124
125
БЕЗОПАСНОСТЬШКОЛАВ 2000 году он переехал на жительствов Великобританию. Много путешествовал, объездилвсю Европу. И в какой-то момент у Николая появилосьжелание поделиться своим опытом с начинающими.Сейчас он инструктор по повышению качествавождения мотоцикла по британской системе AdvanceRiding и автор проекта Progress Road Training.текст Андрея «Котофея» КОЧЕТОВА, фото из архива Николая ВЫГЛАЗОВАНиколай Выглазов:«Несителюдямпозитив!»Николай, как случилось,что ты стал мотоинструктором?Я по образованию педагог,мне нравится это дело. Прошел обучение на мотоинструктора, сдал квалификационный экзамен в британскомАгентстве по стандартамвождения (DSA). Для получения сертификата мотоинструктора необходимосдать двухдневный экзамен,чтобы иметь возможностьпреподавать начальную2011 ГОД БЫЛПРОСТО ЖУТКИМ ПОКОЛИЧЕСТВУ АВАРИЙ СОСМЕРТЕЛЬНЫМ ИСХОДОМ.АВАРИИ И ТРАВМЫ  ЭТОПРОБЛЕМЫ ДЛЯ ВСЕХ,ОНИ НИКОМУ НЕ НУЖНЫ.ЛЮДИ ХОТЯТ ЕЗДИТЬБЕЗОПАСНО.124подготовку. Это один изсложнейших экзаменов, которые мне когда-либо приходилось сдавать. Потомсдал экзамен по системеAdvance Riding. Все это интересно, а главное, важно!К тому же инструкторскаядеятельность – это способповысить и свой уровеньвождения. Она в корне изменила мой стиль езды, я сталзамечать очень много вещейна дороге, на которые раньше не обращал внимания.Но ездить стало сложнее,потому что уже автоматически оцениваешь поведениеокружающих, замечаешь ихошибки, вместо того чтобынаслаждаться дорогойи природой.со словами: «Мне оченьжаль, но Вы сдали!» Тогдамне казалось, что я знаюочень много. После я прошел курс Bike Safe Londonи понял, что это не так. Прослушал дополнительныйкурс Rider+, и уже после этого я сдал экзамен по программе Advance Riding. Еслипредставить визуально полученные знания, то экзамены на категорию «А» – этоуровень щиколотки, курсBike Safe London – колена,а Advance Riding – это уровень плеча. Гигантский шаг!Он добавляет уверенностина дороге, спокойствия, знания особенностей вождениямотоцикла и возможности ихприменить.Что это за система – Расскажи о своем проектеProgress Road Training.Advance Riding?В чем его суть?Это британская система обучения для тех,Я родом из Петербурга,у кого уже есть опытчасто бываю в России. Каквождения в целях разпрофессионал, я заинтеревития мастерства. Когда совался состоянием мотоподготовки здесь и выяся сдал на категорию «А»,экзаменатор пожал мне руку нил, что ее практически нет.А существующая далеко нена том уровне, как в Великобритании. Так родилсяпроект повышения качества вождения Progress RoadTraining, основанный на системе «Адванс», адаптированной мной под российскиеусловия. И не только с учетом правил дорожного движения, но и с учетом менталитета. Многие российскиемотоциклисты склонны принимать решения, связанныес повышенным риском. И яна тренинге пытаюсь заставить их переосмыслить теситуации, которые происходят на дорогах.Проект существует с 2009года. Сейчас я провожу тренинги в виде лекций и семинаров. Это теоретическаяподготовка по системе вождения «Адванс». На данный момент я провожу ихв Москве, Петербурге и Киеве, основных центрах мотодвижения. В Москве я плотно работаю с компанией«РоссМото» и объединением «Мотограждане». С ихпомощью набираю группужелающих познакомитьсяс этой системой. В летнийсезон раз в месяц я приезжаю в Россию и провожутренинги. Они обширные,очень детальные, с большимколичеством информации,поэтому занятия проводятсяв несколько этапов. Тренингдвухдневный общей продолжительностью 6 часов.Я объясняю основы «Адванс-райдинга» и его применения. Практическиезанятия пока проходятэпизодически, когда естьтакая возможность.гих. Я читаю курс «Адвансрайдинга», чтобы заложитьэтот алгоритм. И человекможет сразу применить егона практике и понять, насколько система хорошоработает. В последнее время мы, конечно, проводимоценочные индивидуальныеи групповые выезды, во время которых можно пообщаться на тему применения системы, обсудить ее плюсыи минусы и т.п.И как вы планируете развивать проект?Большой совместный с «РоссМото» проект пока в разработке. Есть ряд вопросовюридического и организационного характера, сложности со страхованием. Мыпланируем организоватьпостоянные курсы по подготовке мотоциклистов к болеекачественному вождению.Надеюсь, что в полном объеме проект заработает ужев следующем году.Это будет мотошкола?Курсы по повышению квалификации. Но мы не обучаем спортивной или какойлибо другой экстремальнойезде, только качественномувождению на дорогах общего пользования. Когдаменя спрашивают: «Можно ли научиться вставатьна заднее колесо?», я отвечаю: «Можно. Но не у нас».Наше желание – сделатьмотоциклистов образцомкачественного поведенияна дорогах, уважительногоотношения к другим участникам движения.Как же без практики?Когда нет теории, то и практиковать нечего. Можно выехать с человеком на дорогуи указать на типичные ошибки, которые он совершает.Но это разовая мера. А подход к вождению долженносить систематический характер. Человеку нужно сначала заложить некий алгоритм. Как систему вождения,так и поведения на дороге,которая поможет избежатьпроблем для себя и для дру-Планируется ли обучениеазам вождения для начинающих?Да, мы планируем заниматься и начальной подготовкой,базирующейся на английскойсистеме подготовки к вождению. В Великобританииона заработала в 1991 годуи очень эффективна. В первые годы ее внедрения аварийность среди начинающихмотоциклистов снизиласьпочти на 50%!moto.zr.ru июль 2012124-125 club interviev.indd 1246/14/12 7:52 PM безопасности заговорилии дорожные службы, иГИБДД. Аварии и травмы –это проблемы для всех, ониникому не нужны. Я надеюсь,Большинство мотошкол, ко- что благодаря моим усилиями усилиям тех людей, с кототорые работают здесь, зарыми работаю, хоть немногонимаются так называемойизменится ситуация с аваконтраварийной подготоврийностью. 2011 год былкой, т.е. поведению в экстпросто жутким по количествуремальных ситуациях. Английский подход – как неаварий со смертельным испопасть в эту ситуацию.ходом. В Питере за 2 неделиДля примера: есть такойиюня погибло 16 человек!элемент – контрруление.Жалко тех, кто погиб. ЖалВ учебнике по подготовкеко тех, кого они осиротили.Многие уверены в том, чтобританской мотополиции,они все знают и умеют. И когсостоящем из 270 страниц,да в начале тренинга я прона контрруление отведеновожу опрос, оказывается,полстраницы, а все остальчто у людей самооценка заное отдано умению читатьдорогу.вышена, что есть масса веГлавная отличительнаящей, о которых они даже нечерта образовательногозадумывались. Многие отмепроцесса и практики в Бричают, насколько детальныйтании – сделать так, чтобыи глубокий анализ происходвижение было безопасным, дит при использовании сисплавным, эффективным,темы «Адванс». И насколькосистемным и прогрессивным. становится легче анализироТо, что в России достаточно вать так глубоко.для сдачи на категорию «А»,С нашим менталитетомв Великобритании лишь самногие любят погонять.В результате получаетсямый начальный уровень,после которого нужно прой- достаточно рваный, агрессивный стиль езды – резкоети еще несколько ступеней,прежде чем сдать на права. торможение, резкое ускорение… На коротком участкеТы уверен, что с российсэто может и даст преимуким менталитетом этащество, а на длинном «адпрограмма приживется?ванс-пилот» однозначноВ чем принципиальная разница в обучении российскими мотошколами и британскими?Конечно. Несмотря на отличную от европейской культуру и менталитет, желаниеездить эффективно естьу всех. Опыт показывает, чтолюди хотят ездить безопасно. Наконец-то о нашейвыиграет. Он спокойно относится к окружающему,потому что знает, что происходит вокруг, он к этому готов, у него все просчитано.И это не значит, что он стоит в пробках, он все времяВ Великобритании cистема подготовки состоит из нескольких этапов.Первый шаг – минимальный базовый тренинг. По его окончании человек получает сертификат, позволяющий ему пройти дальнейшее обучение, и учебныеправа, дающие возможность ездить по дорогам общего пользования. Онидействительны 2 года, в течение которых разрешается езда только на мотоциклах категории «А1» со знаком «L» (аналог российской «У» – ученик). Запрещено ездить по автострадам и с пассажиром. В течение этого срока можно пройтидальнейшее обучение и сдать на категорию «А», которая имеет 3 подкатегории. Если вы моложе 21 года (а с 2013 года – 24 лет), то вы имеете право сдатьна категорию «А1» (мототехника объемом до 125 см3 или мощностью до13 л.с.) или же на категорию «А2» (мототехника мощностью до 33 л.с.). По истечении 2 лет, после получения категории «А2» и достижения вами предусмотренного законом возраста, вы автоматически обретаете право управления мотоциклом с любым объемом двигателя. Ну и конечно, если вы старше 21 года,то можете сдать на полную категорию «А» сразу.На территории королевства действует штрафная бальная система. Еслиза первые 2 года после получения прав водитель получает 12 штрафных баллов, то у него изымают права, а его отправляют на пересдачу.активно едет. Но плавно,спокойно и эффективно.Пусть даже он приедет наработу на 15 минут позже,но он абсолютно спокоен,бодр, в хорошем настроении. А для первого дорога –стресс. Он едет от опасностик опасности.Возможно ли вообще насовременных быстрых мотоциклах соблюдатьПДД?Да, возможно. И в Англииэто делают. Хотя хулигановна дорогах хватает, поэтомустатистика аварий достаточно высокая. Но государствов начале 90-х на 50%, запрошедшие 20 лет внутриэтой цифры она снизилась еще на 20%. Темне менее государствотребует от инструкторов еще большего снижения аварийности.В Лондоне за год происходит в среднем 1500ДТП с участием мотоциклистов, около половиныс телесными повреждениямиразной тяжести. Для Москвыэто немного, но для Европы – очень большая цифра.Какую главную проблемув России ты видишь какмотоинструктор?Я сталкиваюсь с тем, чтоу людей нет системного подхода. Нет базы. Нужно менять систему подготовкив мотошколах. Нужно даватьсистемный подход к вождению с самого начала. Система «Адванс» – это один извысоких уровней обучения,что-то сродни ВУЗу, а российский мотоциклист еще«первоклассник». Перепрыгнуть нельзя, и получаетсяогромный пробел. Поэтомуприходится читать упрощенный курс, чтобы информация была адекватно воспринята слушателями. Чтобы нафундаменте основ вожденияпроводит серьезную работу новые знания укладывалисьпо обеспечению безопаснос- как кирпичики, без пробела.Взрослым людям со стажемти. Тренинги, специальныепрограммы, социальная рек- вождения 10–15 лет, ездялама, усложнение условийщим на серьезных мотоциксдачи экзаменов и т.д. С уче- лах, приходится рассказытом снижения аварийностивать основы, которыеМЫ НЕ ОБУЧАЕМСПОРТИВНОЙ ИЛИ ДРУГОЙЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ЕЗДЕ.КОГДА МЕНЯ СПРАШИВАЮТ:МОЖНО ЛИ НАУЧИТЬСЯВСТАВАТЬ НА ЗАДНЕЕКОЛЕСО?, Я ОТВЕЧАЮ:МОЖНО. НО НЕ У НАС.в Британиипреподают школьникам.Иначе нет понимания, какработает система.Что ты как профессионалмог бы сказать мотоциклистам, и не только начинающим?В первую очередь – иметьголову на плечах. Постараться объективно оценивать свои возможности. Ездить надо не на 100% своихвозможностей, а на 80%,чтобы оставшиеся 20% былив запасе на исправлениеошибок, которые могут возникнуть. Уважительно относиться ко всем участникамдвижения, включая пешеходов и велосипедистов. Мотоциклист, по сути, человекпозитивный, и этот позитивнадо нести людям, которыеокружают нас. Вам ничего нестоит улыбнуться, кивнутьголовой или махнуть рукой.Этим вы поднимете настроение и себе, и окружающим.Улыбайтесь!июль 2012 moto.zr.ru124-125 club interviev.indd 1251256/14/12 7:52 PM