86
87
МАСТЕРСКАЯГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА ПРИ ВЫБОРЕ ДЕМПФЕРА ЕГО СОВМЕСТИМОСТЬ С ВАШЕЙ МОДЕЛЬЮ МОТОЦИКЛА.ВЕДЬ ТАКУЮ РЕДКОСТЬ ОБЫЧНО ВЕЗУТ НА ЗАКАЗ.ЕМУСТАНАВЛИВАРУЛЕВОЙДЕМПФЕРтекст Владимира ЧАЙКОВСКОГО, фото из архива автораБЕЗ КОЛЕБАНИЙВ прошлых материалах мы писали об установке защит, спасающих мотоциклот «травм» при падениях. Теперь пришло время поговорить о детали, котораяспособна предотвратить само падение. Речь пойдет о рулевом демпфере.Начнем с теории. Любая системаспособна колебаться как струна.И как у струны, у любой системыесть определенная резонанснаячастота. Если внешние воздействия по своей частоте приближаются к резонансной частоте системы, то амплитуда ее колебанийбыстро увеличивается – возникает резонанс. Классический пример такой ситуации – мост, по которому маршировала рота солдат.Частота их шага совпала с резонансной частотой моста, и усилившиеся колебания разрушиликонструкцию. В девятнадцатомвеке несколько мостов упалиименно из-за этого. После чеговоенным запретили ходить в ногуна мостах.86Корпус мотоцикла – не исключение. Это тоже система, подверженная резонансу. И внешниевибрации (спровоцированныенеровностями дороги или неудачным приземлением с вили) способны раскачать ее до полной потериустойчивости и управляемости.Вобблинг (wobbling) – очень неприятное слово для мотоциклиста – означает усиливающуюся раскачку руля вправо и влево, и эточасто приводит к полной потереуправления (и, как следствие –к падению).Уменьшить вероятность возникновения вобблинга возможно. Прежде всего, для этого необходимоподдерживать ходовую часть мотоцикла и подвеску в исправномсостоянии. Износ или неподходящие настройки амортизаторов усиливают опасный эффект. Но дажеабсолютно новый мотоцикл еще негарантирует противодействие резонансу. Помочь призван рулевойдемпфер. В целом эта деталь малоотличается от гидравлическогоамортизатора, но имеет нескольковажных особенностей.Классический рулевой демпферпредставляет собой трубку, заполненную маслом со штоком и поршнем внутри. Корпус крепится к рамемотоцикла, а шток – к вращающейся части рулевой системы – обычноперу вилки или траверсе. При перемещении поршня масло перетекаетиз одной полости в другую черезмаленькое отверстие. Если у порш-невого демпфера есть возможностьрегулировки, значит, проходное сечение отверстия, через которое перетекает масло, можно изменять.Большинство поршневых демпферов имеют линейную регулировку. То есть сопротивлениедемпфера в штатной ситуации,при медленной скорости вращения руля, будет таким же, что и привозникновении вобблинга. Другими словами, демпфер либо слишком тугой для комфортной рулежки, либо слишком легкий для спасения от неожиданной болтанки.Для трека такой компромисс приемлем, ведь вертеть рулем тамне придется. Если трек не блещетидеальным покрытием, можно затянуть демпфер потуже. А вот длядвижения по дорогам его не стоитперетягивать.Пожалуй, единственное исключение среди этого типа демпферов – узлы Hyperpro серии RSC,сопротивление которых растетс увеличением скорости, позволяясовместить комфорт и безопасность.Значительно позднее поршневых распространение получили лепестковые (роторные) демпферы.До эры повсеместного внедренияmoto.zr.ru июнь 2012086-087 rem master.indd 865/17/12 8:56 PM ПРЕЖДЕ ЧЕМ ИСПРАВЛЯТЬ ХАРАКТЕР МОТОЦИКЛА УСТАНОВКОЙ РУЛЕВОГОДЕМПФЕРА, ПРИВЕДИТЕ В ПОРЯДОК ПОДВЕСКИ И ХОДОВУЮ ЧАСТЬ.АЗБУЧНАЯ ИСТИНА, НО МНОГИЕ ОБ ЭТОМ ЗАБЫВАЮТ.‣ МАСТЕРСКАЯ с. 86, САМОПАЛ с. 88, КОНКУРСЫ с. 90Демпфер Fastway американскойфирмы PROMOTO Billet имеетаж пять регулировок. Можноотрегулировать сопротивлениена медленной и быстрой скоростивращения руля, сопротивление привозврате в центральное положение,угол поворота, при котором усилиедемпфера уменьшается, и степеньуменьшения. Нужно ли вам столько?Да, если вместо тренировки васувлекает возня с настройками.Роторный демпфер GPR с однойрегулировкой на спортивном эндуроBMW G450X.компьютерного дизайна и станковс ЧПУ их создание оставалоськрайне дорогостоящим. Но теперьцена роторных демпферов сравнима с ценой лучших образцов поршневых. При отсутствии явных минусов у роторных систем есть триощутимых преимущества. Первое –значительно более широкий спектррегулировок. Второе – они компактнее и удобнее для установки(при наличии правильного адаптера). И третье – роторные демпферы не так сильно страдают при падениях, как поршневые. За это ихполюбили кроссмены, ранее вообще не применявшие демпферы.Как выбрать подходящийдемпфер? На рынке спортивныхзапчастей пока еще достаточнонадежно работает правило: дороже – значит лучше. Выбирая изделия от самых именитых производителей, можно рассчитыватьна отличный результат. В чемразница? Вес, прочность крепления, а также четкость и прозрачность регулировок – вот что выделяет хороший демпфер. Но этикачества в первую очередь смогут оценить гонщики. Для водителей дорожных мотоциклов точность регулировок не важна.Главное, чтобы в нужный моментпогасились ненужные колебания.Поэтому подойдут и демпферысредней ценовой категории. Совсем дешевые изделия я бы исключил как не вполне надежные.Переходя от теории к практике,нужно приготовиться к сюрпризам.Прежде всего, у насна родине в нали-чии такой неходовой товар встречается редко и, как правило, случайно. Поэтому в магазине обычноберут предоплату и везут детальна заказ. А, получив долгожданный предмет, клиент нередкоудивляется, почему же он никакне встает на мотоцикл. Нюансыгода выпуска и версии моделимогут сыграть злую шутку. Ведьпорой в каталогах производителей тюнинга много неточностей,а профессионализма работниковонлайн-магазинов не хватает.Поэтому проверьте заказ сами(неплохо отыскать по Интернетутех, кто уже покупал такие узлыи посмотреть их воочию или попросить снять размеры). А еще лучше покупать подобные вещи там,где их смогут и установить. Тогдапроблема монтажа не станет лишьвашей головной болью.После установки обязательнопроверьте, чтобы руль вращалсясвободноРоторныйOhlins с двумярегулировкамина Ducati.Настоящийатрибутпрофессионала.Демпферы Hyperpro RSCсовмещают комфорт и безопасность. Обратная сторона медали –неполная прозрачность настройки.Ведь, медленно вращая руль,невозможно почувствовать,как поведет себя системапри ударных нагрузках. Хорошийвыбор для города. Стиль и качествона высоте.в пределах крайних упоров. Демпфер не может и не должен ограничивать его ход. Убедитесь также, чтобы ни корпус, ни шток, никронштейны крепления демпферане задевали за детали ходовойчасти или облицовки мотоцикла.Как только вожделенный предмет займет свое законное местона вашем мотоцикле, можно приступать к регулировке. Здесь всепросто. Руль должен вращатьсялегко. Иначе у вас возникнут проблемы при маневрировании и, чтоеще хуже, мотоцикл перестанетточно держать прямую. Если приприземлениях с вили или при наезде на неровности мотоцикл начинает разбалтывать, подтянитерегулировочный винт на один –два щелчка и повторите тест.И еще: зачастую причинойвобблинга может стать сам пилот.Излишне вертикальная посадкаи манера изо всех сил хвататьсяза руль при первых признаках егоколебания лишь усиливают эффект.Поэтому, почувствовав неладное, переместите вес вперед иослабьте хватку руля. И да поможет вам демпфер!Поршневой демпфер шведскойфирмы Ohlins – одного из лидеровв области гоночной гидравлики.Идеален для трека. Имеет линейнуюхарактеристику и прецизионнуюрегулировку. Компенсационнаякамера нужна на случай нагревамасла. Фантастический стильи качество. Цена соответствует.июнь 2012 moto.zr.ru086-087 rem master.indd 87875/17/12 8:57 PM