76
77
78
79
80
81
ЛИЧНОСТИКОНСТРУКТОР КЛОД ФЬОРлод Фьор, одинКетеломасмна своем легко тоциклов. Его характернаяяслибзардазаДесять лет н инальных конструкторов морована во многих странах –из самых ориг я рычажная подвеска скопи ослужила основой для BMWпередняндии – и пой вилки.аклсееЗчйиопвооксНеолдеот Британии ой замены традиционной тторато из архива авчнадуйоана КАТКАРТА, фомАлатсксr,теevDuole76moto.zr.ru июль 2012076-080 fior.indd 766/14/12 10:09 PM Гоночный мотоциклконструкции Клода Фьорас трехцилиндровым двигателемHonda RS500.лод Фьор родился в южной Франции – как и герой романов Дюмад’Артаньян. Как и мушкетеры, Фьор всю жизнь боролсяс заурядностью и косностью – ноне шпагой, а карандашом и циркулем. С их помощью он создавалнеобычные машины, доказывавшие, несмотря на вечно ограниченный бюджет, правоту его радикальных идей на гоночныхтрассах. Маленькая мастерскаяFior Concept, расположенная у девятого поворота трассы Ногаро,демонстрировала инновации, возведенные в ранг искусства.Свою карьеру конструктора-новатора Фьор начал еще в 1964 году, в возрасте девяти лет. Тогдаон переделал мопед Velosolexсвоего старшего брата, справедливо рассудив, что расположениемотора над передним колесом –не самое выгодное для гоночнойтехники; он поставил двигательнад задним. Закончив школу,Клод два года проработал механиком во французской командеF3. Там он настолько хорошо освоил искусство обработки и сварки легких металлов, что в 1976году, в возрасте всего 21 года,открыл в родном Ногаро компанию по поставке компонентов изэтих материалов для процветав-Полностью французский гоночный мотоцикл –500-кубовый Fior с четырехцилиндровымдвигателем, разработанным Клодом Фьором.шей в то время французской гоночной индустрии. Но у этогопредприятия была и сверхзадача:финансировать спортивную карьеру самого Фьора, который не нашутку увлекся мотогонками. Успехи во французских национальных состязаниях вдохновили егов 1978 году на переход на следующую ступень – в гонки WorldEndurance (многочасовые заездына выносливость). Он финиширо-Для гоночных машин с мотором YamahaTZ250 Фьор спроектировал не только вилку,но и оригинальную раму.июль 2012 moto.zr.ru076-080 fior.indd 77776/14/12 10:09 PM ЛИЧНОСТИКОНСТРУКТОР КЛОД ФЬОРвал в ведущей десятке в такихпрестижных соревнованиях, как24-часовые гонки Ле-Ман и в Барселоне, а лучшим его результатомстало третье место на австрийском 1000-километровом этапечемпионата в 1980 году – на1000-кубовой Honda c рамойсобственной конструкции.«В 1978 году я выступал в Ле-Манна Yamaha XS1100, переделаннойс карданного на цепной привод, –рассказывал мне как-то Фьор. –Хотя мы заняли второе местов классе Silhouette, во время гонки я постоянно мучился с нестабильностью передней частимашины. Так что решил спроектировать оригинальную переднююподвеску, используя свой богатыйопыт работы с гоночными автомобилями. В итоге родилась вилкаFior, и, опробовав ее на 50 различных мотоциклах, гоночныхи дорожных, я уверен в ее превосходстве над «телескопом».Единственная причина, по которой до сих пор широко применяюттелескопические вилки, в том, чтолюди – рабы привычки: они боят-ся всего необычного, даже еслионо работает лучше».В 1979 году Фьор занял восьмоеместо в 24-часовой гонке Ле-Манна Yamaha XS1100 с вилкой собственной конструкции – превосходный результат, если учесть, чтовпереди были только заводскиемашины. К следующему сезонуКлод построил более мощный аппарат с двигателем HondaRSC1000, спроектировав для негоне только вилку, но и раму. Мотоцикл получился настолько удачным, что Фьор решил сосредоточиться на шасси, изготовив сериюгоночных байков с моторамиYamaha TZ250. Успешные выступления этих машин в чемпионатеФранции сподвигли местного импортера Yamaha, компаниюSonauto, заказать Клоду шассидля заводской команды – с нимдолжен был выступать Марк Фонтэн в «пятисотках» в сезоне1981 года. Увы, японских боссовнапугала столь радикальная конструкция, и они наложили вето.«Sonauto хорошо заплатила мне заэту работу, – вспоминал Фьор, –В мотоцикле Fior-Rotax 1984 годаузкий и длинный тандемный двигатель,как в бутерброде, заключен между двумяэлементами диагональной рамы.но все же я был разочарован. Лучше бы я не получил денег, но увидел бы свое детище в гонках!» Нучто же, гонорар от Sonauto позволил Клоду построить собственный500-кубовый гоночный аппарат –с двигателем Suzuki RG500. На немчемпион Endurance Жан Лафонв сезоне 1982 года выступил в не-скольких гонках «пятисоток» – наГран-При Франции (который, правда, топ-команды проигнорировалииз-за плохого состояния трассы)он даже лидировал, но, увы, упалнезадолго до финиша.Еще более инновационнуюконструкцию, с алюминиевой диагональной рамой в стиле Кобаса,Фьор построил к сезону 1983 года. Решив, что двигатель Suzukiисчерпал свои возможности,к 1984 году Клод подготовилмотоциклы с трехцилиндровымОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫПЕРЕДНЕЙ ПОДВЕСКИКОНСТРУКЦИИ КЛОДА ФЬОРАИСПОЛЬЗОВАНЫ В УЗЛЕ BMWDUOLEVER.78moto.zr.ru июль 2012076-080 fior.indd 786/14/12 10:09 PM Клод Фьор(слева) и МаркоЖентиль (справа)у гоночного Fior500.ПодвескаBMW Duoleverчрезвычайнопохожа на вилкуконструкцииКлода Фьора.мотором Honda RS500. На одномиз них швейцарец Марко Жентиль, близкий друг Фьора, сталлучшим гонщиком-частникомв «пятисотках», опередив всехвыступавших на Honda RS500с рамами обычного типа. Клодстроил и 250-кубовые аппаратыс двигателями Yamaha и Rotax.Шасси Fior-Rotax представлялособой логическое завершениеэволюции диагональной рамы:длинный тандемный двухцилиндровый мотор заключен, как в бутерброде, между двумя алюминиевыми боковинами. Мотоциклполучился чрезвычайно верткими очень легким, так что для достижения действовавшего тогда минимального ограниченияв 90 кг его пришлось догружатьбалластом.Чрезвычайно похожим на вилку Фьора оказался узел, разработанный английским инженером Норманом Хоссаком. Хоссакдаже запатентовал это решениев 1984 году – правда, потом онпотерял права на патент, так чтоBMW не платила ему отчислений.Но, справедливости ради, заметим: Фьор никогда и не пыталсяполучить патент, а когда Хоссаксделал свою первую вилку, Клодс узлом такой же конструкции ужевыступал в гонках.У вилки конструкции Фьоранемало преимуществ по сравнению с обычным «телескопом»:разделение функций управленияи подвески (так что при торможении в повороте вилка не становится «дубовой»), отсутствие«клевка» при торможении, прекрасная отзывчивость и возможность широких настроек (не только гидравлики, но и геометриишасси). К тому же у такой вилкилучше соотношение масса-жесткость и меньше неподрессоренные массы. «У моей вилки вышежесткость несущих нагрузку компонентов, – рассказывал мнеКлод, – и лучше чувствительность, поскольку внутреннее трение у нее меньше, чем в «телескопе». Короткая база, высокийцентр тяжести и малый вылет, характерные для моих мотоциклов,позволяют быстро проходить по-ЭкспериментальныйBoxer BA737 с шасси,спроектированнымФьором.вороты и менять направлениедвижения. Единственное, что непозволяет выжать из этой конструкции все возможное – недостаточная жесткость боковин передней шины. Шинные компаниине хотят разрабатывать специальные шины для мотоциклов с нетрадиционными передними под-Вилка Fiorпримененаи на новейшемконцепте BoxerSuperbob.июль 2012 moto.zr.ru076-080 fior.indd 79796/14/12 10:09 PM ЛИЧНОСТИКОНСТРУКТОР КЛОД ФЬОРвесками – от этого же страдалиELF и Bimota Tesi».По крайней мере Фьор осуществил еще одну мечту: построилполностью французский гоночный500-кубовый мотоцикл с четырехцилиндровым двухтактнымдвигателем собственной конструкции на основе сайдкаровского мотора JPX. На этом аппарате два сезона успешно выступалМарко Жентиль – в 1989 году онопередил даже Рэнди Мамолу назаводской Cagiva. Увы, зимой того же года Жентиль разбился, ив 1990 году Фьор перешел в класс250 см³. Итальянская компанияAprilia купила права на использование передней подвески Фьора,что позволило Клоду построитьмотоцикл для француза АланаБроне – с V-образной «двойкой»Aprilia. В том сезоне их соперником был столь же радикальныйаппарат итальянской компании OZ(той самой, что делает колеса длягоночных Aprilia), и хотя OZ использовала мотор в заводскойспецификации, а Фьор – в клиентской, Броне по итогам чемпионата опередил итальянцев.А в следующем году на машинеOZ-Aprilia стояла точная копиявилки Фьора! Увы, серийныхAprilia с этим узлом мы так и недождались…Но дорожных мотоцикловс шасси конструкции Фьоравсе же сделано больше сотни!Правда, не под его именем и безего радикальной передней подвески. Клод делал алюминиевыерамы для мотоциклов французской компании Boxer Bikes: 60аппаратов Vecteur c моторамиKawasaki в 1983 году, 30 Sensorс двигателями Honda VF1000в 1985 году, 40 мотоциклов Lamborghini с моторами KawasakiGPZ900R в 1986–1988 годах.Фьор также строил для BoxerBikes единичные прототипы, самые примечательные из них –Henriette 1989 года, с рычажнойвилкой Fior и выпуском через маятник задней подвески, GladiateurРазработанная Клодом Фьором рамаиспользована и в Boxer Gladiateur.c двигателем Triumph Daytona1000 и Scrambler с одноцилиндровым мотором от Aprilia Pegaso;впоследствии эта модель послужила образцом для одноименногосерийного Voxan.Впрочем, интересы Фьора неограничивались только мотоциклами. Он строил гоночные велосипеды, карты и багги, планерыПО СРАВНЕНИЮ С ТЕЛЕСКОПИЧЕСКОЙ ВИЛКОЙПОДВЕСКА FIOR ОБЛАДАЕТ ЛУЧШИМ СООТНОШЕНИЕМЖЕСТКОСТЬМАССА, МЕНЬШИМ ВНУТРЕННИМТРЕНИЕМ И СТАБИЛЬНОСТЬЮ ГЕОМЕТРИИи самолеты (один из них, с роторным двигателем Norton, побилрекорд высоты для аппаратовс массой менее 1000 кг). Но самый большой коммерческий успехего компании – изготовление гоночных автомобилей FormulaCampus c 1400-кубовыми моторами Renault Clio. Он строили прототипы для французскогоконцерна – в том числе и RenaultSpider, который после пошел в серийное производство.Клод Фьор был редким человеком: одаренный конструктор,разносторонняя личность, душакомпании. Кажется, он не воспринимал жизнь всерьез,но умел наслаждатьсякаждым ее мгновением.Мы всегда будем помнить тебя, мушкетер!ПереводАлександра ВОРОНЦОВА80moto.zr.ru июль 2012076-080 fior.indd 806/14/12 10:10 PM жми на всеДайджестЧитайте в июлеОткройте для себяновый Ducati 848 EVOПрокатитесь вместес нашим тест-пилотомпо гоночному треку«Адрия»Сравните копию с оригиналом: русский «Баксан»против американского«Рокона»Узнайте, на чем тренируется Валентино РоссиПрисоединяйтеськ тест-пробегук Черному морю вместес клубом BMWСадитесь за монтажныйстол: пора собирать клипПрисмотритесь к подержанному Suzuki SV650Познакомьтесь с кастомайзером поневоле,построившим в пустынемотоцикл из автомобиляИ еще много всегоинтересного…Cкачивайте бесплатно вApp Store081 iPad moto.indd 81iPad-версия6/14/12 10:56 PM