74
75
76
77
78
79
ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МОТОРОВДВУХТАКТНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ ТВИНЫ YAMAHAЯпонская мотоциклетная промышленность родилась фактически лишь в 50-е годы прошлого века и поначалу жила копированием зарубежных конструкций. Но с удивительной скоростью ее инженеры перешли от заимствования к творчеству. Подтверждение тому – история моторов Yamaha YDS/RD.КАМЕРТОНЫтекст Александра ВОРОНЦОВА, фото YamahaДВУХТАКТНЫЕYamaha YD-1 1957 года взяла от Adler’a двигатель, но ходовая часть была оригинальной.Многие компании перешли к мотоциклам от производства велосипедов, самолетов, оружия и прочих пахнущих металлической стружкой изделий. Но чтобы от пианино?! Между тем изготовление музыкальных инструментов – главный бизнес Yamaha Corporation. Как же присоединились к нему колеса?Свой первый шаг к мотоциклу «музыкальная» компания совершила в 30-е годы прошлого века, когда вся японская промышленность перешла на военные рельсы. Как признанный специалист по обработке древесины, фирма получила заказ на производство пропеллеров. Но вскоре авиаконструкторы потребо-вали пропеллеры из металла! Поскольку заказ никто не отменял, то пришлось срочно закупать станки и осваивать секреты металлообработки. После войны, когда Японии было запрещено выпускать самолеты, оборудование лежало мертвым грузом, пока кому-то из членов правления не пришла идея загру-зить его производством легких мотоциклов. За образец взяли немецкий DKW RT125, и в 1955 году первый мотоцикл Yamaha увидел свет. В отличие от большинства других японских компаний, занимавшихся откровенным пиратством, Yamaha официально купила лицензию – видимо, поэтому ее мотоцик-74moto.zr.ru декабрь 2011 лы выгодно отличались в лучшую сторону от конкурентов. В середине 50-х моторизация в Японии только-только набирала обороты, а в Западной Европе ей на смену уже пришла автомобилизация, и продажи мотоциклов стремительно снижались. В немецкой компании Adler, выпускавшей один из лучших «двухтактников» той поры – модель MB250 – решили сосредоточиться на своем исконном занятии: производстве пишущих машинок и другой оргтехники. Так что японцам вновь удалось недорого приобрести ноу-хау и сманить к себе ведущих инженеров. Первая «большая» Yamaha – модель YD-1 – дебютировала в 1957 году. Двухтактный двухцилиндровый двигатель «квадратной» размерности (54х54 мм, 247 см³, 14,5 л.с. при 6000 об/мин), сблокированный с четырехступенчатой коробкой передач, был точной копией силового агрегата Adler MB250. А вот ходовую часть местные инженеры выполнили в тогдашних традициях японской конструкторской школы: стальная хребтовая рама из штампованных половин, передний «телескоп» и маятниковая подвеска сзади. Тогда Yamaha была новичком японского рынка: ее известность не шла ни в какое сравнение со славой таких мэтров, как, например, Meguro или Cabton. Но давно известен хороший способ раскрутки брендов: спорт. В 50-е годы всеяпонским «первенством заводской марки»«ВОЗДУШНУЮ» СЕР И ДВУХЦИЛИНДРОВЫ Ю ДВУХТАКТНЫХ ДВИ Х ГАТЕЛЕЙ КОРПОРАЦИЯ YAMAH ВЫПУСКАЛА ПОЧТИA ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА.была ежегодная гонка у подножья горы Асама. К ней и стали готовить 250-кубовую модель. Но оказалось, что хребтовой раме катастрофически не хватает жесткости, а двигатель неохотно поддается форсировке по оборотам. Так что в гонке стартовал (и успешно ее выиграл) совершенно другой мотоцикл: с короткоходным (56х50 мм) двигателем в легкой трубчатой дуплексной раме. Разумно решив, что негоже пропадать хорошим разработкам, в 1959 году компания запустила в производство серийный вариант этой машины под индексом YDS-1. Ее двигатель развивал 20 л.с. при 7500 об/мин, что позволяло аппарату разгоняться до 140 км/ч – фантастический показатель для серийного 250-кубового мотоцикла той поры. Силовой агрегат обзавелся двумя карбюраторами, пятиступенчатой коробкой передач, а встроенную в фару комбинацию приборов украсил тахометр. Yamaha YDS-1 считается первым японским спортивным мотоциклом – и по заслугам. Она же открыла и международную экспансию концерна: в 1961 году продажи Yamaha YDS-1 начались в США и Австралии. Динамичный и недорогой аппарат сразу же привлек внимание – еще бы, он не уступал британским «пятисоткам»! В 1962 году на рынок поступил улучшенный вариант YDS-2, с форсированным до 23 л.с. двигателем и более мощными тормозами. Кстати, в середине 60-х годов лицензию на производство этого мотоцикла купил венгерский концерн Csepel, с 1968 по 1975 годы он выпускал его под маркой Pannonia P20.Первый японский спортивный мотоцикл – Yamaha YDS-1, 1959 год. Серийный гоночный аппарат – Yamaha TD-1.Двигатель Adler MB250 – прототип первого двухцилиндрового мотора Yamaha. Для него характерны расположение поршней в «противофазе», сидящее на коленвалу сцепление, шестеренная моторная передача.декабрь 2011 moto.zr.ru75 ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МОТОРОВОБЪЕДИНЕННЫЕ В ОДНОМ ПРИБОРЕ СПИДОМЕТР И ТАХОМЕТР – ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ РАННИХ YDS.ДВУХТАКТНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ ТВИНЫ YAMAHAYamaha YDS-3 1964 года. Схема системы раздельной смазки Autolube. В 1967 году у 250-кубовой машины появился 350-кубовый собрат – Yamaha YR-1.Одновременно Yamaha начала выступления в чемпионате мира по шоссейнокольцевым гонкам. Но снаряды Grand Prix вскоре утратили всякое сходство с серийными машинами, эволюционировав в многоцилиндровые аппараты с жидкостным охлаждением и золот-никовым газораспределением. А для гонщиков-любителей компания выпускала киты для переделки серийных YDS. А в конце 1962 года они получили подарок: комплектный гоночный мотоцикл Yamaha TD1. Его силовой агрегат был выполнен на основе YDS, но вместо чугунных цилиндров конструкторы применили алюминиевые, с анодированием зеркала. Расширенные фазы газораспределения и карбюраторы с 27-мм «дырой» позволили форсировать мотор до 32 л.с. при 8500 об/мин. А тормоза, бензобак и седло взяли от мотоцикла Гран-при образца1961 года, так что оснастку изготавливать не пришлось. Первая Yamaha DT-1 была крайне ненадежным мотоциклом. Анодированное покрытие съедалось моментально (вскоре конструкторыЕдинственная модель серии с электрозапуском – Yamaha YDS-5 1967 года.перешли на пористый хром – чтобы нахлебаться проблем с его отшелушиванием), сидящее на коленвалу сцепление можно было угробить одним резким стартом, а тормозные колодки теряли эффективность с пугающей скоростью. Но это был быстроходный для того времени мотоцикл. И пусть соперники язвили, что Yamaha лидирует со старта… и до тех пор пока до финиша не останется пять кругов, те, кто доезжал, оказывались на подиуме. С 1963 года национальный чемпионат США в классе 250 см³ выигрывали почти исключительно гонщики на Yamaha. Между тем японцы совершенствовали и дорожную технику. В 1964 году вышла в свет Yamaha YDS-3 с очень важной технической новинкой: системой раздельной смазки Autolube. Теперь не надо было смешивать масло и бензин в отдельной канистре или искать те редкие заправки, где продавалась готовая смесь! Правда, вскоре выявился конструктивный дефект системы: маслонасос имел привод от вала коробки передач. Если вы долго стояли у светофора с выжатым сцеплением, то можно было и «клин» словить! Этот недостаток был устранен76moto.zr.ru декабрь 2011 в следующей модели – Yamaha YDS-5 1967 года (модификации YDS-4 не было, поскольку цифра 4 в Японии – несчастливая). Маслонасос получил прямой привод от коленвала. Кроме того, конструкторы перенесли сцепление на входной вал коробки передач и заменили наконец чугунные цилиндры алюминиевыми, с чугунными гильзами. В перешедшей с 6 на 12 В системе электрооборудования появился династартер. При мощности мотора 29,5 л.с. мотоцикл мог разгоняться до 160 км/ч. С 1964 года компания производила и модификацию YM-1 увеличенного до 305 см³ рабочего объема. Но в 1967 году ее сменил с иголочки новый мотоцикл – 350-кубовая Yamaha YR-1. СпроектированныйYamaha DS-6C 1969 года, версия «скремблер».В ЭТОМ ГОДУ YAMAH ОТМЕТИЛА 50-ЛЕТИЯA СВО ЕГО УЧАСТИЯ В ГОНКАХ MOTOGP.с чистого листа двигатель имел почти «квадратную» размерность (61х59,6 мм) и горизонтальный разъем картера. В его конструкции японские инженеры применили такие новшества, как лабиринтное уплотнение полостей картера, сальники с тефлоновым покрытием. 36 л.с. позволяли набирать скорость 173 км/ч, при этом мотор отличался отменной тягой на малых и средних оборотах. Решив, что двухцилиндровый «двухтактник» прекрасно запуска-ЭВОЛЮЦИЯ ДОРОЖНЫХ МОТОЦИКЛОВ YAMAHAМОДЕЛЬ Adler MB250* YD-1 YDS-1 YDS-2 YDS-3 YM-1 YDS-5 YR-1 YR-2 DS-6 R-3 DS-7 R-5 RD250 RD350 RD400 RD400 ГОДЫ ВЫПУСКА 1953–1956 1957–1959 1959–1962 1962–1964 1964–1967 1964–1967 1967–1969 1967–1968 1968–1969 1969–1971 1969–1970 1970–1973 1970–1973 1973–1981 1973–1976 1975–1979 1978–1981 РАЗМЕРНОСТЬ, ММ 54x54 54x54 56x50 56x50 56x50 60x54 56x50 61x59,6 61x59,6 56x50 61x59,6 54x54 64x54 54x54 64x54 64x62 64x63 РАБОЧИЙ ОБЪЕМ, СМ³ 247 247 246 246 246 305 246 348 348 246 348 247 348 247 348 398 398 МАКС. МОЩНОСТЬ, Л.С./ОБ/МИН 16/5500 14,5/6000 20/7500 23/7500 24/7500 26/7500 29,5/8000 36/7000 36/7000 30/7500 36/7000 30/7500 36/7000 30/7500 39/7500 38/7000 40/8000 СУХАЯ МАССА, КГ 146 140 151 156 159 162 143 170 170 150 170 138 141 154 160 155 156 МАКС. СКОРОСТЬ, КМ/Ч 116 115 140 145 147 157 160 173 173 160 170 160 170 160 170 170 170*Прототип первого двухцилиндрового мотора Yamaha, для сравнения.ЭВОЛЮЦИЯ СЕРИЙНЫХ ГОНОЧНЫХ МОТОЦИКЛОВ YAMAHAМОДЕЛЬ TD-1 TD-1B TD-1C TD-2 TR-2 TD3 TR3 ГОДЫ ВЫПУСКА 1962–1965 1965–1967 1967–1969 1969–1971 1969–1971 1971–1973 1971–1973 РАЗМЕРНОСТЬ, ММ 56x50 56x50 56x50 56x50 61x59,5 54x54 64x54 РАБОЧИЙ ОБЪЕМ, СМ³ 246 246 246 246 347 246 347 МАКС. МОЩНОСТЬ, Л.С./ОБ/МИН 32/8500 35/9500 40/10000 44/11000 54/9500 44/10000 54/9500 СУХАЯ МАССА, КГ 103 96 104 105 115 103 110 МАКС. СКОРОСТЬ, КМ/Ч 165 н. д . н. д . 215 225 215 225Примечание: н.д. – нет данных.декабрь 2011 moto.zr.ru77 ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МОТОРОВДВУХТАКТНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ ТВИНЫ YAMAHAется и с кикстартера, конструкторы отказались от электрозапуска в следующей модели – Yamaha DS-6 1969 года. Но куда важнее технических перемен оказались эстетические. Машина наконец-то лишилась таких уходящих в 50-е анахронизмов, как приборы в корпусе фары и массивный бензобак с хромированными «щечками». Мотоцикл получил стройный облик благодаря каплевидному бензобаку, вытянутым инструментальным ящикам, плоской фаре и раздельным спидометру и тахометру. Такую же внешность получила и 350-кубовая Yamaha YR-3. В том же году компания выпустила улучшенные версии своих серийных гоночных аппаратов – 250-кубовый DT-2 и 350-кубовый TR-2. Ушли в прошлое проблемы с надежностью, новая ходовая часть (рама – так вообще точная копия Norton Featherbed) наделила машину отменной управляемостью. А тут как раз FIM решила ограничить число цилиндров и передач, а также минимальную массу гоночных мотоциклов. Новые правила показали, кто делает лучшие в мире серийные гоночные мотоциклы! Англичанин Род Гулд на Yamaha DT-2 выигралчемпионат мира 1970 года в классе 250 см³, да и следующие четыре места в окончательном раскладе принадлежали пилотам на Yamaha. Всего же в начале 70-х годов этой марке отдавали предпочтение до 90% стартовавших в классах 250 и 350 см³. Мотор проявил себя не только на гоночных трассах, но и в рекордных заездах. Американец Дон Веско построил сигарообразный аппарат с двумя форсированными 350-кубовыми двигателями Yamaha TR-2, и в 1970 году установил абсолютный рекорд скорости для мотоциклов: 405,25 км/ч. Решение унифицировать 250кубовый и 350-кубовый двигатели напрашивалось, и в 1970 году увидел свет DS-7. Его 250-кубовый мотор «квадратной» размерности (54х54 мм) конструктивно был аналогичен 350-кубовой серии YR с ее горизонтальным разъемом картера. На том же картере был выполнен и 350-кубовый R5 (размерность 64х54 мм). Мощность двигателей при этом осталась прежней: соответственно 30 и 36 л.с.YAMAHA TD-2 – , ИКЛ СЕРИЙНЫЙ МОТОЦ Л РА КОТОРЫЙ ВЫИГ ЧЕМПИОНАТ МИРА.Кастомайзеры и сегодня охотно строят кафе-рейсеры на базе «воздушки».Машины образца 1973 года получили новые имена: RD250 и RD350. Впрочем, технические перемены соответствовали такому ребрендингу. Впуск регулировали лепестковые клапаны, шестиступенчатые коробки передач пришли на смену пятиступенчатым. Рамы конструктивно были полностью аналогичны тем, что ставились на гоночные мотоциклы. Переднее колесо украсил дисковый тормоз.Тогда же разошлись пути дорожных и гоночных мотоциклов. Новые спортивные аппараты, получившие индекс TZ, в 1973 году обзавелись моторами жидкостного охлаждения, а вскоре – и совершенно переработанной ходовой частью, с пространственной рамой и задней подвеской с моноамортизатором. Впоследствии эти машины стали основой дорожных Yamaha RD 80-х годов.78moto.zr.ru декабрь 2011 Дон Веско и его рекордная «сигара».В 1975 году, идя навстречу пожеланиям американских покупателей, рабочий объем 350-кубовой версии японцы увеличили до 400 см³, удлинив ход поршня с 54 до 62 мм. Мощность осталась фактически той же – 38 л.с., но значительно вырос крутящий момент на средних оборотах. Yamaha RD была великолепным аппаратом. Все проблемы с надежностью, плохой управляемостью и слабыми тормозами остались в прошлом. В городском трафике мотоцикл с легкостью уходил от больших четырехтактных соперников – и при этом был вдвое дешевле! К тому же его легко можно было переделать в снаряд для клубных гонок. Недаром американский журнал Cycle World, подПоследняя версия «воздушной» RD – с 400-кубовым двигателем и литыми колесами.YAMAHA RD350 ОБРА 1973 ГОДА АМЕРИК ЗЦА АНЦА ПРИЗНАНА ОДНИМ И МИ З ДЕСЯТИ ГЛАВНЫХ МОТОЦИКЛОВ ХХ В ЕКА.водя итоги ХХ века, включил его в десятку лучших мотоциклов столетия. В 1980 году на смену ветерану пришла совершенно новая Yamaha RD, с двигателем жидкостного охлаждения. А оборудование для производства «воздушника» продали индийской компании Escorts, которая в 1983 году начала производство 350-кубовой версии, назвав ее Rajdoot. Чтобы приспособить двигатель к местному бензину и маслу, а также поумерить его аппетит, мощность снизили с 39 до 30,5 л.с. И все равно более быстроходного мотоцикла на индийском рынке не было! (Таковые появились лишь два года назад, когда былНовый стиль, новый двигатель: Yamaha R5 1970 года. Серия RD стартовала в 1973 году.разрешен импорт мототехники.) Увы, высокая цена и большой расход топлива отпугнули покупателей. В 1985 году Escorts представил еще более экономичную версию Low Torque, со снижен-ной до 27 л.с. мощностью. И все же в 1990 году компания была вынуждена отказаться от производства машины. Динамика в число приоритетов индийского рынка не входит…Схема работы обратного лепесткового клапана на впуске. Двигатель образца 1970 года.декабрь 2011 moto.zr.ru79