40
41
ГАРАЖYAMAHA SUPER TÉNÉRÉ«Молодец, сдал! Оценка четыре, давай зачетку». Резонный вопрос, возникающий почти всегда – «а почему четыре?» Super Ténéré, поскольку железка, промолчал, но ответ на этот вопрос все же нужен.Еще свежи воспоминания о дальней дороге, и я восстанавливаю картину по горячим следам. Изначально, путешествие на Памир, длиной в десять с половиной тысяч километров, через Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизию и обратно, было задумано как главное испытание для с иголочки нового Super Ténéré. Ведь что можно узнать о мотоцикле, предназначенном именно для таких путешествий, катаясь по заасфальтированным окрестностям Москвы? Честно говоря, я немного волновался перед стартом. Ведь статистики по выживаемости нового Super Ténéré в «дальняках» не набрано пока что никакой, а вдруг мотоцикл не «переварит» отвратного узбекского бензина? Или на горных грейдерах поотлетают кофры, к креплению которых возникли замечания с самого начала. Средняя Азия – не Европа, случись что, здесь даже свечей зажигания не найти, разве что от «Нексии». Словом, авантюра. Теперь, успешно вернувшись домой, я могу с полной ответственностью заявить, что Yamaha произвела на свет полноценный туристический эндуро, способный на многое, а не дорожник, замаскированный под кроссовер, как это все чаще случается в мировом мотопроме. Super Ténéré имеет полное право встать в один ряд с признанными грандами кругосветок, причем, как настоящего, так и прошлого! GS и «Африка», подвиньтесь! Чтобы не быть голословным, делая столь громкие заявления, приведу несколько наиболее ярких примеров. Узбекистантуристический эндуро 2010/1200 см3/110 л.с./261 кг/ 699 000 руб.На грунтовках приборка покрывается толстым слоем пыли почти мгновенно. Нижняя часть очищена для наглядности.текст Павла КУРЛАПОВА, фото автораСапун редуктора постоянно «потеет», и картер главной передачи зарастает слоем промасленного песка. Не критично, но и не эстетично.Помятый обод не нарушил герметичности покрышки и не повлиял на плавность езды.13400 мозной жидкости, свечей зажигания.ТО-1. Замена масла, фильтров, тор-0 Погнут обод заднего колеса. Герметичность сохранена. 755 0 «Мото» № 07–2011 305 0 Появился люфт в рулевой колонке, вывернулся один из болтов крепле230ния кофра.5 179км«Мото» № 06–2011ПРОБЕГ 30.05–31.07 Пробег ............................ 10 500 км Общий пробег ................... 13 550 км РАСХОДЫ Бензин (АИ-95), руб. (л) ........................16 170 (577) Покрышки Heidenau K-60 Scout ...............................9456 руб. ТО-1 ................................8765 руб.ИТОГО.................. славится почти полной автомобилизацией населения. В самом заштатном кишлаке рядом с ослами и верблюдами во дворе обязательно стоит «Дэу Нексия», «Матиз» или «Дамас». При этом найти заправочную станцию в нашем понимании этого слова, с колонкой и кассиром в окошке можно только в более-менее крупных городах. Во всех прочих случаях заправка – это сарай, заставленный бочками с непонятным содержимым и мужик с ведром и воронкой. На вопрос «Какой бензин есть?», обычно отвечают: «Хороший». «Сутер» питался этим пойлом на протяжении почти пяти тысяч ки-лометров (в Таджикистане бензин немногим лучше). Разумеется, мощность и тяга заметно снизились, мотор регулярно резал слух детонацией, но мотоцикл исправно заводился и, главное, ехал. Кстати, с детонацией очень помогал бороться режим работы двигателя «Т», в котором двигатель гораздо плавнее отзывается на ручку газа. Система впрыска показала себя с лучшей стороны в горах. Когда высота над уровнем моря достигла 4000 м, моим спутникам на карбюраторной технике пришлось снимать воздушные фильтры, чтобы осилить последние двести метров высоты доперевала, а Super Ténéré как ни в чем не бывало, изредка напоминая детонацией о плохом бензине, исправно вез меня к вершине. Высшей точкой нашего путешествия стал перевал Ак-Байтал, высотой 4662 м над уровнем моря. Поскольку это наивысшая точка, доступная для «гражданского» транспорта на территории Евразии, можно смело сказать, что «Сутер» не доставит проблем ни в каких горах, ни на какой высоте – в масштабах проторенных дорог, разумеется. Отлично показала себя и защита. При падении мотоцикл ложится на три точки: дугу, защиту руля и боковой кофр. Пара «сходов»Мотоцикл предоставлен компанией «Ямаха Мотор Си Ай Эс». Шины Heidenau предоставлены представительством компании в России.40moto.zr.ru сентябрь 2011 во время поездки показала, что защитные дуги из комп‑ лекта фирменного тюнинга отлично предохраняют пластик и жизненно важные органы аппарата. Развея‑ лись сомнения и по поводу надежности защиты руля. Пластиковые «лопухи» не имеют внутри металличес‑ кого усиления, однако оба падения отработали без повреждений. А вот третья точка, на которую ложится мотоцикл – боковой кофр. После второй встречи с ас‑ фальтом немного погнулся кронштейн крепления че‑ модана и кофр слегка пере‑ косило, а в месте контакта с асфальтом образовался заметный «запил» на плас‑ тике. Правда, к чести коф‑ ра он не раскололся и даже не треснул. Теперь о том, почему же все‑таки четыре, а не пять. Наиболее существенный недостаток нашелся там, где не ждали. У «Сутера» явно недостаточна жест‑ кость пружины заднего амортизатора. На грейде‑ рах и асфальтовых колдо‑ бинах амортизатор регу‑ лярно пробивало. Мало того что это не полезно для техники и не комфорт‑ но для пилота, из‑за этого помялся обод заднего ко‑ леса (а ехал я без пасса‑ жира). С полной загрузкой будет еще хуже. При этом амортизатор оборудован лишь регулировкой гид‑ равлики отбоя; возможно, дело можно было бы по‑ править регулировкой сжатия, но увы, ее нет. Второй выявленный «ко‑ сяк» на скорость не влия‑ ет, но не упомянуть о нем нельзя. Конструкторы не‑много ошиблись с формой боковых обтекателей, и ко‑ лени пилота, если он хоть чуть‑чуть выше среднего роста, постоянно в него упираются. Само по себе это не доставляет не‑ удобств, особенно если пилот в штанах с наколен‑ никами, но вот сам плас‑ тик от такого контакта страдает. К концу поезд‑ ки на одной боковине об‑ разовалась проплешина в лакокрасочном покры‑ тии, размером с полкулака, а на второй, помимо иден‑ тичной потертости еще и поползла трещина. Да и штаны от натовского ка‑ муфляжа, в которых я проехал добрую «Сутер» питалСя  половину пути, об‑ жидкоСтью, отдаленно  завелись ответны‑ напоминающей аи-80, на  ми дырками на ко‑ протяжении пяти тыСяч  ленях. Надеюсь, что с этим досад‑ километров. мощноСть  ным просчетом и тяга заметно СнизилиСь,  Yamaha справится мотор детонировал,  в ближайшее вре‑ но мотоцикл иСправно  мя, слегка изме‑ заводилСя и, главное,   нив форму боко‑ ехал. вых обтекателей. Подтвердились фара просто оторвется и мои опасения по по‑ или расколется. воду живучести противо‑ Еще один маленький, туманных фар, установ‑ но досадный «косяк» – ленных на дугах. При постоянно запыляющаяся падении фара принима‑ приборная панель. Аэро‑ ет на себя часть удара, динамика «кокпита» орга‑ поскольку выступает за низована таким образом, габариты дуги. Оба моих что вся пыль, летающая падения случились на в воздушном мешке за минимальной скорости, ветровым стеклом, оседа‑ один – на разлитом по ет на стеклах приборной асфальту битуме, вто‑ панели. И если при движе‑ рой – на песчаном пухля‑ нии по асфальту ее доста‑ ке, однако каждый раз, кронштейн фары приходи‑ точно протереть перчаткой раз в день, то на грунте лось выгибать в нужное уже через пять минут пос‑ положение. Думаю, если ле начала движения про‑ разложить мотоцикл на читать показания прибо‑ более высокой скорости,Heidenau – Gut!ров становится физически невозможно. Так и едешь, все время протирая «оч‑ ки». Мелочь, а неприятно. Несмотря на все опи‑ санные недостатки, общее впечатление от мотоцикла сложилось более чем по‑ ложительное. Особенно приятно то, что у абсолют‑ но нового аппарата не на‑ шлось ни одной серьезной «детской болезни», а те мелочи, которые обнару‑ жились, «на скорость не влияют» и не могут поме‑ шать продолжить путь, а это ключевой фактор для мотоцикла, рассчи‑ танного на долгие авто‑ номные путешествия без шаговой доступности сер‑ виса. Единственное, чего мне порой не хватало на песчаных и грунтовых дорогах, так это возмож‑ ности отключения ABS – в некоторых случаях этот электронный «костыль» был очень некстати. Обновленная резина Heidenau K60 Scout показала себя превос‑ ходно. Она долговечнее, прочнее и комфортнее K‑60 первого поко‑ ления, что стояла на мотоциклах моих спутников. Разницу в их «по‑ ведении» я наблюдал практичес‑ ки в режиме реального времени. Новый Scout оказался гораздо более тихим и мягким на ходу, чем предшественник, благодаря сплошному, не разбитому на от‑ дельные шашки центральному кольцу протектора. Это на первый взгляд простое решение позволи‑ ло заметно увеличить ресурс са‑ мой покрышки за счет увеличения пятна контакта с дорогой. Изме‑ нился и состав резины. Если у мо‑ их спутников в концу пути наблю‑ далось характерные для старой K‑60 надрывы протектора по ос‑ нованию шашек (часто приводив‑ шие к полному отрыву сегментов протектора), новый Scout обо‑ шелся вообще без них. За десять с лишним тысяч километров не случилось ни одного прокола, хо‑ тя старые «шестидесятки» за это время мы прокалывали пять раз. К этому дню шины прошли уже около 14 тыс. км, и судя по скоро‑ сти износа и остаточной высоте протектора, их хватит еще тысячи на три‑четыре. Старая же «шести‑ десятка» приехала домой практи‑ чески на корде. Это при том что Super Ténéré на треть тяжелее и вдвое их мощнее. Словом, в Heidenau провели очень серьез‑ ную работу над ошибками и смог‑ ли сделать покрышку действи‑ тельно нового поколения, хоть и со старым названием.Боковой пластик и штаны страдают от постоянного контакта. Форма обтекателей просчитана неудачно.сентябрь 2011  moto.zr.ru41