102
103
104
105
16 ЯНВАРЯ НЕ СТАЛО ПЯТИКРАТНОГО МИРОВОГО ЧЕМПИОНА ПО ЭНДУРО, ФИНСКОГО ГОНЩИКА МИМИКИИКИАХОЛА. К СОЖАЛЕНИЮ, ПОЛУЧЕННЫЕ ВО ВРЕМЯ ТРЕНИРОВКИ В ИСПАНИИ ТРАВМЫ ОКАЗАЛИСЬНЕСОВМЕСТИМЫМИ С ЖИЗНЬЮ. В ЧЕМПИОНАТЕ FIM WORLD ENDURO МИКА ДЕБЮТИРОВАЛ ЕЩЕ В 1993 ГГ..ПЕРВЫЙ СВОЙ ТИТУЛ ОН ЗАРАБОТАЛ В 2007М, ВЫИГРАВ СЕМЬ ЭТАПОВ И ПРАКТИЧЕСКИ НА КАЖДОММПОДНИМАЯСЬ НА ПОДИУМ, А ПОСЛЕДНИЙ  В 2011М.ДАКАРMSO и KTфото A,АВОКРУира БЕЗВладимтекстЯРБУЕМАКАТАВетит, продолжагнамкак,ета.»рсвак«Даклистов всегоицтоомхатьлаквипритягибез, на мотоциимархсоыннонбраСо спдготовки и соылезая иззаводской посрвен,ствадееиндеслодное время,бона посввьясуритренрекаютспортзалов икромантиков обнтесооььтатыллоэти нескытание, резумы.спиеолежтяаесебя нй непредсказукоторого поро102moto.zr.ru март 2012102-105 sport dakar.indd 1022/9/12 9:49 PM ПОЛЯК ТЕДДИ БЛАЗУСЯК НА KTM СТАЛ ЧЕМПИОНОМ МИРА В СУПЕРЭНДУРО,ОФОРМИВ ТИТУЛ ПОБЕДОЙ НА ПОСЛЕДНЕМ ЭТАПЕ, КОТОРЫЙ ПРОШЕЛНА СТАДИОНЕ ПАЛАУ САНТ ХОРДИ В БАРСЕЛОНЕ ИСПАНИЯ. ОТКРЫТИЕНЫНЕШНЕГО СЕЗОНА БРИТАНЕЦ ДЖОННИ ВОЛКЕР НА KTM ПО ИТОГАМ ГОДАЗАРАБОТАЛ СЕРЕБРО, А ШВЕД ХОАКИМ ЛЮНГГРЕН НА HUSABERG  БРОНЗУ.Ралли-рейд «Дакар» справедливо считается самой трудной внедорожной многодневкой: обычнодо финиша доезжает не более60% участников. В этом году организаторы проложили новыймаршрут от аргентинского городаМар дель Плата до перуанскойстолицы Лимы. Протяженностьего 8373 км, что на 1241 км меньше предыдущего, но вряд ли отэтого ралли-рейд стал проще.На старт 33-го «Дакара» вышли 188 мотоциклистов и 30квадроциклистов. Среди них,к сожалению, не значилось имяДавида Фретинье, планировавшего побороться за победу в составе Husqvarna, едва оправившись после тяжелейшей травмына ралли Rally dos Sertões (тамон сломал два шейных позвонкаи получил кровоизлияние в мозг),но медики посчитали иначе. Неугомонному французу было обидно вдвойне: за всю длительнуюкарьеру он никогда не получалтравм.В мотозачете не было и нашихсоотечественников: Алексей Наумов, успешно финишировавшийв «Дакаре-2011» при технической поддержке Honda, не сумелнайти спонсоров (теперь он готовится к следующему марафонув составе Husqvarna), а ВадимПритуляк накануне гонки серьезно повредил руку.Кстати, пилотов Honda Teamв нынешнем году преследуютнеудачи. Так, американец КуиннКоди, без опыта подобных гонокзанявший в прошлом году девятое место в абсолюте, на стартев Мар дель Плата попросту необнаружил свою боевую HondaCRF450X Dakar – из-за ошибокв логистике ее отправили… к точке финиша в Перу. Проблему ре-шили, но на одном из этапов Коди сошел из-за аварии. Вот таки подумаешь, что стоит прислушиваться к знакам судьбы…Вообще, прошедшая гонкабыла богата на форс-мажор. Напервых километрах первого жеспецучастка от серьезной травмыгрудной клетки гибнет 38-летниймотоциклист Хорхе Мартинес Боэро, продавший часть недвижимости, чтобы набрать нужнуюсумму для участия в «Дакаре».Перед соревнованиями аргентинский спортсмен в своем твиттереопубликовал сакраментальноесообщение: «Что нас не убивает,то делает сильнее…» Но в данном случае шокировал даже несам инцидент (увы, редкий «Дакар» обходится без гибели пилотов). Хуже, что с эвакуациейпострадавшего гонщика организаторы явно не спешили, несмотря на минимальное удаление отместа старта. Хотя в самих происшествиях вряд ли можно винитьорганизаторов – взрослые мужчины бросают вызов судьбе осознанно.ОСКАНДАЛИЛИСЬНу что за гонка без скандала! Непроходило и дня, чтобы из дакаровского бивуака не раздавалось«Судей на мыло!» или «Подсуживают!». Частенько решения КСКвызывали бурю эмоций и непонимание большинства, так какштрафные санкции назначалиськрайне избирательно. Кого-то замизерные проступки наказывали по всей строгости регламента,а кому-то и существенные нарушения сходили с рук.Лидеры мотозачета Сирил Депре и Марк Кома, отстаивающиецвета KTM, ехали очень плотно,разменивая по две минуты наэтапах. Любая пенализация в 5–10 минут могла стоить им первого места. И когда после попадания Депре в грязевую ловушкусудьи решили компенсироватьему время, потраченное на вызволение мотоцикла, и подарили10-минутную фору, то возмущению Марка Кома не было предела. Но спорить с судьями делонеблагодарное. Так что выходу гонщика только один: газоватьбольше. А когда больше некуда,что делать?Особенно судейская комиссияотличилась в зачете автомобилей.Победа на сложнейшем седьмомэтапе после 2539 км «боевой»дистанции позволила Робби Гордону, легенде американской серии NASCAR и Baja-1000, на заднеприводном багги Hummer H3сократить отставание от Стефана Петеранселя и его Mini All4Racing до шести минут. И вдругдисквалификация! Неожиданнотехкомиссары обнаружили на егомашине трубки подкачки шин, подающие воздух во впускной кол-СПОРТлектор в обход рестриктора. Непонятно, почему нашли не сразу,ведь этот самый рестриктор обязательно проверяется на техкомиссии и пломбируется…Что еще? У бывшего прорайдера KTM южноафриканца АльфиКокса, пересевшего на четыреколеса, в самом начале марафона из-за лопнувшего шланга гидроусилителя руля сгорел дотлапрототип Volvo XC60 RR. Сам Кокси его штурман Юрген Шредер успели выбраться.В целом тенденция переходаименитых мотоциклистов в автомобильные классы набирает обороты. Оно и понятно: кому, какне им, знать и чувствовать пустыню. Одна незадача – авто плохо наклоняется в поворотах, нои с этим, наверное, можно как-томириться. Стефан Петерансельи вовсе финишировал первым!Однако репутацию уникальнойдесятой победы чемпион в буквальном смысле подмочил некорректным пинком в спину заглохшего в броде мотоциклиста,из-за чего тот вместе с мотоциклом окунулся в мутную аргентинскую водицу. Учитывая, что всебыло задокументировано на видео, поступок вызвал бурю негодования в мотосообществах повсему миру.Оскандалились и братья-славяне – квадроциклисты из Польши.В надежде переиграть прошло-март 2012 moto.zr.ru102-105 sport dakar.indd 1031032/9/12 9:51 PM В НАЧАЛЕ ФЕВРАЛЯ ВО ФРАНЦИИ НА ПЛЯЖЕ LE TOUQUET ПРОШЛА ТРАДИЦИОННАЯ ГОНКА ENDUROPALE, В КОТОРОЙПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ 15 ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ГОНЩИКОВ. САМЫМ УСПЕШНЫМ СРЕДИ НИХ СТАЛ АЛЕКСАНДР ИВАНЮТИННА YAMAHA YZ450F, ПРИШЕДШИЙ 15М В ЗАЧЕТЕ МОТОЦИКЛИСТОВ. РЕЗУЛЬТАТ ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ, ВЕДЬНА ПРОМЕРЗШЕЙ ТРАССЕ ЕМУ ПРОТИВОСТОЯЛИ 1072 СПОРТСМЕНА! ОСТАЛЬНЫЕ ВЫСТУПИЛИ ЗАМЕТНО СКРОМНЕЕ.ПЕРВЫМ ФИНИШИРОВАЛ ЖАНКЛОД МУСС, ВТОРЫМ  ТАНЕЛЬ ЛЕОК, ТРЕТЬИМ  МИЛКО ПОТИШЕК.годнего чемпиона в зачете «квадров» Алехандро Патронелли онинастолько увеличили объем моторов своих Yamaha, что не прошлитехническую комиссию. До гонки-то их допустили, но уже внезачета. Что же до Алехандрои его брата Маркоса, то они красиво заняли две высшие ступеньки подиума. Число квадроциклистов пусть медленно, но неуклонноприрастает – по 3–4 машины ежегодно. И неспроста – выигратьДакар на мотоцикле могут тольконебожители, а сделать то же самое на «квадрах» шансов значительно больше по причине низкойконкуренции.ПРО ЛИДЕРОВ И НЕ ТОЛЬКОВсем фанатам «Дакара» было понятно, что «рубилово» в мотозачете за первую ступень подиумаожидается исключительно междуМарком Кома и Сирилом Депере.Победит не один, так другой, и непременно с часовым отрывом отбронзового призера. При этом двапилота KTM сражались на равных,словно скорпионы в банке: почтивсю дистанцию разница между ними не превышала и 10 минут, а подконец и того меньше! Победа ведьбывает лишь одна, все остальное – компромиссы. Но на 13-мэтапе у Кома ломается коробка передач, и гонщик меняет двигатель,а затем теряется сам. Беда в том,что до этого случая он уже менялмотор, как и Депре, за что им обоим насчитали по 15 минут штрафа.104За вторую смену силового агрегатаМарк Кома получил еще 45 минут,что автоматически поставилокрест на золоте.Кто же заработал бронзу? Чилиец Чалеко Лопес Контардо, долгодержавшийся на третьей позиции,сошел на восьмой день марафона,открыв вакансию другим пилотам.Кому? Например, молодому испанцу Жорди Виладомсу на KTM илинорвежцу Пал-Андерсу Уллевалсетеру. Однако судьба выбрала иного героя – португальца ХелдераРодригеса. Начав брать спецучастки 15-м и 12-м, во второй половине он выиграл у Комы и Депре дваэтапа и красиво привез знамя Yаmaha на подиум, чего у «камертонов» не случалось давно.Странно, но в большинстве своеммировые лидеры в производствемотоциклов не горят желанием содержать командыи пилотов. Лидеров KTMсложно назвать сплоченнымколлективом, хотя очевидно,что обоих пилотов завод поддерживает. Husqvarna, перешедшаяпод крыло BMW, – единственная,кто напоминал команду: есть потенциал, люди и техника. ИспанцуХуану Бореро Борту даже удалосьпринести ей победу на 10-м этапе,но для большего ему не хватилоопыта австрийцев. Гордое имяAprilia, которое представлял ЛопесКонтардо, также фигурировалов борьбе за подиум, но подвелатехника.На «Дакаре» люди часто оказываются сильнее машин, что сталоособенно заметно после ограничения рабочего объема двигателя450 см³. Увы, не живут такие моторыв предельных режимах на многотысячных дистанциях. Объем, достойный мотокросса, в раллийные параметры вписывается с большимипроблемами, но вся мотоиндустриязаточена под него. Перемены «Дакара» отражаются в еще более укрепляющейся коммерциализациигонки. Внимательно наблюдая заее ходом, замечаешь, что спецучастки становятся все короче,а связки между ними – длиннее.Организаторы пытаются протащитькараван по маршруту с меньшейспортивной составляющей, что,по сути, противоречит духу гонки,придуманной Тьерри Сабином.moto.zr.ru март 2012102-105 sport dakar.indd 1042/9/12 9:50 PM ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ТРИАЛУ В ЗАКРЫТЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ В ЭТОМ ГОДУ ПРОХОДИТ ПОД ДИКТОВКУИСПАНЦА ТОНИ БОУ. В ПЕРВЫХ ТРЕХ ЭТАПАХ: В СТРАСБУРГЕ, ЖЕНЕВЕ И МАРСЕЛЕ  ОН БЫЛБУКВАЛЬНО НА ГОЛОВУ ВЫШЕ ВСЕХ СОПЕРНИКОВ. ПРИЧЕМ ДАЖЕ ОПЫТНЕЙШИЕ АДАМ РАГАИ АЛЬБЕРТ КАБЕСТАНИ, ЗАНЯВШИЕ СООТВЕТСТВЕННО ВТОРОЕ И ТРЕТЬЕ МЕСТА, ПОКА НЕ В СИЛАХЕМУ ПРОТИВОСТОЯТЬ. ВПЕРЕДИ  ЕЩЕ ЧЕТЫРЕ РАУНДА.СПОРТСВОИМИГЛАЗАМИтекст Дмитрия МАКАРОВА, фото автораБольшим компаниям«Дакар» помогает продвинуть их бренд на мировом рынке. Засветитьсяи добиться успеха в этомралли-рейде, которыйпредполагает участиебольшого количествалюбителей, сейчас оказывается гораздо дешевле, чем получить тот жемаркетинговый выхлопот классического ралли,«Формулы-1» или банальной рекламы.Пилоты приходят сюдадля другого. Для них «Дакар» – испытание целойжизни, иногда даже еесмысл. Недаром они каждый раз прикладываютколоссальные усилия дляпоиска денег и спонсоров,готовят технику и изнуряют себя тренировками.Для большинства этихпарней легендарный рейдостанется битвой с природой и самим собой радитого, чтобы доказать, чтоты чего-то стоишь, а несражением за высокий результат и возможностьвскинуть над головой«Золотого бедуина».Зрители же приходят безвысоких целей, но оказываются при этом чуть лине самыми счастливымиучастниками сего огромногоного предппредставления.редстастат влевлениянияя.Вннынешнемынешнеынешнемшнем годугоду «Д«Даа-кар» приехал в Перу –страну, которая, являясьв буквальном смысле колыбелью цивилизации,странным образом оказалась на обочине этогобезумного мира. Посмотреть на знаменитые рисунки в пустыне Наска,подняться к «месту силы»на Мачу Пикчу и полюбоваться красотами озераТитикака сюда ежегодноприезжает обычно околомиллиона туристов. За четыре дня, которые в Перугостил «Дакар-2012»,здесь умудрились побывать 500 тыс. человек.Неплохая прибавка к перуанской пенсии! И это несчитая счастливых местных жителей, которыемогли наблюдать за происходящим чуть ли не изокон своих полутораэтажных недостроенных лачуг.Перуанцы устроили вокруг спортивного шоу настоящую истерию – все,что оказывалось так илииначе связанным с «Дакаром», обрекалось на повышенное вниманиеи поклонение. Будучи гостями китайской командыGreat Wall, от гостиницыдо смотровой площадкиспецучастка или на бивуакмы передвигались на пикапах, предоставленныхорганизаторами гонки.Эти машины были, конечно же, обклеены символикой и, что важно, номерами. Стоит ли говоритьо том, что нас везде принимали за участников«Дакара»? Нам аплодировали, у нас брали автографы, с нами фотографировались. Представить, чтобыло бы с настоящимигонщиками, если бы онипосле гонки не оказывались в закрытом длябольшинства болельщиков бивуаке, совсем несложно.Своих, то есть южноамериканских, участникови вовсе приветствоваликак героев-космонавтов,несмотря на то что ехалиони, как правило, в самомконце, но с обязательнымнациональным флагомПеру. И ведь не скажешь,что люди здесь какие-тонедалекие: они многоезнают и об участникахгонки, и о тонкостях марафона. Просто в их обычную жизнь вдруг пришлонастоящее чудо, пропустить которое никак нельзя. На протяжении дороги спецучастков, которыеоткрывались с нашихвесьма привилегированных смотровых площадок, можно было увидетьболельщиков, пришедших посмотреть на «Дакар». Даже президентстраны Ольянта Умалаи тот не остался в стороне: трофеи «Дакара» образца 2012 г. он вручалпобедителям собственноручно на центральнойплощади Лимы.март 2012 moto.zr.ru102-105 sport dakar.indd 1051052/9/12 9:50 PM