92
93
94
95
МАСТЕРСКАЯНАИВНО ПОЛАГАТЬ, ЧТО ПРИ ПОКУПКЕ ПОДЕРЖАННОГО МОТА БЕЗ КИКА МОЖНО ВЫТОРГОВАТЬ ЦЕНУНОВОГО КОМПЛЕКТА. ДАЖЕ ЕСЛИ ЗАКАЗЫВАТЬ ДЕТАЛИ ПО ИНТЕРНЕТУ, КИК ОБОЙДЕТСЯ ПРИМЕРНОВ 400 ЕВРО, А ТО И БОЛЬШЕ ЗАВИСИТ ОТ МОДЕЛИ  И ЭТО НЕ СЧИТАЯ ДОСТАВКИ. КОМПЛЕКТ Б/У МОЖНОКУПИТЬ КАК МИНИМУМ ВПОЛОВИНУ ДЕШЕВЛЕ. КОНЕЧНО, НЕ СЧИТАЯ РАБОТЫ.Производители знают, на чем экономить. В ноутбук вставляют аккумуляторполегче (и емкостью поменьше), автомобиль «в базе» лишают почтивсех прелестей комфорта, вдобавок заменив дорогую обивку вонючимполуфабрикатом, а мотоциклы эндуро выпускают с пластмассовой затычкойна месте кикстартера. Для той же Японии, где легкие эндуро в основномиспользуются для коротких поездок по асфальту, отсутствие «кривойпалки», скорее, благо: минус пара килограмм всяких железок. Но когда такие«кастрированные» аппараты попадают в Россию, многие из них обретаютнедостающий орган.В А ЕМИЛВАУСТАН СТАРТЕРКИККИК  РАЗ, КИК  ДВА!текст Николая САЗОНОВА, фото автора и с djebel-club.ruКак правило, даже если у эндуро нет кика, таковой предусмотрен в качестве опции.Бывает и так, что кик отсутствует в одном поколении модели, но наличествует в другом. Или появляется послерестайлинга, как, например,у Suzuki Djebel 250XC после2000 года. Разумеется, логично искать комплект именно для своего мотоцикла – онточно подойдет без проблем, – но есть и исключения, о них чуть позже. А сначала немного экономики.Наивно полагать, что припокупке подержанного мотабез кика можно выторговатьцену нового комплекта. Дажеесли заказывать детали поинтернету, кик обойдетсяпримерно в 400 евро, а тои больше (зависит от модели) – и это не считая доставки. Поэтому лучше сразу искать комплектный мот. Норынок эндуро у нас скуден,поэтому бывает, что найденочень хороший мотоцикл, нокик к нему придется докупать. Тогда и детали в основном тоже ищем б/у. На интернет-аукционе (или, прощеговоря, мировой барахолке)eBay немало предложений.Но полный набор вы вряд линайдете. Во всяком случае,в одном месте и в одно время. Поэтому часть из них при-92дется заказать-таки у производителя. И все же такудается сэкономить 200-300евро, то есть больше половины суммы.Итак, что же нам понадобится? Во-первых, каталогдеталей мотоцикла (для«японцев» удобно воспользоваться тем же megazip.ru,заодно и заказать можно).Во-вторых, мануал по ремонту – хотя бы для того, чтобысоблюсти моменты затяжки1крепежа. В-третьих, собственно детали, инструмент и, 1. Так выглядит Djebel 250 конца 90-х: белая рама, на месте кика – черная пластмассовая заглушка.конечно, навыки обращения3с ними. Составляя список де2талей, не забудьте те, что2. Комплект деталей4кикстартера:1–валв комплект кикстартера нев сборе (б/у обычно продаютвходят, но почти навернякаименно в таком виде; будьте1понадобятся – в частности,внимательны: тонкаяпрокладка крышки картера.шайба на конце вала частоотсутствует, но можноТакже запаситесь фиксатоподходящую);ром резьбы (достаточно сла- подобрать2 – промежуточная шестернябого – синего). Кроме того,со втулкой (в каталогемонтаж кика – хороший поэто две разные детали);вод для диагностики состоя- 3 – серповидная пластина(ограничитель) с двумяния сцепления и замены девинтами (те, что стоятталей, поэтому желательнона их месте, не подходят,приурочить эту операциютак как новые – с потайной25головкой, под конусныек большому ТО, и лучше зиотверстия в пластине);мой: для одних это сезон4 – упор и разобщитель«спячки», когда недостаюхраповика с двумя винтамищих деталей можно и подож- (они также заменяют дваболее коротких винта, чтодать, а тем, кто сезон не зауже имеются в двигателе);крывает, не придется долго5 – рычаг. Также понадобятсяотмывать двигатель – послепрокладка правой крышкипрохватов по снежной целине картера и сальник валакикстартера.он всегда чистый.moto-magazine.ru декабрь 2012092-095 rem master.indd 9211/13/12 1:12 AM ЗАКАЗЫВАЯ??ПЕРВЫЕ ДВЕКОМПЛЕКТЦИФРЫ ДЕТАЛЕЙ, НЕ ЗАБУДЬТЕ МЕЛОЧЕВКУ ВКРЕПЕЖНЫЕОВАЛЕ ОБОЗНАЧАЮТВИНТЫ,, ПРОКЛАДКИ,Д , ШАЙБОЧКИ  ПОСЛЕДНИЕ НЕРЕДКОНЕДЕЛЮ,ОТСУТСТВУЮТПОСЛЕДНИЕБЭУШНОМ ОМНАБОРЕ.КОНЕЧНО, САЛЬНИК ВАЛАОТСУОТС ТССУТСТВТВУЮУЮТТ В ББЭУЭ ШНЭУШМ НАНБООРЕРЕ.. КОГОДКИКСТАРТЕРАВЫПУСКАПОНАДОБИТСЯШИНЫЛЮБОМСЛУЧАЕКИИКСКСТАТАРТРТЕРЕРАА ПООНАНАДОД ??БИИТСЯЯ В ЛЮЮБОБОММ СЛСЛУЧУЧАЕА НОВЫЙ.3‣ ПРАКТИКУМ‣ МАСТЕРСКАЯс.66,с.92МОЗГОДРОМ, САМОПАЛс.69с.96, КОНКУРСЫ, КОНКУРС с.99с.6943. В отличие от шестерен и вала, рычагвполне может подойти и от другогомотоцикла. Этим можно воспользоватьсядля тюнинга, установив более длинныйкик, что особенно ценно для «легковесов».На картинке – деталь от 350-ки, котораяподошла и к Djebel 250 (она заметно длиннее«стоковой» – см. фото 33, 34).4. Кроме того, понадобится новая подножка (или ее изогнутыйкронштейн). Старая (справа) будет ограничивать ход кика.7566. Шестигранникамиотворачиваем винт креплениялапки тормоза и два винтакрепления цилиндра.7. Покачивая, снимаем лапку с оси и отсоединяем от неепружинки. Проследим, чтобы не потерялись сальники наоси лапки (запоминаем их положение – канавкой наружу).Отворачиваем болты крепления правой подножкиводителя и снимаем ее.5. Вначале хорошенько отчистим крышку и нависающие детали от непрочнодержащейся грязи. Абсолютно чистыми эндуро обязаны быть только изнутри –что нам и надо соблюсти. Сливаем масло из картера. Затем, отвернув болткрепления рычага выжима сцепления, снимаем рычаг с вала (так при сборкене придется «ловить» его положение).89109, 10. ЧтобыЭТА РАБОТАЗУ НАС ДВА АНЯЛАВМЕСТЕ СО ЧАСАССПЕЦИНСТР ЪЕМКОЙ.НЕ ПОТРЕБ УМЕНТАОВАЛОСЬ.не разъединятьмаслянуюмагистраль(на фото 11),снимаем маслорадиатор. Для этогоотворачиваем дваболта крепления егорамки (при сборкенаносим на резьбусиний фиксатор).8. Пружинку датчикатормоза отводимв сторону и закрепляемк раме.11. Отворачиваем11болты креплениякрышки картераи крышки масляногофильтра (не потеряйтепружинку и прокладкуфильтра).декабрь 2012 moto-magazine.ru092-095 rem master.indd 939311/13/12 1:12 AM МАСТЕРСКАЯ12НЕ СТОИТ ПЫТАТЬСЯ СДЕЛАТЬ ВСЮ РАБОТУ, ПОЛАГАЯСЬ НА ГЛАЗИ ИНЖЕНЕРНОЕ ЧУТЬЕ. МОМЕНТЫ ЗАТЯЖКИ И МЕСТА НАНЕСЕНИЯФИКСАТОРА РЕЗЬБЫ СТОИТ ПОСМОТРЕТЬ В МАНУАЛЕ. НУ И, КОНЕЧНО,ФФИСОБЛЮДАТЬ ИХ!СО131412. Чтобы зафиксироватьрасположение болтов и не потерятьих, пригодится кусок автомобильнойкамеры с отверстиями.13. Слегка постукивая резиновым молотком по крышке,отделяем ее. Если прокладка старая, не бойтесь еепорвать. Чтобы новая потом отделялась легче, приустановке смажьте маслом только одну ее сторону(лучше ту, что обращена к картеру).151614. Аккуратно отводим крышку на шланге.Прикрываем ее от грязи.1715. Включаем высшую передачу в КП. Отворачиваем болтыкрышки корзины сцепления и снимаем их вместе с шайбамии пружинами.16. Придерживая шток выжима сцепления, снимаем крышку.181917. Снимаем пакет дисков сцепления. Последнийдиск – большего внутреннего диаметра.519. Чтобы отвернуть гайку «на 27» барабана сцепления,устанавливаем лапку тормоза, закрепляем цилиндр и,наступив на нее, давим руками на ключ. Так как передача(плоское) – на основании корзины и виброгасящее (конусное) – включена, вал блокируется и гайка легко отворачивается.Обращаем внимание, что момент ее затяжки сравнительнона нем. Соприкасаются они по меньшему диаметру.невелик – всего 5 кгс-м, но при сборке край гайки надозакернить.118. Под пакетом дисков – два стальных кольца: упорное20242132222. Отвернув верхние винты крепления20. Снимаем барабан и упорную шайбу (она обращена21. Снимаем корзину. Ее втулку можноконусом вверх).оставить на валу.94маслоотражательной пластины 1, устанавливаемшестерню 2 со втулкой 3 и ограничитель 4,который закрепляем винтами с конусной головкой5 (на фото – неоригинальные винты). Винтынеобходимо посадить на фиксатор резьбы(см. фото 25 и 26).moto-magazine.ru декабрь 2012092-095 rem master.indd 9411/13/12 1:12 AM УСТАНОВКА КИКСТАРТЕРА  ХОРОШИЙ ПОВОД ДЛЯДЕТАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ СЦЕПЛЕНИЯ. ОПЯТЬ ЖЕ СТОИТЗАПАСТИСЬ МАНУАЛОМ, ЧТОБЫ ОЦЕНИТЬ, СКАЖЕМ,ОСАДКУ ПРУЖИН.КИКСТАРТЕР  НЕ ТОЛЬКО ХОРОШЕЕПОДСПОРЬЕ В ПОХОДЕ ВДАЛИ ОТЦИВИЛИЗАЦИИ, НО И ВЕСОМЫЙ БОНУСПРИ ПРОДАЖЕ МОТОЦИКЛА.24232523. Отворачиваем нижние винты креплениямаслоотражательной пластины.24. Так располагаем ограничительи разобщитель механизма кика.2625. Обезжириваем отверстиялетучим растворителем…28272926. …наносим фиксатор резьбы(синий) на винты…27. …и заворачиваем их.28. Устанавливаем вал в сборе30так, чтобы выступ на храповикесмотрел вниз (то есть неупирался в детали картера).3129. Заводим хвостик пружиныв отверстие.32. Собираем сцеплениеи устанавливаем крышку(снова сняв лапку тормоза).Чтобы не повредить сальник,на него и на шлицы вала стоитнанести консистентную смазку.Зафиксировав крышку болтами,проверяем, не задевает ли рычагкика за другие детали (если он«неродной»). Этот пришлосьнемного доработать «болгаркой».3230. Если все собрано правильно,промежуточная шестерня должнавращаться свободно, так какхраповик кика разобщен выступомна установленной пластине.3331. Выбиваем пластмассовую заглушку и запрессовываем сальниклюбой подходящей оправкой, например, гайкой с ровным торцом.343534. Проверяемукладку рычага: ондолжен фиксироватьсяв «походном» положениии не мешать посадке.35. Винты креплениярычага кика и лапкитормоза устанавливаемна фиксатор резьбы.3633. «Родной» рычаг заметно короче(срав. с фото 34).36. То же относится и к новойподножке водителя.Всё, работа сделана. Но, прежде чем на радостях заводитьмотор «с ноги», не забудьте залить в него масло!декабрь 2012 moto-magazine.ru092-095 rem master.indd 959511/13/12 1:13 AM