КОНКУРС«ЛЕС РУК…» – ТАК ОБЫЧНО КОММЕНТИРОВАЛИ УЧИТЕЛЯ РЕАКЦИЮ КЛАССА НА ТРУДНЫЙ ВОПРОС. ИЛИ ЕСЛИ ВОПРОС ПРОСТОЙ, НО ОБЪЯСНЕНИЕ ВСЕ ПРОСЛУШАЛИ… ОТСУТСТВИЕ ВНЯТНЫХ ОТВЕТОВ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ТОРМОЖЕНИЯ С ABS ЛИШНИЙ РАЗ ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ТЕМУ МЫ ЗАТРОНУЛИ НЕПРОСТУЮ.СТОП-КРАНТорможение – процесс сложный и довольно пугающий, ведь многие привыкли (и совершенно обоснованно при повседневной езде) тормозить с большим запасом. Однако в сложной ситуации отсутствие навыков экстренного торможения часто выходит боком. Большинство райдеров умеют хорошо откручивать ручку и совсем не умеют давить на рычаг. А эффективное торможение требует тренировок. Но, конечно, не на дороге в потоке машин, да и ошибки (и связанные с ними расходы) все равно неизбежны. С появлением ABS удержать байк на дороге при торможении стало куда проще. Ведь главная опасность, как мы выяснили при разборе одной из задач («Мото» № 08–2011), – блокировка переднего колеса – исключена, поэтому при торможении с ABS мотоцикл не только «стоит» на дороге, но и слушается руля, то есть можно совместить торможение с поворотом. Однако не будем забывать, что сила сцепления колес с дорогой все равно ограничена, поэтому максимально эффективным торможение остается при движении по прямой, когда сцепные свойства шин не расходуются на поворот мотоцикла. Почти каждый мотоцикл гораздо эффективнее тормозит передним тормозом, нежели задним. Это связано с тем, что при торможении значительная часть веса переносится на переднее колесо, которое получает возможность передать больший тормозной момент без проскальзывания. Для этого конструкторы устанавливают спереди более мощные тормозные механизмы, чем сзади. (А в «кольце» пилоты иногда ослабляют задний тормоз до минимума, завоздушив магистраль – пусть и вопреки регламенту.) Все это справедливо и для мотоциклов, оснащенных ABS. Однако представьте, что райдер в расчете на всесильную электронику так быстро дернул рычаг, что колесо заблокировалось раньше, чем сработала подвеска, то есть переднее колесо не успело загрузиться. Конечно, заблокировалось оно лишь на долю секунды, после чего ABS отпустила тормоз и застрекотала «на грани» блокировки. Но ошибку это не исправит, а потерянных метров тормозного пути может как раз и не хватить до полной остановки. Таким образом навык быстрого, но контролируемого нажатия на рычаг пригодится в любой ситуации. Другая ситуация, когда к работе электроники нужно подключать и собственную голову, – скользкое неоднородное покрытие – кочковатый мокрый асфальт, булыжник, грязь. В этом случае эффективность торможения с ABS может быть весьма низкой. Если рычаг или педаль вибрируют, а мотоцикл не тормозит, не нужно пытаться еще больше давить на органы управления. Наоборот, следует ослабить нажим, чтобы уменьшить давление в контурах и попробовать найти режим, когда колесо не будет проскальзывать. Кроме того, как правило, на мотоциклах с ABS есть кнопка отключения этой системы – как раз для таких случаев, когда заблокированное заднее колесо на глинистом или каменистом склоне все же как-то цепляется за грунт. А если при этом слегка подтормаживать и передним, то эффективность торможения значительно возрастает. Выжимать ли рычаг сцепления при торможении – этот вопрос неОТВЕТ НА ЗАДАЧУ ИЗ № 07КАКОЙ БЫ ПРОДВИНУТОЙ ABS НИ БЫЛ ОСНАЩЕН МОТОЦИКЛ, ОНА НЕ ИЗБАВЛЯЕТ ОТ НЕОБХОДИМОСТИ ДУМАТЬ. И ГРАМОТНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭЛЕКТРОНИКОЙ.перестает обсуждать каждое новое поколение райдеров. Один из аргументов тех, кто тормозит с включенным сцеплением – дескать, мотор, вращая колесо, препятствует его блокировке, работая почти как ABS. Но современные тормоза настолько эффективны, что остановить ими работающий на холостых оборотах двигатель не представляет труда. А продолжать движение с заглушенным двигателем – беда куда большая. Кроме того, водитель, вовремя не сообразивший,что «передавил» рычаг и остановил мотор, может не понять, почему даже при отпущенном тормозе колесо продолжает идти юзом. И хорошо еще, если вовремя сообразит выжать-таки сцепление, запустить мотор и продолжить тормозить. При наличии ABS такой вопрос вообще не стоит: выжимаем сцепление одновременно с торможением. Кроме того, с выжатым сцеплением начинающему водителю легче стабилизировать мотоцикл при возникновении заноса – ведь в этом случае с заднего колеса убирается сила тяги (торможения) двигателя, контролировать которую в критической ситуации не каждому по плечу. И не стоит забывать, что хоть антиблокировочная система добавляет уверенности, законов физики она не отменяет. И, как отметил наш читатель Александр Иванов, «…всадника без головы не спасет никакая ABS».ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!Мы продолжаем конкурс на призы компании BMW, начатый в «Мото» № 05–2010. Ваши ответы на задачи из разных областей техники послужат школой для всех.18. ИДЕАЛЬНЫЙ ЛИ ГАЗ?Приезжает приятель мой Саня – мотик сияет, резина новая – и говорит: вот, мол, перебортировал колеса, отбалансировал «в ноль», а заодно азотом накачал – круто! Во-первых, говорит, азот постоянное давление держит: летом не надо стравливать, а осенью – подкачивать (а со специальными «азотовыми» вентилями, что мне поставили, можно вообще три года давление не проверять – газ через шину не проходит). Во-вторых, обод не окисляется – кислорода-то в азоте нет. И наконец, мотик лучше едет – колесо-то с азотом легче, чем с воздухом. И я задумался: может, и мне азотом колеса накачать? А вы что посоветуете?Ответы с пометкой «Задача» присылайте на почтовый или электронный адрес редакции (см. с. 4) до 15 ноября 2011 года. Не забудьте указать удобный для вас способ быстрой связи.86moto.zr.ru октябрь 2011