118
119
120
121
ЭКСТРИМТАЕЖНЫМИ ТРОПАМИ ПРИМОРЬЯтекст Алексея ШЕСТОБАЕВА, фото участников пробегаНАЛЕГКЕ ПО ТАЙГЕВстретились мы в поселке Чугуевка. Конкретного плана не было. Это мне понравилось, хотяи настораживало. Всю навигацию взял на себяSergey K. Не знаю, то ли в прошлой жизни онкомпасом был, то ли у него карта Приморьяв голове загружена, но ориентировался он кудалучше нас. Поэтому мы с Havl’ом только молчачесали затылки, в шоке от его идей. Маршрутон придумал такой: от последней заправкивъезжаем в тайгу и едем на восток наскольковозможно, в идеале – до моря. Примерно такимпутем прошел В. К. Арсеньев в 1907 году, только от моря. Чтобы там еще кто-то проходил,я не слышал.118Первый день запомнился количеством заправок – их было аж четыре! Бака хватало всегона 170–190 км. Продубасив по грунтовке около600 км, мы с Havl’ом заметили, что «командорапробега», который шел последним, с нами уженет. Из-за пыли мы держали между собой большую дистанцию, а ближний свет у пропавшегопотух сразу после выезда. Остановили несколько машин, но они мотоциклиста на дороге невидели. Накануне же мы обсуждали байку, какв верховьях Арму инопланетяне мужика забрали. Ну, думаем, пошел Серега на опыты! Едемобратно, а в голову мысли нехорошие лезут…Не про инопланетян, конечно, а что вся картошка у него была. Оказалось, он колесо пробил ив сторонку съехал. Чудом нашли!Двумя часами ранее в кафе села РощиноСерега пристал к мужикам за соседним столиком: «А есть ли дорога от поселка Восток доморя, но чтобы обязательно через тайгу, а тонам трудностей хочется, потому что мы их небоимся и спим стоя в гамаке». Я был уверен,что его пошлют куда дальше, чем мы собирались, но у них завязался разговор на своемmoto.zr.ru ноябрь 2012118-121 club taiga.indd 11810/11/12 9:56 PM Хотите, чтобы о вашем путешествии узнали?Пишите по адресу [email protected]Северная часть Приморского края – места малолюдные и необжитые, если не сказать дикие. Тайга в первозданном виде. Судя по картам, дорог здесь нет. Но, по рассказам рыбаков и охотников, есть тропы, просекии лесовозные дороги. Вот по ним и решили побродить два Сергея и я. Познакомились мы на мотофоруме,все из разных мест: Сергей «Sergey K» на Suzuki Djebel из Партизанска, Сергей «Havl» на Honda XR250 Bajaиз Владивостока и я на Suzuki DRZ-400 из Уссурийска.языке: «…верховья… броды… перевал… вахты… лесовозы из-за поворота навстречу»…Сначала Игорь (так представился мужик в камуфляжных штанах) хотел начертать план насалфетке. Потом отнял у меня карту, которуюя прихватил для психологического спокойствия(понять самому, где мы находимся, у меня неполучалось), и на ней нарисовал план на третьтого пути, который Серега задумал. В концепоставил крест и сказал, что там его база, гдеможно остановиться. Но в связи с поисками отставшего Сереги на эту базу мы не успевали.Чтобы не мучиться с палатками ночью, свернули на дорогу, которая на карте есть, а на самомделе ее нет: через 5 метров уперлись в мост издосок, а рядом на берегу реки увидели замечательную поляну. Тут и кострище из камней,и дрова, и место под палатку, выложенное досками, вырванными из моста. Серега надергализ речки хариуса, так что ужин тоже образовался. А еще мошка, гнус, комары, оводы…Но костер, энцефалитка* и спрей избавилиот их общества.Серега сделал уху. С первой ложки я понял,что за последнюю порцию будет драка. Нообошлось, еще на утро осталось. Пока мыс Havl’ом чистили картошку, Серега развел костер при помощи бензина. И вдруг – мат-перемат! Огонь добрался до пластиковой канистры,и она вспыхнула. Недолго думая, я швырнул еев реку. Бензин всплыл, и мы увидели, как горитрека. Ни разу не видел, как вода горит – круто!Канистру быстро выловили. Бензин сильно нерастекся, а то сгорело бы все вместе с полянкой и мотоциклами. За ужином единогласно решили: «Подъем в 6 утра!» Проснулись в 10…Ночью мне чудились медведи, кто-то трясмою палатку. Потом догадался, что растяжкиПОСРЕДИ НОЧИ ПРОСНУЛИСЬ ОТТОГО, ЧТО КТОТО ДЕРНУЛ ЗАКРЫТУЮНА КРЮЧОК ДВЕРЬ. ПОДОЖДАЛИ. НИКТО БОЛЬШЕ НЕ ЛОМИЛСЯ,И МЫ УСНУЛИ. ОКАЗАЛОСЬ, ЧТО ДВЕРЬ ОТКРЫВАЕТСЯ САМА ПО СЕБЕ ТО ЛИ ОТ СКВОЗНЯКА, ТО ЛИ ЕЩЕ ОТ ЧЕГО. ЭТО МЫ УТРОМ ПОНЯЛИ,КОГДА ВО ВРЕМЯ ЗАВТРАКА ОНА ВДРУГ С ШУМОМ РАСПАХНУЛАСЬ.* Энцефалитка – специальная куртка или костюм, пропитанный веществами, отпугивающими кровососущих насекомых.я привязал к доскам, на которых поставил палатку, и, когда ворочался, палатка ходила ходуном.Утром при укладке багажа обнаружили, чтоболт крепления багажника «Бахи» остался гдето между Чугуевкой и Востоком. Итак, программа-минимум: поиск подходящего болта в поселке, ремонт пробитой камеры, а также заправка.Местные отнеслись к нам доброжелательно: нашли нужный болт, бесплатно заклеили камеру.Говорили, что мы молодцы. Но меня не покидалоощущение, что так взрослые подбадривают маленьких детей за маленькие успехи. Половинажителей поселка выглядели как вышедшие изтайги геологи на фото из советской газеты.И вот мы снова в тайге. Шли по маршруту,показанному Игорем из кафе. Я ожидал, что будем продираться с помощью мачете и «такой-томатери», но лесовозная дорога – просто хайвей. В одном из поворотов нас чуть не снесгруженный лесом КамАЗ без лобового стеклаи со сложенной «домиком» крышей. Наверное,наказание такое для водителя: разбил машину – гоняй без лобовухи. А оводы, которые стучались в мой визор, были сантиметров по пять…в ширину.Одной из вешек, указанных Игорем, былиостатки автобуса неизвестной марки. Второйвешкой был какой-то крест, о котором все местные знали, говорили «доедете до креста…»,а о том, что он в стороне и с дороги его не видно, никто и не заикнулся. Я искал его глазами,ноябрь 2012 moto.zr.ru118-121 club taiga.indd 11911910/11/12 9:56 PM ЭКСТРИМТАЕЖНЫМИ ТРОПАМИ ПРИМОРЬЯпока Серега меня к нему не проводил. Как онузнал место, мне не понять никогда. Крест этотустановлен в честь открытия русскими первопроходцами реки Уссури. По Пекинскому договору 1859 года по ней была очерчена границас Китаем, а до того эта территория считаласьобщей. Но почему этот крест установлен на одном из тысячи притоков реки Уссури, известнотолько казакам. Скорее всего, тяжелый он, тащить до Уссури поленились. Прямо у крестасовсем недавно был мост, через него шла дорога на реку Арму. Увидели лишь бревна внизу – то, что от него осталось.По дороге встретились лесорубы. Один изних помахал бензопилой. Что это было – приветствие или «проваливайте отсюда!» – я непонял, но газу на всякий случай прибавил.Взобрались на перевал Моховой. Почемуон так называется, я понял, когда увидел, какSergey K развалился недалеко от дороги на мху,как на поролоне. Он немного оторвался от нас,пока мы фотали лесоруба с безопасного расстояния.Всю дорогу не покидало ощущение тайги.Настоящей. Наверное, только она может датьнеповторимое чувство свободы от мирскойсуеты, слияния с природой. Только тут думается обо всем и глобально. Обо всей планете,о прожитой жизни, о друзьях и родственниках.120А в конце ездового дня наступает какая-токристальная ясность. Если ты, конечно, сразуне валишься с ног и не засыпаешь…На базу приехали еще засветло. Когда Игорьговорил о базе, я почему-то представлял базуотдыха, только не догонял, какой дурак такдалеко поедет. Оказалось, это база для охотников-рыбаков, типа улучшенного зимовьяс банькой. А для дополнительной экономической составляющей есть пилорама, на которойработают два рыжих мужика Костя и Алексей.Без лишних разговоров они предложили остановиться на ночлег и денег не попросили (номы их все-таки всучили по отъезду).Занесли вещи в домик. Искупались, порыбачили немного. Поставили вариться уху. И тутпримчались пьяные охотники. Два Егора – одинместный, другой из Владивостока. Местный потащил меня на кухню показывать, как надо ухуварить.Тайга – это прежде всего труд. Когда начинают говорить о романтике тайги, люди, которыеимеют к ней отношение, сразу же кривятся.– Хорошо у вас – воздух, природа… Райпочти!– Хрен там! Это отдыхать рай, а житьздесь – каторга. Этой зимой на градуснике,который до –50°С, жидкость даже в каналне вышла. А работать надо!..Сварили уху, сели за стол. Егор начал рассказывать охотничьи байки. Как-то рыбаки на лодке с мотором увидели медведя, переплывающего реку. Решили накинуть ему на шею цепьи встать на якорь, а течение тянуло бы мишкувниз. Задушим, мол, его, вот и добыча! Мишаплыл медленно и выглядел безобидно, но кактолько занесли цепь у него над головой… «Дальше, – говорит, – помним, что мы уже в реке,а медведь в лодке». Причем двое, что на носулодки были, вообще не помнят, как в воде оказались, а тот, что на моторе, отчетливо помнит:«Поднимаю, – говорит, – глаза, а в лодке медведь стоит! Я как аквалангист спиной назад –кувырк! К берегу гребем и думаем: «Во блин,добыли медведя!..» Лодку, разбитую рекой,через несколько дней в заломе нашли.С собой охотники привезли трех котят; двемолодые кошки тут уже жили. Эдакий коммандос по истреблению грызунов. Но, как пояснилЕгор, это только на лето, к зиме их здесь ужене будет, так как для тигра кормовой базы нет,и красные волки хозяйничают – они всех кошекк зиме сожрут. Я, честно говоря, обалдел от такой суровой правды… А пока кошки радовались жизни. Рыжая, самая бойкая, переловилаи съела всех бабочек в домике, а потом сперласамую жирную рыбу из нашего улова. У менябы, наверное, пропал аппетит, если бы я знал,что меня сожрут через пару месяцев. Так чтосчастье в неведении!Пока слушали байки, мокрец – самая мелкаямошка, которую не останавливает никакая сетка, – начал поедать нас без соли. Егор достал«Дихлофос» и обильно оросил им комнату.Я подумал: «Он что, не знает, что это убиваетне только мошек, но и вообще все живое?»Мошке этот выпад показался неубедительным,а вот у меня в горле запершило, и я, опасаясь,что Егор устроит газовую камеру, побежал задымящейся спиралью. Стало полегче. И тут мыmoto.zr.ru ноябрь 2012118-121 club taiga.indd 12010/11/12 9:56 PM заметили, что всё на столе покрывается черными точками, а в луче фонарика идет дождь измошки. Сначала считал их в кружке пива, а после 14 штук забил. Остальные тоже не обращаливнимания на эти мелочи.Поужинав с нами, Егоры засобирались на охоту. Я говорю: «Час ночи же на дворе!» «А мыс фарой полицейско-японской, – отвечает пьяный Егор, заряжая СКС патронами калибра 7,62. –Как блеснут глаза в темноте, туда и долбишь.Поехали с нами!» «Не, не, не, что-то так спатьохота, да и вставать рано!..» На том и разошлись. Полночи Егоры палили так, что мы чувствовали себя, как на фронте. Когда стрельбазатихла (то ли патроны кончились, то ли всехзверей перебили), я вышел на улицу. И туткакое-то хрипенье позади, кто-то за спинойесть… В тот момент я понял, из какого местау человека выделяется адреналин. «Всё, – думаю, – отмучился…» Поворачиваюсь – коньстоит, черный. Прохрипел еще разок, фыркнули пошел дальше траву щипать.Вечером небо хмурилось. Я с видом знатокаповедал Серегам, что это фигня, небольшойдождик максимум, так как не парит, и вообще –я чувствую, когда дождь собирается зарядитьнадолго… Всю оставшуюся часть поездки дождьлил не переставая! Мы испытали все его виды:прямой, косой, мелкий, крупный, секущий, с туманом, с ветром, с сильным ветром…Планировали выехать к реке Максимовкеили на Амгу, но дороги мы не знали, а местныетолком объяснить не могли. Решили ехать навосток и ориентироваться на месте. Дорогиразмыло, речки вспучились и помутнели. Напути было много упавших ночью деревьев. Мыдважды сбивались с курса. Поднявшись по одному из притоков реки Валенку, наткнулись налагерь лесорубов. Недалеко от него у дорогистояли лошади, которые рванули впереди насгалопом и неслись пару километров, как быпоказывая нам дорогу и одновременно удобряяее парным навозом.Лесорубы объяснили, куда нужно ехать. Нампредстояло перевалить через гору 1500 м высотой, название которой на картах не нашли.На ее склонах берут начало реки Валенку, Армуи Обильная.Перевал шикарный, но непогода не позволила насладиться видами. Ночной ливень смылчасть дороги на перевале. Ее пыталась поправить дорожная техника. Пришлось проезжатьпо краю обрыва, а между пропастью и экскаватором – всего метр. Забыв про боковые сумки,я прижался к экскаватору, зацепился за гусеницу, и меня мотнуло в сторону. Страшно, блин!Бульдозерист объяснил, куда нам ехать дальше, и, пожелав удачи, сказал, что мы придурки.Мокрые и замерзшие, мы выскочили к рекеКема, а далее вниз по течению выехали на дорогу, идущую до Амгу. Сергей вел нас на горячие источники св. Елены, где можно встать наночлег. Но мост смыло, а уровень воды в рекене позволил перейти ее вброд. Теплые ванныс температурой +38°С, о которых мы мечталивсю дорогу, обломились. Хорошо, был еще запасной вариант – зимовье возле дороги в 35 кмдо Амгу, где мы и встали на третью ночевку.Перед входом лежал кусок змеиной кожи –кто-то здесь недавно полинял, наверное,полоз.Серега «K» рванул на речку за рыбой, а мызанялись заготовкой дров. Havl полез на чердак за парой сухих деревяшек на растопку, ая решил срубить деревце. Только отошел от дома, слышу крики и мат, а из-за домика выбегаетHavl, явно сваливая от кого-то. «Ну, – думаю, –увижу, наконец, медведя!» Все оказалось проще: в тумбочке, на которую Сергей встал, жилидикие пчелы, и им не понравилась перестановка мебели. Слава богу, на улице дождь, и онисразу отстали.Наконец печь растоплена, вещи сушатся.Рыбалка оказалась не очень удачной, так какне нашлось подходящей наживки. Но без уловаСерега ни разу не возвращался.Всю ночь поливало как из ведра. Посрединочи проснулись оттого, что кто-то дернул закрытую на крючок дверь. Подождали. Никтобольше не ломился, и мы уснули. Оказалось,что дверь один раз за пару часов открываетсясама по себе – то ли от сквозняка, то ли ещеот чего. Это мы утром поняли, когда во времязавтрака она вдруг с шумом распахнулась.В связи с «нелетной» погодой было решенопилить домой, но с заездом на пороги на Кеме.Последний день был угрюмым подвигом. Черезнепрекращающийся дождь, насквозь промокшие и замерзшие, мы с Серегой «К» проехалипо 700 км, а Havl – более восьмисот. Последние220 км я ехал практически на ощупь, по габаритам впереди идущего Havl’а. Моя фара освещала только кусочек переднего крыла, у негос фарой дела обстояли лучше, но из-за загрузки она светила вверх, а не на дорогу. Серега«К» по темноте ехал уже без нас и тоже помучился без ближнего света – дальний лес освещает, а дорогу – нет.Дома я был в три ночи. Пару часов не отпускало странное ощущение, что я между двумямирами. Мне не верилось в то, что я дома, ив то, что еще сегодня утром я ночевал в тайге.Эти четверо суток впечатались в мою память,как отдельная маленькая жизнь, абсолютноне похожая на повседневную.ноябрь 2012 moto.zr.ru118-121 club taiga.indd 12112110/11/12 9:56 PM