7
8
10
11
ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМСегодня автотранспортный рынок напоминает любую из знакомых каждому социальных сетей: приходи, регистрируйся (то есть – получай водительское удостоверение и регистрируй транспортное средство) и работай: к качеству работы требований никто не предъявляет. И лишь несколько малоизвестных социальных сетей тщательно производят отбор своих членов. Саморегулирумая организация по сути – это то же сообщество, но не виртуальное, а вполне живое. И его цель – принимать в свои ряды только достойных членов. И это как раз тот редкий случай, когда ратуют за качество, пусть даже в ущерб количествуСаморегулирование – форма государственного регулирования посредством создания норм и правил предпринимательской деятельности, установления ответственности самими участниками рынка в форме саморегулируемых организаций, при осуществлении контроля и надзора со стороны органов государственной власти. Саморегулируемая Ассоциация Автомобильных Перевозчиков была создана в 2005 году, в инициативном порядке, в связи с Указом Президента Российской Федерации от 23.07.2003 № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003–2004 годах», который предусматривал создание и развитие саморегулируемых организаций, объединяющих предпринимателей конкретной отрасли, и передачи им части контрольных функций государственных органов в связи с отменой лицензирования. СААП, по сути, на сегодня объединяет не самих перевозчиков, а региональные некоммерческие организации автотранспортников и выступает в роли проводника между бизнесом и законодателями, консолидируя проблемы и на государственном уровне предлагая способы их решения путем принятия соответствующих законов.САМОРЕГУЛИРОВАНИЕЗАСТАВИТАВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ ПОДСТРОИТЬСЯ ПОД УСЛОВИЯ НОРМАЛЬНОГО БИЗНЕСА В ДРУГИХ ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИВ официальных презентациях СААП провозглашает четыре основные цели:  Обеспечение взаимодействия предприятий при решении организационных и технических проблем;  Представление и защита экономических интересов автомобильных перевозчиков;  Содействие экономическому и техническому развитию автотранспортным предприятиям;  Содействие созданию экономических, правовых и иных условий для вывода из «тени» автотранспортных предприятий малого и среднего бизнеса. За этими сухими фразами, тем не менее, стоит действительное понимание проблем отрасли. Число перевозчиков, по данным СААП, достигло миллиона, при этом официальный учет не ведется с 2005 года. С отменой лицензирования, с одной стороны, создался идеальный с либеральной точки зрения рынок с множеством игроков и свободной конкуренцией, с другой стороны – легкость прихода на этот рынок, отсутствие требований к обеспечению безопасности, качеству услуг, профессионализму участников, финансовой состоятельности и, как следствие, гарантии интересов контрагентов, количество посредников, не отвечающих ни за последствия, ни по своим обязательствам, полная правовая безграмотность и социальная безответственность руководителей автопредприятий подвели некогда перспективную отрасль к экономической и правовой пропасти.Специалисты СААП выделяют основные проблемы автотранспортного комплекса Российской Федерации:  Свободный допуск любого лица, имеющего водительское удостоверение и транспортное средство в большинство видов автотранспортной деятельности;  Невозможность осуществления контроля деятельности автоперевозчиков;  Неопределенность юридической ответственности автоперевозчика – отсутствие механизмов страхования;  Бандитизм, коррупция на дорогах, мошеннические схемы;  Высокий процент (70% парка) устаревшего физически и морально подвижного состава, не отвечающего современным технологическим и экологическим требованиям;  Невыполнение требований обеспечения исправного технического состояния транспортных средств на линии;  Невыполнения требований медицинского осмотра водительского состава при выходе на линию;  Нарушения режима труда и отдыха водителями;  Низкий уровень квалификации водительского состава;  Отсутствие инфраструктуры;  Использование контрафактных и поддельных запасных частей и горюче-смазочных материалов;  Нецелесообразность и экономическая невозможность внедрения современных, эффективных технологийЯНВАРЬ 2010 РЕЙС 7 экономикаПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕВ КУРСЕ СОБЫТИЙРЫН-КА АВТОПЕРЕВОЗОК В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ БУДЕТ НЕИЗБЕЖНЫМуправления организацией перевозочного процесса, информационных технологий, систем спутниковой навигации и тахографов;  По экспертным оценкам, более 80% перевозок в Российской Федерации осуществляется по теневым схемам, с использованием «черного нала»;  Рентабельность сохранившихся автотранспортных предприятий по Российской Федерации составляет в среднем 0,4% (внутренние перевозки);  Низкая инвестиционная привлекательность отрасли;  Высокие процентные ставки по кредитам и лизинговым схемам;  Различные системы налогообложения;  По экспертным оценкам, более 70% субъектов предпринимательской деятельности – владельцы 1–4 транспортных средств, физические лица, не имеющих государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица;  Более 70% субъектов предпринимательской деятельности на автомобильном транспорте – частные владельцы грузового коммерческого транспорта, автобусов, легкового транспорта, работающего в режиме такси. Самая социально и экономически незащищенная группа;  Немногие сохранившиеся автотранспортные предприятия, работая на грани рентабельности из-за ценового демпинга, вынуждены сокращать свои социальные программы и заработную плату сотрудникам. Решение даже части этих задач, как показывает практика, невозможно на уровне отдельного, даже крупного, предприятия. С условиями, которые создали для перевозчиков они сами и анархический рынок, не удается бороться привычными ме8 РЕЙС ЯНВАРЬ 2010тодами. Оздоровление отрасли может проходить только в комплексе, и, возможно, все «болевые точки» не удастся выявить и ликвидировать даже при условии применения императивных мер и участия государства: часть проблем, мешающих цивилизованной работе, еще не выявлена никем из перевозчиков и не озвучена коллегам и конкурентам. Вполне возможно, что объединение игроков в единую команду, каким бы жертвенным такое объединение не показалось изначально, поможет постепенно устранить все существующие помехи. Проект федерального закона № 157002-5 «О внесении изменений в отдельные федеральные законы в связи с установлением института саморегулируемых организаций перевозчиков», был разработан на основе анализа правовых проблем и перспектив развития саморегулирования в автотранспортном комплексе Российской Федерации, определения проблемных правовых, аналитических, иных факторов и выработки путей их решения, а также подготовки рекомендаций по совершенствованию законодательства в этой сфере, изложенных в научно-исследовательской работе «Правовые проблемы и перспективы развития саморегулирования в автотранспортном комплексе России», выполненной СААП в 2007 году по заказу Комитета по энергетике, транспорту и связи Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. СААП не скрывает своих намерений, излагаемых в законопроекте: введение норм об обязательном членстве перевозчиков в саморегулируемых организациях и право допуска на рынок только тех, кто соответствует достаточно строгим установленным критериям. Использование государством столь жесткого инструмента регулирования обосновано, с точки зрения эффективности выполнения государством общественно важных функций, касающихся защиты жизни, здоровья граждан, так как деятельность субъектов предпринимательской деятельности на автомобильном транспорте связана с риском нанесенияущерба жизни, здоровью граждан, а также в силу технологических особенностей процессов производства транспортной услуги может повлечь необратимые последствия для экологии либо нанести иной ущерб окружающей среде. Особенности получения членства в саморегулируемых организациях перевозчиков вроде бы просты и понятны, но для большинства сегодняшних участников рынка практически невыполнимы: лицо, изъявившее желание вступить в члены саморегулируемой организации перевозчиков, должно быть обязано иметь транспортные средства для выполнения перевозок на законном основании, соответствующие требованиям, установленным федеральными законами для осуществления соответствующих перевозок и допуска транспортных средств к эксплуатации; обеспечить соответствие работников, непосредственно занятых на должностях, связанных с осуществлением деятельности по перевозке, квалификационным требованиям; иметь в штате не менее одного должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занятия соответствующей должности. Тем не менее, нельзя не признать, что необходимость подобного «естественного отбора» назрела давно, и замалчивалась искусственно, под предлогом «свободы предпринимательства». Ряд требований, как, например, обязательность наличия транспортных средств у членов СРО, исключит наличие на рынке «безлошадных» посредников, а создание диспетчерских центров при СРО не позволит недобросовестным перевозчикам наживаться на коллегах по цеху, передавая им в нарушение требований Гражданского кодекса загрузки по ценам ниже предлагаемых заказчиком.ОСНОВНОЕМОТИВАЦИИНАЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМЫ–СТИМУЛИРОВАТЬРАБОТНИКОВ К ДВИЖЕНИЮ ВПЕРЕД, А НЕ УГРОЖАТЬ НАКАЗАНИЕМ экономикаОБЪЕДИНЕНИЕ АТПВ КУРСЕ СОБЫТИЙВ ЕДИНУЮКОМАНДУ ПОМОЖЕТ ПОСТЕПЕННО УСТРАНИТЬ СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПОМЕХИ В РАБОТЕСААП предлагает несколько мер обеспечения ответственности своих членов, в частности, наличие у каждого члена саморегулируемой организации договора страхования ответственности перевозчика, с установлением минимального размера страховой суммы. Такая практика непривычна для России, привыкшей по большей части надеяться на «авось», но давно считается обязательной в большинстве европейских стран. Есть и еще одно требование: наличие компенсационного фонда, сформированного за счет взносов членов саморегулируемой организации перевозчиков в денежной форме, с установлением минимального размера взноса на каждое транспортное средство, выполняющее перевозку. Привязка минимального размера взносов в компенсационный фонд к количеству транспортных средств, эксплуатируемых членом саморегулируемой организации, необходима для дифференциации взносов в компенсационный фонд в зависимости от размера бизнеса. В автотранспортном комплексе Российской Федерации уже имеется более 100 некоммерческих организаций, объединяющих перевозчиков в большинстве регионов, в том числеи с целью саморегулирования. Малый бизнес активно объединяется для решения экономических проблем, нормирования конкуренции и правовой защиты. Члены СРО минимизируют расходную часть бизнеса за счет консолидации, получают предложения от банков по льготному кредитованию своих членов, обеспечивают выгодные условия страховой защиты перевозчиков, повышают квалификацию водительского состава. По результатам опроса на сайте СААП (www. saap.ucoz.ru), более 50% респондентов признают необходимость саморегулирования. Правда, здесь же отмечается, что внешние, независимые от самих перевозчиков, требования реалий бизнеса навести порядок в автотранспортной отрасли серьезно могут ударить по мелкому бизнесу. Получается, что меры, жесткие, но необходимые, сродни обращению к врачу. Соответственно, и результат ожидается тот же: если болен – назначат лечение. Основные принципы саморегулируемых организаций автотранспортной деятельности в Российской Федерации:  Экстерриториальность;  Возможность создания саморегулируемых организаций как по региональному признаку, так и по межрегиональному. Например, СРО перевозчиков опасных или крупногабаритных и тяжеловесных грузов или СРО городского электрического наземного транспорта; Возможность объединения вМнениеСТАНИСЛАВ ШВАГЕРУС генеральный директор НО «Саморегулируемая ассоциация автомобильных перевозчиков» – Саморегулирование заставит автомобильный транспорт подстроиться под условия нормального бизнеса в других отраслях и воссоздать систему управления. Установление новых зованных форм страховой и правовой защиты перевозчиков и потребителей автотранспортных услуг, повышение профессиональной подготовки водителей и специалистов, а закрепление стандартов деятельности и контроль за их соблюдением позволит банкам минимизировать риски при выдаче кредитов членам саморегулируемых организаций перевозчиков, что создаст реальные предпосылки для обновления подвижного состава. Объединение мелких перевозчиков позволит регулировать отношения между сторонами договора перевозки: консолидированный малый бизнес заключает прямые постоянные договоры на перевозку, исключая цепочку посредников.твердых правил на рынке повлечет за собой приток инвестиций в отрасль, создание цивили-одной саморегулируемой организации перевозчиков различных видов автотранспортной деятельности – перевозчиков пассажиров и грузов. Это связано с тем, что в автотранспортных предприятиях, в силу технологических особенностей производства транспортной услуги, как правило, используются различные виды подвижного состава;  Изменения в законодательстве должны предусматривать, что порядок приобретения и прекращения статуса саморегулируемых организаций перевозчиков, функции, права и обязанности, принципы и порядок осуществления деятельности, требования к внутренним органам и документам саморегулируемой организации перевозчиков определяются Федеральным законом «О саморегулируемых организациях». В случае если закон будет принят, у перевозчиков появится реальная возможность выбрать наиболее оптимальный для себя вариант. Перераспределение рынка в любом случае в ближайшее время будет неизбежным, и пока еще остается открытым вопрос, произойдет ли регулирование пусть принудительным, но законным путем, отвечающим интересам, в том числе и заказчиков, или зарождению цивилизованного рынка автомобильных перевозок будет препятствовать хаос в отрасли. Каждому из игроков придется пересчитать свои активы: возможно, многим сегодняшним участникам рынка будет невыгодно вкладывать средства в обеспечение «круговой поруки» и страхования ответственности. Однако не стоит забывать о том, что за идеями саморегулируемых организаций стоят не громкие слова о необходимости сделать нечто великое для всеобщего блага, а принять конкретные меры для собственного благополучия. Будут ли профессиональные «парламенты» перевозчиков, или автотранспортный рынок ждет хаотичная свобода социальных сетей?Даниела ВилларскаяЮРИСКОНСУЛЬТ10РЕЙС ЯНВАРЬ 2010