118
119
120
121
122
123
124
125
Мой гороскоп Стрельца обострял страстьк перемещению и бродяжничеству, делаястационарное житье неуютным и неотвратимымнаказанием… И вот в далеком 1963 году я, молодойинженер-конструктор трикотажных машин с зарплатой110 рублей в месяц, подкопил и приобрел в магазине«Турист», что у Киевского вокзала в Москве, мотоциклCZ-175 Lux по цене 460 руб. К мотоциклу прилагалисьфирменный нагрудный значок и цветное махровоеполотенце.текст Станислава Б. (г. Иваново), фото Константина БАРХАТОВА, Георгия САДКОВА и автораТОН ЖИЗНИМотоцикл запал в душу еще в конце1940-х, когда к моему деду Михаилу приезжал его приятель на трофейном DKW. Впечатление былонезабываемым: во-первых, мотоцикл в те годы вещь чрезвычайноредкая и для мальчишек «прибор»диковинный, уникальный, а во-вторых, он немецкий, заграничный.Ведь ничего импортного не было.А если и появлялось что-либо привезенное с войны типа трофейногорадиоприемника «Телефункен»и столовой ложки с немецким клеймом или же ленд-лизовских американских штанишек и железной банки тушенки, открывающейсяспециальным ключиком, то все этобыло, на наш неизбалованныйвзгляд, наивысшего качества. На118всю жизнь запомнился запускDKW – таинство свершалось черезтомное и желанное ожидание,сопровождаемое запахом 72-гобензина. Сначала открывался«бардачок», из коего извлекалисьстоловая ложка и свечной ключ.Ложка заполнялась бензином изкраника бака, а затем бензин заливался в свечное отверстие. Свечаустанавливалась на место, присоединялся провод зажигания безколпачка. Прокачка «зелья» кикстартером. Зажигание. Первый хлопок, затем напряженный прогрев –и наконец Start up! Это было чудо!После отъезда «пришельца» нашажизнь становилась будничной…К 1970-м годам мы с приятелемКостей Бархатовым (тренер поконькам и любимец луноликих) созрели до выездов на «Чезетке» куда-нибудь дальше, чем на рыбалкуили за грибами. Чтобы проверитьтехнику в походных условиях и непревратить приключения в проблемы, начали осторожно ездить в походики с одной ночевкой, недалекоот дома. Первая «нитка» примерно500 км: Иваново – Тейково – Ростов – Углич – Рыбинск – Ярославль –Гаврилов Ям – Иваново. Ночевалина реке Улейма с красавцем-монастырем на берегу и белыми лилиями.Участок Углич – Рыбинск вдольВолги не имел даже твердого булыжного покрытия, преобладалагрязная грунтовка, изредка встречался песок. А обочины нет, объехать нельзя. Движку в 11 «пони»было тяжело тянуть двух мужикови багаж (большая палатка о восьмикило, спальники, питание, маслов канистре и т.п.). В итоге пружиназаднего амортизатора лопнула.Пришлось ползти со скоростью 20–40 км/ч, но доехали. Дома досталипружины от «Пани из Будапешта»(«Паннонии»), чуть сжали кувалдочкой, обточили на наждаке дляумягчения и, залив в амортизаторычуть побольше автола с трансформаторным маслом, продолжили эксперимент. Через два месяца получили из «Посылторга» новыеамортизаторы в сборе; по ошибкеприслали спортивные усиленные,и мы были очень довольны, так какони безотказно работали в течениенескольких лет.moto.zr.ru январь 2012118-125 travel.indd 11812/8/11 6:34 PM ‣ ПУТЕШЕСТВИЕ НА CZ ПО СССР с. 118,БЕСЕДА С СЕРГЕЕМ ОРЕХОВСКИМ с. 126, НОВОСТИ с. 130О «Посылторге» отдельная сага.В эпоху тотального дефицита онвыручал практически безотказно.Заполняли специальные бланки,взятые на почте бесплатно, и отправляли в Москву. На почте товар,изготовленный в Страконицах(ЧССР), получали в наилучшем виде, упакованный в промасленнуюбумагу и фанерную коробку с деревянной стружкой. Свечка стоила25 коп., цилиндр – 8 руб., поршень – 4 руб., коленвал – 12 руб.,фара в сборе – 2,5 руб., шикарноеветровое стекло «Чайный сервиз» – 25 руб. В те годы что-томожно было купить и в магазинах,таких как «Мото-Ява» в Москве набульваре Карбышева. Этот магазинзапчастей знал каждый мотоциклист Центрального региона России.Такие «мекки» находились в Краснодаре, Киеве, Риге, Новосибирске.Но где они и где мы…По результатам поездок мотоцикл усовершенствовали: установили кроссовый руль (его регистрацияв ГАИ – целая эпопея); переднийобод заменили на паннониевский19-дюймовый (вместо 16'') с гоночной покрышкой; поставили ручкугаза катушечного типа; установилидуги безопасности с решетками(для крепления фляжек с маслом)и хромированный «южный» багаж-МОТОКЛУБ«ВЛИЯНИЕ ИЗМЕНЕНИЯОПАСНО, НО ЕГООТСУТСТВИЕРАЗРУШИТЕЛЬНО.»РЕКС УОЛКЕР «ГАЙЮЛИЙЦЕЗАРЬ»январь 2012 moto.zr.ru118-125 travel.indd 11911912/8/11 6:35 PM РАСПАХНУТЫЙ МИРник из труб; спереди – комбинированный ветровик, сзади – двухцветный фонарь от «Паннонии». Насиденьях – густой собачий мех.Вручную отшлифованы до блескачугунные каналы цилиндра, отполировано днище поршня, вырезанатреть элемента глушителя. «Чахлик» (этот современный эпитет мнекажется неуместным и обидным)преобразился до неузнаваемости:посадка стала выше, улучшиласьпроходимость по бездорожью и управляемость даже с пассажироми при полной загрузке, а на холостых оборотах глушитель выдавалтолько кольца (как в мульте «Ну,погоди!»). Можно собираться в дорогу. От одних только слов «Я уезжаю» душу терзало сладкое томление…И вот наконец-то долгожданныйотпуск! Начало июля 1977-го. «Чезетка» испытана, отлажена. Вещейпо минимуму. Запчастей тоже: свеча, камера с вулканизатором, заплатки, суровые нитки, игла, лампафары, кусок цепи, эпоксидныйклей, трос в рубашке, комплектинструмента с насосом велосипедного типа, фонарик. С маслом быланапряженка. Мы знали лишь автол120НА МОТОЦИКЛЕ ПО СССР(он шел на весь негужевой транспорт), только в разлив из пистолетика дамского типа, да и то не везде, поэтому брали его с собойв канистре. Замахнуться на «оченьдалеко» мы с Костей побаивались,поэтому решили доехать до Петрозаводска через Ярославль, Вологду, Белозерск, Вытегру. К тому жев Петрозаводске жил приятель поленинградской аспирантуре. Тудаи обратно – около 1700 км. По нынешним временам скромно, но этобыло 35 лет назад, у нас не «хардэндуро», да и дороги тогда были нечета нынешним… Неизвестно, вочто выльется затея!Выехали на Ярославль через Гаврилов Ям. Погода отличная, Костяпросится за руль – он изголодалсяпо вождению, так как не имел собственного мотоцикла. Дорога ещетолько строилась, и преобладал булыжник. Часто идем по бровке,скорость около 40 км/ч – это неудобно, на границе 3-й и 4-й передач. Приходится часто подниматьсяна подножки, чтобы сберечь амортизаторы и меньше притормаживать.Движение транспорта практическинулевое – личных автомобилей быломало, иномарок не существовалововсе, а мотоциклы вообще не попадались в течение всего похода.Из-за одноуровневого седла козырек шлема пассажира постоянностучал по шлему впереди сидящего, а порой из-за спины наносилозапах выхлопа, и во рту чувствовалась горечь, что требовало держать нос по ветру, и шея уставала.При «крейсерских» 70 км/ч запахпропадал, но разогнаться можнолишь на асфальте, а его было немного. Нам была по душе эта скорость, ведь мы успевали любоваться видами, не особо уставая,а длинноходный движок нормальнотянул и, что наиболее ценно, негрелся даже при езде с утра до вечера, да и бензина «ел» около 3,2 лна сотню. В то время из пункта Ав пункт Б можно было ехать почтипо прямой, слова «пробка» мы ещене знали, поэтому старинный волжский город Ярославль проехалиспокойно, без остановок. Я подумал тогда, как река красит и преображает город, делает его значительным, более «столичным» (посравнению с Ивановом).Дорога на Вологду – изношенный белесый и рваный асфальт,состарившийся больше от дождяи солнца, нежели от транспорта.Грунтовые съезды с дороги, частосуглинистые и развороченныетракторами, не позволяли подъехать к месту для ночлега, который планировали устроить до Вологды. Впрочем, все сложилось поплану: съезд найден, лагерь поставлен. Костер для ужина обычноне разводили – нас вполне устраивал литровый термос с чем-либогорячим и бутерброды. Правда,горячего приходилось по 250 г набрата, но мы не унывали. Польскаябрезентовая палатка с двойнымверхом, «предбанником» и москитными сетками делала сон спокойным и продуктивным. В то время разбоя и грабежей на дорогахне существовало, а комфорт –вещь относительная, ведь, как говаривал великий Оноре де Бальзак, «человек ко всему привыкает,даже к тюрьме…».На следующий день проехалиВологду так же спокойно, как Ярославль. Город попроще, скромнее,а гаишники – женщины. В конце70-х в Питере и ряде других городов можно было увидеть женщинпостовых. Но это была редкость,и вскоре они исчезли совсем.moto.zr.ru январь 2012118-125 travel.indd 12012/8/11 6:35 PM село,сел от которого к мостучерез реку спускаласьчгрунтовка, а за мостомг«СИДЯЩИЕ РИСКУЮТвиднелась ограда ухоженвНЕ МЕНЬШЕ БЕГУЩной животноводческойнИХ».ГЕНРИ ТОРО «ВЫСШфермы. Животные и людифИЕразделили поселок на зоныраЗАКОНЫ»обитания.обСолнце крепко пригревало спину, но с севера дулхолодный ветер – не раздехолонешься, легко простудиться. Вокруглес, зачастую настолько плотный,что войти в него невозможно. Нозато ручейки кристально чистые,с каменистым дном. Южные рекимутноваты, а на севере можно былопить без опасения. Не доезжая доВытегры, рядом с таким ручейкомразбили лагерь. Закончился второйдень одиссеи.Утро было божественным. Насразбудил птичий гам, в котором доминировали чайки. Легкий завтраки осмотр колес на предмет прокола(эту операцию мы называли «Гвоздики»). Сегодня за рулем Костя.А вот и Вытегра. Тогда в ней не увидел ничего интересного, а теперьжалею, что не снял для истории.У меня была зеркалка «Зенит»со встроенным экспонометромстрелочного типа (140 руб.), полностью металлическая, тяжелая, неавтомат. Вместе с портретником(фокус 80 мм) весила заметно закилограмм; дальномер и выдержка – все на глазок, поэтому не всекадры получались (что можно былоузнать лишь после проявки). Снимали на пленку ORWO из ГДР, кадрыстарались беречь – их было только36. Отечественная «Свема» былавдвое дешевле, но с бледноватойцветопередачей.Шлюз в устье реки Вытегры наберегу Онежского озера снималискрытно от охранника, ничего незаметившего вследствие нашейрасторопности. Удивительно, насколько велика разница в уровняхводы!У деревни Широково остановились отснять красивую деревяннуюцерковь. Позднее мы узнали, чтотакие свозят на остров Кижи, создавая из них музей-заповедник.Скоро прибыли в большое село Вознесенье перед переправой черезреку Свирь. Здесь мы по спекулятивной цене «достали» у водниковбензин и переправились в Карелию.Дорога ухожена, усилена засыпанными землей бревнами для сохранения после дождей, и лишь за25 км до Петрозаводска началсяасфальт. Поблуждав по городув поисках дома Виктора, мы былиим радушно встречены, мотоциклубран в соседский сарай, и началось застолье с обильным угощением. Поразило, что икру из рыбы хо-Выезд из Вологды на север лежалчерез частный сектор – деревянныедомики, утонувшие в зелени садов.Далее вдоль озера Кубенского наКириллов, где несколько раз воспользовались бесплатными паромными переправами. Расстояниямежду деревнями 25–50 км, снабжение продуктами в них наибеднейшее, в лучшем случае магазинчик, а в худшем – выездная лавкана базе ГАЗона, приезжающая разв неделю, а в них только самое необходимое (соль, крупа, макароны,консервы). В некоторых селах домаброшены, окна забитыми досками –по тем временам еще непривычноезрелище. Дорога – грунтовка, расчищенная трактором, иногда грунтусиливался засыпанными жердями.В то время на участке Белозерск –Вытегра асфальта практически небыло, попадались глубокие пески,а после дождя случались глубокие«кисели». В одном селе попалив отменную грязь, мотоцикл пришлось вести руками, на выезде боронили глубокий песок, двигаясьв одиночку на 1-й передаче, а пассажир шел рядом. В другом местезапомнился удивительный ансамбль:справа от дороги благоустроенноеянварь 2012 moto.zr.ru118-125 travel.indd 12112112/8/11 6:35 PM РАСПАХНУТЫЙ МИРзяин выбрасывал как несъедобное.Хоть здесь и рыбный край, но… Общение и возлияния затянулись далеко за полночь. Так закончилсятретий день «неутомимых». Мотор – без нареканий. Лишь вручнуючерез окошечко в кожухе мазалицепь солидолом да чистили мотоцикл от грязи. Раз зачистили наждачной бумагой кулачки прерывателя, когда «Чезетка» стала плохотянуть в гору или против ветра.Честно говоря, у меня до сих пор неукладывается в голове, как этопоршенек диаметром 42 мм можеттаскать двух мужиков да гору грузав столь немилосердных условиях.С утра первым делом отправились на набережную Онежскогоозера. Красотища: вода – синева…однако свежо, 16 °С. Но «Надо,Федя, надо!», и мы быстренькораздеваемся и окунаемся в воду.Желающих больше ни души – зелоборзо!На проспекте Ленина отсняливид главной «першпективы» с выходом на озеро, фасады Русскогои Финского театров, здание уни-122НА МОТОЦИКЛЕ ПО СССРверситета. Впечатляла лишь новизна места и факта нашего здесь присутствия, а чарующего, кромеОнеги-озера, что-то не осязалось.Решили посетить на теплоходе Кижи. Билеты дорогие – 6 руб. с носа.(Для примера: 1300 км на поездепо маршруту Иваново – Ленинград – Таллин в общем вагоне –11 руб.) Но какой шанс! Желающихмного, с нами рядом громко общались немецкие туристы. До этогоинтуристов не встречали ни разув жизни, если не считать пленныхнемцев в Иванове в 1944–1945 гг.Время течет незаметно, и вскоречудо-остров уже показался на горизонте. Он невелик, в длину метров 700. Скромный ларек с сувенирами, и никаких завлекалок, реклам,кафешек… Тут снова билетики.В главную церковь, сделанную безединого гвоздя из осины, отстоялиочередь. Экскурсовод рассказывало рудодобытчиках времен ПетраВеликого, о постоянной температуре 11 °С в подвалах церкви, о замечательных свойствах осины,о трудных условиях ее реставра-«ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖЕЛАНИЯИ ТО, ЧЕМ ЛЮДИ ГОРАДИ НИХ ПОЖЕРТВ ТОВЫВЕЩИ АБСОЛЮТНО ОВАТЬ, –РАЖУРНАЛ «МОТОР РЕЗНЫЕ».ВЮ»,(ЧССР).ции. Снимать со вспышкой внутри запрещено,поэтому кладем «Зенит»на рюкзак и на автоспускепри выдержке 6 секунд (!) деелаем в полумраке фото иконостаса.Посетили другие деревянные постройки, от часовни до дома зажиточного крестьянина. Действительно интересно! О потраченныхденьгах не пожалели.Виктор любезно предложилсъездить на «Жигулях» в Марциальные воды – лечебницу, созданную по указу Петра I его фаворитомА. Меншиковым. Источник дурнопахнет, вода прозрачная, но ложезатянуто какой-то слизью серооранжевого цвета – окисью железа. Рядом выстроен санаторий всесоюзного значения.Итак, намеченная точка достигнута. Принимаем решение продолжить – оказалось, что путешествовать на мотоцикле слишкоминтересно и не так уж сложно. Куда же дальше? На юг – это к дому,на север – не летнее дело, на восток – дороги нет… Значит – на за-пад! Через Ленинградскую областьв Таллин – там, говорят, дороги хороши. Едем!Покидаем Онежский край черезОлонец, Лодейное Поле, Новую Ладогу. В районе Олонца движенияпочти никакого, все дышит патриархальным деревенским духоми располагает к размышлениямо смысле жизни. В городах нам неуютно – тесно, есть ограничения.Да и вид у нас непривлекательный,люди смотрят как на чудаков – нельзя рассупониться, отдохнуть,размяться (в костромском универмаге две девушки за спиной назвали нас «крокодилами» – неприятно). Поэтому в города стараемся незаезжать. Появилось осознанноечувство, что куда бы ни ехать,только бы ехать…После Новой Ладоги на сельскомперекрестке, скрытом за подъемом, легковушка врезалась в гу-moto.zr.ru январь 2012118-125 travel.indd 12212/8/11 6:35 PM ПУТЕШЕСТВУЮЩИМ ПО ЭСТОНИИПамятка от партнера журнала «Мото» компании Enjoy MotoИНФОРМАЦИЯ О СТРАНЕЭстонская Республика – маленькая страна, которая очаровывает своими древними городами и старинными поместьями, неприступнымисредневековыми замками и живописными сельскими домиками, нетронутыми лесами и сверкающими водами озер, комфортабельными отелями и популярными курортами, уютными кафеи ресторанами высокой кухни, остроконечными крышами, булыжными мостовыми и мерцающим светом фонарей вечернего Таллина. Эстония – страна с уникальным историческимнаследием, сформировавшимся под влиянием многих культур.КОГДА ЕХАТЬБольшинство туристов посещают Эстониюв летние месяцы или поздней весной.КАК ДОБРАТЬСЯНа самолете: Estonian Air летает три разав неделю из Москвы в Таллин (1 ч. 40 мин.).На поезде: ежедневный прямой поезд следуетв Таллин из Москвы и из Санкт-Петербурга.На автобусе: регулярные автобусы ходят в Эстонию из ряда городов России. Наиболее интенсивно движение на линии Санкт-Петербург –Таллин: 5 автобусов Eurolines в день, в пути8 часов. Кроме того, два ежедневных утреннихавтобуса следуют из Пскова в Тарту (один изкоторых следует дальше до Таллина).На пароме: паром компании Tallink ходит разв два дня из Санкт-Петербурга в Таллин с заходом в Хельсинки (24 часа). Обратный путь занимает 15 часов.Расстояние до Таллина по автодороге: от Москвы – 995 км, от Санкт-Петербурга – 362 км, отРиги – 307 км, от Вильнюса – 599 км.Автомобильные КПП с Россией: Narva – Ивангород (Санкт-Петербург – Таллин), Koidula – Куничина Гора (Псков – Тарту) и Luhamaa – Шумилкино (Псков – Рига). Прямая дорога не всегдахорошая, и это относится к маршруту Москва –Псков – Таллин. Лучший вариант: Москва –Минск – Вильнюс (Литва) – Рига (Латвия) –Таллин (Эстония). Этот путь на 500 км длиннее,но значительно интереснее, да и качество дороги несравнимо выше.БЕЗОПАСНОСТЬНациональная безопасность сегодня находитсяна высшем за всю историю страны уровне.ВРЕМЯОтстает от московского на 2 часа. С последнеговоскресенья марта по последнее воскресеньеоктября стрелки часов переводятся на 1 часвперед. Таким образом, в этот период местноевремя отстает от московского всего на 1 час.ЯЗЫКГосударственный – эстонский. Широко распространены русский и финский.ВИЗАГражданам России и СНГ для въезда на территорию Эстонии требуется виза. Эстония входитв состав стран – участниц Шенгенского соглашения.Срок оформления визы составляет 6 дней.ПОСОЛЬСТВА И КОНСУЛЬСТВА ЭСТОНИИПосольство Эстонской Республикив Российской Федерации125009, г. Москва, М. Кисловский пер., д. 5.Тел.: (495) 737–3640Консульский отдел посольстваЭстонской Республики в Москве125009, Москва, Калашный пер., д. 8.Тел.: (495) 737–3648, (495) 737–3647Генеральное консульство ЭстонскойРеспублики в Санкт-Петербурге197101, Санкт-Петербург, Большая Монетнаяул., д. 14. Тел.: (812) 702–0924, 702–0920Псковская канцелярия Генеральногоконсульства Эстонской Республики180016, Псков, ул. Народная, д. 25.Тел.: (8112) 725–380Генеральное консульство ЛитовскойРеспублики в Калининграде236040, г. Калининград, ул. Пролетарская,д. 133. Тел.: (4012) 95–7688, 95–9486ТАМОЖНЯВвоз и вывоз местной или иностранной валютыне ограничен. При въезде с территории стран,не входящих в ЕС, суммы свыше 10 000 европодлежат обязательной декларации.Лицам в возрасте более 17 лет, прибывающимиз стран, не входящих в таможенную зону ЕС,разрешен беспошлинный ввоз до 200 сигарет,или 100 сигарилл, или 50 сигар, или 250 граммов табака; до 1 литра крепких спиртных напитков (содержание алкоголя более 22 %) илидо 2 литров крепленых вин и ликеров (содержание алкоголя менее 22 %); столового вина – до4 литров и до 16 литров пива, а также товаровличного использования из расчета 430 евро наодного человека.C 1 мая 2009 года на территорию стран Евросоюза запрещено ввозить продукты, содержащиемясо или молоко, в том числе колбасу, консервы, сало и даже шоколадные конфеты. Запретне распространяется на детское питание и специальные препараты, необходимые для людейс определенными хроническими заболеваниями(в этом случае продукты должны быть тщательно упакованы, а их вес не должен превышать2 килограммов). В случае обнаружения мясомолочных продуктов они будут конфискованы,а вам придется уплатить штраф.Растения, животные и продукты растительногопроисхождения должны быть предъявлены чиновникам карантинной службы. Домашние животные должны иметь справку о прививках,а также медицинскую справку, выданную нераньше чем за 10 дней до отъезда. Запрещенвывоз предметов и вещей, представляющихисторическую или художественную ценность,а также драгоценных металлов, алмазов и других ювелирных камней, кроме как в виде личных украшений. Разрешен беспошлинный вывозтоваров на сумму до 5000 эстонских крон.ВАЛЮТАВалюта – евро (Euro, €).Курс: 1 EUR = 42 RUB (на декабрь 2011).С 1 января 2010 года по 31 декабря 2011 годаминимальная сумма покупки для туристов в магазинах tax-free составит 38 евро против обычных 128 евро.ГОСТИНИЦЫЗачастую туроператоры, публикуя описанияотелей в каталогах, вводят свои собственныерейтинги. Будьте внимательны и всегда уточняйте официальную «звездность» отеля.Средняя цена гостиничного номера в Таллинев 2011 году составила 50 евро. При этом средняя стоимость размещения в двухзвездочномотеле в Таллине была равна 36 евро, в трехзвездочной гостинице – 42 евро; 62 еврои 117 евро в четырех- и пятизвездочном отелях соответственно. Завтраки, как правило,входят в стоимость проживания, но не всегда.В некоторых случаях, особенно в сетевых отелях, завтрак оплачивается отдельно и стоит7–10 евро.ПРОКАТ МОТОЦИКЛОВКомпания Enjoy Moto организует прокат мотоциклов и туры на территории прибалтийскихгосударств (Эстония, Латвия, Литва). Моделимотоциклов: Honda – XL700V Transalp, Honda –XL650V Transalp'06.сеничный трактор, пересекавшийавтотрассу. Впечатление тяжелое,долго ехали молча и медленнее…Позднее Костя, бывший за рулем,сообщил, что в обогнавшей наслегковушке на заднем сиденье полуодетая особа. Конечно, решаемдогнать и уточнить… Ручка газа доупора, скорость под 100 км/ч – летим! И тут передок начал подниматься, стало не до смотрин. Страхпришел после остановки, а сожаление о неувиденной незнакомке –значительно позднее.Взволновало пересечение «Дороги жизни». Остановились у памятника, вспомнили об осажденном Ленинграде и о страданияхлюдей во время блокады. Уже затемно ушли с шоссе и встали на ночевку. Проснулись на берегу речки,в цветах.Ленинград объезжаем кружнымипутями, далее Ивангород и Нарва.Конечно, было волнительно покидать Россию – хоть своя, а «заграница». Как там отнесутся к приезжим, как взглянут? Как выглядятэстонцы, во что одеты? А какс языком? По-эстонски я знал лишьслово «тэрэ» («здравствуйте»).В те годы за границу в качестве туриста можно было попасть тольков составе тургруппы, в которойбыл «контролер». Да и то для избранных. На приглашение погостить в Польше мне под невиннымипредлогами было отказано. И такая ситуация была повсеместно,хоть годами пороги околачивай.«Железный занавес» действовали на соцстраны Восточной Европы,хоть это и не афишировалось. А туттакая возможность – без виз, безконтроля, совершенно свободно,как, скажем, из Владимира в Балашиху…На Нарвской площади остановились в колонне машин, ждем…В чем дело? Оказалось, требовалось сначала пропустить пешеходов. Этого в нас как-то не было…Удивило также отсутствие на дорогах гаишников и заколоченные посты ГАИ. Необычно было видеть информационные вывески на латинице.ЗАПРАВКИ, ЦЕНА ТОПЛИВАВ Эстонии доступен неэтилированный бензин(95 и 98) и дизельное топливо. Газовые заправки (LPG) имеются. Разрешается провозить бензин в канистрах.Стоимость топлива(по состоянию на декабрь 2011):95 – 1,24 EUR; 98 – 1,28 EUR;ДТ – 1,28 EURТЕЛЕФОНЫ ЭКСТРЕННЫХ СЛУЖБЕвропейский экстренный номер – 112Полиция – 110Пожарно-спасательная службаи скорая помощь – 112Техническая помощь на дорогах – 118ПОЛЕЗНЫЕ ТЕЛЕФОНЫВсеэстонская информационная служба –1188 (справки по телефону платные).Справочная транспортная службаExpress Hotline – 1182Посольство России в Таллине10133, г. Таллин, ул. Пикк, д. 19Тел.: (+372) 646-4175, (+372) 646-4169Эстонское агентство по туризму10119, г. Таллин, Роосикрантси, д. 11.Тел.: (372) 6279-770Авиакомпания Estonian Air –тел.: (+372) 6401-162.Потерянный багаж – тел.: (+372) 6058-313январь 2012 motomoto.zr.ruzr ru118-125 travel.indd 12312312/8/11 6:35 PM РАСПАХНУТЫЙ МИРНА МОТОЦИКЛЕ ПО СССР«Я НЕ ЛЮБЛЮЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯКАК ДОМА, КОГДА ЯЗА ГРАНИЦЕЙ».ДЖОРДЖ БЕРНАРДШОУДороги стали цивильные, с надежным твердым и ровным покрытием. Деревушки аккуратные, вцветах и зелени, и не только дома,но даже сараи из кирпича. Проголодавшись, зашли в придорожнуюстоловку (sookla по-эстонски). Тишина, людей мало. Обслуживаниечерез официантку в накрахмаленном кокошнике и белом переднике с отделкой. У нас в столовыхтолько самообслуживание. Еслиже изредка было иначе, то связано с задержкой и вынужденныможиданием, и сервис тут ни причем. И уж никаких кокошниковс кружевной отделкой! К нашейрадости, по обычным ценам получили бутерброды с таким толстымслоем колбасы, что я их помнюдо сих пор!.. Сытенькие, приселина обочину и закурили «Золотоеруно». Это были уникальные сигареты, со вкусом меда и чернослива, редкие и дорогие (45 коп.).Дух исключительный, блаженство. А ведь мы оба были некурящими. В тот момент мы ощутилиновое для нас чувство – чувствосвободы.А вот и Таллин – «приют убогогочухонца», как сказал Александр124Сергеевич. Он и не предполагал,что чухонцы поменяются с намиместами. Здесь все другое: узкиеулочки, угловатые дома с черепичными крышами, частенько под колесами брусчатка. Чистота и отсутствие суеты. Едем по узкойулочке и вдруг с тротуара слышимв нашу сторону замечание на русском с акцентом. Бабуля на ходуобъясняла нам, что здесь движение разрешено только для пешеходов. И это не сварливое «низзя!», как принято у нас дома,а уведомление о характере движения в данном месте. Пришлосьспешиться и попытаться прогуляться пешочком по жаре в резиновых сапогах. Загруженный вещами мотоцикл оставить надолгобыло боязно, поэтому Старым городом полюбовались со стороны.Потом покружили по городу, сделали несколько снимков на память.Голод давал о себе знать. Мы видели таблички Kohvic (наверное,кофейня или кафе), но выгляделиони по-столичному пафосно и, судя по всему, должны быть дорогими. Через час мы покинули этотприятный, волнующий европейской новизной город.Домой возвращались через Тарту и Псков. Обратная дорога плохоотложилась в памяти, ведь этовремя размышлений, когда тыкак бы уходишь в себя, оцениваяпройденный путь и измененияв собственном мировоззрении. Основной мыслью того, первого, мотопохода было: «Вот бы и нам так!А почему у нас по-другому?» Еслив наши дни я слышу в СМИ что-либо об Эстонии, то ушки у меня автоматически делаются «топориком». Сегодня больше подаетсянегатива, а об успехах эстов мыничего не знаем. А тогда, 35 летназад, мы видели и в городах,и в деревнях завидный порядок.Эстонцы рослые люди и трудяги.В неторопливых разговорах чувствуется сдержанность и культура.Есть мнение: «Это шведы их научили порядку». Что же в этомплохого? Вот бы и нам эдак у кого-нибудь поучиться! Или достаточно лишь татарского ига?Езда на моте существенно отличается от автомобильной. Это непросто транспорт, который переносит тело из пункта А в пункт Б.Это запущенная из лука стрела,радикально преобразующая ос-новной тон жизни. Навсегда. Новый тон изменяет вкус, привычки,отношение к людям, к окружающему, к себе. Происходит переоценка ценностей. Таким же образом влияет на человека спорт.Однако если ты стал требовательным к себе, то это невольно распространится на окружающих.А это не всем нравится, могут возникнуть конфликты, отчуждение(например, на службе станешь«белой вороной» или «чокнутымчайником»). В этом случае великароль друзей-единоверцев, с нимиты на твердой почве, заточен нариск, дерзость, лишения. Остальное становится вторичным. И такот похода к походу. Для меня таким человеком стал Костя. Мы таксроднились, что все праздники семьями проводили вместе. Позднееон приобрел «Яву 250». У нас быломного дорог. Минск и Брест, Киеви Одесса, Рига и Вильнюс…Когда читаю отчеты о мотопробегах нынешнего времени, то удивляюсь, как можно, скажем, пропылить за сутки Италию и Францию…Что толку от такого прострела? Гдеконтакт с новым? Что можно увидеть, услышать, заснять? Если мыmoto.zr.ru январь 2012118-125 travel.indd 12412/8/11 6:35 PM ПЕТРОЗАВОДСКВытеграСланецВОЛОГДАСАНКТ-ПЕТЕРБУРГпробовали ехать за 90 км/ч, то настрой путешественника улетучивался, а внимание переключалосьна безопасность, надежность техники, поведение участников движения и гаишников. Появлялась нервозность. Открытые границы, каки отличные ходовые и техническиекачества новой техники, принеслиновые возможности. Правда, «Колумбы сегодняшнего дня» частенько выбирают гостиницы и кемпинги,предпочитая их отдыху на берегахрек, в лесу или в поле, освобождаясь от сложностей путешествия, нои многое теряя… Но это дело вкуса,а о вкусах не спорят.БежецкТАЛЛИННОВГОРОДЯРОСЛАВЛЬТартуПСКОВВышнийВолочекИВАНОВОРостовВеликийМАРШРУТ Иваново – Ярославль –Вологда – Белозерск – Вытегра –Петрозаводск – Олонец –Ленинград – Нарва – Таллин –Тарту – Псков – Иваново.БЮДЖЕТСредний расход на душу в день (двоена одном мотоцикле) – 2 руб. 50 коп.БЕНЗИН Аи-93 – 10 коп./л (единаяцена на всей территории СССР).МОТОЦИКЛCZ-175 Lux (1963 г.в.).ПРОЖИВАНИЕВ палатке, бесплатно.январь 2012 moto.zr.ru118-125 travel.indd 12512512/8/11 6:35 PM