40
41
42
43
44
45
ТЕСТMISSION RСекундомер не врет. Кейси Стоунер на заводской Honda RC212V в июле прошлогогода выиграл этап MotoGP на трассе «Лагуна Сека», пройдя самый быстрый кругза 1:21,673 с. А Стив Рапп на электробайке Mission R на этой же трассе выигралгонку TTXGP e-Power с лучшим временем круга 1:31,376 с – всего на 10 с больше!Если бы Рапп участвовал в гонке AMA Pro SuperSport, он квалифицировался быпятым. С такой динамикой пора воспринимать электробайки всерьез!ЯИССАИММ ПОЛНИMISSION Rспортбайк / электромотор /, л.с. /  кгВЫУИНГАКевинаотоТА, фАТКАРлана КАтсктеКак вам моя идея: взять электробайк, на котором Стив Раппвыиграл гонку, поставить на него фары, сигнал и дорожныешины, повесить номерной знак и отправиться на прогулку поSkyline Drive, легендарной дороге вдоль калифорнийского побережья США? А на следующий день вернуть спортбайк в гоночный вид и прохватить по трассе «Лагуна Сека»? Два годаназад я уже опробовал аппарат от Mission – прототип One(см. «Мото» №8-2010). Но прогресс за эти два года – простопоразительный!Начнем с того, что у новинки гораздо более рациональнаяпосадка, чем у Mission One – вы чувствуете себя частью мото-40цикла, а не восседаете на аккумуляторе с колесами, состоящем из одних плоскостей и углов. Да и в других аспектах онапрактичнее: пользоваться подставкой удобно, фара приличновыглядит и хорошо светит, а зеркала дают отличный обзор наследующего за мной на Yamaha R1 инженера Mission MotorsСета Лафорджа – по крайней мере, пока я не начну использовать бешеную динамику электробайка на всю катушку. Чтобыперейти к движению, надо сначала щелкнуть выключателему левой рукоятки руля, запуская контроллер, подождать несколько секунд, чтобы разгорелся экран 7-дюймового планшета Samsung, выполняющего функцию приборной панели, и на-moto.zr.ru сентябрь 2012040-045 test mission R.indd 408/17/12 10:47 AM жать на еще один выключатель – у правой рукоятки руля.Теперь крутаните ручку – и вперед!Сразу же понятно, что у мотора просто лавина крутящегомомента – и она доступна уже с 1 об/мин. Если относитьсяк этой прорве без должного уважения, можно и на спину опрокинуться! К счастью, Лафордж и его коллеги поработали надприручением мотора: сделали его характеристику прогрессивной, убавив момент на первых 10% оборотов. Что не мешаетбайку разгоняться до 100 км/ч за 3 с. Еще инженеры разработали систему, которую они назвали «усиление сцепления»: онаработает подобно трекшн-контролю на обычных мотоциклахи хотя, конечно, не прерывает подачу топлива и не обрубаетзажигание, но также помогает управиться с колоссальным моментом.Наш маршрут поначалу пролегал через крохотные городки,где главный источник доходов – штрафы за превышение скорости. Вот там я узнал главный недостаток электробайков: пешеходы их просто не слышат! Ведь все звуки, которые издаетMission R на малой скорости, – это шлепки шин, позвякиваниецепи и еле слышное подвывание прямозубых шестерен редуктора. Но стоит проехать городок и открыть ручку газа, как мотор издает победный вопль – прямо как шестицилиндровыйсентябрь 2012 moto.zr.ru040-045 test mission R.indd 41418/16/12 7:59 PM ТЕСТMISSION Rгоночный двигатель. И не говорите,что электробайки пресны, потомучто бесшумны. Звук электромоторана высоких оборотах так хорош, чтоего можно записывать на CD.Но сколь бы длинным ни был прямой участок дороги, он всегда слишком быстро кончается – потому чтоускорение Mission R не спадает принаборе оборотов. В этом отношениис ним не могут сравниться даже снаряды MotoGP. И это несмотря на внушительную массу мотоцикла – 248 кг.Впрочем, полностью регулируемыеподвески Öhlins хорошо управляются с таким весом, он даже помогаетне рыскать байку при наезде на дорожные неровности. Причем мы неменяли настройки, заточенные под«Лагуна Сека» – видимо, мой лишний вес компенсировал те 14 кг, накоторые гоночная версия легче дорожной.Электромотор соединен с редуктором через одноступенчатую планетарную передачу – никаких рычагов сцепления и перемены передач,так что вы можете целиком сосредоточиться на управлении. В соединении с колоссальным крутящим моментом это означает, что вы в любоймомент и на любой скорости на нужнужной передаче. Перед поездкойой Лафордж подключил программуу рекуперации, так что на входев поворот я мог тормозить двигавигателем, лишь слегка помогая емутормозами Brembo. А на выхооде я с легкостью уходил отего Yamaha R1, используяпреимущество в тяге.Но главное различиемежду прототипом MissionOne и нынешним R даже нев удобстве использованиякрутящего момента,а в превосходной управляемости, которую обеспечивает спроектированное Джеймсом Паркером шасси. Старый байкна вираже иногда резко подламыамывался, что не вдохновляло мчатьчать«на все деньги», а ворочать егов связках поворотов было простоостотяжело. Mission R великолепноно пишет кривую и не страдает избыточбыточной поворачиваемостью. Если бытак управлялся спортбайк с ДВС, онзаслуживал бы похвалы. Но такаяуправляемость у куда более тяжелого электробайка – это просто великолепно.Единственное, за что можно покритиковать Mission R – так это зато, что степень рекуперации высоковата, что мешает в затяжных скоро-42стных виражах. Я бы поставилпереключатель по крайней мерена четыре положения, чтобы вы сами могли выбирать степень рекуперации в зависимости от дорожныхусловий и собственных предпочтений. Впрочем, на машине, так напичканной электроникой, можно все регулировать в широких пределах:трекшн-контроль, анти-вили, различные программы зависимостичисла оборотов двигателя от положения ручки газа и так далее.И будьте уверены: ребята из MissionMotors над этим работают. Еще можно покритиковать слишком малыйугол поворота руля, что на улицахСан-Франциско с его трамваями неочень-то удобно. Но этот аппаратвсе-таки создан для побед в гонкахTTXGP, так что не будем его ругатьза непрактичность. На этих улицахСтив Мак-Квин распугивал обывателей в легендарном фильме Bullit.Мне, конечно, никогда не сравняться с Королем Крутизны, но за рулемMission R я бы порвал его FordMustang на тряпочки!Планшет, который на Mission Rвыполняет роль приборной панели,вооружен всеми этими GPS, Wi-Fi,посто3G и 4G, так что он не только постоКРАТКИЙ КУРС ЭЛЕКТРОТЕХНИКИТаинства устройства электробайка – большая загадка дляобычных мотоциклистов, которым и заморочек с ДВС хватает.Поэтому я благодарен главному конструктору Mission MotorsДжораху Уайеру и ведущемуинженеру по программномуобеспечению Сету Лафорджуза проведенный со мной ликбез.У любого транспортного средства на электротяге есть триглавных компонента: мотор,контроллер и аккумулятор. Всюархитектуру Mission R определяют цилиндрический электромотор мощностью 120 кВт(1(163,2 л.с.) и потребные для егоппитания батареи. Ключевыеффакторы для аккумулятора –ссколько мощности вы можетеиизвлечь на килограмм массыи сколько энергии вы сможетезапасти. Батарея на Mission Rсостоит из 96 пар ячеек, дляудобства компоновки объединенных в модули по 24 и 36ячеек.В отличие от традиционных литий-ионных цилиндрическихаккумуляторов, применяемых,например, на электромобилеTesla и на большинстве электромотоциклов, на Mission R использованы плоские литийполимерные аккумуляторыпроизводства южно-корейскойкомпании EIG. Они не толькокомпактнее, но и легче на 20%за счет отсутствия внутреннегометаллического каркаса.Посредником между аккумулятором и электромотором выступает блок управления –контроллер. «Он полностьюДля лучшей развесовкиаккумуляторы сосредоточеныу центра масс мотоцикла.И углепластиковые корпуса батарей,и электромотор включены в силовуюсхему рамы. Масса аккумуляторови контроллера – 136 кг.янно собирает информацию, но итут же отправляет ее в штаб-квартиру компании. Большой Брат следитза тобой! По возвращении в Хьюстон… пардон, Mission Motors генеральный директор компании ДжитБхаттачарья сказал мне: «Максимальная скорость во время вашейпоездки составила 96 миль в час(154,5 км/ч). Ну ничего, завтра наmoto.zr.ru сентябрь 2012040-045 test mission R.indd 428/16/12 8:00 PM Основа панелиприборов –7-дюймовыйпланшетSamsung.определяет поведениеи динамику мотоцикла, поэтому контроллер – самаяважная деталь электробайка, –утверждает Лафордж. – Егопрограммное обеспечениедиктует отдачу мощности: насколько отзывчив мотор надвижение ручки газа, как онведет себя при пробуксовкахи так далее. Мы делаем свойсобственный контроллер,потому что хотим быть полностью уверены в его работе». Контроллер управляет380-вольтовым трехфазнымэлектромотором переменноготока. При работе двигателя выделяется столько тепла, чтоему необходимо масляное охлаждение. Да и сам контрол-ДИЗАЙН ЭЛЕКТРОБАЙКАРАЗРАБОТАЛ ТИМ ПРЕНТИС АВТОР ТАКИХ МОТОЦИКЛОВ,КАК HONDA RUNE И TRIUMPHTHUNDERBIRD.лертак нагревается, что его тоже пришлось снабдить жидкостнымохлаждением. «Некоторыеэлектродвигатели имеют обмотки на роторе, – объясняетУайер, – поэтому в их конструкцию введены передающиеток щетки – блоки из углерода.Они быстро изнашиваются –как уплотнения в роторномдвигателе. Но наш мотор –бесщеточного типа, поэтомуу нас изнашиваются толькоподшипники. Это очень надежный мотор: и он, и батарея  рассчитаны на пробег240 000 км».Еще один важнейший параметр – запас хода. «На автостраде при постоянной скорости 90–100 км/ч он составитпримерно 200 км, – рассказывает Уайер. – В гонке Стив накаждом круге на прямых раз-гонялся до 210 км/ч, и послевосьми кругов у него осталосьеще больше 10 % заряда. Ново время рекордного заезда,когда скорость постоянно выше 240 км/ч, аккумуляторыразряжаются моментально –мы убедились в этом на Бонневиле».А сколько времени перезаряжаются батареи? «От240-вольтовой розетки на30 А – около двух часов, –отвечает Уайер. – От розеткина 120 В – порядка восьми часов. Но технологии аккумуляторов развиваются быстро».Одна из причин, почему мы сами разрабатываем контроллер – чтобы разложить все помиллисекундам, – продолжаетДжорах. – Командам MotoGPи не снится такой уровень контроля, как у нас: мы можемрассчитать каждый Ньютонметр, подаваемый к заднемуколесу, в зависимости от поворота ручки газа. При этом намне надо заботиться ни о составе смеси, ни об опережениизажигания, да и высота надуровнем моря нас не волнует – напротив, чем разреженнее воздух, тем лучше. Постройте трассу на гореЭверест – и мы порвем всех!»Контроллер размещен в нижнейчасти электробайка.Шасси Mission Rразрабатывал ДжеймсПаркер, изобретательподвески RADD,примененной на YamahaGTS1000.040-045 test mission R.indd 438/16/12 8:00 PM ТЕСТMISSION RMISSION Rданные производителя> ОБЩИЕ ДАННЫЕМодельный год2012Сухая масса, кг248База, ммрегулируемая (>1460)Вылет, ммрегулируемый (стандартный 96)Угол наклона рулевойколонки, град.регулируемый(стандартный 23,5)> ДВИГАТЕЛЬТиптрехфазный электромоторпеременного токаМакс. мощность, л.с.163,2Макс. крутящий момент,Нм при об/мин156/0–6400Система охлажденияжидкостнаяГлавная передачацепь> ХОДОВАЯ ЧАСТЬРамапространственная,композитная,сталь и алюм. сплавПередняя подвескателескопическаявилка Öhlins TTX25,полностью регулируемаяЗадняя подвескамаятниковая,с прогрессивной характеристикой,консольным креплением колесаи полностью регулируемыммоноамортизатором Öhlins TTX36Тормозная системагидравлическая,раздельнаяПередний тормозBrembo,два диска ∅ 320 мми 4-поршневые радиальные скобыЗадний тормозКолесаBrembo,диск ∅ 245 мми 2-поршневая скобаMarchesini, кованые,магниевый сплавПередняя шина120/70–17Задняя шина190/60–17гоночной трассе мы дадим вам преодолеть 100-мильный барьер».Превращение дорожного аппарата в гоночный снаряд свелось нетолько к удалению светотехники, замене шин и пластика. Мне еще и отключили программу рекуперации,так что торможение двигателем свелось к минимуму. Теперь Mission Rстал напоминать 500-кубовые гоночные мотоциклы 90-х годов. Илипервую 990-кубовую Yamaha M1Макса Бьяджи образца 2002 года –44японские инженеры с помощью всяких механических и электронныхухищрений свели торможение двигателем к минимуму, чтобы облегчить переход с двухтактных моторовна четырехтактные.А это означает, что я могу резкосбрасывать газ, не беспокоясьо чаттере заднего колеса. Мне приходится начинать тормозить раньше,зато замедление прозрачнее – в него не вмешивается торможение двигателем. Даже если я давлю на тор-моза со всей силы, мотоцикл нетеряет стабильности. К тому жебольшая масса байка способствуеттому, что передняя шина на торможении хорошо нагружается.Три раза за круг я выкручивал ручку газа до упора, наслаждаясь бешеным ускорением и сопутствующимему звуковым сопровождением. Прогрессивная реакция на открытие газасделала мотоцикл гораздо болееконтролируемым и послушным, чемMission One, но при этом – вот пара-moto.zr.ru сентябрь 2012040-045 test mission R.indd 448/16/12 8:00 PM Mission One –прототип, которыйя испытывал два годаназад (см. «Мото»№ 8-2010).MISSION R ВСЕЛЯЕТНАДЕЖДУ, ЧТО И ВОВРЕМЕНА ВСЕОБЩЕЙЭЛЕКТРИФИКАЦИИ МЫБУДЕМ ЕЗДИТЬ БЫСТРОИ ПОЛУЧАТЬ ОТ ЭТОГОУДОВОЛЬСТВИЕ.докс! – его стало труднее подниматьна заднее колесо.Нет сомнений: Mission R – новаяступень развития спортбайка. Онпоказывает нам, что мы и в будущем будем ездить быстро и получать от этого удовольствие. «Меняв этой работе привлекает не толькоуменьшение вредных выбросов, –сказал Бхаттачарья. – Мир меняетсяочень быстро, и уже скоро мы ощутим нехватку ископаемого топлива.И мы будем извлекать большеэлектричества из энергии атома,солнца, ветра. Значит, и мотоциклам придется перейти на электротягу. Но обычно мы воспринимаемэлектроаппараты как тяжелыеи медлительные машины, единственное достоинство которых – в ихэкологических показателях. Чтобыразвеять это заблуждение, мы и создали электробайк, который взрывает мозг не хуже гоночноймашины. В этом наша миссия, и онавыполнима».Mission R – электробайк, которыйне уступает своей динамикой нетолько дорожным спортбайкам,но и машинам MotoGP. К тому жеу него превосходное шасси конструкции Джеймса Паркера. Такчто и в электрическом будущеммы не лишимся удовольствия отвождения. С нетерпением жду серийную версию!ПереводАлександраВОРОНЦОВАТормозамBremboпомогаетсистемарекуперации.сентябрь 2012 moto.zr.ru040-045 test mission R.indd 45458/16/12 8:00 PM