84
85
САМОПАЛМАУНТИНБАЙК С МОТОРЧИКОМ – ТЕМА НОСИТСЯ В ВОЗДУХЕ. ОДНАКО В МЕТАЛЛЕ ОНА ВОПЛОЩАЕТСЯ ЛИБО В ВИДЕ КОНЦЕПТОВ, ЛИБО СТРОИТСЯ ЭНТУЗИАСТАМИ (ОСОБЕННО В ЭТОМ ПРЕУСПЕЛИ ФРАНЦУЗЫ).текст Ильи ЧЕРТОВА, фото автораКАК ПОДЦЕПИТЬ ТРИММЕРКак и многие, путь я начинал с легендарного «дешника», который поставил на подростковый велик «Тиса». Аппарат получился забавный, но к нему в комплекте прилагались бензиновая вонь в квартире, грязные руки и шаманский бубен для изгона злых духов из карбюратора и зажигания. Утилитарные функции аппарат не выполнял никак. Но однажды мне посчастливилось прокатиться на горном велосипеде с мотором от триммера (бензокосы) и ременным приводом. Хоть дело было зимой и катался я недолго, но испытал культурный шок! В мороз мотор прекрасно заводился и на холодную, прогретый, отлично тянул, был идеально чистый и не вонял вообще. А «максималка» в 55 км / ч при такой тяге «дешнику» и не снились! В общем, вскоре был приобретен ременной комплект с двухтактным мотором от триммера мощностью 1,5 л.с. плюс горный велосипед покрепче. Счастью не было предела, но только до первого дождя… Оказалось, что приводной ремень от намокания теряет прочность и рвется, менять его в дороге не очень-то удобно, к тому же стоимость нового кусается. А дождь в Москве явление не редкое. Но ездить на таком удобном мотовеле я уже привык и отказываться от идеи не хотел, решил: цепь и только цепь спасет «отца русской демократии»! Требуемое передаточное отношение вынуждало использовать ведомую звезду размером практически с колесо велосипеда, но, к счастью, нашелся редуктор от китайского минибайка, который идеально встал на триммерный мотор и позволил использовать звезды при-«Дырчик» – зараза в наше время экзотическая и эпидемией, как в былые времена, не грозящая. Тем не менее штаммы данного вируса не только распространяются, но и яростно мутируют. О том, как протекает эта напасть в наши дни – рассказ заболевшего.84moto.zr.ru октябрь 2011 НЕ ОПРАВДАВШАЯ СЕБЯ ФРИКЦИОННАЯ (ПРИЖИМНЫМ РОЛИКОМ) ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА УСТУПИЛА МЕСТО ЦЕПНОЙ, ДЛЯ ЧЕГО ПРИШЛОСЬ СТАВИТЬ ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ЗУБЧАТЫЙ РЕДУКТОР ОТ КИТАЙСКОГО МИНИБАЙКА.25-КИЛОГРАММОВЫЙ АППАРАТ КАК НИКАКОЙ ДРУГОЙ ПОДХОДИТ ДЛЯ КОРОТКИХ МАРШ-БРОСКОВ СКВОЗЬ МОСКОВСКИЕ ПРОБКИ.ПОСТРОЙКА Чертов Илья НАЗВАНИЕ «Заяц»СПЕЦИФИКАЦИЯСИЛОВОЙ АГРЕГАТ Двигатель от бензотриммера (33 см3, 1,5 л.с. при 7400 об / мин), трансмиссия: редуктор зубчатый с передаточным отношением 5, велоцепь, велосипедные звезды 13 и 51 зуб, обгонная муфта на валу редуктора (freewheel). ШАССИ Горный велосипед Stels Navigator 700 серии. ПРОЧЕЕ «Комфортное» седло, регулируемый вынос руля.вычных размеров. Компоненты привода – общедоступные велосипедные: односкоростная широкая цепь, звезда от велосипеда ХВЗ на 51 зуб и «фривил» (обгонная муфта со звездочкой) от ВМХ, а также велосипедная ручка тормоза в роли курка газа. Помимо покупных деталей в конструкции есть и немало оригинальных компонентов. Это стальные стойки, которые крепятся к раме велосипеда, моторама (держит редуктор с мотором), натяжитель цепи с капролоновыми роликами, крепление ведомой звезды на колесо, переходник с вала редуктора на «фривил». Детали проектировал сам, а изготавливали их на соседнем оборонном заводе. Конечно, с первого раза собрать идеальную конструкцию не удалось, детские болячки я лечил еще год. Подбирал оптимальные материалы и конструктивные решения, пробовал разную компоновку, и катался, катался, катался… Что же получилось в итоге? Сверхлегкий (снаряженный вес – 25 кг) мототранспорт с максимальной скоростью 55 км/ч, динамикой на уровне простеньких китайских скутеров, расходом топлива 2 литра на 100 км (запас хода на одном баке 50 км), который совершенно не пачкает маслом и не пахнет бензином. Отсутствие запаха и грязипомогает мне экономить на гараже или стоянке, мотовел стоит в квартире и совершенно не приносит дискомфорта семье. Особенно радует то, что все «педальные» функции полностью сохранились. Осталось и переключениепередач, и легкий педальный ход (благодаря «фривилу»), при недостатке тяги мотору всегда можно помочь педалями и заехать на любую горку. Ходовая современного маунтинбайка весьма прочна и надежна, дисковые тормоза обеспечивают очень уверенное торможение, а большие колеса помогают легче преодолевать наши «направления». После окончания доработок конструкции я проехал уже более 4000 км и за это время лишь раз сменил приводную цепь, дважды – свечу зажигания, да раз чистил топливную систему – неплохой показатель надежности и неприхотливости. За легкость и удалую прыть я назвал свой мотовелосипед «Зайцем». Сейчас езжу на «Зайце» каждый день на работу, и в пробках ему нет равных. Он настолько узок и маневренен, что в час пик я доезжаю домой быстрее, чем раньше на мотоцикле, при этом расходы на проезд просто смешные. Бывали и небольшие путешествия, поездки за город, даже из Москвы в Ярославль. Но мотовелосипед, конечно, не для трассы – не комфортно на нем «дубасить», а вот в городе и в дачных поездках лучшего транспорта для себя не представляю!октябрь 2011 moto.zr.ru85