92
93
94
95
КАК ТОЛЬКО YAMAHA ОБЪЯВИЛА ОБ УХОДЕ ИЗ МИРОВОГО СУПЕРБАЙКА, В ПАДДОКАХ ЗАГОВОРИЛИ О ТОМ, ЧТО УПАВШЕЕ ЗНАМЯ ПОДНИМЕТ ИТАЛЬЯНСКАЯ КОМАНДА BE1 RACING, КОТОРАЯ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ЯВЛЯЕТСЯ ЗАВОДСКОЙ КОМАНДОЙ «КАМЕРТОНОВ» В СУПЕРСПОРТЕ. ГЛАВА BE1 RACING ДЖУЛИАНО РОВЕЛЛИ ПОДТВЕРДИЛ, ЧТО ЖЕЛАЕТ ВИДЕТЬ СВОИХ ГОНЩИКОВ В ЧЕМПИОНАТЕ WSBK.Приглашение от Alstare Suzuki пришло неожиданно: «Приезжай к нам в гости на этап в Брно – не пожалеешь!» Сборы были рекордно короткими: рюкзак со всем необходимым, паспорт с визой, билет на самолет, несколько часов в пути – и яWSBKИ М А С И Л ЗА КУА К Й А Б СУПЕРавтора АЛАКИНА, фото текст Романа АБДЕ О КОМАНСтрасть к гонкам. Наверное, одним этим можно объяснить желание здравомыслящих людей вкладывать собственное время и средства в дело, считающееся априори проблемным. Френсис и Патриша Батта, основатели Alstare Racing, похоже, как раз из их числа. Ведь, несмотря на все подводные камни, после нескольких лет круговерти в спортивной индустрии они все-таки решились на создание в 1992 году собственной команды в Мировом Супербайке. Правда, заводской командой Suzuki ей суждено было стать несколько позже – после подписания соответствующего соглашения в 1995 году, а первые три года пилоты Alstare боролись за призовой подиум на Ducati. Сейчас Alstare Racing занимает место бывшей кондитерской фабрики в бельгийском городе Алер неподалеку от Льежа. Именно здесь рождались все гоночные машины, заработавшие три титула в Supersport, два – в Superstock 1000, один – в Superstock 600, а также – само собой! – корону Superbike для Троя Корсера в 2005 году. К сожалению, повторить успех шестилетней давности пока не удалось. Даром что последние несколько лет Alstare Suzuki была буквально в шаге от заветного титула: сначала Максу Бьяджи не хватило считанных очков в 2007 году, а затем – три года спустя – серьезная авария на 7-м круге этапа в Солт-Лейк-Сити (США) помешала Леону Хэзламу побороться за золото. В этом году финансирование гоночной программы со стороны японского концерна резко сократилось, из-за чего количество гонщиков в команде уменьшилось до единственного, им стал Мишель Фабрицио. Ничего не поделаешь – кризис! Хотя даже в условиях ограниченного бюджета команда вовсе не выглядит аутсайдером чемпионата и способна бороться за призовые места. Однако финансовой диеты боссам из Хамамацу, видимо, показалось мало, ибо в последнее время в паддоках слишком активно стали муссировать слухи о прекращении супербайковской гоночной программы «бело-синих». Одновременно с этим заговорили о возможном переходе Alstare в лагерь «зеленых» (Kawasaki). В связи с этим Фрэнсису Батта пришлось выступить с заявлением, дабы расставить все по местам. И смысл его слов прост: если Suzuki решит покончить с гонками WSBK, то и Alstare, скорее всего, уйдет из них.92moto.zr.ru сентябрь 2011 В 2012 ГОДУ В КЛАССАХ MOTO2 И MOTO3 НА СТАРТ ДОЛЖНЫ ВЫЙТИ ПО 36 МОТОЦИКЛОВ – ОБ ЭТОМ РАССКАЗАЛ ГЛАВА DORNA КАРМЕЛО ЭСПЕЛЕТА. ПО ЕГО СЛОВАМ, В MOTO3 ПОЯВЯТСЯ НОВЫЕ ИГРОКИ. СВОЕ УЧАСТИЕ УЖЕ ПОДТВЕРДИЛИ HONDA И KTM, А YAMAHA И MAHINDRA ПОКА РАЗДУМЫВАЮТ.СПОРТЕще подъезжая к автодрому Brno, слышишь этот звук – разъяренный рев боевых моторов, молотящих поршнями со скоростью более 25 метров в секунду. Его не спутаешь ни с чем. Он будоражит, крутит нутро, заставляет судорожно искать его источник и слушать, слушать, слушать… И вот от избытка впечатлений бегаешь вдоль трека, пропускаешь сквозь себя всю атмосферу гонок, пытаясь запомнить каждый участок 5,9-километрового участка кольца Brno, по которому проносятся мотоциклы. Но если мне вместе с группой российских журналистов удалось попасть сюда лишь к субботнему утру, ко второй квалификационной практике, то для Alstare Suzuki это был пятый день кропотливого труда.Любой гоночный уик-энд Супербайка начинается во вторник, когда к треку подтягиваются командные грузовики с оборудованием, и расписан чуть ли не поминутно. Уже на следующий день жизнь «закулис» WSBK кипит с утра и до глубокой ночи. В среду рабочие и механики благоустраивают боксы и возводят временную базу, состоящую из мобильной мастерской и огромного шатра «госпиталити» (hospitality – этакий передвижной офис команды и место приема гостей). А в первую половину четверга распаковывают и проверяют два гоночных «джиксера» Мишеля Фабрицио, раскладывают по своим местам все запчасти, инструменты и расходные материалы, чтобы все было готово к приезду основной части команды и ничто не отвлекалоКТО ЕСТЬ КТОТЕХНИЧЕСКИЙ ДИРЕКТОРТехнический директор – главный специалист среди технического персонала команды. Через него идет основное общение гонщика с механиками и инженерами, так как после получения информации о поведении мотоцикла, он анализирует ее и дает соответствующие указания. С помощью набора специальных программ он, например, подбирает верное передаточное отношение для конкретной трассы. Но без солидного багажа знаний весь этот «софт» практически бесполезен. Поэтому на эту должность назначают в первую очередь талантливых и опытных профессионалов.МЕХАНИК-ДВИГАТЕЛИСТВ обязанности двигателиста входит подготовка мотора, а также его ремонт. Кроме того, этому специалисту приходится перед началом сезона собирать с нуля силовой агрегат будущего спортивного снаряда из набора запчастей, пришедшего из Японии. Кстати, на сам процесс переборки мотора у него обычно уходит около двух часов. При условии, конечно, наличия достаточного количества инструментов и запчастей, а также свободного пространства. Поэтому его рабочее место обустраивается в одном из командных грузовиков.МЕХАНИК ПО ХОДОВОЙ ЧАСТИЕго вотчина – регулировка геометрии ходовой, а также сборка-разборка шасси и, при необходимости, всего мотоцикла.ТЕЛЕМЕТРИСТ ПО ХОДОВОЙ ЧАСТИТЕЛЕМЕТРИСТ-ДВИГАТЕЛИСТКак можно понять, он занимается электронными системами управления двигателем. На основе данных, собранных с многочисленных датчиков, он проводит анализ, по результатам которого настраивает впрыск топлива, подбирая топливные карты, налаживает работу трэкшн-контроля и системы старта.Этот специалист работает в неразрывной связи с единственным независимым членом команды Alstare Suzuki – с представителем Öhlins, занимающимся подвесками. С помощью датчиков он собирает и анализирует информацию о том, что происходит с вилкой и амортизатором.ШИННИКОн заказывает у Pirelli нужное количест во покрышек, относит к ним колеса для монтажа, следит за давлением, контролирует износ, надевает и снимает грелки.сентябрь 2011 moto.zr.ru93 ПОКА ПРОМОУТЕРЫ МИРОВОГО СУПЕРБАЙКА ТОЛЬКО ЗАДУМЫВАЮТСЯ О МЕРАХ ЭКОНОМИИ, ОРГАНИЗАТОРЫ БРИТАНСКОГО СУПЕРБАЙКА РЕШИЛИ ДЕЙСТВОВАТЬ. НОВЫЙ РЕГЛАМЕНТ ОБЯЖЕТ ВСЕ КОМАНДЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬ УНИФИЦИРОВАННЫЙ БЛОК ECU, А ТАКЖЕ ПОСТАВИТ ВНЕ ЗАКОНА ЛЮБЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ПОМОЩНИКОВ: ТРЭКШН-КОНТРОЛЬ, ЛОНЧ-КОНТРОЛЬ И «АНТИВИЛИ». ее по пустякам. Потому как в пятницу, в самой гуще гоночного уик-энда, голова у всех будет забита более важными вещами. Утро пятницы открывается формальным сервисом перед свободной практикой: механики проверяют шины и свечи, инженеры подправляют настройки. И когда механиков все устроит, Мишель выезжает на трек, чтобы в течение отведенного часа попытаться «пристреляться» к нему и оценить работу мотоцикла. К этому моменту активность на питлейне и в боксах только набирает обороты. По возвращении в боксы гонщик делится на брифинге с техническим директором и специалистом-подвесочником (человеком из Öhlins) собственными впечатлениями и проблемами. Параллельно с этим телеметрист снимает с Suzuki GSX-R 1000 на свой ноутбук данные о работе всех систем и, если требуется, вносит в настройки мотоцикла соответствующие корректировки. Впрочем, это не единственный раз, когда в ходе гоночного уик-энда команда собирается на подобные совещания. Каждый выезд на трек сопровождается обязательным последующим брифингом. Про первый уже шла речь. Второй же проводится сразу после первой квалификационной сессии вечером в пятницу. И на нем главной темой для обсуждения между гонщиком, техническим директором, подвесочником, ключевыми механиками и инженерами является предстоящая квалификационная суббота. Чтобы избежать форс-мажоров, механикам приходится сперва полностью разобрать мотоцикл и проинспектировать все его узлы, а затем собрать и предварительно настроить под квалификацию. В субботу, по окончании второй квалификационной практики и свободных заездов, команда сходится на третий брифинг для окончательного выбора установок и покрышек под «суперпоул». А вечером того же дня совместно обдумывается предстоящая гонка. Тогда же есть шанс еще что-то поменять в настройках. Вообще, квалификация протекает по достаточно сложной схеме.ALSTARE SUZUKI СОСТОИТ НЕ ПРОСТ О ИЗ НАСТОЯЩИХ МАСТЕРОВ, НО ЛЮД ВЛЮБЛЕННЫХ В ГО ЕЙ, НКИ.Места на стартовой решетке распределяются в несколько этапов, по итогам которых сначала остается шестнадцать пилотов, потом – восемь, и уже среди этой восьмерки разыгрываются места в первых двух рядах стартовой решетки. Причем во время трех «суперпоулов» допускается использование специальных квалификационных покрышек (Superpole tyres). Правда, их количество ограничено только одной передней и двумя задними, которых хватает не всегда. Так что нередко командам приходится разрабатывать шинную стратегию и чередовать использование квалификационных шин с гоночными сликами, обладающими худшими сцепными свойствами.«Смотрю по телеметрии: максимальная скорость у GSX-R1000 Мишеля на 10 км/ч меньше, чем у S1000RR Бадовини. Не слишком хорошо, да?» – спрашиваю у прессатташе Alstare Suzuki Грегори ОреКлос. «Да, ну? – ухмыляется тот. – Зато Бадовини даже в третий тур «суперпоула» не прошел! Да и есть у Мишеля некоторые проблемы со здоровьем. Посмотрим…» Мишель Фабрицио квалифицировался шестым. Однако команда была полна оптимизма. «Мы тут проанализировали свои ошибки. Похоже, у нас завтра есть шанс на подиум», – растянулся в улыбке Грегори. Что ж… Посмотрим… Время выезда на установочный круг и построения на стартовой решетке. Механик заводит один из мотоциклов и выводит его на пит-94moto.zr.ru сентябрь 2011 ВЛАДИМИР ЛЕОНОВ ПРОДОЛЖАЕТ УВЕРЕННОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ В КЛАССЕ STOCK 600 ИТАЛЬЯНСКОГО ЧЕМПИОНАТА CIV. НА ШЕСТОМ ЭТАПЕ В МУДЖЕЛЛО ОН СНОВА ПРИШЕЛ ПЕРВЫМ! ТЕПЕРЬ ОН ЗАНИМАЕТ ВТОРОЕ МЕСТО В ЧЕМПИОНАТЕ, ОТСТАВАЯ ОТ БЕРАДИНО ЛОМБАРДИИ НА 25 ОЧКОВ. ВПЕРЕДИ ЕЩЕ ДВЕ ГОНКИ.СПОРТКак признался Френсис Батта, в настоящее время он даже не представляет будущее Alstare Racing без Suzuki. Перед самым стартом гонки команда выкатывает полностью готовый запасной мотоцикл на случай форс-мажора.лейн. Мишель Фабрицио садится и уезжает. Одновременно с этим заводят второй «джиксер», прогревают, ставят его на грелках прямо перед боксом – и ждут. Мало ли! Ведь правилами допускается, что пилот может пройти два установочных круга с проездом через питлейн, если ему необходимо будет срочно что-то подправить или заменить мотоцикл. Потому лучше быть готовым. Тем не менее пока никаких форсмажоров. Мишель встает в положенный второй ряд, где его уже ждут технический директор и пара механиков. На короткий период перед стартом они ставят мотоцикл на подкаты, надевают на колеса грелки и в очередной раз инспектируют работу всех систем. Когда остается минута до старта гонки, все, кроме гонщиков, обязаны покинуть трассу. Технический директор вместе с механиками перемещается в командную кабинку рядом с ограждением старт-финишной прямой. Прогревочный круг и… старт! В этот момент на слуховые органы зрителей обрушивается оглушительный вулкан звуковых волн, который временно стихает, когда весь гоночный пелотон скрывается запервым поворотом. Теперь механики могут закатить в бокс запасной мотоцикл и переключиться на анализ телеметрии. И пока Мишель Фабрицио проталкивался с шестого на четвертое место, технический директор в командной кабинке отслеживал каждый его шаг по мониторам, где отображались временные засечки каждого гонщика на разных участках трассы. Отсюда же посредством питборда команда передавала итальянцу всю актуальную информацию. Догнать вырвавшуюся вперед троицу Меландри-Бьяджи-Чека, к сожалению, Фабрицио не удалось. Вторая гонка прошла практически по идентичному сценарию. И было видно, что двойной финиш в одной ступени от подиума команда встретила крайне тепло, хотя и в глубине души рассчитывала на лучший результат. «Трудно было?» – поинтересовался уже после гонки у Мишеля за столом, где собралась вся журналистская братия, приехавшая на этап. «У меня возникли сильные боли из-за травмы правой ноги. Болеутоляющее, конечно, укололи, но оно помогало не сильно, а ближе к финишу его действие почти пре-кратилось. Особенно тяжело приходилось в правых поворотах», – пояснил итальянец. Гул от моторов постепенно стихает, сменяясь звонкими голосами гайковертов. Растянувшиеся до горизонта командные шатры оседают один за другим. Все закончилось? Да, чтобы начаться на новом месте.сентябрь 2011 moto.zr.ru95