108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
РАСПАХНУТЫЙ МИРПО ROUTE 66тьсь идея проеха о того,аливяопаудтк,оедУже не вспомню о она поселилась в голове ещ годун,е. В прошломлкипо «Шоссе 66»цтооманездитьа двакак я научился зможность поехать в Штаты н точнуюоь бы, несбысьалосзазподвернулась в воплотак,ьтьтитиораятосе, котссрастряца. Вот шанс двух колеспо тсяхамессаь натьу – проехаттумечтьвсьиластидавно превратЙЕЗУМ ПОД МЫТЫРОТКМОБЕНавтораКУЗЬМИНА, фототекст Кирилла108moto.zr.ru февраль 2012108-117 travel.indd 1081/12/12 7:11 PM ‣ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ROUTE 66 с. 108,К 55ЛЕТИЮ ПОЧЕТНОГО ЭСКОРТА РОССИИ с. 118,ПО БАБИНОВСКОМУ ТРАКТУ с. 124, НОВОСТИ с. 130Прилетев в Лос-Анджелес, занялся поиском байка и вскоре нашел тюнингованнуюHonda VTX 1300 (2004 г.в.)в идеальном состоянии за$4500. Прикупил навигатор и карту от Harley-Davidson с детальнойинформацией маршрута – что посмотреть, где поесть и поспать.День старта – 1 мая. Плюс 25,но немного ветрено. Выехал в часдня из района Ван-Найс. Улицыв Америке широкие, с удобнойразметкой и массой светофоров,а некоторые чрезвычайно длинныедаже по московским меркам. Улица Сепальведа прорезает весь«Эл-Эй»* и пригородные городкинасквозь, ее длина километров 50.До пирса Санта-Моника добралсяминут за 40, запарковался. Еслиставить мотоцикл перпендикулярно дороге между машинами, то* Эл-Эй (англ. L.A.) – принятое в США сокращение названия города Лос-Анджелес.парковка халявная. Неоднократновидел, что байкеры паркуютсяименно так, причем задним колесом к тротуару (раз припарковалсяпередним, потом устал выталкивать байк).Пирс Санта-Моника – финальнаяточка Route 66, так что я поеду изконца в начало. Ну, так даже интереснее. А вот и первый сувенирный магазинчик! Американцы навсем пытаются делать деньги, а ужна имидже культовой трассы самБог велел. Вокруг знакомые пофильмам места: бульвар СантаМоника, Беверли-Хиллз, Голливуд.Последний совсем не впечатлил –200 м цивилизации в спальномрайоне. Больше удивила заправкаводородом (в Калифорнии высокие требования к экологии). ПослеЛос-Анджелеса начинается чередамаленьких городков. Везде – наасфальте, знаках, домах – символика Route 66. Едешь спокойно, ненапрягаясь, успеваешь понаблю-МОТОКЛУБдать за происходящим вокруг.Движение по 66-й неактивное, основной поток автомобилей на скоростных хайвеях и интерстейтах**.Калифорнийские хайвеи бетонные,с мелкими ребрами, будто расческой по ним прошлись. Безумно красиво в горах Сан-Бернандино. Нопришлось выехать на хайвей – пролетел нужный поворот, а возвращаться лень. Быстро стемнело. Остановился в Викторвилле, типичномамериканском городе, рассеченноминтерстейтом № 15, ведущим в ЛасВегас. К девяти вечера весь городуже спит. По обеим сторонам шоссестоят отели и мотели, от обычных** Хайвей (англ. highway) – большая дорога(трасса) с двумя и более полосами в одномнаправлении.Интерстейт (англ. Interstate) – скоростнаяавтострада, входящая в федеральную сетьдорог, соединяющих Штаты.Для сравнения: Рижское шоссе – типичныйинтерстейт, правда, только до Волоколамска, дальше начинается обычный хайвей.до сетевых (от $ 30). Поесть в Америке не проблема, главное – успетьдо 10 часов, позже забегаловки закрываются. Можно что-то прикупить либо на заправках, либо в супермаркетах (они работают до 11вечера).Route 66 потеряла статус федеральной в 1985 г., с тех пор этотрасса местного значения. Ее заменили прямые и более скоростныехайвеи, которые разрезают крупныегорода широкополосными шоссе,а через малые не проходят вовсе.Как правило, они идут параллельно66-й, с которой иногда пересекаются или сливаются. В центральныхштатах, где интерстейты платные,виляющая через маленькие городки66-я – вариант халявного проезда.Для тех, у кого есть время, этотолько на пользу, а кто спешит –заплати и лети.В Виктовилле зашел в местныймузей. Как правило, в любом болееменее крупном городе, стоящем нафевраль 2012 moto.zr.ru108-117 travel.indd 1091091/12/12 7:11 PM РАСПАХНУТЫЙ МИРПО ROUTE 66RRoute66, есть свой музей, ей посвященный. Где-то это помещение в 2–щ3 комнаты, а где-то современноездание со всеми музейными атрибузтами. Образцы редких автомобилей,тдетали обстановки заправок и кадфе, а также различные элементыфбыта того времени: автоматы побпродаже газировки, музыкальныепящики, канистры, инструменты, фоятографии, книги, вывески и многоетдругое. В каждом музее – сувенирдный магазин, где можно приобрестинлюбые безделушки с символикойлRoute 66: от брелков и зажигалокRдо одежды и дорожных знаков.дВикторвилль – последний оплотцивилизации на границе пустыницМохаве. Еще не доехав до Барстоу,ощущаешь все «прелести» прямыхлучей солнца и сухого воздуха. Часто встречаются небольшие торнадо – веселятся, крутятся. Пить хочется постоянно. Рядом с 66-йпроходит железная дорога, так чтожилье искать придется в стороне отдороги, иначе длиннющие составы,тянущие составленные в два этажаконтейнеры, будут грохотать и гудеть всю ночь.Барстоу – типичный штатовскийгородок, где средний американецзаряжает свою «Теслу» (электромобиль) прямо у стойки Макдоналдса,110поглощая гамбургер. До Барстоукачество покрытия 66-й нормальное, а после – один ужас: щелии ямки. Скорость 30 миль/час, мотоцикл бросает из стороны в сторону. В итоге вышел на типичный дляАмерики 40-й хайвей – оживленный, бесплатный и прямой.Лишь в средних штатах встречаются платные дороги, но их дублируют бесплатные шоссе, ничем нехуже, только медленнее, а пейзажина них красивее. Большие помехина хайвеях создают активные дорожные перевозки. Траков* больше,чем легковых машин, и едут они достаточно быстро (55–60 миль/час),но если заглядишься на пейзажи…При обгоне они сначала отталкивают тебя воздушной волной, а потомразреженный воздух засасываетобратно.Навстречу попадаются группымотоциклистов, редко пары, одиночек нет вообще. Большинство на«Харли», реже на «Хондах», спортивных не встретишь вовсе – онитолько в крупных городах. Главнаяпроблема в пустыне – вовремя заправиться и иметь запас воды.В Мохаве самый дорогой бензин –* Трак (англ. Truck) – седельный тягач,в просторечии фура.moto.zr.ru февраль 2012108-117 travel.indd 1101/12/12 7:12 PM ТУРИСТЫ – ОСНОВНОЙ УМДОХОД НАСЕЛЕНИЯ, ПОТОЬКАК БОЛЬШЕ ТУТ ДЕЛАТАЯНЕЧЕГО, И ДАЖЕ ОБЫЧН ЯЗАПРАВКА В ТО ЖЕ ВРЕМЯВЛЯЕТСЯ СУВЕНИРНЫМИ ХОЗЯЙСТВЕННЫММАГАЗИНОМ.$ 5,15 за галлон**. За день жара изматывает, голова плывет, куртку неснять – кожа сгорает моментально,не помогают даже «антипригарные»кремы.Переночевать решил в городеНидлс на границе со штатом Аризона. Типичный мотельчик за $ 32(с кондиционером). Закупилсяфаст-фудом и пивом в магазинеи пошел на речку Колорадо. Водапрохладная и быстрая – освежаетмгновенно. Вылез и понял, что незащищенные лицо и руки сгорели.Ехать ночью на мотоцикле опасно – множество животных переходят дорогу. Кого я только не виделна обочине – на маленький зоопаркнабралось бы! Другая опасность –это покрышки (или то, что от них осталось), которые могут валятьсяпрямо на дороге. В Техасе я чудомне наскочил на такую. С тех пор решил ночью на шоссе не выезжать нипод каким предлогом.Покидаю Калифорнию немногопотрепанным – на лице корка, наногах мозоли. 10 минут от Нидлса –и я в Аризоне, всего-то переехалмост через Колорадо. «Сороковка»** Галлон (англ. gallon), единица объема,применяется в Англии, США и др. 1 американский галлон = 3,78 л.пошла своим путем, я же свернул поуказателям на 66-ю. С указателямии знаками все продуманно, и еслив течение 15 минут вы не видите логотипа «Route 66», значит, вы едетене по ней. Аризона – самый красивый штат на всей 66-й. Ванильныеоблака на лазоревом небе. Чистыйвоздух. Индейские резервации,о которых слышал в детстве: Навахо, Апачи… Местность и растительность меняются: вроде только чтоехал по пустыне с кактусами, а ужестановится прохладно, появляютсяхвойные деревья и озера, а над ними снежные вершины гор. Кстати,привычного кактуса, изображенного на знаках (три ветви), я так и невидел – колючек разных полно,а такого нет…Заехал в горный городок Оатмен,в котором сохранена атмосфера начала XX в.: одно- или двухэтажныедеревянные здания, магазинчики,кафешки. И везде гуляют ослы(в смысле животные). Они там всюду, однако кормить их нельзя, о чемгласят наклейки на самих ослах.Расстояние, которое по хайвеюможно проехать за полчаса, погорам прошел за три. Но оно тогостоило! Узкая дорога петляет погорным склонам, все вверх и вверх.Особо не разгонишься: на некото-рых поворотах внизу остовы автомобилей. Золотоносная шахта, восстановленная в первозданном виде,заправка в Кул-Спрингс и последующий многомильный съезд в Кингманстоят потраченного времени.Кингман – первый крупныйи в то же время провинциальный город в Аризоне. Можно остановитьсяв любом мотеле, они недорогие. Туристов много, отсюда прямая дорога на Лас-Вегас. Но я решил ехатьдальше, хотя уже начинало смеркаться. Изумительно спокойная дорога через индейские территорииВалапаи и Ямпаи, идеальное покрытие в не тронутой цивилизациейАмерике с редкими поселениями.Дотянул до Селигмана и остановился, судя по всему, в самом дорогоммотеле на трассе – отдал $ 76.Правда, за номер, где останавливалась какая-то звезда рок-н-ролла60-х… и с бесплатным Wi-Fi. Тут жеединственное немецкое кафе навсей Route 66, как его сюда занесло – непонятно.Американцы встают очень рано.Вышел из мотеля, а мой мотоциклстоит в одиночестве, хотя вечеромпарковка была забита. Селигман, посути, деревня, но красиво оформленная для туристов. Туристы – основной доход населения, потомукак больше тут делать нечего, и даже обычная заправка в то же времяявляется сувенирным и хозяйственным магазином.В этот день я доехал лишь до Уильямса, самого красивого туристического городка на Route 66, откудапрямая дорога до Гранд-Каньона.Много забегаловок и мотелей налюбой вкус и кошелек (правда, от$ 50). Местные избалованы туристами, ведь помимо проезжающих по66-й здесь останавливаются и те,кто едет в каньон. До него около50 миль. Заехать на байке вдвоедешевле, чем на машине, и с парковкой нет проблем. На заправкевстретил первых русскоговорящих.Как правило, сюда приезжают надень на машинах из Лос-Анджелесаили Лас-Вегаса. Туристы из Япониии Китая – это ужас! Помимо того чтоони перефоткались друг с другомв разных комбинациях, так потомеще и каждый по отдельности.В итоге на каньон ушел целый день.Вернулся в Уильямс с мыслью поесть и рвануть до Флагстаффа. Новстретил байкеров из Лос-Анджелеса, которые сказали: если хочешьувидеть жизнь, то она здесь. И я остался. Карта от H.-D. советовала остановиться в «Гранд мотеле». Владельцем оказался индус Антон (!).февраль 2012 moto.zr.ru108-117 travel.indd 1111111/12/12 7:12 PM РАСПАХНУТЫЙ МИРПО ROUTE 66Сам он байкер, три раза был в России, и жена у него русская. Отдалномер на порядок дешевле, чемв среднем по городу, охаял всехвладельцев «Харли» и американцев, а заодно пожаловался наплохие времена и безденежье.Посоветовал ресторан, где для егопостояльцев делают хорошую скидку. Не обманул: ресторан в стиле1950-х, кроме большого ассортимента вкусной еды предлагает ещеи свое пиво. Пока я ужинал, на ули-112це двух туристов с пивными бутылками в руках замели полицейские –за распитие в общественном месте.С помпой – даже врубили мигалкии надели наручники. Как объяснилаофициантка, задержанные в каталажке просидят до утра, потом суд,штраф – и на волю. Закон в действии!Утром отправился дальше. ДоФлагстаффа полчаса по роскошнойдороге среди гор и лесов, утреннийвоздух бодрит. Проезжаю город на-сквозь (есть лишь пара местдляст длдляобозрения), только позавтракатьостановился в чудной типичноамериканской кафешке – образецобщепита 1960-х, часы приема пищи – с 6.00 до 21.00. Из достопримечательностей – кратер от метеорита, где в свое время испытывалилуноход и скафандры для высадкина Луну, и национальный парк Петрифайд-Форест (Окаменелый лес),где сохранились превратившиесяв камень деревья, которым милли-оны лет. ДДо них я не доехал ((кончался бензин, и портилась погода),осмотрел только Раскрашеннуюпустыню, выставляющую напоказразноцветные слои тела земного.Дальше пошли мелкие городишки: Винона, Ту-Ганс (заброшен),Винслоу, Хиббард, Манила… Поройпролетаешь их, даже не обращаявнимания – глаз замыливается.И жара – она давит и изматывает.Еще утомляет ветер: то спокойныйmoto.zr.ru февраль 2012108-117 travel.indd 1121/12/12 7:12 PM Хотите, чтобы о вашем путешествии узнали?Пишите по адресу [email protected]с одной стороны, то резко меняетнаправление, подхватывает с другой и кидает. Стекло тут необходимо – не только защищает от ветра,но и спасает от мух, жуков и другойорганической дряни.Холбрук – город из 1960-х. Тутнаходится оригинальный Вигваммотель ($ 70), который засветилсяв мультике «Тачки». Недалеко от города известный билборд «Кроликздесь». Остановился и реальновстретил не то кролика, не то зайца(вспомнилась сцена из фильма«Матрица»). За Холбруком опятьмаленькие города – Пинта, Навахо,Чамберс, Сандерс, а там и границас Нью-Мексико.Начинает темнеть, пора искатьночлег. Выбор пал на Гэллап, типичный город, относящийся к развитию«Шоссе 66». Как и большинство городов на 66-й, он вытянут вдольдороги, где основная жизнь и движуха. Практически любой несетевоймотель с большой вывеской и не-большой ценой принадлежит индусам, что сразу понимаешь по запахукарри на ресепшене. На рекламецены занижены. Входишь – и начинается развод по-индийски: «такихномеров нет», «дополнительныеналоги» и все такое. Требованияодинаковые: паспорт или водительские права, оплата вперед. В Гэллапе узловая станция железнодорожной ветки, поэтому долго не могзаснуть, а ночью несколько разпросыпался от гудков тепловозов.Все равно что спать на Казанскомвокзале! Среди населения преобладают индейцы, поэтому алкоголь –только в специализированных магазинах.Проснулся от звонка с реcепшена: забыл перевести часы и проспал. Тут другой часовой пояс!Вдоль дороги первозданные пейзажи и редкие городки. Нью-Мексико – штат индейских территорий:Канконито, Лагуна, Ислета. Местапустынные, малолюдные, лишь дорога тянется на многие мили. Одноиз удобств резерваций – казино назаправке. На пути – Альбукерке,крупный город, где я потерял ниточку 66-й. Вышел на 25-й хайвейи в прямом смысле полетел до Санта-Фе – ветер настолько сильный,что пришлось останавливаться и отдыхать. Для местных ветра в порядке вещей: высокогорное плато.В Санта-Фе самым нормальнымоказался сетевой Motel 6: $ 32и $ 3 за Интернет (дешевле, чему индусов). Из любопытства заехалв местный «Волмарт»*. Напиткивдвое дешевле, чем на заправках,и я из жадности один кофр полностью забил водой. Боеприпасык гладкоствольному оружию сво* Wal-Mart Stores, Inc. – американскаякомпания, крупнейшая в мире розничнаясеть супермаркетов.февраль 2012 moto.zr.ru108-117 travel.indd 1131131/12/12 7:12 PM РАСПАХНУТЫЙ МИРПО ROUTE 66ПУТЕШЕСТВУЮЩИМ ПО СШАПамятка от партнера журнала «Мото» компании Enjoy MotoИНФОРМАЦИЯ О СТРАНЕСоединенные Штаты Америки иногда называюткотлом для переплавки мира – это, пожалуй,лучшая метафора, характеризующая пятыйконтинент, на котором проживает множествонаций с разнообразными традициями и культурой, где удивительно сочетаются различныеклиматические условия и широкий спектр географических и геологических особенностей.КОГДА ЕХАТЬВ целом по стране комфортно путешествоватьс мая по сентябрь. В августе лучше избегатьпустынь из-за сильной жары. В солнечную Флориду можно ездить круглый год. На Аляскунужно ехать с июня по август.КАК ДОБРАТЬСЯИз России в США можно добраться только самолетом, существуют прямые рейсы из Москвы вНью-Йорк, Вашингтон, Майами, Лос-Анджелес,Атланту.БЕЗОПАСНОСТЬСША достаточно безопасная страна, но, как ив любом другом месте, соблюдайте элементарные правила безопасности, избегайте опасныхрайонов, не ищите приключений. В случае чегосразу вызывайте полицию.Настоятельно рекомендуем оформлять медицинскую страховку на сумму не менее чем$100 тыс., так как эвакуация и лечение, особенно при травмах, полученных во время аварии, очень дороги!ВРЕМЯСтрана расположена в зоне шести часовых поясов. В восточной части (Вашингтон, Нью-Йорк,Филадельфия, Бостон) летнее время отстает отмосковского на восемь часов, в центральныхрайонах (Чикаго, Сент-Луис, Мемфис, Новый Орлеан) – на девять часов, в горных районах Кордильер (Денвер, Финикс, Солт-Лейк-Сити, Эль-Пасо)– на 10 часов, на тихоокеанском побережье (ЛосАнджелес, Сан-Франциско, Портленд, Такома) –на 11 часов, на Аляске и Алеутских островах – на12 часов, на Гавайях – на 14 часов, на летнее время острова не переходят. Со второго воскресеньямарта по первое воскресенье ноября вводитсялетнее время и стрелки переводятся на час вперед, при этом некоторые штаты (Аризона, Гавайи)на своей территории летнее время не вводят. Таким образом, зимой разница с Москвой на большей части страны увеличивается на один час.ЯЗЫКГосударственный язык США – английский, широко распространены испанский и французский. Официальным языком Гавайских островов наравне с английским является гавайский.ВИЗАГражданам России для въезда на территориюСША требуется виза, которая оформляетсяв посольстве и консульствах США, находящихсяна территории Российской Федерации. Необходимые документы: загранпаспорт (срок действия не менее шести месяцев после окончанияпоездки), старые загранпаспорта, одно цветное фото 5х5, копия паспорта гражданина России, приглашение (можно факсимильное) с территории США или бронь отеля, справка с местаработы с указанием должности и дохода набланке фирмы, копии прежних виз в США (запоследние 10 лет), документы, подтверждающие отсутствие иммиграционных намерений,анкета. На подачу документов нужно записаться через сайт посольства, всегда подавайте документы заранее.ПОСОЛЬСТВА И КОНСУЛЬСТВА ЭСТОНИИПосольство в МосквеНовинский б-р, д. 21;телефон консульского отдела (495)258-25-25,колл-центр (495) 668-10-87, 8-800-100-25-54Консульство в Санкт-ПетербургеФурштатская ул., д. 15; тел. (812) 331-26-00Консульство во ВладивостокеПушкинская ул., д. 32; тел. (4232) 30-00-70,визовый отдел – (4232) 49-93-81114Консульство в Екатеринбургеул. Гоголя, д. 15;тел. (343) 379-30-01, 379-46-19,379-46-91, 379-45-51ТАМОЖНЯВвоз и вывоз национальной и иностранной валюты не ограничен. Ввозить в США наличными деньгами, дорожными чеками и расчетными карточками можно любые суммы. Декларироватьтребуется лишь суммы более $10 тыс. или эквивалент в другой иностранной валюте. При ввозе золота декларация обязательна. Разрешен беспошлинный ввоз до 1 американской кварты (946,3мл) крепких алкогольных напитков (лицам старше21 года), до 200 сигарет или 50 сигар или 4,4фунта (2 кг) листового табака (лицам старше 21года), а также предметов личного пользования иподарков на сумму до $100 на человека (алкогольные напитки и сигареты не могут быть включены в этот тип товаров, однако может входитьдополнительно до 100 сигар). При этом в каждомконкретном штате нормы разрешенных к ввозутоваров могут несколько меняться.Для ввоза в страну запрещены: свежее и консервированное мясо, рыба, неконсервированная икра, молочные продукты, яйца, абсент,растения и семена, некоторые овощи и фрукты,любые товары, произведенные в Иране, кубинские сигары.НАВСТРЕЧУ ПОПАДГРУППЫ МОТОЦИКЛАЮТСЯИСТОВ,РЕДКО ПАРЫ,ОДИНОЧЕК НЕТ ВООБОЛЬШИНСТВО НА «Х БЩЕ.АРРЕЖЕ НА «ХОНДАХ»,ЛИ»,СПОРТИВНЫХНЕ ВСТРЕТИШЬ ВОВСЕ –ОНИ ТОЛЬКОВ КРУПНЫХ ГОРОДАХ.ВАЛЮТАДоллар США (USD, $). 1 USD = 31,73 RUB (по состоянию на 01.2012).ГОСТИНИЦЫВ США стандартная классификация гостиниц от1* до 5*. Цены на мотели от $30 (соответствующий сервис). Очень недорогие гостиницыкласса люкс в Лас-Вегасе. В дни мотофестивалей цены повышаются минимум в три раза, номера бронируются за полгода вперед, действуют жесткие условия бронирования. Гостиницы внациональных парках лучше бронировать заранее, особенно в высокий сезон, чтобы неостаться на ночь в лесу.ПРОКАТ МОТОЦИКЛОВБольшой выбор мотоциклов, возможна арендав один конец. Большинство прокатчиков требуют, чтобы арендатору было больше 23 лет.В дни мотофестивалей цена на аренду повышается, мотоциклы рекомендовано бронироватьзаранее. Enjoy Moto организует прокат мотоциклов и туры на территории США на специальных условиях.ЗАПРАВКИ, ЦЕНА ТОПЛИВАБензин в городах всегда дешевле, чем на трассах. Розничная цена литра автомобильногобензина категории Regular (аналог российскогоАи-92) составляет примерно $0,89 (по состоянию на 12.2011).ТЕЛЕФОНЫ ЭКСТРЕННЫХ СЛУЖБЕдиная служба спасения – 911. Вызов службыспасения бесплатен с любого таксофона и мобильного телефона. В некоторых городах работает дополнительный телефон 311 для ситуаций, которые непосредственно не угрожаютжизни (муниципальные службы, дорожное хозяйство, служба парков и заповедников, местные органы власти и т.д.).В национальных парках плохое сетевое покрытие. Чтобы вызвать помощь, иногда приходитсяехать в ближайший городок.ПОЛЕЗНЫЕ ТЕЛЕФОНЫВсе необходимые телефоны можно найти в телефонных книгах, лежащих практически в каждом таксофоне, и специально звонить куда-тодля поиска номера не требуется.Посольство Российской Федерации в США2650 Wisconsin Ave., NWWashington, DC 20007;тел. (202) 298-57-00Генеральное консульство РоссийскойФедерации в Нью-Йорке9 East 91 st Street, New York, NY 10128;тел. 1-212-348-09-26бодно продаются рядом со спортивными товарами. Пива в магазиненет, зато есть в соседнем – законедин для всех.От Санта-Фе до Санта-Роса природа опять меняется, хвойные лесауступают место степям, начинаютсябескрайние ранчо и плодородныеполя. В Санта-Росе один из старейших ресторанов на Route 66 – Joseph’s Bar & Grill. И меню, и обстановка в стиле 1960-х. Рядомнесколько заброшенных мотелей.На ночь думал остановиться в Тукумкари, но когда доехал, сталокак-то не по себе: город наполовинувымерший, большинство мотелейи домов заброшены, людей практически не видно. Однако атрибутыRoute 66 поддерживаются в хорошем состоянии и постоянно обновляются. На окраине, рядом с хайвеем, есть жизнь и сетевые мотели,но, хоть и начинало темнеть, я решил рвануть до Амарилло, в Техас.Выехал на хайвей и, пока светло,летел как мог. Стемнело, скоростьупала. В двух местах стоял пыльныйи зловонный туман – жесть! То липерегон, то ли отстойник животноводческий – несколько тысяч коровили лошадей топчутся на месте игадят. В темноте пролетел Эйдриан – середину Route 66, решив заехать на обратном пути. Из рюкзакавыдуло карту…Амарилло – большой город, ценына жилье от $ 30 и самое свежее мясо. 66-я тут, как и везде, гораздоспокойнее хайвея, и мотели на нейпотрепаннее. Техас – житница Америки, первый штат, где видно, чтолюди работают. Встречаются заводы, фермы и ранчо с табунами лошадей и коров, трафик на хайвеекуда активнее, чем в Нью-Мексико.Даже в самых заброшенных мелкихгородках восстановлены заправкии дома, которые нормально функционировали в 1960-х, хотя иногдаmoto.zr.ru февраль 2012108-117 travel.indd 1141/12/12 7:12 PM население города не превышаети пары десятков человек.Однако природа берет свое, поглощая зеленью здания и брошенные машины. На этих «крокодилах»краска выгорела, толстый металлпонемногу ржавеет, но хром отлично сохранился. Техас показался мнештатом, где всегда жарко, сухо иветрено. Пыль везде: в глазах, ворту, даже в складках кожаной куртки. Солнце печет яростно, чувствуешь себя булочкой в раскаленнойпечи, а сверху глазурь из мокройодежды. И вот посреди громадногополя стоят 10 вкопанных мордамив землю классических «Кадиллаков». Зрелище незабываемое!Маклин – еще один умирающийгородок на Route 66. Кроме редкихтуристов, охотящихся за интересными кадрами, людей днем невстретишь. Утром заехал в краеведческий музей Элк-Сити. Помимопостроек начала ХХ в. воссозданантураж, как внутренний, так и наружный. Наглядно показано, какжили люди, как изменялась мода,техника, быт. Кстати, часто встречающиеся заправки Phillips 66 прямогоотношения к «Шоссе 66» не имеют –это октановое число новомодногов те времена спортивного бензина.Но созвучие в рекламном лозунге«Покупай 66-й только на 66-й»было удачным.Ветер Техаса – бич байкера. Долго с ним боролся, но, когда порывом ветра мотоцикл переставило насоседнюю полосу, решил остановиться в городке Клинтон (штат Оклахома) – и не пожалел. Во-первых,в Клинтоне самый лучший музей,посвященный Route 66 (залы идутво временной последовательности:начало строительства и освоенияв 1930-х, развитие в 1940-х, величие в 1950–1960-х и закат в 1970–1980-х), во-вторых, я так устал отодиночества, что думал уже раз-вернуться, а в-третьих, начиналсякакой-то «шторм», как сказала мнеженщина на ресепшене мотеля. Хотел позвонить приятелю в «Эл-Эй»,но из четырех найденных в городетаксофонов ни один не работал.Отель – $ 33 с налогом, пиво – назаправке, Pizza Hut – на вынос.Вопрос питания для меня не главный, но один из основных в путешествии. Питаться каждый деньв ресторанах влетит в копеечку, даи в некоторых городках, кроме местного фаст-фуда, ничего нет. Иногдапросто покупал фрукты, готовуюеду и пиво в супермаркетах. Организм выдержал, еда вкусна и питательна, проблем с желудком не возникало. Перепробовал все известныемировые и локальные сетевые забегаловки и понял, что самый отстой –Subway, все остальное – стандарт:котлета в булке с салатом и соусом.McDonalds – на высоте, особенномолочные коктейли. Самое приколь-ное, что напитки наливаешь сам:можно взять маленький стаканчики несколько раз его наполнить. Подконец я совсем обнаглел и наполнял еще и бутылки. Американцы всепьют с большим количеством льда:возьмут стакан, набьют льдом доверху, остальное заполнят водойи цедят его полчаса, пока все нерастает. Питаться можно и бесплатно. К примеру, в Амарилло можнобесплатно съесть 72-унцевый стейк –это 2 кг вкуснейшего сочного мяса.На стене висят фотографии счастливчиков, кому это удалось. Не удалось – придется оплатить.К утру ветер стих. Благополучнодоехал до Оклахомы, где попалв пробку (первый и последний раз)на хайвее – ремонт дороги. Заехалв магазин Harley-Davidson за новойкартой – очень позитивное место,тут даже дышится по-другому! Выбор мотоциклов и аксессуаров впечатляет, а цены на это богатствофевраль 2012 moto.zr.ru108-117 travel.indd 1151151/12/12 7:13 PM ДРАСПАХНУТЫЙ МИРПО ROUTE 66МАРШРУТ Лос-Анджелес –Викторвиль – Нидлс –Селигман – Вильямс –Гэллап – Санта-Фе –Амарилло – Клинтон – Талса –Ролла – Спрингфилд –Чикаго – Спрингфилд –Ролла – Талса – Элк-сити –Амарилло – Грантс –Вильямс – Лас-Вегас – ЛосАнджелес.Время в пути:из Лос-Анджелесадо Чикаго – 12 дней.Обратно – 9 дней.ЧикагоДжолитСШАСпрингфилдСент ЛуисГемапВикторвиллЛос-АнжелесКлинтонРоллаПРОБЕГ около 4 тыс. кмв одну сторону (2448 миль).ГаленаТукумкари Элк-СитиНидас ФлагстаффАльбукерке Санта-Фе Амарилло Оклахома-СитиБЕНЗИН89-91-93 в среднем $ 4за галлон.МОТОЦИКЛHonda VTX 1300 (2004 г.в.).Ти хи йокеа нБЮДЖЕТ$100 в день (бензин, еда,жилье).Всего около $2200.МЕКСИКААв разы ниже московских. В Оклахоме «сороковка», современный спутник 66-й, отдает свои права 44-мухайвею, идущему на север в Чикаго.Городок Аркадия – рай длялюбителя газировки: 300 сортов,множество вкусов и форм. Заультрасовременным зданием «газировочного» магазина с памятником «Содовой» можно увидетьостов старой бензоколонки и табличку «Охраняется государством».От Оклахомы начинаются платныедороги, поэтому 66-я – реальнаяальтернатива хайвеям, здесь тракиуживаются с гужевыми повозкамифермеров. Природа все больше напоминает российскую: поля, лиственные деревья. Заночевал в Талсе, мотель индусский ($ 45).Утро. Сегодня проеду за деньаж три штата: Оклахому, Канзаси Миссури! Но не будем говоритьгромко, что по Канзасу всего 13116миль и лишь три маленьких городка. В городке Галена на заправке«4 Women» стоит пикапчик, послуживший прообразом ржавого Мэтраиз мультика «Тачки». Стареющий городок, древние машины, да и людиуже в возрасте. Молодежи в такихгородах не видно. День как день,кругом поля и леса – все как в Подмосковье, только на порядок чищеи цивильнее.Челси – еще пример одноэтажной Америки недалеко от Талсы,аналогичный вымирающий город.Народу нет, магазины закрыты…В принципе, вся Америка одноэтажная. Лишь в крупных городах,расположенных в основном на двухпобережьях, есть многоэтажныеделовые центры из стекла и бетона. К вечеру доехал до Ролла (штатМиссури). Тут реально Россия, только разметка желтая и мертвые броненосцы на обочине. В Миссури ка-чество асфальта на Route 66 одноиз самых лучших. Городок Роллаживой – новые дома, большой«Волмарт», много мотелей и закусочных. Можно без проблем переночевать за $ 35.Из Роллы выехал пораньше.Местные сказали, что «днем может быть шторм». Я так понял, что«шторм» – это по-нашему гроза.Направление не меняется – вперед, в Чикаго! Проехал насквозьСент-Луис – крупный город с красивейшими промышленными зданиями в центре, но он и самыйопасный в США.Практически сразу за Сент-Луисом оказываюсь в штате Иллинойс.Лиственные деревца, посевныеполя, лишь иногда попадается гористая местность… И очень многораздавленных животных, особенно броненосцев. На солнце запахйот этого добра ужасный, тянет на сотни метров. А вот и огромная туча надвигается, крупныекапли разбиваются о стекло.Газ «в пол» – и через пару минутвырываюсь из-под нее.Въехал в Спрингфилд. Мотелиесть, их много, но цены в полторараза выше, чем в остальной Америке. Нашел мотельчик – изрядныйбомжатник, но из любопытства пошел узнать цену. Выяснилось, чтомотель официально закрыт, нов нем живут маргиналы и выселенные за неуплату. Хозяин – реальныйбайкер, похожий на вампира с выбитыми передними зубами, – показалединственный номер, который емуне стыдно сдать за $ 35. Это жесть!Сортиры из фильмов Родригеса проМексику отдыхают. Позже выяснилось, что Спрингфилд – это столицаштата Иллинойс (я думал, что Чикаго), к тому же тут родился Авраамmoto.zr.ru февраль 2012108-117 travel.indd 1161/12/12 7:13 PM Линкольн (есть его музей и домик),и все кругом имени Линкольна. Напомнило чем-то Горки Ленинские.Отсюда и цены – вся Америка съезжается. Пришлось поселиться запределами города в единственномдоступном Motel 6 за $45. Заранеезабронировал мотель в Чикаго, нов пригороде – в са-мом городе ценытоже кусаются.Прокатился еще раз по утреннемуСпрингфилду: кроме как попить кофе в Starbucks делать там нечего.Наверное, я не большой поклонникЛинкольна, раз не посетил ни одногомузея, коих там перебор. Сразу зацентром города снова начинаетсяодноэтажная Америка со старенькими японскими машинками. Словом,Спрингфилд – самый «левый» городна Route 66, недостойный даже ночевки.Ну вот и последний рывок, вечером буду в Чикаго. Погода сильноотличается от техасской и даже отмиссурийской – тут только лопнулипочки. 66-я идет параллельно 55-мухайвею, а качество покрытия оставляет желать лучшего. Проезжаюмаленькие, но уже населенные городки, чувствуется соседство мегаполиса. Маклин, Лексингтон, Понтиак, Оделл, Двайт, Вилмингтон. Здесьтоже некоторые заправки восстановлены, и теперь это историческаядостопримечательность, охраняемая государством. Одной из нихзаведует бабушка божий одуванчик,уверенная, что Англия граничит сРоссией (перепутала Украину с Великобританией – UKR vs UK). На заправке собран исторический хлам,аналогичный виденному в антикварных лавках и краеведческих музеяхподобного рода. Заметны следыземляков: российские купюры, прикрепленные на доске. Вокруг типичный сельский пейзаж плодородныхсельхозугодий Иллинойсчины, всяземля на мили вокруг поделена наровные квадраты. Люди работают!Проезжаю Джулиет, пригородЧикаго, – ничего особенного, обычный спальный город. Все, финишнаяпрямая, вдали уже видны небоскребы. За 12 дней пути настолько устал,что центр просто пролетел, включивнавигатор с координатами мотеля.Набрал снеков и пива, решив завалиться спать пораньше. За окномдождь стеной, сверкают молнии.Как там мотоцикл на парковке?..На следующий день гулял по городу. Небоскребы царапают небо,люди спешат по делам… И дождь –погода испортилась окончательно,температура упала в два раза (до16 °С). В старом городе чувствуешьсебя как в 1930-х: тяжелые здания,грубые конструкции метро и уличные фонари на манер газовых. Тротуары из крупной плитки (здесьСобянин не был мэром?). Старинные таблички с названи-ем улиц сделаны на века, пока самоздание не снесут. Интересно, а каксносят небоскребы (если не братьв расчет самолеты)? Нашел на столбе знак «Route 66. Begin». Вот такнеприметно и начинается американская «дорога-мать» им. Уилла Роджерса. А для меня заканчивается.С утра небо серое, мороситдождь. Никакого настроения ехатьобратно, но делать нечего – надо.Осматривать ничего уже не хочется,побыстрее бы доехать до Лос-Анджелеса. Ну вот, одной мечтой сталоменьше, появилось свободное местодля новой. Но порой чувствую некуюпустоту – мечта-то была такая красивая, а стала былью…Проехав по Route 66 от Лос-Анджелеса до Чикаго, осознаешь, чтоэто самый длинный музей под открытым небом. Экспонатов и раритетов настолько много и они порой таквелики, что нет возможности разместить их под крышей обычныхмузеев, запасников, антикварныхили сувенирных лавок. В этом музеееще идет жизнь, хотя порой его экспонаты разрушаются и разъедаются ржавчиной. Сами люди и изделияих рук бессильны перед временем,но ведь мы можем сохранить что-тоне только в музеях, но и в нашихдушах.ОДНОЙ МЕЧТОЙ СТАЛОМЕНЬШЕ, ПОЯВИЛОССВОБОДНО Е МЕСТ ЬДЛЯ НОВОЙ. НО ПОР ООЙЧУВСТВУЮ НЕКУЮПУСТОТУ – МЕЧТА-ТО БЫТАКАЯ КРАСИВАЯ, ЛАА СТАЛА БЫЛЬЮ…февраль 2012 moto.zr.ru108-117 travel.indd 1171171/12/12 7:13 PM