54
55
56
57
58
59
ТЕСТМОТОВЕЗДЕХОДЫ АТАМАНВ России, относящейся сегодня к «зоне рискованного производства», все женаходятся энтузиасты, готовые разрабатывать свои конструкции и изыскиватьресурсы. И, что самое парадоксальное, их продукция находит сбыт. И этосупротив мировых грантов, растущей мощи китайского мотопрома и избалованныхотечественных дилеров. Я бы не поверил, если бы не встреча с ВиталиемЛебедевым и его мотовездеходами «Атаман».текст Ивана КСЕНОФОНТОВА, фото автора и Ксении БЛАГОВОЙ«Атаман» LIGHTВНЕДОРОЖНЫЙ / 2012 /200 СМ3 / 6,5 Л. С. / 70 КГ50 000 РУБ.54«Атаман» ST9ВНЕДОРОЖНЫЙ / 2012 /270 СМ3 / 9 Л. С. / 100 КГ61 000 РУБ.moto-magazine.ru январь 2013054-059 test ataman.indd 5412/7/12 1:15 AM ».нство «Роконовтроено и больши ко на заднемусктаоспрый, тольсамой первой иТормоз – дисков иводится по-мотоНачнем осмотр сегкий» –«Л.прсhtонпеLigьдиесн»реЗдма.сетасеколемашины пона другихтой машины – «А рат без капотировкио этоГлядя на четыре– педалью, хотячт,мутьнопариетапвеклыйпоцигннмопривод,вестнеой,инточнныеседрулявмсяпоетмичанойи подножкаьма о монлях используимилдескфмольоктеиманиеемвндисъоввоетясндиктный хоук. Привлекане макеты длдля ног. Тут 4-та нужд (типа как на скутераха товарная прод,ме обычноахоргдфяке,атньстплмамеимилтострахя сумка наобычно, отстационарныхнанеяатхдлништрвтакуютоеуювсмо.орноийл.сскнзобак. Втнечно, 6,5потиция. Уж больразмещается бе ю в качестве опции,значительной ка –а генератора). Ко нако именносоодивдапрвигоненуввнеш3атляют, одже сумку, куплен обширном багажниных шин и моторос 200 см не впечровкой до громад етных.OHV славятся неепить наыкремзасхоижнелмоатигклцитакие двментомкоп под прицеп.отнюдь не мотопотрясающим мо я при ке. Установлен и фарманов» достаита9ью«Астнамоааеядивглубтая моде ль – STОдного взо заводятсчерБолее продвину и указывает мощпить их сходные в- на «низах». Они прекрасн °С и при этомцевыыобничтчео,точнизгото–30 до +40(цифра в обозна Здесь ус тановленная технологиятемпературах от ебовательны к качея).ты. Это упрощен ным сортаментомтрнеиность двигателныхотяичльэконом: системашей кубатуры,сыльнуления – с минима струментов же набомиьиелтьатесигНодва.ятки»инслевзмао(и«дасвуУуб.стонез маслсхожийаком,стальных трконс труктивнозбрызгиванием (б ты при ная: подубогибом, наждраватркидояазхотссмядянахоеноб99%олее совершет время рабоТехнологияиб.ва»)начии, с реойниркамраягаорогдлол)атаса«бсваркой инимумгидроамортизслабая обмоткьМис–еня.иочнаскеиввекжиттаимин,прклонахтареи.тяга пруж . Поокраски – тожеется пультовровкой преднакумуляторной басалиаккагуокиэтяд–ксовершенартоихдзщпяпокомплектуюмотоцикл да жеине ахти – лишьх простостиеничаенедсощойслвеэтпоос:уокПоэтомго за днее колесмиссии нетна руле и прибор ый прибор – счетчик«Рокона» – у то стко. Впрочем,спереди. В траневнедозниолеодпоетшьйсвлиме женет, а самыоз тольч или вариатора,тьзакреплено в рае применен тормкоробки переда ление. Это ограничиможно ус танови сяулкмоточасов. Везд , светотехника праквиуюепжнсцчаетоерыгажнласобеедлеропрконтаяаценнееко на задназон: заявлеовой сигие моде ли, онапукугдизвдриойтыкнатникаеност,еморуевает скствуют и элтически отсутстводавать толькок опция. Прис ут– 50 км/ч.запркакаеноалнеожимрхзмксвезавомае–енал. Таконие ударовплас тиково«Атама–шетьагаесйнт,тозане,диряоктаесенПодврочем,в виде спортинвльзоваухлых» шин. Впроги общего посчет упругости «пнам» выезд на дон.ния пока заказа«Атаман» TRIKE«Атаман» MAXВНЕДОРОЖНЫЙ / 2012 /150 СМ3 / 9,5 Л. С. / 95 КГВНЕДОРОЖНЫЙ / 2012 /150 СМ3 / 9,5 Л. С. / 110 КГ75 000 РУБ.85 000 РУБ.январь 2013 moto-magazine.ru054-059 test ataman.indd 555512/7/12 1:16 AM ТЕСТМОТОВЕЗДЕХОДЫ АТАМАНкрытие и щиток фары, напоминающий каску горнопроходчика.Обширные платформы для ногсоставляют одно целое с рамой.Бензобак расположен над мотором и идет с ним в комплекте. Длядоступа к горловине нужно поднять сиденье.«Атаман» Max – со скутернымблоком «мотор-трансмиссия», и оттого со значительно большей базойи весом. Зато его 150-кубовый двигатель мощнее, передаточное отношение изменяется и, что необычно,имеется передача заднего хода.Добавляют бонусов электростартери мощный генератор, позволяющийустановить нормальные фары и задний фонарь. Поскольку мотоциклполучился довольно длинный, появилась возможность разместитьпассажира. Собственно, это единственный полноценный двухместный мотоцикл из всех «Атаманов».На руле установлены скутерныепульты, а на панели перед сиденьем – контрольные лампы включения заднего хода и датчика низкогоуровня топлива. Тумблером включается обогрев ручек руля. Вариаторная трансмиссия позволила поднятьдо 80 км/ч максимальную скорость.Однако уникальность «Макса»в другом: он мотоцикл-трансформер. Всего за полчаса из двухколесного мотовездехода можно сделатьтрехколесный, заменив заднее колесо на ось с двумя колесами.Ну и последний из представленных на тест – «Атаман» Trike. Этоизначально трехколесная модельдля повышенной устойчивости.В ней, как и в «Максе», – скутерный150-кубовый двигатель с вариаторной трансмиссией. Два задних колеса, разнесенных по бокам мотора,позволили сократить базу машины.Аппарат имеет два багажника, причем задний – широкий, как на ATV.С осмотром покончили, очередьза ездовыми впечатлениями. Недавно мне удалось поездить наближайшем аналоге этих машин –американском «Роконе» (см. теств «Мото» №7-2012), хотя эта техника только первый год на рынкеРоссии. Есть и опыт подъема на«Баксане» на Эльбрус. Тестироваля в Коврове опытный двухколесный«Фермер» и, конечно, водил тульский ТМЗ-5.952, хотя шины у негоне такие «матерые». Так что сравнивать есть с чем.Но сначала – запуск двигателя. На«Атаманах» со скутерными блокамивсе банально: нажал тормоз, затемкнопку электростартера – и готово.Со «стационарками» надо выполнитьряд несложных манипуляций: открытьбензокран, включить обогатитель,дернуть за ручку стартера, закрытьобогатитель. Усилие совсем небольшое и, как правило, мотор начинаетухать после первого «дерга».Для тех, кто никогда не ездил надвухколесных мотоциклах с широ-Все управление двигателем, кроме газа (в виде обычной поворотной ручки на руле),вынесено на боковую панель возле двигателя. Здесь замок зажигания, кнопка «стопдвигателя», рычажки управления бензокраном и воздушной заслонкой при холодном запуске.АТАМАН LIGHTПодвесок нет, гашение ударов – за счетупругости «пухлых» шин.Вся светотехника – пять светодиодовспереди.56moto-magazine.ru январь 2013054-059 test ataman.indd 5612/7/12 1:16 AM кими шинами, первые ощущения,когда съезжаешь с асфальта на«пересеченку», всегда экстремальные. Дело в том, что чем шире шина, тем больше эффект «расколбаса» при изменении точки контактана неровностях. К этому надо привыкнуть и позволить мотоциклу несколько «гулять» под собой, корректируя лишь общее направление.В остальном управляемость мотоцикла на широких шинах не отличается от обычного: на нем такжеможно грохнуться, не справившисьс управлением. Только «Трайк» устойчив, но у него другая специфика – неразрезная ось задних колеспрепятствует повороту, и надо прикладывать усилие – тем большее,чем тверже грунт. Поэтому в поворотах приходится наклоном корпусазагружать переднее колесо, чтобыего не сносило. Зато это прекрасный тренажер для отработки вили.Общая черта эргономики всех«Атаманов» – высокая посадкаи возможность ехать стоя. Это настолько удобно, что садиться нехочется, к тому же так легче менять развесовку работой корпусаи сглаживать неровности. Впрочем, к моему удивлению, отсутствие подвесок на большинствемоделей почти не ощущалось: нагрунте, в грязи и в песке на скоростях до 50 км/ч управляютсяаппараты хорошо.Обнаружились две особенностиезды на Light и ST9. Во-первых, из-законструктивных особенностеймоторов база аппаратовполучилась короткой,что сделало ихсверхманевренными. Где-то это хорошо (маневрированиеАТАМАН ST9У «девятки»наиболеесовершеннаяходовая:подвески –с гидроамортизаторами,с регулировкойпреднатягапружин.Обширныеплатформы дляног составляютодно целоес рамой. Длядоступак горловине баканужно поднятьсиденье.январь 2013 moto-magazine.ru054-059 test ataman.indd 575712/7/12 1:16 AM ТЕСТМОТОВЕЗДЕХОДЫ АТАМАН«АТАМАН» LIGHT«АТАМАН» ST9данные производителяданные производителяАТАМАН MAXЭто единственныйполноценныйдвухместный мотоциклиз всех «Атаманов».> ОБЩИЕ ДАННЫЕ> ОБЩИЕ ДАННЫЕМодельный год2012Снаряженная масса, кг70Длина × ширина, мм1700×700База, мм1070Модельный год2012Снаряженная масса, кг100Длина × ширина, мм1800×700База, мм1130Высота по седлу, мм810Высота по седлу, мм900Дорожный просвет, мм300Дорожный просвет, мм300Объем бензобака, л3,9Топливобензин с ОЧ не менее 91Максимальная скорость, км/ч50Объем бензобака, л5Топливобензин с ОЧ не менее 91Максимальная скорость, км/ч50Грузоподъемность, кг120Грузоподъемность, кгАТАМАН TRIKEМасса буксируемого прицепа, кг до100Масса буксируемого прицепа, кгЗдесь, как и в «Максе», скутерный150-кубовый двигатель с вариаторнойтрансмиссией. Два задних колеса, разнесенныхпо бокам мотора, позволили сократить базу.«Трайк» имеет два багажника, причем задний –широкий, как на ATV.Тип1-цил., 4ТТип1-цил., 4ТГРМOHVГРМOHVРабочий объем, см3200Рабочий объем, см3> ДВИГАТЕЛЬ180до 200> ДВИГАТЕЛЬДиаметр цилиндра × ход поршня, ммСтепень сжатия68×5415Макс. мощность, л.с. при об/минМакс. крутящий момент,Нм при об/минСистема питания6,5/360013,2/3000карбюраторСистема охлаждениявоздушнаяпринудительнаяСистема запускаручной стартер270Диаметр цилиндра × ход поршня, ммСтепень сжатия77×5815Макс. мощность, л.с. при об/минМакс. крутящий момент,Нм при об/минСистема питания9,0/360019,1/3000карбюраторСистема охлаждениявоздушнаяпринудительнаяСистема запускаручной стартер> ТРАНСМИССИЯ> ТРАНСМИССИЯТипТипавтоматическое сцеплениев масляной ваннеавтоматическое сцеплениев масляной ваннеКоробка передачотсутствуетКоробка передачотсутствуетГлавная передачацепьюГлавная передачацепью> ХОДОВАЯ ЧАСТЬРама> ХОДОВАЯ ЧАСТЬтрубчатая, стальнаяПередняя подвескаотсутствуетЗадняя подвескаКолесаШины58Александрович собирает с первого номера). Там в новостях описывался шотландский мотоциклEcoRider, который буквально ошеломил. Еще бы: незатейливый аппарат с 5-сильным дизелем могтащить до 400 кг на прицепе, а набагажниках – 25+40 кг. Скорость,правда, до 60 км/ч, но зато высокая проходимость обеспечивалась значительным клиренсом и,самое главное, широкими шинами низкого давления от утилитар-трубчатая, стальнаяПередняя подвескарычажнаяс 2 амортизаторамиЗадняя подвескас 2 амортизаторамиотсутствуетТормозная системаДетство Виталия Лебедева в тульском городке Узловая не былоскучным: отец Александр Николаевич, начальник горкома ДОСААФ,приобщил мальца к «железкам».И эта тяга осталась на всю жизнь,хотя заниматься приходилосьразным. Так, в 2000-х он продавал плавающие вездеходы Argo.Дело шло неплохо, но хотелосьчего-то нового, необычного.Как-то на глаза попался журнал«Мото» (который, кстати, ВиталийРаманых ATV. У мотоцикла был заднийход и две передачи для движениявперед, этим он напоминал американский Rokon, только без полного привода. Аппарат имел европейский сертификат, быладаптирован для дорог – с зеркалами и полным набором светотехники. Лебедев понял: вот чтонужно для российской глубинки!Тогда он попытался связатьсяс шотландцами, чтобы получитьдилерство, но фирма – увы! –дисковаяна заднем колесес гидроприводом от педалисварные, сталь22х11–8Тормозная система дисковая на заднем колесес гидроприводом от рычага на рулеКолесаШиныпрекратила существование.И тогда решил действоватьсамостоятельно, основавв 2008 году производство –компанию «Лебедев Гараж».К 2011 году в модельном ряду было пять «Атаманов», которые стали расходиться по всейРоссии – и даже в Финляндиюи Эстонию. Всего уже построено около 400 штук, так чтосанкт-петербургскую компанию с полным правом можносварные, сталь22х12–8считать отечественным мотопроизводителем.Виталий Лебедев довольно точновоплотил все идеи «ЭкоРайдера»,за исключением, пожалуй, трехвещей: вместо экодизеля применил стационарный четырехтактный мотор, отказался (пока) отдорожной светотехники, ограничившись ее минимумом, и сделалаппарат предельно дешевым(EcoRider «тянул» более чем на6000 долларов).moto-magazine.ru январь 2013054-059 test ataman.indd 5812/7/12 1:16 AM «АТАМАН» MAX«АТАМАН» TRIKEданные производителяданные производителя> ОБЩИЕ ДАННЫЕ> ОБЩИЕ ДАННЫЕМодельный год2012Снаряженная масса, кг110Длина × ширина, мм1800×700База, мм1300Модельный год2012Снаряженная масса, кг95Длина × ширина, мм1600×1050База, мм1060Высота по седлу, мм900Высота по седлу, мм900Дорожный просвет, мм300Дорожный просвет, мм170Объем бензобака, л5Топливобензин с ОЧ не менее 91Максимальная скорость, км/ч80Объем бензобака, лТопливо5бензин с ОЧ не менее 91Максимальная скорость, км/ч60Грузоподъемность, кг200Грузоподъемность, кгМасса буксируемого прицепа, кг до250Масса буксируемого прицепа, кг> ДВИГАТЕЛЬ180до 250> ДВИГАТЕЛЬТип1-цил., 4ТТипГРМOHСГРМРабочий объем, см3149,61-цил., 4ТOHСРабочий объем, см3149,6Диаметр цилиндра × ход поршня, мм 57,4×57,8Диаметр цилиндра × ход поршня, мм 57,4×57,8Степень сжатияСтепень сжатия1313Макс. мощность, л.с. при об/мин9,5/7500Макс. мощность, л.с. при об/минМакс. крутящий момент,Нм при об/мин9,3/5500Макс. крутящий момент,Нм при об/минСистема питаниякарбюраторСистема охлажденияСистема запускавоздушнаяпринудительнаякикстартер, электростартер> ТРАНСМИССИЯТипвариаторнаяКоробка передачпередний ход, задний,нейтральГлавная передачацепью> ХОДОВАЯ ЧАСТЬРамаотсутствуетЗадняя подвескаТормозная системас 2 амортизаторамидисковая на заднемколесе с гидроприводомот рычага на рулеКолесаШины9,3/5500карбюраторСистема охлаждениявоздушнаяпринудительнаяСистема запускакикстартер,электростартерС водными преградами ситуациянеоднозначная. То есть аппаратыс такими шинами в принципе утонуть не могут. Но и ехать на нихпри глубине более 40–50 см невозможно: они всплывают, теряяконтакт с грунтом. У «Роконов»для таких случаев предусмотренагерметизация бензобака, и водитель может, положив мотоциклв воде на бок, переплыть водноепрепятствие. А у «Атаманов» такаявозможность не предусмотрена.Мотовездеходы «Атаман»предоставлены на тесткомпанией «Лебедев гараж»(Санкт-Петербург).> ТРАНСМИССИЯТипвариаторнаяКоробка передачнетГлавная передачацепью> ХОДОВАЯ ЧАСТЬтрубчатая, стальнаяПередняя подвескаСистема питания9,5/7500в лесу или между камней), а где-то неочень (езда по песку и неровностямна скорости). А во-вторых, почему-тодвигатели неохотно сбрасывали обороты, и приходилось задействоватьтормоз там, где обычно достаточносбросить газ.Привыкнув к характеру машин,приобретаешь уверенность в ездепо бездорожью. Грязь и песок «Атаманам» не помеха, а если все жемотовездеход вставал, его всегдаполучалось вытолкать. Этому способствует малый вес и автоматическая трансмиссия: одной рукойможно управлять газом, а другойтянуть мотоцикл (у обычных мотоциклов с КП так не получится).сварные, сталь22х12–8РамаПередняя подвескаЗадняя подвескаТормозная системаКолесаШинытрубчатая, стальнаяотсутствуетс 2 амортизаторамибарабанная на оси заднихколёс с приводом тросомот рычага на рулесварные, сталь22х12-8На руле «Атамана» Max установленыскутерные пульты, а на панели передсиденьем – контрольные лампы включениязаднего хода и датчика низкого уровня топлива.Тумблером включается обогрев ручек руля.«Атаман» Max – со скутернымблоком «мотор-трансмиссия»(с передачей заднего хода!)и более мощным 150-кубовымдвигателем.Виталию Лебедеву, похоже, удалось найти свою нишу. Даже безвыезда на дороги сфера применения «Атаманов» обширнейшая:от хозработ на дачном участке, поездок в лес по грибы или ягоды,на охоту и рыбалку до профессионального использования лесниками,егерями, при проведении спасательных операций. Любителиактивного отдыха могут погонять по пересеченной местности,а прокатчики – получить дополнительную прибыль. Благодарямалому весу и размеру, а также возможности быстрой сборкии разборки, мотовездеход легко перевозится в автомобиляхуниверсалах или джипах. При этом уровень цен очень гуманный(напомню: цена американского «Рокона» превышает 330 000 рублей,хотя тот – полноприводный).А еще «Атаманы» лишний раз подтверждают тезис о том, чторусскому проще сделать вездеход, чем починить дороги…январь 2013 moto-magazine.ru054-059 test ataman.indd 595912/7/12 1:16 AM