76
77
78
79
80
81
ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МОТОРОВЧЕТЫРЕХЦИЛИНДРОВЫЕ INDIANИндейскийтузКогда мотоциклу хотят польститьсравнением с крутым авто, приводятв пример Ferrari или Rolls-Royce.Четырехцилиндровые Indian сравнивалис Duesenberg – мощным и совершеннымамериканским спорткаром 30-х годов, чьи300 л.с. и сегодня внушают уважение.текст Александра ВОРОНЦОВА, фото Ивана Ксенофонтова и из архива редакциимериканцы всегда любиличто побольше и помощнее –масштабы страны обязывают. Поэтому бельгийскийFN – первый в мире серийный мотоцикл с четырехцилиндровыммотором – произвел на них неизгладимое впечатление. Такое, чтопроизводитель роскошных автомобилей Pierce в 1909 году выпустил его почти точную копию.Чуть позже – в 1912 году – более совершенную версию этой«четверки» сделал Уильям Хендерсон. Машина оказалась стольхороша, что американец КарлКлэнси впервые в истории мотоцикла совершил на ней кругосветный тур! И вскоре маленькаякомпания привлекла вниманиекрупнейшего в стране фабриканта велосипедов Игнаца Швинна,который и приобрел ее в 1917 году, оставив за Уильямом Хендерсоном пост главного инженерас прекрасной по тем временам76moto.zr.ru сентябрь 2012076-081 motor indian.indd 768/16/12 8:29 PM Ace – первая попытка сделатьчетырехцилиндровый мотоциклспортивного типа.На поперечном разрезе двигателя Ace хорошо видна экзотическаясхема газораспределения «клапан над клапаном» (IOE).зарплатой 5000 долларов в год(автомобиль Ford T стоил тогда350 долларов).Мотоцикл Henderson, длинный,как пароход, был машиной скорее туристической. И Швинн потребовал, чтобы в новой модели, разработкой которой занялсяХендерсон, эта туристическая направленность была усилена. Уильям же хотел сделать ее болееспортивной. Разногласия достигли такого накала, что в концеконцов Хендерсон, наплевав и наустойчивое положение в огромном концерне и на высокую зар-Продольный разрез двигателяи трансмиссии Ace.плату, ушел и вновь основал своюсобственную компанию.Поскольку права на маркуHenderson остались у Швинна,свой новый мотоцикл, представленный в 1920 году, Уильям назвал просто и без затей: Ace(«Туз»). Как и на мотоциклахHenderson, рядный четырехцилиндровый двигатель воздушногоохлаждения располагался в рамепродольно. Механизм газораспределения был выполнен по экзотической ныне, но очень популярной в начале ХХ века схемеIOE (Inlet Over Exhaust, «впускнойБлок распределительных шестерен. Левая приводит выпускнойраспредвал, правые – впускной и магнето, нижняя – масляный насос.ОБРАЗЦОМ ДЛЯАМЕРИКАНСКИХЧЕТВЕРОК СТАЛБЕЛЬГИЙСКИЙ FN,ВПЕРВЫЕПОКАЗАННЫЙВ 1904 ГОДУ.клапан над выпускным»). Конструкторы охотно применяли этусхему, поскольку поток свежейсмеси попадал прямо на выпуск-ной клапан, охлаждая его (металлургия в те времена пребывалав младенчестве, и прогар выпускного клапана был распространенной поломкой). На картере стоялив ряд четыре отлитых отдельноцилиндра (причем отливка включала в себя и большую часть головки), к ним крепилась единаядеталь для размещения впускныхклапанов. Коленвал вращалсяв трех коренных подшипниках –обычная в те годы практика. Карбюратор – один, за двигателем,от него шел длинный впускнойпатрубок. Конечно, распределе-сентябрь 2012 moto.zr.ru076-081 motor indian.indd 77778/16/12 8:29 PM ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МОТОРОВЧЕТЫРЕХЦИЛИНДРОВЫЕ INDIANПоздняяверсияAce.Indian Ace образца 1927 года.Ходовая часть этой версии ещене имеет ничего «индиановского».Каплевидныйбензобак – украшениеIndian Four 1933 года.ПРОДОЛЬНЫЕ ЧЕТВЕРКИ В США ВЫПУСКАЛИ КОМПАНИИ PIERCE 19091913,HENDERSON 19121931, ACE 19201926, INDIAN 19271942 И CLEVELAND 19261929.ние топлива при этом получалосьнеравномерным, но отчасти воблаго: худший обдув задних цилиндров компенсировался болеебогатой смесью.Теперь – о главном. Маэстро,туш! Этот длинноходный(68,6×82,55 мм) двигатель отличался рекордным для той порырабочим объемом – 1229 см³ –и, соответственно, мощностью:30 л.с. По нынешним временам неах, но в 1920 году Indian, отнюдьне из одного лишь бахвальстваназванный Powerplus («Сверхмощный»), выдавал всего 18 л.с.За двигателем располагалосьработавшее в масляной ваннемногодисковое сцепление, затем –коническая передача и трехступенчатая коробка передач с поперечно установленными валами.Привод на заднее колесо – цепью.Передняя вилка – рычажная (та-78кой же «спрингер», как на HarleyDavidson), задняя подвеска жесткая. Барабанный тормоз – толькона заднем колесе. Как ни странно,аппарат получился не таким уждлинным (база – 1500 мм против1650 мм у ранних Henderson) и ве-сил всего 166 кг, так что машинаразгонялась до фантастическихдля дорожного мотоцикла той поры 85 миль в час (137 км/ч).«Туз» с успехом выступалв гонках – линейных и горных, ноглавным его коньком стали даль-Indian Four 436 с обратным расположением клапанов заслужил прозвище«перевернутого» (Upside-Down) и здорово подорвал репутацию «четверки».ние пробеги. Тогда в США производители автомобилей и мотоциклов соревновались, чье изделиебыстрее проедет от канадскойграницы до мексиканской илиот Тихоокеанского побережьядо Атлантического. В сентябре1922 года легендарный гонщикЭрвин Пушечное Ядро (Cannonball) Бэйкер проехал из Калифорнии до Нью-Йорка на Ace за6 дней, 22 часа и 52 минуты (незабудьте: интерстейтов еще небыло и 90 % дорог на маршрутепокрытия не имели), перекрывпрежний рекорд, установленныйна Henderson, на 17 часов. Чтоинтересно: всего через два дняпосле старта Бэйкера на побитиетого же рекорда отправился УэлсБеннетт за рулем Henderson, ноуже в пути он понял, что достижение Пушечного Ядра не перекроет, и сошел с дистанции.moto.zr.ru сентябрь 2012076-081 motor indian.indd 788/16/12 8:29 PM В начале 30-х годовчетырехцилиндровыймотоцикл приобрелтипичную для Indianвнешность (на фотомодель 402 1931 года).туны и поршни были высверлены,где только можно, а карбюраторкомпания Schebler специально дляэтого мотора изготовила из алюминиевого сплава. Двигатель выдавал 45 л.с. при 5400 об/мин.В ноябре 1923 года Чарльз Уолвертон установил абсолютный рекорд скорости для мотоцикла:208,54 км/ч. Правда, ФИМ его незасчитала: по тогдашним правиламрабочий объем рекордного мото-рекламаФинальныйаккорд в развитиичетырехцилиндровогомотора – Indian Four438.К сожалению, в декабре того же года Уильям Хендерсон погибв аварии, испытываяусовершенствованную модель.Его преемником стал Артур Лемон,создавший в 1923 году самыймощный вариант «четверки» – гоночный XP4. Широко применяямагниевые сплавы, он облегчилаппарат до 134 кг! Для снижениямассы и внутренней инерции ша-076-081 motor indian.indd 798/16/12 8:29 PM ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МОТОРОВЧЕТЫРЕХЦИЛИНДРОВЫЕ INDIANКрылья-«юбки»отличают IndianFour 1940 и 1941года.РАЗВИТИЕ ЧЕТЫРЕХЦИЛИНДРОВЫХ МОТОЦИКЛОВ INDIANГодвыпускаМодельAce401402432/433/434/435436/437438/439440/441Макс. мощность, л.с. /об/минСухаямасса, кгБаза,ммМакс.скорость,км/ч1927–19281928–19291929–19321932–19351935–19371937–19391939–1942353535353545451792092092342342452611500150015001550155015501575129129129129129153153Примечание: размерность всех четырехцилиндровых двигателей Indian – 69,5x82,55 мм,рабочий объем – 1265 см³.цикла не должен был превышать1000 см³. Официальный рекорд,установленный в том же году англичанином Клодом Темплом, равнялся всего 174,55 км/ч. Достижение американцев европейцыпревзошли только в 1930 году.Увы, спортивные успехи неспасли компанию от банкротства.Мотоциклы были столь дорогимив производстве, что их продавалипрактически по себестоимости –чтобы ценой не добить покупателя окончательно. И в 1926 году ихизготовление пришлось прекратить – из-за отсутствия оборотных средств.Все наследство Ace – оборудование, задел деталей, интеллектуальную собственность (включая80права на марку) выкупила компания Indian: ее боссы решили, чтопремиальная модель удачно дополнит гамму. Переезд из Филадельфии в Спрингфилд прошелбыстро, и уже в 1927 году рынкубыл явлен четырехцилиндровыйIndian Ace. Причем уже на этойстадии инженеры Indian постарались исправить кое-какие баги,присущие этой «четверке»: полностью перевели двигатель нациркуляционную смазку поддавлением (ранее привод впускных клапанов приходилось смазывать вручную), поставили пружины выпускных клапанов изванадиевой стали, новые поршнииз алюминиевого сплава, уменьшили высоту седла. РасшириласьЧЕТЫРЕХЦИЛИНДРОВЫЕ МОТОРЫТОЙ ПОРЫ ЦЕНИЛИ НЕ ТОЛЬКОЗА МОЩНОСТЬ И ПЛАВНОСТЬ РАБОТЫ,НО И ЗА ЛЕГКОСТЬ ЗАПУСКА.и цветовая гамма: к зеленомуи синему добавили традиционный для Indian красный.Но это была лишь прелюдияк полномасштабной модернизации. В августе 1928 года в продажу пошла модель, которая выглядела уже как настоящий Indian:характерная передняя рычажнаявилка на листовой рессоре, бензобак и крылья в фирменном стиле, барабанные тормоза обоихколес, новое сцепление. В названии этой машины уже не былочастички Ace: она именоваласьпросто Indian Four, с заводскиминдексом 401. В апреле 1929 года на смену одинарной раме пришла дуплексная, а в мае на Fourпоставили основательно модернизированный двигатель с пятиопорным коленвалом; эта модификация получила индекс 402.Так «четверка» заняла своеместо в модельной гамме Indian.Объемы ее выпуска, правда, всегда оставались скромными, чтои не удивительно: если самаяпопулярная модель компании,750-кубовый Scout, стоила 300долларов, а 1200-кубовый Chief –350 долларов, то за Four просили445 долларов. Не самый удачныйценник во времена Великой Депрессии. Кстати, Henderson ее таки не пережил…В 1932 году компания вновьсменила индексацию для четырехцилиндровых моделей: отнынек цифре 4 прибавлялся номер модельного года (две последниецифры). То есть модель 1932 годаобозначалась как 432. Впрочем,на техническом содержании этоне отразилось: разве что бензобак приобрел красивую каплевид-moto.zr.ru сентябрь 2012076-081 motor indian.indd 808/16/12 8:30 PM ную форму (как и на всех другихIndian).Лишь в конце 1935 года инженеры Indian представили новуюверсию двигателя, модель 436.Лучше бы они этого не делали!На этом моторе клапаны располагались наоборот: впускные внизу,выпускные вверху. Карбюратор теперь стоял в середине впускногопатрубка. Затеяли эту перестановку ради большего наполнения цилиндров: в такой позиции впускной тракт лучше охлаждался. Увы,и нога водителя поджариваласьочень хорошо. Вообще, двигательполучился крайне неудачным, егорепутацию не спасло даже появление спортивной модификациис двумя карбюраторами.Так что уже через два года, намодели 438, конструкторы вернулись к традиционному расположению впускных клапанов вверху,нижних внизу. Цилиндры этогомотора отливались уже попарно,а головки – тоже единые на двацилиндра – изготавливались изалюминиевого сплава. Поклонники Indian Four (а некоторые из нихи сейчас наматывают тысячи километров за сезон, мотаясь с одного слета мотоветеранов на другой) считают эту модификациюсамой удачной и беспроблемной.Но на рынке обновленный четырехцилиндровый Indian столкнулся с опасным конкурентом –верхнеклапанным твином отHarley-Davidson (см. «Мото» №42012). Даже в самой навороченной модификации EL он стоилощутимо меньше Indian Four(380 долларов против 425), превосходя его в динамике. Инженеры из Спрингфилда начали работунад верхнеклапанной версией«четверки», но как-то вяло – видимо, боссы компании так и нерешили, то ли вкладываться в коренную модернизацию модели,то ли оставить все как есть, поскольку мизерные объемы производства не отобьют затраты. Поэтому в «четверке» менялисьлишь шасси и дизайн – параллельно с прочими моделямиIndian. Так, в 1940 году она обзавелась свечной подвеской заднего колеса и знаменитыми крыльями-«юбками».Со вступлением США во Вторуюмировую войну компания Indianпереключилась на военные заказы,и производство «четверок» былопрекращено. И во время войны,и после нее на заводе построилинесколько прототипов с верхнеклапанными четырехцилиндровымимоторами, но в серию они так и непошли. А в 1953 году не стало икомпании Indian – как полноценного мотопроизводителя.Сохранившиеся «четверки» –предмет гордости их обладателейи украшение мотоциклетных музеев.К ним как нельзя лучше подходитполузабытое слово «импозантный».Цена хорошо сохранившегося (илиаутентично отреставрированного)Indian Four – 50–60 тысяч долларов.А недавнее приобретение брендаконцерном Polaris породило у техпоклонников марки, кто хорошознаком с ее историей, надежду: может быть, Indian Four вернется?Несмотря на дороговизну, Indian Four закупали и для полиции.Патрульные уважали эти машины за легкость запуска, плавную работуи возможность «ползти» на малой скорости.сентябрь 2012 moto.zr.ru076-081 motor indian.indd 81818/16/12 8:30 PM