Эпоха гиперболоидов, Франкенштейнов, опытов Менгеле и его коллег по обе стороны океана, Большого стиля, сталинского ампира и ар-деко. В общем, что было бы, если бы не Великая депрессия и особенно Вторая мировая. Это физика. Что же до лирики, то тут главные, скажем так, методические пособия – обложки журналов тех лет (например, американского60moto.zr.ru август 2011 Popular Mechanics и нашей «Техники – молодежи»), а из фильмов – Metropolis, шедевр Фрица Ланга, снятый им в 1927 году. Упомянутое изобразительное искусство (а я специально помянул только сферические примеры; элементы «прикладной футурологии» встречались регулярно, особенно в странах, одержимых имперскими амбициями), в отличие от научной фантастики, базировалось на вполне реальных достижениях индустрии. В том же ланговском фильме разъезжают почти серийные Rumpler, многие наземные транспортные средства нарисованы под влиянием идей аэродинамика Камма, а летающие (а частью и нелетающие) объекты представляются развитием существующих по экстенсивному принципу. А потому хватает в дизельпанке фетишей и вполне себе функционировавших в те годы. Из таковых стоит отметить в первую очередь:Do X – 12-моторная 169-местная летающая лодка немецкой фирмы Dornier, три экземпляра которой совершали нерегулярные трансатлантические полеты в 1929–1934 годах; Zephyr Pioneer – дизельэлектропоезд постройки Budd, поступивший на американские регулярные линии в 1934 году и разви-вавший до 180 км/ч. Не менее известен его прямой конкурент и ровесник М-10000 постройки Pullmann-Standard, дизайн которого разрабатывал шеф-стилист General Motors Харли Эрл; LZ-129 Hindenburg – построенный в 1936 году самый большой на тот моментдирижабль (длина 245 м, диаметр оболочки 41,2 м) грузоподъемностью до 100 тонн; Chrysler Airflow – потерпевший фиаско на американском рынке в 1934– 1937 годах ввиду своей радикальности «стандартный седан» с улучшенной аэродинамикой.И конечно же, Airstream – монструозный алюминиевый прицеп-кемпер, переживший все вышеперечисленные создания и выпускающийся с середины 30-х по сей день в различных одно- и двухосных исполнениях. Крайним же выражением стиля из реально существовавших объектов можно назвать рекордные мотоциклы, автомобили и самолеты довоенной поры, американские концепт-кары38–50 гг., а также французские автомобили высшего класса 28–37 гг., но это были уникальные машины, менее известные современной широкой публике (как и феерические бомбардировщики-гиганты Болховитинова и Калинина), а потому оказавшие на дизельпанк куда меньшее влияние. Как видим, общих стилистических доминант три: ар-деко, аэродинамика и гигантомания. Если же перейти к частному, то увидимавгуст 2011 moto.zr.ru61 Hell madeдизельПанкПарадоксальным образом оПтимальная для дизельПанка Передняя Подвеска – «Перевертыш», задняя – «кантилевер» с маятником из стальных труб. асильеалюминиевыхтехз нологийвовсехвидах.Алюминиевыелисты,гофры изаклепки;алюминийполированный,плакированный, сваренныйифрезерованный…Любопытно,ностальныеферменныеконструкцииздеськудавменьшем почете–видимо,из‑заассоциацийсостремительно уходившейкначалу30‑х эпохоймодернизма.(Точнее,уходимой–вспомним хотябыBauhaus,закрытый нацистамиввидупротиворечийсвнедряемымимиБольшимстилем.)Ещеоднонаследиекон‑ структивизма–увлечение аэродинамикой–напротив, получиловсяческоеразвитие.Вкупестогдашними, весьманаивныминанынешнийвзгляд,познаниями вданнойнаукеэтовыра‑ жаетсявобильнойкапотировке(желательноизвсе тогоже«крылатогометалла»–номожноипропитанногонитролакомперкаля поверхдеревянногокаркаса),пустьиздоровоутяжеляющейконструкцию.Аиз «мелочевки»стоитотметить обилиеблестящихрешеток(кслову,тогданехромированных,аникелированных), ремниспряжкамивкачествезастежек(впрочем,уже тогданачалипоявляться вавиациизамки‑защелки и«дзусы»).Цветоваягамма–илинекрашеныйалюминий,илитемныеоттенки нитролака(вишневый,темно‑зеленый,алый,темно‑ синий),частодвухцветная, приэтомужепочтибезцировок,ноеще(внимание!) безпинстрайпинга. Мрачно,подавляюще иторжественно.Почтикак колоннакрасныхкабриоле-товизлимоновскихманифестов. Всеэтонеожиданнодало своиплодыспустяполвека послеугасания(опятьжене безпринуждения–вспомнимхрущевскийуказ «Оборьбесизлишествами вархитектуре»).Ужбольно притягательнасилатойэстетики,сопровождавшейся очереднымтехнологическимпереворотом.Впрочем, вышеупомянутыеисторическиеиэстетическиепредпосылки–всеголишьоснова;натоонипанк,чтобы нет‑нет,дапросочетатьсясэлементамидругихэпох. Пароходможетбытьслазерами,подводнаялодка взлетать,анарасчалочномбипланевполнеможет стоятьреактивныйдвигатель.Эстетическоехулиган‑ ство,чтовыхотите! Такипошло.Сначала влитературе,азатем ивизобразительномискусстве.Как,собственно,исо стимпанком.Нолетающие паровозывоплотилисьиз художественныхобразов восязаемыепредметы, пустьидостаточнобыстро, нокрайнеограниченно,62moto.zr.ru август 2011 СРЕДИ МОТОЦИКЛОВ КОНЦА 20-Х – НАЧАЛА 30-Х ВСТРЕЧАЛИСЬ ВПОЛНЕ СЕБЕ ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ – СКАЖЕМ, ФРАНЦУЗСКИЙ MAJESTIC.и как правило, в виде совсем небольших объектов (игрушек, компьютерных клавиатур, телефонов…), а вот с дизельпанком история иная. Его плоды стали вызревать в меньшем числе и намного медленнее, но их увесистость несопоставима. Первым дизельпанковым аппаратом стоит признать мегахотрод с бензиновым V12 от танка М47, построенный в 2004-м по заказуДжея Лено (впоследствии легендарный гараж комика пополнил еще и хотрод на базе туристического автобуса 40-х, чей стиль также родом из довоенной поры). Чуть позже начали появляться изделия размером поменьше (скажем, кастомкары и хотроды на основеCitroen 2CV – как выяснилось, его обводы отлично подходят в качестве заготовки), затем со стеклопластиковыми оболочками для скутеров (включая «макси») в стиле ар-деко начали экспериментировать японцы, а год-полтора назад дошло дело и до мотоциклов, при-чем по обе стороны обоих океанов. Взгляните на The Machine Шифа – канонический образец дизельпанка. Налицо средоточие фетишей стиля: алюминий, клепка, подчеркнуто монструозный двигатель, сверкающий кардан, сложносочиненная перед-няя подвеска. (К слову о вилках: парадоксальным образом вполне себе дизельпанковский вид имеют… современные «перевертыши»; именно к такому дизайну основных стоек шасси пришли конструкторы транспортников и бомбардировщиков к середине 30-х. Другое дело, что стойки эти пришлось бы сочетать с оголенными ферменными конструкциями – либо прятать верх в «сигару», а низ в «штаны» каплевидного сечения. Антитеза шифовскому шедевру – простой, как правда, Beezerker американца Криса Флетчера (Speed Shop Design) – тоже стопроцентный дизельпанк. Да, это всего два примера из тех, что принято называть сферическими. Но 3-е и 5-е места в «абсолюте» ЧМ по кастомайзингу уже позволяют говорить о появлении тренда. При этом фрагментарные вкрапления «дизеля», как и стимпанка, встречавшиеся у участников чемпионата сплошь и рядом, я не принял во внимание: дизельпанк сам по себе эклектика, а потому в качестве элемента годится лишь в «простом» тюнинге. Но – годится. Что уже сейчас можно наблюдать на примере регулярно вылупляющихся аппаратов на базе классиков 60–70-х и ядреной тучи аксессуаров, прибамбасов и «обвесов», предлагаемых каталожцами всего мира для круизеров и неоклассиков. История продолжается – и реальная, и параллельная.август 2011 moto.zr.ru63