58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
РЕТРОСКОПИЖЕВСКИЕ МОТОЦИКЛЫМАРАФОН СО СМЕРТЕЛЬН ЫМИСХОДОМтекст Ивана КСЕНОФОНТОВА, фото автора, Алексея ПОПОВА, а также из архива редакции В 1931 году вышло постановление ВСНХ о строительстве в Ижевске мотоциклетного завода (первого специализированного предприятия в стране) мощностью 120 000 машин в год. Первые мотоциклы марки Иж-7 (на фото крайний слева) были изготовлены в 1933 году. Эти легкие аппараты с 300-кубовыми двухтактными моторами мощностью 6,5 л.с. были аналогами ленинградского Л-300, в свою очередь скопированного с немецкого DKW Luxus 300. В 1938 году в серию пошла новаяКолыбелью советского мотопрома стал город Ижевск: первые мотоциклы там изготовили еще в 1929 году. Он же оставался и крупнейшим производителем: в конце 80-х с конвейера МСК14 ежегодно сходило до 390 тысяч машин. За все время в Ижевске серийно выпущено около 40 моделей дорожных аппаратов, а счет спортивным и экспериментальным шел на сотни. Общий спад производства в стране в 2000-х годах не миновал ижевчан, хотя к концу биографии (2007 год) завод подошел к 11 миллионам.8-сильная модель Иж-8 (в центре), в 1939 году – усовершенствованная 9-сильная Иж-9 (на фото справа). Увы, до отметки «120 тысяч» завод не дотянул: максимальный годовой объем производства составил 4830 машин в 1938 году, а всего за восемь предвоенных лет изготовили почти 18 000 мотоциклов – катастрофически мало для огромной страны с жутким дефицитом техники. Поэтому не удивительно, что многие историки считают: в довоенном СССР своей мотопромышленности не было…Мотоцикл Иж-12 родился в 1940 году путем скрещивания рамы и ходовой части Иж-9 с четырехтакным верхнеклапанным двигателем Л-8 (348 см³, 13,5 л.с.). Серийное производство должно было начаться летом 1941 года… В ноябре того года Ижевский мотозавод передали в систему Наркомата вооружения, и мотоциклами он больше уже не занимался: после войны их производство освоили на Ижевском машиностроительном заводе.58moto.zr.ru октябрь 2011 Первый ижевский мотоцикл Иж-1 построен в 1929 году талантливым инженером Петром Можаровым, возглавлявшим «Мотосекцию» на Ижевском оружейном заводе. Аппарат, сохранившийся в городском музее, огромен: длина около 2 метров, масса – 300 кг. Параметры двухцилиндрового нижнеклапанного мотора впечатляют: 1200 «кубов» рабочего объема и значительная по тем временам мощность 24 л.с. Среди оригинальных технических реше-ний – компоновка (практически не применявшаяся в те годы установка V-твина коленвалом соосно мотоциклу, как на современных Moto Guzzi), вилка, сочетавшая свойства параллелограммной и рычажной, рама, нижняя часть которой служила также и корпусом глушителя. На этом мотоцикле Можаров успешно участвовал в «Первом всесоюзном испытательном пробеге советских мотоциклов», проходившем под эгидой журнала «За рулем».В том же 1929 году в Ижевске под руководством Можарова построено целых шесть экспериментальных мотоциклов, все разной конструкции. По итогам мотопробега наименьшее количество штрафных очков получил легкий Иж-4 с 200-кубовым двухтактным двигателем; именно он привлек наибольшее внимание специалистов и был рекомендован к серийному производству. Увы, в конце 1929 года все работы по мотоциклам в Ижевске были приостановлены. В 1945 группа специалистов Ижевского машиностроительного завода поехала в Германию и по репарации получила всю технологическую документацию и оснастку, обеспечивавшую годовой выпуск до 35 000 экземпляров DKW NZ350. (К слову, из Германии прибыли не только мотоциклы, чертежи и детали, но и немецкие специалисты, в том числе главный инженер DKW Герман Вебер). Нарком вооружения СССР Дмитрий Устинов напутствовал заводчан: «Оружие вы делаете хорошо и с умом, а в мотоциклах ничего не понимаете. Поэтому запрещаю что-либо в них менять. Скопируйте один к одному. Потом, когда разберетесь, будете, если потребуется, менять, а сейчас ни-ни!». И вот копия этого мотоцикла стала на долгие годы (вплоть до закрытия завода в 2007 году) платформой практически всех ижевских дорожных машин. Мотоцикл Иж-350, с уже архаичной по тем временам параллелограммной вилкой и штампованной сварной рамой, не имел подвески заднего колеса. Двухтактный одноцилиндровый 350-кубовый мотор размерности 72×85 мм выдавал 10,5 л.с., рычаг ножного переключения 4-ступенчатой коробки передач дублировался ручкой на бензобаке. Это первая массовая модель завода: за шесть лет собрали 108 000 машин.октябрь 2011 moto.zr.ru59 РетРоскоп   ИжевскИе мотоцИклыИж-350с 1948 года – первая спортивная машина для многочисленных тогда мотоциклетных клубов. от дорожной модели Иж-350 мотоцикл отличался алюминиевым цилиндром  двигателя с увеличенным сечением окон и каналов (что дало прирост мощности в 4 л.с.),  «телескопом» вместо «параллелограмма» и свечной задней подвеской.одна из легенд российских дорог – Иж-49 1951 года, отличавшийся выдающейся надежностью и адаптированностью к нашим «никаким» условиям эксплуатации. Передний «телескоп», свечная задняя подвеска и установка второго сиденья на багажнике сделали мотоцикл пригодным для нормальной езды.  в то же время сохранилось большое число деталей от Иж-350, в том числе передний конверт штампованной рамы, 14-литровый бензобак (правда, в нем появился инструментальный ящичек) и 19-дюймовые  колеса. Длинноходный двигатель с чугунным цилиндром развивал 11,5 л.с. при 4000 об/мин. Первый заводской мотоцикл  для шоссейно-кольцевых соревнований   Иж-54 образца  1955 года имел трубчатую  сварную раму и вилку-«телескоп», задней подвески не  было – за счет этого массу  удалось снизить до 105 кг.  Форсированный двигатель  от Иж-50 выдавал уже 18 л.с.  в те годы модель получила  у спортсменов широкое распространение, не столько  потому что была хороша –    просто других не было. спортивный мотоцикл Иж-51с  1951 года интересен небольшим  приливом в нижней части картера – там располагался поршневой  нагнетатель, связанным посредством шатуна и эксцентрика с коленвалом. он позволял довести  мощность двигателя до 18 л.с..60    moto.zr.ru  октябрь 2011 Так выглядел в 1955 году спортивный мотоцикл для кросса  (Иж-50Б): без приборов освещения (зажигание – от магнето), приподнятые глушители,  внушительный бензобак. Хотя  двигатель от ИЖ-49 получил  алюминиевый цилиндр (мощность подняли до 16 л.с.), весил  аппарат 145 кг. О суровости состязаний тех лет свидетельствует конструкция воздухофильтра – с забором воздуха через  специальный приемник в баке.  Версия для многодневки (с буковкой «М») была оборудована  приборами освещения, что добавляло еще 15 кг.Иж-49К – первый серийный мотоцикл  с коляской, изготовление которой по ижевским чертежам началось на Вятско-Полянском машиностроительном заводе  (ВПМЗ) в 1956 году. Весил этот тандем немало – 254 кг, зато  мог перевозить троих со скоростью до 65 км/ч.Пришедший на смену «сорок девятому» в 1956 году Иж-56 отличался трубчатой сварной рамой и «нормальной» задней  подвеской – с качающимся маятником и парой пружинно-гидравлических амортизаторов. Бросалась в глаза капотировка  задней части в стиле продававшейся в СССР «Явы». Колеса  стали взаимозаменяемыми, цепь укрыта герметичным кожухом, да и сидеть на двойном седле подушечного типа стало  удобнее. Двигатель получил опробованный в спорте алюминиевый цилиндр, правда, его мощность была скромнее  (13 л.с. при 4200 об/мин), но все же позволила пересечь символическую отметку скорости в 100 км/ч. В 1957 году завод освоил новые  спортивные мотоциклы – многодневный Иж-57М (на фото) и кроссовый Иж-57К. Одноцилиндровый  двигатель конструкторы форсировали до 18 л.с. У последовавшей  модификации Иж-57-2М мощность  подняли до 23 л.с., что позволяло  разгоняться до 120 км/ч. На 34-й  «Международной шестидневке»,  проходившей в 1960 году в Чехословакии, спортсмены на мотоциклах   Иж-57-2М завоевали девять  золотых и три бронзовые медали,  а ижевскому заводу была присуждена золотая медаль ФИМ.Образцом для нового 2-цилиндрового 2-тактного мотора Иж-58 послужил силовой агрегат относительно свежего (дебютировавшего в 1953 году) DKW RT350. При рабочем объеме 347 см³ мотор развивал мощность 18 л.с. Ходовую часть мотоцикла конструкторы в основном унифицировали с Иж-56,  но при этом переработали формы щитков, седла, изменили раму. Ижевские машиностроители продемонстрировали опытный образец новой модели на Всемирной выставке в Брюсселе уже в 1957 году.  Начало же серийного производства относится к 1961 году, когда аппарат получил имя собственное  «Юпитер». Экспериментальный Иж «Орион» 1959 года с длиннорычажной передней вилкой. Но самое интересное  было внутри: в двухтактную «двойку» Иж-58 конструкторы внедрили непосред  с твенный впрыск топлива! Он-то и не дал дальнейшего хода модели.октябрь 2011  moto.zr.ru61 РетРоскоп   ИжевскИе мотоцИклыНеобычный вид экспериментальному мотоциклу Иж-231 «сатурн» 1959 года придавала хребтовая рама, без передней  трубы. На одном из вариантов бак и боковые облицовки, игравшие вместе роль рамы, были выполнены из стеклопластика. такая конструкция позволила снизить массу до 140 кг.  одноцилиндровый двухтактный 250-кубовый двигатель  мощностью 14 л.с. при 5500 об/мин разгонял аппарат до  110 км/ч. Главная «фишка» силового агрегата – он качался  вместе с трубой маятника, а внутри проходил цепной привод  с автоматом натяжения. вся электроаппаратура объединена  в один блок с генератором. мотоцикл слишком уж выбивался  из общего «стада»: кубатура маловата, и коляску не прицепишь – разве такие нужны советскому человеку?еще один экспериментальный мотоцикл с двухцилиндровым двигателем на базе Иж-58 и длиннорычажной передней вилкой – Иж «сириус» 1960 года. Но компоновка была такой же, как у   Иж-231: силовой агрегат в блоке с приводом на заднее колесо. кардинальную модернизацию серийные мотоциклы пережили в 1971 году:  на конвейер встали «Планета-3» (на фото) и «Юпитер-3». внешний облик  обновился благодаря измененным формам бензобака, крыльев и инструментальных ящиков. впервые на ижевских серийных мотоциклах появились  указатели поворота. 19-дюймовые колеса уступили место 18-дюймовым.  мощность одноцилиндрового двигателя «Планеты» конструкторы увеличили с 15,5 до 18 л.с., двухцилиндрового «Юпитера» – с 18 до 25 л.с.в 1963 году началась работа над проектом Иж-555 – мотоциклом с двухцилиндровым  двухтактным двигателем рабочим объемом 492 см³ и мощностью 25 л.с. при 5000 об/мин.  По своим тяговым параметрам при подцепленной коляске он мог конкурировать с тяжелыми мотоциклами «Урал» и «Днепр» («максималка» 95 км/ч), но при этом был легче (275 кг)  и (теоретически) дешевле в производстве. Было разработано несколько вариантов двигателя, в том числе с дисковыми золотниками на впуске. серийный мотоцикл Иж Ш-11 для  внутрисоюзных шоссейно-кольцевых  гонок, 1969 год. Двухцилиндровый  двухтактный мотор на базе Иж-Ю2  конструкторы форсировали до  35 л.с., что позволяло машине разгоняться до 160 км/ч.62    moto.zr.ru  октябрь 2011 Передовая, если не сказать революционная для  своего времени модель «кроссача» – Иж-61К  1960 года. Машина получила совершенно новый  короткоходный одноцилиндровый двухтактный  двигатель рабочим объемом 340 см³ и мощностью 25 л.с., сблокированный с 6-ступенчатой  коробкой передач. Мотор стал прообразом агре  гата, применявшегося в 70–80-х на Иж-ПС и семействе спортивных машин. Оригинальной была  и легкая трубчатая рама полностью дуплексного  типа. Снижение массы коснулось вилки, бака  (объемом всего 8 л), сиденья – его основание  сделали из алюминия. Вся машина весила 116 кг  и по своим показателям опережала зарубежные  кроссовые мотоциклы той поры.Изменения рамы, ходовой части и внешнего оформления мотоцикла Иж «Юпитер» перешли в 1962 году и на одноцилиндрового наследника Иж-56, также получившего собственное имя – «Планета». Были и различия: «корытообразные» крылья стали крепиться к нижнему мостику вилки, ступенчатое сиденье заменили ровным, с торчащим из него  ручкой для пассажира. Технологи упразднили цировки на баке и инструментальных ящиках и сократили хромированные поверхности глушителей.Уникальный гоночный мотоцикл   Иж-344А  1961 года с трехцилиндровым   V-образным  двухтактным двигателем рабочим объемом  344 см³ (размерность 54×52 мм) мощностью  40 л.с. при 7000–8000 об/мин и съемной  6-ступенчатой коробкой передач. Силовой агрегат установлен в дуплексную раму. Весил аппарат 130 кг, развивал скорость до 160 км/ч.Работа над двухцилиндровым двухтактным  500-кубовым двигателем продолжалась и в 70-е  годы. На фото –   экспериментальный Иж Д-15  «Юпитер-500» 1976 года. В его конструкции применялась раздельная система смазки и пятиступенчатая коробка передач. Мотоцикл получил  мощную дуплексную раму, что было особенно  ценно при эксплуатации с коляской.Самый легендарный советский мотоцикл,  «луч света в темном царстве» – Иж «Планета  Спорт» 1973 года, получивший в народе прозвище «Пёс» (по аббревиатуре ПС). Аппарат  создавался по заданию В/О «Автоэкспорт»  для рынков США и Европы. Это единственная  серийная машина из Ижевска, двигатель которой не подражал DKW, а вел свое происхождение от спортивных двигателей начала  60-х (помните Иж-61К?). К тому же мотоцикл  был совершенно лишен унификации с «рядовыми» аппаратами. К новаторским решениям  относятся также: раздельная смазка, шестеренная моторная передача, мощный 3-фазный генератор и 12-вольтовая электрика. Дополняли картину термообработанная рама из легированной стали, бесштоковая вилка  и зад  ние амортизаторы с регулировкой поджатия пружин. Но главное для того времени –  на аппарат устанавливали японские комплектующие: карбюратор, фару, «мигалки».  340-кубовый двигатель (размерность  76×75 мм) выдавал 32 л.с., максимальная  скорость – 140 км/ч – была рекордной для  продававшихся в СССР мотоциклов. Увы, через несколько лет «Планета Спорт» растеряла  импортные комплектующие (а с ними – часть  шарма и 4 л.с. мощности) и раздельную смазку. Хотя годовой выпуск машины в отдельные  годы доходил почти до 25   000 экземпляров,  ее посчитали нерентабельной, и в 1984 году  «Пса» сняли с производ  ства.октябрь 2011  moto.zr.ru63 РетРоскоп   ИжевскИе мотоцИклыв 1986 году в серию должна была пойти новая «Планета-5-400», с усовершенствованным двигателем увеличенной до 380 см³ (размерность 76×85 мм) кубатуры. На предприятии заказали даже рекламные буклеты, но от выпуска мотоцикла отказались из-за высокого уровня вибраций.Экспериментальный Иж «триал» (на самом деле – вполне дорожный мотоцикл) спроектировали в 1981 году на волне моды на соревнования по триалу. конструкторы объединили двигатель, вилку, амортизаторы и светотехнику от Иж-Пс и ходовую часть с колесами мотороллерного размера. оригинальна рама: передней трубы в обычном виде не  было, а силовой агрегат крепился к двум трубам в форме дуг безопасности.в 1987 году в серию пошла «Планета-5» (Иж-7.107) с двигателем обычной кубатуры,  но несколько модернизированным. его мощность выросла до 22 л.с., и впервые для  серийного одноцилиндрового мотора была применена выпускная система с одной  выхлопной трубой. обновленную внешность (бензобак, облицовки и приборный щиток) новинка позаимствовала у «Юпитера-5», пошедшего в серию двумя годами  раньше. Этому мотоциклу и его многочисленным модификациям выпала честь стать  наиболее массовой моделью завода: их изготовили около полутора миллионов. в 1984 году в серию пошли новые спортивные мотоциклы для «внутренних» кроссов  (Иж-6.216) и многодневки (Иж-6.2161). мощность двигателя   Иж-Пс удалось поднять  до 36 л.с., а массу машины – снизить до 116 кг (у кроссовой модификации).Четырехтактный 500-кубовый «оппозит» Иж-7.106 создали в 1985 году совместно  с чехословацкой фирмой Jawa. Двухцилиндровый двигатель мощностью 36 л.с. при  7000 об/мин сблокирован с пятиступенчатой коробкой передач. Были предусмотрены такие современные атрибуты, как электростартер, тормоза с гидроприводом  (передний – дисковый) и 180-ваттный генератор переменного тока. однако из-за  сложности освоения аппарат в серию не пошел.64    moto.zr.ru  октябрь 2011 В 80‑е годы в «верхах» обратили наконец  внимание на катастрофическое отстава‑ ние отечественного мотопрома от миро‑ вого уровня и решили ликвидировать его  проверенным способом: купив лицензии.  У японского концерна Yamaha приобрели  ноу‑хау на двигатель (одноцилиндровый  четырехтактный агрегат ХТ550), передний  дисковый тормоз, гидропневматическую  вилку и литые колеса. В 1987 году начали  это «добро» осваивать. Иж‑7.109 «Ори‑ он», по сути, должен был открыть принци‑ пиально новое модульное семейство   отоциклов: ком‑ м бинируя агрегаты, можно было выпускать  и дорожный мотоцикл, и эндуро, и супер‑ мото. Однако двигатель так и не «пошел»  из‑за отсутствия в державе ряда комплек‑ тующих (зубчатая цепь ГРМ, маслосъем‑ ные кольца, свечи), а также общей конс‑ труктивной сложности и по  требности  в маслах хорошего качества. Так «четы‑ рехтактный» проект бесславно усоп, в то  время как остальные узлы прижились на  модификациях серийных «Планет»  и «Юпитеров».В 80‑е годы завод подключился к разработке специального эскортного мото‑ цикла. Пожалуй, наиболее оригинальным стал вариант Иж‑8.201 1987 года –  для него конструктор В. Батуев разработал 2‑цилиндровый двигатель на базе  цилиндро‑поршневой группы Иж‑ПС (размерность 76×75 мм) – получилось 700  «кубов». Но самое интересное – цилиндры имели V‑образное поперечное распо‑ ложение, коленвал был продольным, что логично обусловило карданный при‑ вод заднего колеса. Видимо, «дури» у мотора было немерено, но непонятно,  как бы отнеслись к дыму «двухтактника» первые лица государства. Еще одна версия эскортного  мотоцикла – Иж «Вега».  На этом экспериментальном  аппарате устанавливался  четырехтактный оппозитный  двигатель от эскортного  «Днепра» Киевского мото‑ завода с электростартером,  5‑ступенчатой коробкой  передач и карданным при‑   водом заднего колеса.  Эскортное направление    дальнейшего развития  не получило.Развитие «эскортной» темы – Иж «Лидер» 1990 года, предельно закапотированный  мотоцикл с 57‑сильным роторным двигателем разработки   ВНИИМотопрома.Созданный в 1991 году Иж‑7.110 «Спринтер Сириус‑400» рассматривался альтер‑ нативой «Ориону»: та же ходовая часть, но с «двухтактником» своей разработки.  Одноцилиндровый 386‑кубовый двигатель имел жидкостное охлаждение, раздель‑ ную смазку и электростартер; 28 «сил» хватало для разгона до 135 км/ч. Трансмис‑ сия (моторная передача, 5‑ступенчатая КП), а также подвески и колеса – лицензи‑ онные. Хотя новинка появилась в рекламных проспектах завода, до серии дело  не дошло.октябрь 2011  moto.zr.ru65 РетРоскоп   ИжевскИе мотоцИклыИж-7.107–01 1994 года – это «Планета-5»  с максимальным лицензионным набором:  литые колеса, гидропневматическая вилка, передний «дискач». кроме того, на части мотоциклов применялись система раздельной смазки (с маслобаком в картере)  и маховичный генератор с бесконтактной  системой зажигания.Построенный в 1991  году     Иж-7.205 – уникальный мотоцикл для  шестидневки ФИм, в котором практически все,  кроме шин, подшипников, цепи и поршневых  колец, было сделано  на заводе. Несмотря  на уже выходившее из  употребления воздушное охлаждение, конструкторам удалось выжать из 500 «кубов»  50 л.с. весил аппарат  108 кг, его длинноходные подвески обеспечивали дорожный просвет  300 мм.к 1997 году ижевчане подготовили к производству совершенно новое поколение одноцилиндрового мотоцикла: «Планета-6». Двигатель, по поршневой группе и коленвалу  унифицированный с Иж-Пс, получил жидкостное охлаждение, раздельную смазку, бесконтактное зажигание и пятиступенчатую коробку передач. мотоцикл долго испытывали и доводили (отказывала коробка, текла вода), его ждали мотолюбители страны …  но так и не дождались. Для новаций это было не лучшее время.в 90-е годы на «дружественном» вятско-Полянском заводе освоили производство  50-кубового двухтактного двигателя (копия немецкого Simson), а в Ижевске  в 1996 году разработали легкий мотоцикл Иж-2.672 с50. машину с дизайном в стиле  стритфайтер, помимо рамы «птичья клетка», выделяли перевернутая вилка, моноамортизатор, дисковый тормоз. все было готово к выпуску, маркетологи даже поместили новую модель на календарь 2000 года… но в серию она так и не пошла. в 1998 году в серию пошел мотоцикл  в стиле круизер Иж-6.113–05 «Юнкер».  высокий руль, вынесенные вперед подножки, седло «ступенькой» соответствовали канонам стиля. «Приборка» располагалась на двойном бензобаке, каждая  половина – со своей заливной горловиной.  Двигатель – «водяная» версия «Юпитера».  Новая рама и маятник из трубы прямоугольного сечения значительно улучшили  дорожные повадки мотоцикла. особенно  забавно на этом аппарате смотрелись столичные гаишники, для которых закупили  несколько сотен машин в спец  исполнении.в 1993 году на Ижевском механическом заводе, который занимался производством двухцилиндровых двигателей семейства «Юпитер», освоили  модификацию жидкостного охлаждения под обозначением «сб.1–08».  с 1997 года этот мотор стали ставить  на мотоцикл Иж-6.113–03 «Юпитер-5-01». кроме новых цилиндров  и головок, а также дополнительных узлов – помпы, термостата и радиатора,  двигатель остался прежним, да и прироста мощности не произошло. Зато  он перестал перегреваться, и снизился  шум работы (наконец-то исчез фирменный звук «гайки в цилиндрах»).спроектированный в 1997 году   Иж-50 Man Style отличался щегольским дизайном, дисковыми тормозами обоих колес, вилкой-«перевертышем». Но  самым забавным было сочетание новомодной диагональной рамы из алюминиевого сплава и устаревшего 2-скоростного шауляйского силового агрегата V-50.66    moto.zr.ru  октябрь 2011 Запрет двухтактных моторов в Иране и Турции,  основных странах­импортерах Ижей, заставил конс­ трукторов в сжатые сроки разработать в 2000 году четырехтактный  двигатель «Планета­400 4Т», в большой степени унифицированный  с двухтактной «Планетой». Не тронув трехвальную четырехступен­ чатую коробку передач и сцепление, все остальное разработали из  того, «что было». Так, поршень взяли «волговский», клапаны от ВА­ За, цепь ГРМ и кусок распредвала – от уфимского москвичевского  мотора. Хотя двигатель (укомплектованный даже электростарте­ ром) как­то работал, но по своим показателям, а главное, цене усту­ пал уже отлаженным китайским 250­кубовым моторам.Гибрид Иж­6.902 образца 1998 года пред­ ставлял собой набор узлов от спортивных  (в том числе и двигатель типа Иж­ПС, мощнос­ тью 32 л.с. при 6000 об/мин) и дорожных мо­ тоциклов, но в целом получился явно неудач­ ным. Да и весил аппарат немало – 158 кг.Экспериментальный  Иж «Планета­Спорт  R21» 2005 года – попытка  сыграть на популярности былого  «Пса», но на новом уровне. Двига­ тель Rotax (такой же как у BMW F650), тор­ мозные скобы Nissin, вилка Kayaba и задние  амортизаторы Reiger с огромным диапазоном  регулировок. В роли приборной панели – ЖК­эк­ ран. Трубчатая рама из хром­молибденовой ста­ ли выполнена так, что охватывает большинство  хрупких и дорогих импортных узлов, защищая их  от повреждений при падениях. Но малые объ­ емы заказов поставили крест и на этой модели,  производство которой целиком и полностью за­ висело от поставок из­за рубежа.Чопперный стиль с характерными вынесенными  вперед подножками, высоким рулем, каплевид­ ным баком и обилием хрома сочетались в моки­ ке Иж­2.673 «Корнет» 2001 года с вятско­по­ лянским 50­кубовым мотором. В ходовой части  были применены дисковые тормоза обоих ко­ лес, чего не могли «позволить себе» остальные  мотоциклы завода. Как ни странно, этот доста­ точно сложный в производстве аппарат выпус­ кался несколько лет.В 2007 году, практически перед  самим закрытием завода, кон­ структоры создали мотоцикл  Иж­5.103–036 с китай  ским че­ тырехтактным 250­кубовым  двигателем и собственной хо­ довой. Несомненный «плюс»  такого скрещивания в том, что  потребитель получал аппарат  с электростартером и пятисту­ пенчатой коробкой передач,  который при мощности 21 л.с.    развивал максимальную ско­ рость 120 км / ч. Получилась  неплохая модель для сельской    местности, но запустить ее  в   серию уже не было средств.  Да и желания руководства...Это даже не мотоцикл, а уникальное внедорожное  транспортное средство, в народе их называют  «каракатами» или «пневматиками». Благодаря  камерам низкого давления и большого объема    Иж­6.921 «Самсон» (2001 год) преодолевал  грязь, топь, снег и даже плавал. При сухой массе 355 кг аппарат мог везти двоих и еще 100 кг в ку­ зове со скоростью до 60 км/ч. Машины с «юпите­ ровскими» двигателями жидкостного охлаждения  выпускались небольшими партиями и были попу­ лярны на Чукотке и в других северных регионах.ЭПИЛОГ Размышляя сегодня о судьбе нашей мотопромыш­ ленности, вспоминаю высказывание Н. Эрнеста, приведенное в газете «Правда» от 22 мая 1935 го­ да (в то время, напомню, мотопроизводство в СССР находилось в зачаточном состоянии): «Наша стра­ на, сумевшая наладить массовое производство тракторов, автомобилей и самолетов, конечно, справится с освоением мотоцикла, если ему будет уделено должное и заслуженное внимание». К сожалению, это ЕСЛИ, наряду с КАБЫ и АВОСЬ, являются ключевыми моментами нашего ментали­ тета и в какой­то мере объясняют, почему мы нахо­ димся там, где мы есть… Ну, а мотоциклы – они, от­ части сохранившиеся в металле, но больше на фото, напоминают о том пути, который прошли вместе со страной мотоциклостроители из Ижевска…Благодарим за помощь в подготовке материала «Уральскую мотоциклетную компанию», Инженерный центр «i-ДИЗАЙН», Музей истории «Ижмашзавода», Алексея ПОПОВА (Рига).октябрь 2011  moto.zr.ru67