60
61
62
63
HELL MADEДИЗЕЛЬПАНКЕсли стимпанк так и не затронул двухколесные объекты (рисунки и 3D не в счет), то последовавший вслед за ним дизельпанк имеет все шансы «прописаться» и в мотоциклетном тюнинге, и в кастомайзинге. Еще бы: это неплохой шанс для стагнирующего олдскула, да и любители более современных технологий часто видят в этом стиле неплохой способ кардинального апгрейда своих поднадоевших неоклассиков.текст .Stinger, фото из архива автораНо для начала – что такое дизельпанк, и с чем его едят. Как и уже широко известный стимпанк, это ретрофантастика, фантазия на тему будущего глазами «той» эпохи и «тех» технологий. Но если стим – как и следует из названия (steam – паровой) – это взгляд из викторианской эпохи, когда в технике царили паровые машины и только-только пробивало себе дорогу электричество, то дизельпанк (его еще зовут бензопанком)… Ну да, из эпохи царства ДВС. Когда «двигатели на тяжелом топливе с воспламенением от сжатия»были новейшим достижением техники. Если быть точным, вторая половина 20-х – конец 40-х, с безусловным тяготением к началу означенного периода. Эпоха гиперболоидов, Франкенштейнов, опытов Менгеле и его коллег по обе стороны океана, Большого стиля, сталинского ампира и ар-деко. В общем, что было бы, если бы не Великая депрессия и особенно Вторая мировая. Это физика. Что же до лирики, то тут главные, скажем так, методические пособия – обложки журналов тех лет (например, американского60moto.zr.ru август 2011 Popular Mechanics и нашей «Техники – молодежи»), а из фильмов – Metropolis, шедевр Фрица Ланга, снятый им в 1927 году. Упомянутое изобразительное искусство (а я специально помянул только сферические примеры; элементы «прикладной футурологии» встречались регулярно, особенно в странах, одержимых имперскими амбициями), в отличие от научной фантастики, базировалось на вполне реальных достижениях индустрии. В том же ланговском фильме разъезжают почти серийные Rumpler, многие наземные транспортные средства нарисованы под влиянием идей аэродинамика Камма, а летающие (а частью и нелетающие) объекты представляются развитием существующих по экстенсивному принципу. А потому хватает в дизельпанке фетишей и вполне себе функционировавших в те годы. Из таковых стоит отметить в первую очередь:Do X – 12-моторная 169-местная летающая лодка немецкой фирмы Dornier, три экземпляра которой совершали нерегулярные трансатлантические полеты в 1929–1934 годах; Zephyr Pioneer – дизельэлектропоезд постройки Budd, поступивший на американские регулярные линии в 1934 году и разви-вавший до 180 км/ч. Не менее известен его прямой конкурент и ровесник М-10000 постройки Pullmann-Standard, дизайн которого разрабатывал шеф-стилист General Motors Харли Эрл; LZ-129 Hindenburg – построенный в 1936 году самый большой на тот моментдирижабль (длина 245 м, диаметр оболочки 41,2 м) грузоподъемностью до 100 тонн; Chrysler Airflow – потерпевший фиаско на американском рынке в 1934– 1937 годах ввиду своей радикальности «стандартный седан» с улучшенной аэродинамикой.И конечно же, Airstream – монструозный алюминиевый прицеп-кемпер, переживший все вышеперечисленные создания и выпускающийся с середины 30-х по сей день в различных одно- и двухосных исполнениях. Крайним же выражением стиля из реально существовавших объектов можно назвать рекордные мотоциклы, автомобили и самолеты довоенной поры, американские концепт-кары38–50 гг., а также французские автомобили высшего класса 28–37 гг., но это были уникальные машины, менее известные современной широкой публике (как и феерические бомбардировщики-гиганты Болховитинова и Калинина), а потому оказавшие на дизельпанк куда меньшее влияние. Как видим, общих стилистических доминант три: ар-деко, аэродинамика и гигантомания. Если же перейти к частному, то увидимавгуст 2011 moto.zr.ru61 Hell madeдизельПанкПарадоксальным образом оПтимальная для дизельПанка Передняя Подвеска – «Перевертыш», задняя – «кантилевер» с маятником из стальных труб.­ асилье­алюминиевых­техз нологий­во­всех­видах.­Алюминиевые­листы,­гофры­ и­заклепки;­алюминий­полированный,­плакированный,­ сваренный­и­фрезерованный…­Любопытно,­но­стальные­ферменные­конструкции­здесь­куда­в­меньшем­ почете­–­видимо,­из‑за­ассоциаций­со­стремительно­ уходившей­к­началу­30‑х­ эпохой­модернизма.­(Точнее,­уходимой­–­вспомним­ хотя­бы­Bauhaus,­закрытый­ нацистами­ввиду­противоречий­с­внедряемым­ими­Большим­стилем.)Еще­одно­наследие­кон‑ структивизма­–­увлечение­ аэродинамикой­–­напротив,­ получило­всяческое­развитие.­Вкупе­с­тогдашними,­ весьма­наивными­на­нынешний­взгляд,­познаниями­ в­данной­науке­это­выра‑ жается­в­обильной­капотировке­(желательно­из­все­ того­же­«крылатого­металла»­–­но­можно­и­пропитанного­нитролаком­перкаля­ поверх­деревянного­каркаса),­пусть­и­здорово­утяжеляющей­конструкцию.­А­из­ «мелочевки»­стоит­отметить­ обилие­блестящих­решеток­(к­слову,­тогда­не­хромированных,­а­никелированных),­ ремни­с­пряжками­в­качестве­застежек­(впрочем,­уже­ тогда­начали­появляться­ в­авиации­замки‑защелки­ и­«дзусы»).­Цветовая­гамма­–­или­некрашеный­алюминий,­или­темные­оттенки­ нитролака­(вишневый,­темно‑зеленый,­алый,­темно‑ синий),­часто­двухцветная,­ при­этом­уже­почти­без­цировок,­но­еще­(внимание!)­ без­пинстрайпинга. Мрачно,­подавляюще­ и­торжественно.­Почти­как­ колонна­красных­кабриоле-тов­из­лимоновских­манифестов. Все­это­неожиданно­дало­ свои­плоды­спустя­полвека­ после­угасания­(опять­же­не­ без­принуждения­–­вспомним­хрущевский­указ­ «О­борьбе­с­излишествами­ в­архитектуре»).­Уж­больно­ притягательна­сила­той­эстетики,­сопровождавшейся­ очередным­технологическим­переворотом.­Впрочем,­ вышеупомянутые­исторические­и­эстетические­предпосылки­–­всего­лишь­основа;­на­то­он­и­панк,­чтобы­ нет‑нет,­да­просочетаться­с­элементами­других­эпох.­ Пароход­может­быть­с­лазерами,­подводная­лодка­ взлетать,­а­на­расчалочном­биплане­вполне­может­ стоять­реактивный­двигатель.­Эстетическое­хулиган‑ ство,­что­вы­хотите! Так­и­пошло.­Сначала­ в­литературе,­а­затем­ и­в­изобразительном­искусстве.­Как,­собственно,­и­со­ стимпанком.­Но­летающие­ паровозы­воплотились­из­ художественных­образов­ в­осязаемые­предметы,­ пусть­и­достаточно­быстро,­ но­крайне­ограниченно,­62moto.zr.ru август 2011 СРЕДИ МОТОЦИКЛОВ КОНЦА 20-Х – НАЧАЛА 30-Х ВСТРЕЧАЛИСЬ ВПОЛНЕ СЕБЕ ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ – СКАЖЕМ, ФРАНЦУЗСКИЙ MAJESTIC.и как правило, в виде совсем небольших объектов (игрушек, компьютерных клавиатур, телефонов…), а вот с дизельпанком история иная. Его плоды стали вызревать в меньшем числе и намного медленнее, но их увесистость несопоставима. Первым дизельпанковым аппаратом стоит признать мегахотрод с бензиновым V12 от танка М47, построенный в 2004-м по заказуДжея Лено (впоследствии легендарный гараж комика пополнил еще и хотрод на базе туристического автобуса 40-х, чей стиль также родом из довоенной поры). Чуть позже начали появляться изделия размером поменьше (скажем, кастомкары и хотроды на основеCitroen 2CV – как выяснилось, его обводы отлично подходят в качестве заготовки), затем со стеклопластиковыми оболочками для скутеров (включая «макси») в стиле ар-деко начали экспериментировать японцы, а год-полтора назад дошло дело и до мотоциклов, при-чем по обе стороны обоих океанов. Взгляните на The Machine Шифа – канонический образец дизельпанка. Налицо средоточие фетишей стиля: алюминий, клепка, подчеркнуто монструозный двигатель, сверкающий кардан, сложносочиненная перед-няя подвеска. (К слову о вилках: парадоксальным образом вполне себе дизельпанковский вид имеют… современные «перевертыши»; именно к такому дизайну основных стоек шасси пришли конструкторы транспортников и бомбардировщиков к середине 30-х. Другое дело, что стойки эти пришлось бы сочетать с оголенными ферменными конструкциями – либо прятать верх в «сигару», а низ в «штаны» каплевидного сечения. Антитеза шифовскому шедевру – простой, как правда, Beezerker американца Криса Флетчера (Speed Shop Design) – тоже стопроцентный дизельпанк. Да, это всего два примера из тех, что принято называть сферическими. Но 3-е и 5-е места в «абсолюте» ЧМ по кастомайзингу уже позволяют говорить о появлении тренда. При этом фрагментарные вкрапления «дизеля», как и стимпанка, встречавшиеся у участников чемпионата сплошь и рядом, я не принял во внимание: дизельпанк сам по себе эклектика, а потому в качестве элемента годится лишь в «простом» тюнинге. Но – годится. Что уже сейчас можно наблюдать на примере регулярно вылупляющихся аппаратов на базе классиков 60–70-х и ядреной тучи аксессуаров, прибамбасов и «обвесов», предлагаемых каталожцами всего мира для круизеров и неоклассиков. История продолжается – и реальная, и параллельная.август 2011 moto.zr.ru63