34
35
36
37
38
39
РЕТРОТЕСТAJS 500 PORCUPINE 1954 ГОДАистория х а с е л о к а нка УЭРНХЭМА о Киоши НАКАМУРЫ и Мар текст Алана КАТКАРТА, фотМотоцикл AJS, известный под прозвищем Porcupine (дикобраз), выиграл первый чемпионат мира по шоссейнокольцевым гонкам – в 1949 году. За восемь лет, с 1947 по 1954 год, построено всего восемь таких машин, и нынешняя стоимость сохранившихся экземпляров – около миллиона долларов. Теперь вы понимаете, почему я был так рад протестировать этот аппарат – самый желанный для коллекционеров британских мотоциклов?AJS 500 PORCUPINEгоночный /  /  см³ /  л.с. /  кг34moto.zr.ru сентябрь 2011 охранившиеся экземпляры AJS Porcupine рассеяны по музеям и коллекционерам Великобритании и США, и один из них принад лежит Роберту Януччи, владельцу Team Obsolete – одной из лучших команд в гонках классических мотоциклов. Януччи купил его в 1984 году, но лишь в 2000 году AJS вновь вышел на гоночные трассы – столь сложен был процесс реставрации. Шанс опробовать в деле этот уникальный мотоцикл представился мне совершенно неожиданно. Мой Norton Manx, с которым я готовился выступать в гонке Goodwood Revival, закапризничал – да так, что пришлось перебирать двигатель. В итоге я оказался без байка к началу квалификации, и Роберт рискнул: «Возьмите мой Porcupine. Ему надо размять ножки, а скоростной трек Goodwood для этого подходит идеально. Вы будете поражены тем, насколько хорош аппарат». Я не заставил себя упрашивать.Передняя вилка Teledraulic – такого же типа, как и на серийных мотоциклах концерна АМС. Передний тормозной барабан – двухкулачковый, с двумя ведущими колодками. Сзади стоят гидропневматические амортизаторы Jampot. Увы, их эффективность невысока.НА МОТОЦИКЛЕ AJS PORCUPIN E ЛЕС ГРЭМ ВЫИГРАЛ АТ ПЕРВЫЙ ЧЕМПИОН ОЙ МИРА В САМ ПРЕСТИЖНОЙ КАТЕГОРИИ – «ПЯТИСОТКАХ».сентябрь 2011 moto.zr.ru35 РЕТРОТЕСТAJS 500 PORCUPINE 1954 ГОДАЗавод концерна АМС, выпускавший мотоциклы AJS и Matchless. Двигатель второго поколения (Е95) Лес Грэм – победитель первого чемпионата мира, 1949 год.Немало погонявшись на маломощных мотоциклах той поры, я уже привык к необходимости распластываться на бензобаке для достижения максимальной скорости. Но посадка на AJS Porcupine экстремальна даже для той эпохи. Огромный, почти 30-литровый бензобак с большими углублениями под ноги расположен очень низко. Столь же низко – и далеко – установлены клипоны руля. А вот плотно набитое седло, напротив, довольно высокое. Так что спина расположена почти горизонтально, при этом телу не на что опереться – прямо как на современных гоночных аппаратах. Не лучший вариант – что для двухчасовой гонки ТТ, что для полуторачасового заезда GP. Переключение передач – тоже акробатический номер: расположенный справа рычаг стоит так высоко и перемещается по столь замысловатой траектории, что приходится отрывать ногу от подножки. Неудобно и опасно. Но теперь – о хорошем. Рядный двухцилиндровый двигатель несмотря на 360-градусный интервал вспышек работает довольно плавно, и у негоПЕРВЫЙ И ПОСЛЕДНИЙ.AJS Porcupine занимает совершенно особое место в мотоциклетной истории. Во-первых, на нем Лес Грэм в 1949 году выиграл первый чемпионат мира по шоссейнокольцевым мотогонкам в «королевском» 500-кубовом классе. Во-вторых, это первый – и последний – двухцилиндровый аппарат, выигравший чемпионат в «пятисотках»! В-третьих, это самый экзотический и редкий гоночный мотоцикл британской марки. Работа над Porcupine началась еще в годы Второй мировой войны в недрах концерна АМС, которому принадлежало несколько мотоциклетных брендов. Проект получил обозначение E90S: Е означало experimental (экспериментальный), S – supercharged (то есть компрессорный – конструкторы и не подозревали, что ФИМ после войны запретит наддув), а цифра 90 – в честь знаменитого гоночного мотоцикла 20-х годов Sunbeam 90, именно под этим именем должен был появиться аппарат. Но в 1943 году АМС уступил компанию Sunbeam фирме BSA, так что после войны новинка появилась уже под маркой AJS, также принадлежавшей АМС. Первоначально проект возглавлял Джо Крэг – творец легендарных гоночных мотоциклов Norton (в 1939 году эта компания полностью переключилась на производство армейских машин, и Крэг ушел в АМС). Он получил задание создать замену быстрому, но ненадежному довоенному AJS V4. Поначалу конструктор хотел разработать рядный трехцилиндровый компрессорный двигатель жидкостного охлаждения, но затем остановился на двухцилиндровом агрегате с почти горизонтально расположенными цилиндрами, также с компрессором и жидкостным охлаждением. Но в 1946 году ФИМ неожиданно для всех запретила наддув, и мотор пришлось спешно переделывать в безнаддувный. Крэг к тому времени вернулся в Norton, и эту работу проделал Вик Уэбб с помощью Фила Ирвинга (того самого, кто разработал легендарные Vincent). В процессе превращения Sunbeam E90S в AJS E90 аппарат утратил не только компрессор, но и жидкостное охлаждение, зато получил новую головку цилиндров с торчащими вперед ребрами, которая и принесла ему кличку «дикобраз». Первая версия, 1946 года, показала на динамометрическом стенде всего 29 л.с., но вариант 1947 года развивал уже 37 л.с. при 7600 об/мин – и это на скверном послевоенном бензине с октановым числом 70, заставившем ограничиться степенью сжатия 7,0. В Tourist Trophy того года гонщики на AJS заняли девятое и двенадцатое места – результат не выдающийся, но обнадеживающий: они высту-Лес Грэм стал чемпионом мира, и AJS выиграл первенство марок. Увы, в следующем сезоне команда уже не могла противостоять ни одноцилиндровым Norton с их бесподобной управляемостью на новой раме Featherbed, ни мощным четырехцилиндровым Gilera – и Грэм в конце года ушел в MV Agusta с их многообещающим четырехцилиндровым аппаратом. Поэтому к сезону 1951 года веду-пили бы и лучше, но помешали неизбежные «детские болезни». В сезоне 1948 года у команды AJS не было побед (в Tourist Trophy она вообще сошла в полном составе), но ее гонщики несколько раз поднимались на подиум. А в 1949 году, в первом чемпионате мира, ее ждал полный триумф –щий инженер Мэтт Райт модернизировал аппарат: уменьшил его массу, ввел привод магнето цепью, систему смазки с маслом в картере (что позволило убрать отдельный маслобак), спроектировал новую раму с укороченной базой, отказался от 21-дюймовых колес в пользу 19-дюймовых. Новые36moto.zr.ru сентябрь 2011 AJS 500 E95 PORCUPINEданные производителя> общие данныеГод постройки Сухая масса, кг База, мм Объем бензобака, л 1954 169 1435 29,5> двигательТип R2, 4‑тактный ГРМ DOHC, 2 клапана на цилиндр Рабочий объем, см³ 498 Диаметр цилиндра × ход поршня, мм 68×68,5 Степень сжатия 9,0:1 Макс. мощность, л.с. при об/мин 54/7800 Система питания 2 карбюратора Amal GP Система охлаждения воздушная> трансмиссияСцепление Коробка передач Главная передача   Главный прибор  гоночного мотоцикла –  тахометр Smiths. многодисковое, сухое 4‑ступенчатая цепь> ходовая частьРама Передняя подвеска Задняя подвеска Тормоза Колеса Передняя шина Задняя шина дуплексная, стальная телескопическая вилка маятниковая барабанные спицованые 3,00–19 3,50–19раздельные головки цилиндров имели уже обычное оребрение – тем не менее кличка «дикобраз» осталась. Но в том году гонщикам AJS не удалось выиграть ни одной гонки – что подвигло руководство концерна выделить средства для полной переделки аппарата к сезону 1952 года. Босс проектного отделения Айк Хэтч разработал новый двигатель – с внутренностями старого, но с цилиндрами, установленными под углом 45 градусов. Мотоцикл, получивший обозначение Е95, де-бютировал просто фантастически: в первой гонке чемпионата, Гранпри Швейцарии, гонщики AJS заняли два первых места. Увы, затем последовала череда неудач и сходов, так что руководство концерна решило даже не участвовать в последней гонке – чтобы получше подготовиться к следующему сезону. Но и 1953 год не принес лавров: гонщикам AJS ни разу не удалось даже подняться на подиум. И вновь руководство концерна выделило средства на модернизацию машины, которую выполнил инженер Джек Уильямс. Он оставил в покое двигатель, но переработал ходовую часть: спроектировал новую раму с низкой посадкой двигателя, как быокруженного внушительным бензобаком. Для подачи топлива пришлось использовать автомобильный бензонасос. Увы, Уильямс не имел права сменить ни подвески, ни четырехступенчатую коробку передач (соперники уже применяли пятиступенчатые). Итог куцей модернизации был закономерным: два четвертых и одно шестое места на этапах чемпионата, пятое место в зачете марок и 12-е место лучшего гонщика команды – Рода Коулмэна – по итогам серии. После чего руководство концерна решило распустить заводскую команду, ограничившись производством серийных  Рычаг  переключения – весьма  замысловатой формы.   Двигатель первого  поколения. За эти  торчащие вперед ребра  охлаждения головки  он и получил прозвище  «дикобраз» (porcupine).коночных мотоциклов – Matchless G45 и AJS 7R – на продажу. Лучше всех охарактеризовал AJS Porcupine историк Вик Уиллоуби, который писал: «Несмотря на эпизодические успехи в течение нескольких лет после чемпионства Леса Грэма, разработчики Porcupine так и не смогли сделать из низкооборотистого наддувного мотора высокооборотистый,с широкими фазами газораспределения, соответствующий новой формуле. Только в 1949 году все сошлось: этот твин был мощнее одноцилиндровых соперников и благодаря низкому центру тяжести управлялся лучше, чем четырехцилиндровые мотоциклы. Увы, впоследствии он не смог противостоять ни тем, ни другим».сентябрь 2011 moto.zr.ru37 РЕТРОТЕСТAJS 500 PORCUPINE 1954 ГОДАСедло просторное, с плотной набивкой.Клипоны руля расположены довольно низко.Табличка с номером на раме.. На тормозном барабане – воздухозаборник для лучшего охлаждения.Бензобак «обнимает» двигатель, играя роль обтекателя.Карбюраторы Amal GP – с отдельно расположенными поплавковыми камерами.приличный – для гоночного мотора – рабочий диапазон. Ниже 5000 об/мин ничего путного от него не ждите, но с этой отметки и до максимальных 8000 об/мин – уверенный рост тяги. Темперамент мотора взрывным не назовешь: несмотря на квадратную размерность, обороты он набирает с присущей скорее длинноходным моторам ленцой. Так что ниже 6500 об/мин лучше не опускаться. На прямых AJS Porcupine быстрее, чем подлинный 500-кубовый Norton Manx, но проигрывает его современным репликам. А вот по разгону он уступает одноцилиндровым соперникам: как из-за большой массы, так и по вине четырехступенчатой коробки передач Burman с ее нелогичным подбором передаточных отношений. Первые две передачи разумно сбли-жены, но между второй и третьей – промежуток в 1500 об/мин, а затем – крохотный зазор в 500 об/мин. Скоростные виражи трека Goodwood мотоцикл проходит неплохо – если покрытие гладкое. На неровностях он начинает вихлять – все-таки его подвески считались весьма примитивными даже по тем временам. Там, где одноцилиндровый Matchless или Norton идет как по струночке, AJS приходится отлавливать. Впрочем, все не криминально – благодаря большой массе и низкому центру тяжести аппарат не теряет устойчивости. Низкий центр тяжести помогает и при прохождении связки поворотов – машина перекладывается так же, как и Aermacchi с его горизонтальной «одностволкой», разве что чуть упирается из-за большой массы.Вот чем Porcupine удивил меня – так это своими тормозными качествами. Они хороши даже по меркам 60-х! Передний барабан с двумя ведущими колодками выполняет свою работу на пять, хотя помощь заднего тоже не лишняя. Благодаря большой базе и низкому центру тяжести мотоцикл очень устойчив даже при резком торможении. Постепенно я приспособился к езде на этом аппарате, поняв, что надо в полной мере использовать его просторное седло (чья мягкая набивка хотя бы отчасти компенсирует дубовость амортизаторов Jampot). В крутых поворотах надо смещаться вперед, разведя колени и выпрямляя тело, а на скоростных виражах и прямых сдвигаться назад, распластываясь по бензобаку. В общем, благодаря38moto.zr.ru сентябрь 2011 Крохотный передний щиточек гонщики прозвали «мухобойкой».ПРОЗВИЩЕ PORCUPINE (ДИКОБРАЗ) ИЛ МОТОЦИКЛ ЗАСЛУЖ ЕД ЕР ЗА ТОРЧАЩИЕ ВП ИЯ РЕБРА ОХЛАЖДЕН . У ПЕРВОГО ВАРИАНТАКонструкция двигателя нетипична для британской школы: почти «квадратная» размерность (54х54,5 мм), моноблочный силовой агрегат, шестеренная моторная передача. Цилиндры изготовлены из алюминиевого сплава, картер – из магниевого. Два верхних распредвала приводятся «гитарой» из восьми шестерен. Привод магнето Lucas – короткой цепью, на том же валу сидит и бензонасос от автомобиля Triumph Renown.Роберту Януччи в квалификации я занял 14-е место (среди 28 участников), а на следующий день в гонке, на моем отремонтированном Norton, пришел шестым. Разочарован ли я, прикоснувшись к Святому Граалю британского мотоциклизма? Нет! Конечно, мотоцикл старый, и это чувствуется. Если Matchless или Norton начала 60-х еще можно сравнивать с современными одноцилиндровыми аппаратами, то AJS – из другой эпохи. Даже в 1954 году на фоне четырехцилиндровой Gilera он уже выглядел пришельцем из прошлого. Но его исторической ценности это вовсе не умаляет: он остается уникальным свидетелем тех времен, когда чемпионат мира по мотогонкам только зарождался.Перевод Александра ВОРОНЦОВАсентябрь 2011 moto.zr.ru39