68
69
70
71
Кризисные годы кардинально перекроили европейский моторынок, разнесяв щепки сегмент mass-market и изрядно потрепав low-cost. Зато premiumпочти не схлопнулся, а luxury… Luxury, еще недавно исчезнувшее как вид,переживает очередное возрождение.КРУЧЕ ФАБЕРЖЕтекст .Stinger, фото из архива автора«Что такое экономический кризис? Это когда толстые худеют, а тонкие просто дохнут». Но не все.Кому-то удается, сыграв по-крупному, наоборот,преумножить свои капиталы, да и похудание«толстых» часто весьма относительно. Сто миллионов или семьдесят – разница велика, но отнюдь не для личного потребления, как правило,в «цивилизованных странах» не отличающегосякупеческим размахом. Ну а кроме того, многиеэкономики если и выбираются наверх, то вполнеустойчиво держат горизонтальный полет, пустьи в нижнем эшелоне.В возрождении «лакшери» сыграло свою рольи размывание, если не сказать – деградирование – «премиума». Как дрейф в сторону «народности» (ну какой это эксклюзив, когда Ducatiштампуется десятками, а BMW и Harley – сотнями тысяч в год?), так и упрощение и опрощение«матчасти».Но даже если игнорировать приведенный фактор, за последние годы стали более доступными(но по-прежнему невозможными в воплощениидля массового производства!) многие высокиетехнологии. Сэндвичи «карбон-номекс», традиционный «силовой карбон», титановые сплавыне только дешевле, чем еще пять лет назад, нои намного долговечнее (особенно углепластик,невысокая стойкость к ударным знакоперечья невысонагрузкам долгое время закрывала емуменным надорогу для «гражданского» использоширокую дЛОГИЛОГИЧНОБЫЛО БЫ ОЖИДАТЬВОЗВВОЗВРАЩЕНИЯ DUCATI И MV AGUSTA В NEWER LULUXURY: ДАВНЕНЬКО МЫ НЕ ВИДЕЛИУ НИНИХ ЭКСКЛЮЗИВНЫХ МОДЕЛЕЙ, КОИВСЕГВСЕГДА БЫЛИ БРИЛЛИАНТАМИ В КОРОНАХМАРМАРОК. НО НЕТ: ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМСПЕЦСПЕЦВЕРСИЙ DIAVEL И F3, ПОДВИЖЕКВ ДАДАННОМ НАПРАВЛЕНИИ ПОКА НЕ ВИДНОИ, ПО СЛУХАМ, НЕ ПРЕДВИДИТСЯ.BOXER SUPERBOBBoxer Superbob с литровымтурбо-V-твином о 160 силах,параллелограммной вилкойи дизайном Саши Лакича –достойный претендентна вхождение в «лакшери»,причем самое что ни на есть«настоящее». Впечатлениеот прототипа портят лишьпопсовые расширительныебачки Rizoma на руле.RENARD GTЭстонский (!) Renard GTс карбоновым полумонококоми основательно тюнингованным(1326 см3, 123 л.с.) движком MotoGuzzi – pure luxury в чистом виде.Переделанный мотор от редкогомотоцикла, оригинальная идея,продвинутые технологии,ультимативность в деталях(вплоть до фрезерованныхтормозов ISR)… Вот толькооб успехах данного предприятияпока не слышно.VYRUSВсе модели Vyrus формальноотносятся к newer luxury(конвейерный мотор?Нехорошо, типа…) Тем не менееи по бескомпромиссности,и по иннновационности эти аппаратыс уникальной подвеской с поворотнойступицей и не менееэкстраординарной рамойиз фрезерованных профилейстоят в одном ряду с лучшимипредставителями pure luxury.На фото – первый прототип модели986 с двигателем Honda CBR600,с которой парни из Римини намереныучаствовать в Moto2, а заоднозаменить «бюджетную» модель 983с «воздушным» мотором Ducati.68moto.zr.ru июль 2012068-071 futuro.indd 686/14/12 9:58 PM ‣ ВОЗРОЖДЕНИЕ LUXURY с.68, КАСТОМЫ ОТ SIC CHOPS с.72,КОНСТРУКТОР КЛОД ФЬОР с.76, ДВУХПОРШНЕВЫЕ ДВИГАТЕЛИ PUCH с.82,HIDDEN TANKS с.88ТЕХНИКАNCR M16NCR M4 ONESHOTСвыше 200 сил на 145 кг, рама из композитного сэндвича,карбон и титан везде, где можно и нельзя – даже два годаспустя этот мотоцикл – самый высокотехнологичный издопущенных для движения по дорогам. NCR M16 оказалсяслишком совершенным, а потому дорогим (от 80 тыс. европлюс «донорский» Ducati Desmosedici), чтоб бытьвоспроизведенным более чем в одном экземпляре.Сверхлегкий (126 кг) NCR M4 One Shotтакже использует все титановокарбоновые возможности штучногопроизводства компании. Но цена уже хотьотносительно, но доступна – от $69 900в США. А базовая версия на $20 000дешевле, но она на 4 кг тяжелее – а еемотор почти стандартный Ducati, оттогои 107, а не 132 л.с.Спрос на двухколесную роскошьсуществовал издавна – но далеконе всегда. В 30-е годы американские сливки мотообщества покупали Crocker, европейские отпрыски высоких кровей седлалиBrough Superior – а, вернувшисьс фронтов Второй мировой, онии их дети заказывали Vincent.С начала 50-х топ-сегмент обвалился, и надолго. Только 20 летспустя образовался спрос напо-настоящему эксклюзивные мотоциклы – но он долгое времяпокрывался топ- и спецверсиямиевропейского «премиума» и заказными кит-байками вроде Egliи Metisse. Лишь к 90-м рынок созрел – не в последнюю очередьблагодаря новым мультимиллионерам из IT-индустрии, в детствегонявшим (или не гонявшим, ибомама запрещала) на старых мотоциклах.ЦАРИВШАЯ В 8090ХВ СЕГМЕНТЕ ПОЧТИБЕЗРАЗДЕЛЬНО,СЕЙЧАС BIMOTA ЗДЕСЬ РОБКИЙ СЕРЕДНЯЧОКВ результате кастом-индустрияпережила невиданный взлет, воспряла духом Bimota, переродясьиз производителя сугубо гоночных мотоциклов, позднее появились Ecosse и Confederate. Bimotaвсе же не выдержала (но рынокздесь ни при чем: тогда компанияпала жертвой собственных амбиций), чтоб потом возродитьсяв новом качестве; остальные двенакрыло много позже волной кризиса-2008, а «Конфедератов» –еще и волной в прямом смысле:ураганом «Катрина». Тем не менее именно они смогли триумфально вернуться в спискипроизводителей Настоящей Роскоши. Впрочем,как мы видим, и в этойволне «мотолакшери»они отнюдь неединственные в своем роде и вынуждены конкурироватьс очень серьезными соперниками.июль 2012 moto.zr.ru068-071 futuro.indd 69696/14/12 9:59 PM ФУТУРОЛОГИЯВОЗРОЖДЕНИЕ LUXURYCONFEDERATEX132 HELLCATНикаких конвейеров, никакойобезлички! Только хэндмэйд,только хардкор. Как и любаядругая «настоящая роскошь»,мотоциклы Confederateсобираются на стапелях.вания). Так что соблазн побаловать себя очередным техно-лакомством рос одновременно с доступностью этих самых лакомств, что с лихвойкомпенсировало сокращение теоретической популяции платежеспособных клиентов.Да и не такая это и роскошь, если сравнить мотоциклы даже не с яхтами, а с часами, автомобилями или компонентами «умного дома». А потому,несмотря на общемировой спад (на 10–15 %) рынка роскоши в целом, мотоциклы класса «люкс»,Топовый сегмент рынка, именуемый luxury(«роскошный»),столь же неоднороден, что и более демократичные сегменты. И точно так жемаркетологи выделяют три подсегмента:70поначалу исчезнув как класс, вновь начали выходить на рынок – в первую очередь американский.Хотя производство таких изделий, конечно же,находится отнюдь не только в Штатах. Более того,Новый Свет в данном отношении скорее исключение. Ввиду особенностей национальных культурпроизводства и традиций, центры малосерийногомотостроения по-прежнему находятся в Англиии Италии. Хотя потихоньку проклевываются ростки по-настоящему нового и на других территориях1. Pure luxury («настоящая роскошь») характеризуется двумя стремящимися к пределу качествами: инновационностью и бескомпромиссностью. Последнее, помимо прочего, означаетотказ от экономии на технологиях, материалеи трудоемкости. А соединенные воедино, они ставят изделие ближе к арт-объекту, нежели продукту инжиниринга. Подчеркну, только эти два качества. Ни цена, ни тем болееузнаваемость продукта (скорее, наоборот – откуда массам знать о настоящем эксклюзиве, не красующемся на рекламных полосах «глянца»?)не являются характеризующими признаками подсегмента, что выводитих из разряда предметов демонстративного потребления.ПОТРЕБИТЕЛИРОСКОШИ ДЕЛЯТСЯ НАБОГАТЫХ И БЕДНЫХС ДЕНЬГАМИ. ДЛЯ ПЕРВЫХПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ИЗДЕЛИЯPURE LUXURY, ДЛЯВТОРЫХ  SO И NEWERLUXURY.2. So-luxury (сокращение от англ. so-called luxury, «так называемая роскошь», или «полулюкс»). Внешние признаки«ненастоящести»: недотягивание исполнения до уровня«настоящего» продукта – и, как ни парадоксально, раскрученность марки. С другой стороны, от «премиума» представители сегмента отличаются лучшей традицией брэнда,кардинально лучшими возможностями индивидуализации, а также эксклюзивностью и (не всегда) повышенными потребительскими качествами. Пример тому –автомобили Bentley, позиционируемые на ступеньвыше «просто премиальных» Audi и «суперпремиальных» Porsche.moto.zr.ru июль 2012068-071 futuro.indd 706/14/12 9:59 PM CONFEDERATEX132 HELLCAT.Типично американскиймалофорсированный (132 л.с.на 132 куб. дюйма, или 2163 см3) моторс компонентами лучших производителейв собственном фрезерованном картере –плюс оригинальное шасси, тожес максимальным использованием «резаногоэргаля», карбоновыми колесами и прочимивкусностями и редкостями.BIMOTABIMMOTФилософФилософиялософ возрожденной Bimota проста:концептуконцептуальное повторение модельного ряда Ducati,с теми же моторами – но с шасси классом выше,дизайном порадикальнее и на 50–70 % дороже. Newerluxury в чв чистом виде.по обе стороны Атлантики и Ла-Манша, особенново Франции. Суть одна: небольшой (и высокорисковый!) стартап вырастает или из тюнинг-кастомателье, или как придворное производство придизайн-центре. При этом, в отличие от болеекрупносерийных производителей, частооставляющих себе только сборку и сбыт,здесь свои и разработка, и производствонекоторых компонентов. Что этоза luxury, если в его основе нележат собственные дизайнерские и конструкторскиеозарения?Так что то, что мы видим на фото – лишь начало.С уверенностью можно ждать новый эволюционныйскачок Vyrus, расширение модельных рядов Bimotaи NCR, а главное, появление новых проектов. В первую очередь из рядов гоночных команд, набивающих руку в кольцевых Moto2 и Moto3. Но не только. Кто еще недавно мог предположить возрождение производственных амбиций Boxer?3. Newer luxury («новая роскошь»). Эксклюзив на основе «премиума» илидаже «масс-маркета». Как телефоны Vertu, скрывающие в дорогом дизайнерском корпусе начинку от не самой навороченной Nokia. Так что не удивляйтесь, когда в рекламном проспекте, скажем, Audi S8 вы встретите словоluxury. С известной натяжечкой это действительно можно причислитьк «роскоши», особенно, если «забыть»приписать эпитет «новая».Таким образом, если встарь практическивсе «люксовые» мотоциклы, от ẞ100 доBlack Shadow, можно было отнести к pureluxury, то сейчас «настоящими» можно признать лишь Confederate X132 Hellcat даNCR’овские M16 и М4 One Shot. Все остальное – типичный newer luxury. Подсегмент же so-luxury сейчас пустует: в началевека из него ушла Bimota, после возрождения позиционируя себя как «нью-роскошь»,а совсем недавно спустилась (причем сразув premium) MV Agusta.NORTONCOMMANDO961А вот это – внимание! – никакоене luxury. Да, Norton Commando961 по цене (а на данныймомент – и эксклюзивности)поспорит с Bimota,бескомпромиссность по качествуи применяемым технологиямтоже на высоте. Но – упор наконсервативность и традиции,а не инновационность отсылаетизделие в сегмент premium, пустьи с приставкой super.ЕСЛИ РАНЬШЕ ОСНОВНЫМПОТРЕБИТЕЛЕМ РОСКОШИБЫЛА АРИСТОКРАТИЯИ ЗАЖИТОЧНАЯ ЧАСТЬБУРЖУАЗИИ, ТО В ВЕКЕ ХХIК НИМ ДОБАВИЛИСЬ НОВЫЕСРЕДНИЕ, А В СТРАНАХВРОДЕ РФ И НИГЕРИИПОКУПАТЕЛЬ №1 ЧИНОВНИКИ.SCOMADIУникальное явление – luxury скутер! Британский Scomadi выделяется консервативной внешностью,копируя культовую среди потенциальных покупателей LambrettaGP Но панели из карбона (вскореGP.обещают и более доступное стеклопластиковое исполнение), шасси выполнено из современных материалов и компонентов. А мотор(тоже современный, вариаторныйPiaggio QUASAR) хоть и массовый,но по желанию клиентов можетбыть подвергнут серьезным модификациям, чтоб выжать из негодо 30 сил с 278 «кубов». Ценаскромная лишь по скутерныммеркам: от 8000 фунтов. Самовывозом, естественно: производствоштучное и только после заказас оговоренной комплектациейи конфигурацией мотора.июль 2012 moto.zr.ru068-071 futuro.indd 71716/14/12 10:00 PM