84
85
МАСТЕРСКАЯНАМНОГО ПРИЯТНЕЕ ИЗБЕЖАТЬ САМОГО ПАДЕНИЯ, ЧЕМ УМЕНЬШАТЬ ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ. ПРОЧНЫЕ ВОДИТЕЛЬСКИЕНАВЫКИ В СОЧЕТАНИИ СО ЗДРАВЫМ СМЫСЛОМ И ПРОДВИНУТЫМИ ЭЛЕКТРОННЫМИ ПОМОЩНИКАМИ СВОДЯТ РИСКИНЕПРИЯТНОСТЕЙ ПРАКТИЧЕСКИ К НУЛЮ. ЭТО ФАКТ. НЕ ИГНОРИРУЙТЕ ЕГО, И ТОГДА КРАСИВЫЕ СЛАЙДЕРЫ ИЛИ ДУГИБЕЗОПАСНОСТИ ПРЕВРАТЯТСЯ ЕЩЕ В ОДНО УКРАШЕНИЕ ВАШЕГО МОТОЦИКЛА.СРЕДСТВООТ АСФАЛЬТОВОЙ БОЛЕЗНИПродолжаем разговор о средствах защитымотоцикла при падениях. После внедорожной темыпереместимся в городские кварталы и на скоростныеавтомагистрали. Вместо загородных просторови мягкой травки тут царство жестких граней, прямойконтакт с которыми обычно оставляет глубокие ранына технике и людях.текст Владимира ЧАЙКОВСКОГО, фото Евгения БОБРИКОВАКак ни странно, никаких жестких защитныхсредств на шоссейных и дорожных мотоциклах мы не обнаружим – как будто они вообщеникогда не падают! Наверное, именно из-засерьезности последствий думать о них как-тоне принято. Но приходится.Полностью защитить дорожный мотоцикл или спортбайк от повреждений невозможно. Но минимизировать потери –вполне. Средства пассивной защитыуберегут самые важные и дорогие элементы: двигатель, раму и детали ходовойчасти мотоцикла.Классика жанра для дорожников – дугибезопасности. Этот простой и эффективныйзащитный элемент появился почти одновременно с мотоциклом и по сей день востребован. Классические дуги должны привинчиваться к раме мотоцикла и, поглощаяэнергию удара, защищать выступающие части двигателя от встречи с асфальтом. Однако на многих современных аппаратах рамане рассчитана на крепление дуг и их приходится устанавливать непосредственно надвигатель. И здесь таится риск вместо защиты получить обратный эффект. Если дугаНакладки надвигатель спасаютего выступающиечасти.84ЗАЩИТАДОРОЖНМОТОЦИ ОГОК ЛАКлассические дуги украшают мотоцикл.Дугабезопасностивыглядит просто,однако изготовитьее нелегко. Послетого как дугаотработала(погнулась), ее можнотолько заменить.Пытаться вернутьей первоначальнуюгеометрию –занятиенеблагодарное.При падении мотоцикл ложится на руль,крышки мотора, подножки и глушитель.В данном случае при установке слайдерадвигатель получает дополнительнуюзащиту, зато вероятность поврежденияглушителя возрастает.moto.zr.ru апрель 2012084-085 rem master.indd 843/15/12 8:01 PM НЕПРАВИЛЬНО ПОДОБРАННАЯИЛИ УСТАНОВЛЕННАЯ ЗАЩИТАМОЖЕТ ПРИНЕСТИ БОЛЬШЕВРЕДА, ЧЕМ ПОЛЬЗЫ.оказывается слишком прочной, прииударе она может вырвать кусок изкартера двигателя. Это больно и доорого. Поэтому при выборе дуг обрааащаем внимание на места их креплеений и на конструкцию. Представим,,как они будут работать при падении, и, если возникают сомнения,ищем альтернативу. Надежнее и безопаснее всего, когда каждая дугакрепится как минимум в трех точках. Трехточечные дуги идеальноподходят для современных дорожных мотоциклов и стритфайтеров.Напротив, для классиков и чопперов по стилю ближе большие прямоугольные дуги на передней частирамы.К сожалению, дуги можно установить далеко не на все мотоциклы. Спортбайки с ними смотрятсякрайне странно, хотя мне встречались и довольно оригинальныеконструкции. Тем не менее это скорее исключение и, кроме стантрайдеров, дуги на «спорты» никто неустанавливает.Более распространенное средство защиты спортивных мотоциклов – слайдеры. Эти накладки нараму или двигатель, как правило,изготовленные из алюминия и пластика, должны принимать на себя нагрузку при падении. Появившисьсначала на гоночных мотоциклах,они перекочевали и на улицы, изменив при этом свое назначение.‣ МАСТЕРСКАЯ с. 84, ДЕТАЛИ с. 86, САМОПАЛ с. 88, КОНКУРСЫ с. 91Бывают накладки и из карбона.Хорошо, стильно, но дорого.здесь не всегда на пользу. Внимательно изучите способ крепленияслайдера к мотоциклу (раме, двигателю). Он не должен работать наизлом. Тут приоритет за деталямис широкими и толстыми креплениями. Это, как правило, достигаетсядобавлением алюминиевой илистальной пластины между слайдером и местом его установки. Слайдеры устанавливают и в оси переднего и заднего колес. Они могутнеплохо защитить вилку и маятникот истирания при контакте с асфальтом.В последнее время появились новые системы слайдеров с амортизацией. Внутренний эластичный эле-…однако торчащая наружу головкаболта после встречи с асфальтомсотрется и выкрутить его будетнепросто.Трехточечные дуги увереннозакрывают мотор…Дело в том, что профессиональные гонщики не заботятся о состоянии обтекателей. Это расходныйматериал, который меняют послекаждого падения. Ведь по сравнению с гоночным двигателем или рамой даже карбоновый обвес дешев.Именно поэтому слайдеры на гоночных мотоциклах обычно не выступают за ширину пластика, а порой вообще прячутся под ним. Но хозяевауличных «спортов» часто беспокоятся именно о состоянии пластика. Изза этого в магазинах для любителейвсегда большой выбор потешных«грибов», торчащих в стороны надобрый десяток сантиметров, на которые возлагаются большие надежды по спасению пластмассок от царапин. Опасность тут та же, чтои в случае с неудачными по конструкции дугами. При мало-мальскисерьезном встречном ударе (например о скол асфальта) такой гриб, какхороший рычаг, вырывает с мясомкусок мотоцикла, к которому он прикручен. Так что, оберегая пластмассу, можно лишиться рамы.Мой совет: не горячитесь, выбирая слайдеры. Большой размерВполне грамотное решение:слайдер укреплен на прочнойпластине и не повредит ни раму,ни мотор.Так выглядит слайдер, основнаязадача которого – вырвать кусок израмы мотоцикла. Я бы не рекомендовалтакую «защиту».мент уменьшает пиковые нагрузки.Идея проста, но действенна, правда, значительно увеличивает стоимость мотоцикла. Поэтому я бы рекомендовал такую конструкциювладельцам топовой линейки спортбайков. На менее быстрых мотоциклах вполне достаточно обычных.Что еще можно защитить от повреждений в современном дорожнике? Пожалуй, перья вилки, траверсыи руль. При падении руль стремитсяпровернуться вокруг своей оси. Довольно серьезный крутящий моментвозникает в перьях вилки и в нижнейтраверсе. Ведь именно она, как правило, имеет ограничитель поворотаруля. На гоночных мотоциклах рольограничителей выполняют толстыерезиновые кольца, надетые на перья вилки. Кольца амортизируютудар и не дают верхней траверсепровернуться относительно нижней,сохраняя правильную геометриюобеих. Обычный ограничитель руляв такой ситуации не работает. Какправило, любое серьезное падениезаканчивается его поломкой. В продаже специальных колец не найти,однако их можно подобрать из сортамента резиновых деталей для тяжелой техники.В последние годы технологииCNC-обработки получили широкоераспространение. Как следствие,стали появляться очень красивыецельнофрезерованные из капролона накладки на крышки двигателя.Прочный материал плотно прилегает к мотору и надежно защищаетвыступающие поверхности. Защитаочень эффективная, но недешевая,потому доступна лишь для настоящих «спортов» и дорогих стритфайтеров. Как альтернатива, встречаются накладки, вылепленные изкарбона. Это также вполне надежное средство защиты.При падении мотоцикл ложитсяна руль. Поэтому на концах труб руля устанавливают специальные наконечники-грузики. Они выполняютсразу две функции: благодаря массе уменьшают вибрации на концахруля и защищают руль при падении.Грузики должны быть надежно закреплены на концах руля, иначе онине выполнят свои функции. А вотзеркала и рычаги, наоборот, лучшене затягивать до упора – тогда прилегком падении они провернутся и,возможно, останутся целы.апрель 2012 moto.zr.ru084-085 rem master.indd 85853/15/12 8:01 PM