92
93
ДОВОДИМРАСХОД МАСЛА У ЛЮБОГО ДВС НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НУЛЕВЫМ ПОТЕРИ БУДУТ ВСЕГДА.текст Романа СИТНИКОВА,фото Евгения БОБРИКОВАУСТРАНЯЕМПОВЫШЕННЫРАСХОД МОТ ЙОРНОГОМ АС Л АНеуемныймасляныйаппетит старыхдвигателей, особенноямаховских рядных«четверок»с пятиклапаннымиголовками цилиндров,давно стал притчейво языцех. Однако ситуациюисправить можно – и можнонавсегда забыть обидноедля мотоцикла прозвищеМАСЛОЖОРКАКонечно, если вспомнить, что сравнительно недавно мотоциклетныемоторы называли «прогарниками»(потому как смазка шла «на прогар» и соответственно расход масла был сопоставим с расходом бензина), можно успокоить себя, что«ужор» литра за пару-тройку тысячкилометров еще не криминал. Новсе равно необходимость регулярно скармливать двигателю дорогостоящую «синтетику» понравитсяне каждому владельцу, например,FZR или YZF. Кому-то неудобно по-стоянно возить с собой «литрушку»масла, кого-то напрягает мысльостаться без смазки в дальнобоегде-нибудь в степях Южной России,да и вообще «неаккуратненькокак-то».Но прежде чем начинать лечение,надо разобраться в причинах стользавидного масляного аппетита. Ведь,возможно, потребуется не дорогостоящая доводка и тюнинг, а банальный плановый ремонт двигателя.Если не брать в расчет утечкимасла через некачественные про-кладки двигателя (уж такое разгильдяйство и вовсе непростительно!), масло в камеру сгоранияпопадает либо со стенок цилиндра, либо со стержней впускныхклапанов.Повышенное количество масла,оставшегося на стенках цилиндров,обусловлено ухудшением состояния маслосъемных поршневых колец. При этом их естественный износ не самая распространеннаяпричина. Гораздо чаще встречаются две ситуации: кольца либо «за-Головка цилиндровс портированными каналамии запрессованными направляющимииз бронзы.легли», опустившись от перегрева,либо закоксовались из-за пенсионерского стиля езды на спортбайке(а в городе «валить на все деньги»получается далеко не всегда илинедолго) и потеряли подвижностьиз-за образовавшегося нагара. Каклечить? Если они утратили упругость из-за перегрева – заменойБронзовые направляющие эффективно отводят тепло отстержня клапана и менее требовательны к количеству масла.92moto.zr.ru февраль 2012092-093 rem maslo.indd 921/12/12 5:40 PM ЧАЩЕ ВСЕГО ПОВЫШЕННЫЙ МАСЛЯНЫЙ АППЕТИТ ЛЕЧИТСЯ НЕ ИСПРАВЛЕНИЕМКОНСТРУКТИВНЫХ НЕДОЧЕТОВ, А ОБЫЧНЫМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ И РЕМОНТОМ.колец. Если канавки забились нагаром, можно попробовать обойтись без хирургического вмешательства, попытавшись размягчитьи удалить нагар с помощью химических средств.Маслосъемные колпачки – изделия резиновые, потому срок ихслужбы никак не может исчисляться десятилетиями. Более того, любой перегрев двигателя или дажедлительная работа при высокой температуре первымделом бьют именно поним. Понять, что колпачки перестали качественно удерживатьмасло, можно по повышенному дымлениюиз выхлопной трубыпри перегазовкахи наличию масла нарезьбовой части свечей. Замена колпачковпомогает снизить масляный аппетит у любогоизрядно поездившегомотоцикла.Если все перечисленноепроделано, но количество поедаемого масла продолжает напрягать,придется прибегнуть к вмешательству в конструкцию двигателя. Приэтом не надо забывать, что двигатель с пятью клапанами на цилиндрболее склонен к «масложорству»,чем четырехклапанный, поэтомудостигнуть на двадцатиклапанникерасхода масла 16-клапанного мотора крайне сложно. Но можно.Для начала восстанавливаемидеальное состояние цилиндропоршневой группы: убираем нагар,овальность цилиндров, проверяемсостояние зеркала цилиндра. С этимсложностей нет: компаний, занима-Упрочнение торца стержнятитанового клапана – обязательнаяпроцедура. В противном случае ни о какойдолговечности говорить не придется.ющихся ремонтом ДВС, сейчас немало, заказать поршни и кольца ремонтных размеров тоже не проблема.Далее потребуется свести к минимуму зазоры между стержнямиклапанов и направляющими. Тутвсе не так просто – величина зазора зависит от величины коэффициентов теплового расширенияматериалов клапана и егоНЫХнаправляющей, поэтомуИН ИЗ НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТОДс родными направляющимиЕЛЕЙИ ОПЫТНЫХ ПРОИЗВОДИТи стальными клапанами ничего улучшить не получитТИТАНОВЫХ КЛАПАНОВ–ся. Проблему решает устаЗОВЫХ НАПРАВЛЯЮЩИХОНБРИновка клапанов из титанаПОДМОСКОВНОЕ(коэффициент тепловогоАТЕЛЯ».расширения почти вдвое ниООО «КОМПОНЕНТЫ ДВИГже, чем у стали) и направляющих из, например, бериллиевой бронзы или иногобронзового сплава (БрАЖ – типнятые 4-миллиметровые. Толькобронзы, в которой активным веза счет этого длина окружностиществом выступает алюминий,стержня клапана уменьшится насплав легируется железом). Брон12,5%, сократятся и потери масла.зовые направляющие помимо боКроме того, заметные потерилее эффективного отвода тепламасла на ямаховских моторах обуот стержня клапана и его передасловлены наличием «эксклюзивчи в алюминиевое тело ГБЦ отлиных» форсунок, охлаждающихчаются высокой стойкостью к изно- днище поршня. Но просто так убису и меньшей требовательностьюрать их нежелательно – это чревато«прихватом» поршневого пальцак количеству масла, попадающегона некоторых режимах. Отказатьсяна стержни клапанов. Направляюот них можно лишь при установкещие из бронзы желательно установить как минимум на выпускныхпоршней, днище которых покрытоклапанах.металлокерамикой.На старых Yamaha YZF в этомВсе вышеперечисленные прослучае имеет смысл установитьцедуры помогут заметно снизитьклапаны с меньшим диаметроммасляный аппетит двигателя.стержня. Родные 4,5-миллиметроЕдинственное, чего сделать невые стоит заменить на общеприполучится, – свести его к нулю.Применение клапановиз титана, характеризующегосяпочти вдвое меньшим, чему стали, коэффициентомтеплового расширения, позволяетдобиться заметно меньшейвеличины теплового зазорамежду стержнем и направляющейвтулкой.092-093 rem maslo.indd 931/12/12 6:16 PM