90
91
ДОВОДИМУСТАНОВКА ПЛОСКОДРОССЕЛЕЙ ОБЕСПЕЧИТ НЕМЕДЛЕННУЮ РЕАКЦИЮНА ПОВОРОТ РУЧКИ ГАЗА И ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПРИРОСТ МОЩНОСТИ.ОДНОВРЕМЕННООДНОВРОДВРЕМЕМЕНЕННОН ВЫДВИНУВНОВЫДВЫДВИВИНУН В БОЛЕЕБОЛЕБОЛ Е ВЫСОКИЕВ СОКИВЫИЕ ТРЕБОВАНИЯТРЕБТРЕБОВОВАНАНИЯЯ К ВОДИТЕЛЮ.ВОДОДИТИ ЕЛЛЮ.Ютетекстткс РомкстРоманаманаан СИТНИКОВА,С ТНСИТНИН КОВОВА,А, фотоА,фотфото ЕвЕЕвгениявгенгегенгенияениияя БОББОБРИКБОБРИКОВАО РИКРИКОВАИКОВАВСистемыСистемы впрыскавппрыска топлива практически вытесниливытеснилли старыесттарые добрыедобрыекарбюраторы на новых мотоциклах, но все рравноавно существенная частьмотопарка пока обобходитсябходится без инжекторовинжекторов. Что делатьделать, если хочетсязверской отдачи мощности, а лезть в двигатель желания нет?ДАЙ ЖАРУ!Самый распространенный путь«взбодрить» стоковый мотор – облегчить ему дыхание (см. с. 86). Установка фильтра низкого сопротивления и прямоточного глушителяулучшит наполнение цилиндров.Но, помимо воздуха, нужно добавитьи топлива. Но если у вас карбюратор постоянного разрежения (CV),сколько ни подбирай жиклеры,молниеносной реакции на поворотручки газа не дождешься. Вакуумная мембрана пресечет все попытки «дать коксу», плавно поднимаяиглу соответственно изменениюдавления во впускном коллекторе.Выход есть – заменить карбюраторы постоянного разрежения на90плоскодроссельные (с шибернымизаслонками). В первую очередь,«плоскодроссели» позволяютобеспечить немедленную реакциюна поворот ручки газа – за счетпрямой связи с тросиком управления заслонкой и наличия ускорительного насоса. Во вторую – определенный прирост мощности (засчет пониженного сопротивленияна впуске из-за отсутствия лепестковой заслонки). Но теперь уженельзя будет бездумно выкручивать ручку газа «наизнанку», движения кисти правой руки придетсядозировать с аптекарской точностью. Но впечатляющее улучшениединамики мотоцикла того стоит.То, что у шиберных карбюраторов скорость и высота поднятиядроссельной заслонки не зависятот разрежения во впускном тракте, дает немало преимуществ.Причем не только в случае резкого открытия газа, но и при работе на максимальных оборотах(CV-шные заслонки могут даже неполностью открываться после изменения разрежения в эйрбоксеиз-за замены родных фильтровна «нулевые» или увеличения сечения воздухозаборника). У шиберных карбюраторов широчайшие возможности регулировок.Их настраивают, подбирая жиклеры, положение винтов, главнойдозирующей иглы, меняя длинуи геометрию раструбов, объемэйрбокса, организацию системыинерционного наддува воздуха,регулируя привод ускорительногоММЕНЯЕ РАТОРЫРБЮCV-КА ШИБЕРНЫЕНАнасоса (ход его мембраны, моментначала и скорость срабатыванияот подъема заслонки).Есть и оборотная сторона медали. В первую очередь, двигатель,получивший подобные карбюраторы, непременно начинает страдатьбулимией: расход топлива зачастую не просто увеличивается, а начинает превышать все разумные(при гражданской эксплуатации)величины. Также могут возникнутьи сложности с холодным пуском –«подсос» в привычном по CV-шнымкарбюраторам понимании есть далеко не на всех «шиберах». Длязапуска холодного двигателя придется на заглушенном двигателепредварительно покрутить ручкугаза, добавив ускорительным насосом топлива во впуск (но помняпри этом, что без газа на «холодную» завестись будет сложно,moto.zr.ru сентябрь 2012090-091 rem dovodim.indd 908/16/12 8:34 PM ПОБОЧНЫЙ ЭФФЕКТ ЗАМЕНЫ CVКАРБЮРАТОРОВНА ШИБЕРНЫЕ  ЗАМЕТНО ВОЗРОСШИЙ РАСХОД ТОПЛИВА.Расположенные под диффузорамивоздушные жиклеры должнынаходиться строго внутри эйрбокса.Иногда на 4 карбюратораприходится не один, а дваускорительных насоса.Заслонки перемещаются на колесахдля снижения трения. На заслонках –твердосплавные противоизносные накладки.а если перестараться с дозировкой, можно просто залить свечи).Не пугает? Тогда за работу.О нюансах, связанных с переходомна шиберные карбюраторы на многоцилиндровых моторах, ниже.С одноцилиндровыми (как правило, это эндуро) все намного проще.«Плоскодроссели» обычно продаются в виде блока из четырехкарбюраторов с одним общим ускорительным насосом (иногда на4 «карба» приходятся два насоса,что встречается намного реже).Геометрия этого блока ориентирована на конкретный мотоцикл,с соответствующими межцентровыми расстояниями между цилиндрами. По закону подлости обычноне совпадающими с таковым у вашего мотора. Проблема эта решается изменением расстоянияи (или) угла между карбюратора-ми. Потребуется переделать соединительные кронштейны, приводы троса, резиновые патрубки, накоторых крепятся «карбы» (можетразличаться диаметр), а также изменить длину оси, открывающейзаслонки (в этом случае обычнопроще изготовить новую ось).Существенная часть шиберныхкарбюраторов ориентирована наспортивную эксплуатацию. Соответственно, вопросами удобстваподсоединения воздушного фильтра там особо не заморачивались –и без него можно поездить. Нам жеэтот вариант не подходит.Воздушные жиклеры у «плоскодросселей» расположены под диффузорами снаружи (см. фото), нонужно, чтобы они находилисьстрого внутри эйрбокса. Сделатьэто можно двумя путями: сконструировать новый корпус воздуш-ного фильтра либо изготовить переходники под существующий.Второй вариант зачастую проще(но многое зависит от компоновкии других факторов), поэтому нанем и рекомендуем остановиться.Переходник «обхватывает» оба канала воздушных жиклеров и раструбы, устанавливающиеся со стороны корпуса воздушного фильтра.В итоге поток воздуха поступаети в диффузор карбюратора, и в еговоздушные жиклеры под одинаковым давлением.Кстати, при изготовлении раструбов не стоит бездумно экспериментировать с их длиной. Она заметно влияет на характер моторана различных оборотах, и подбором длины можно добавить, например, тяги снизу или же, наоборот, улучшить «верхи». Не зря нанекоторых современных мотоцик-лах появились впускные патрубкипеременной длины.Не на всех плоскодроссельныхкарбюраторах есть датчик положения дроссельной заслонки (и дажекронштейн для его крепления).В этом случае потребуется установить «родной» датчик, поскольку набольшинстве мотоциклов (за исключением аппаратов конца 80-х – начала 90-х, на которых его не было)«мозги» не смогут корректно работать при отсутствии данных от TPS.А о многочисленных нюансах настройки шиберных карбюраторовподробно рассказано (причем нарусском языке!) в книге под редакцией Дж. Робинзона «Топливныесистемы мотоциклов. Техническоеобслуживание».Благодарим Павла ЛУКАШИНАза помощь в подготовке материала.сентябрь 2012 moto.zr.ru090-091 rem dovodim.indd 91918/16/12 8:35 PM