42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
автомобилиВТОРИЧНЫЙ РЫНОКSCANIA R-SERIESАНТОН УТКИН обозреватель журнала «Рейс»Журнал «Рейс» открывает новую рубрику «Вторичный рынок». В первой статье мы расcкажем о покупке подержанного грузовика Scania R-series, технических особенностях различных модификаций этой модели и, главное, на что обратить внимание при выборе автомобиляК42онечно, лучший грузовик – новый, да только купить его не каждому под силу. Один из доводов противников секонд-хенда вроде бы убедителен: мол, хорошую вещь продавать не будут. Зачем перевозчику уменьшать прибыль на стоимость нового коня, если старый борозды не портит? Значит, машина уже начала донимать ремонтами, тянуть деньги из бюджета и от нее сочли за благо избавиться? Отнюдь. Дело в том, что среди европейских автоперевозчиков есть передовики и аутсайдеры. Первые оченьРЕЙС ФЕВРАЛЬ 2010успешны в своем бизнесе, держат в парке исключительно новую технику, и все потому, что сидят на самых денежных подрядах – гиганты индустрии обеспечивают чуть ли не круглосуточной работой. Такой перевозчик исключает вероятность схода машины с линии даже гипотетически. Транспорт, допустим, для доставки скоропортящихся товаров – продуктов, фруктов, цветов и т. п. – должен быть максимально надежным, а значит, новым, с заводской гарантией, известной марки, с развитой сервисной сетью, ведь счет времени нахожденияв рейсе с таким грузом идет буквально на часы. Или поставка прямо с колес комплектующих на конвейер крупного производства – здесь не менее важно выдержать ритм и сроки. Вот почему элита европейского дальнобоя уступает свои, порой даже годовалые или двух- трехлетние, тягачи менее удачливым перевозчикам, тем, что из «второго эшелона». У них не такие капризные и не столь щедрые заказчики, зато можно лишний раз загнать машину в сервис, если ей вздумается забарахлить. Другая причина продажи исправного, с большим оста- SCANIA R-SERIESточным ресурсом автомобиля – его прибыльнее, чем его собственный. моральное старение. В Европе обнов- А учитывая, что уже после года эксплуление модельного ряда давно увяза- атации магистральный тягач продают но с введением в действие очередных на 30 000-50 000 евро дешевле, чем норм по токсичности отработавших новый, остается только позавидовать газов. Причем это всегда происходит преуспевающим европейским перена несколько лет раньше, чем в Рос- возчикам, прибыли которых с лихвой сии, – тут и гадать нечего, куда пойдет окупают столь весомые потери. Впроподержанная техника после очеред- чем, их российские коллеги в последного ужесточения требований. С каж- нее время тоже выставляют на продадым новым поколением грузовики жу свежую технику, но, скорее, с горя, становятся экономичнее – просчиты- нежели от больших барышей. 2007-й и вающий все немец или швед не смо- три квартала 2008 года были у нас врежет спать спокойно, зная, что бизнес менем безудержного роста потреблеконкурента, обновившего парк, стал ния, и, ожидая дальнейшего увеличе-ния объемов перевозок, руководители автопредприятий приобретали новые автомобили даже не штучно, а целыми колоннами. Грузовики-иномарки закупали и фирмы, вообще не имевшие опыта в этом виде бизнеса – а почему бы и не освоить еще одно направление, если есть свободный капитал? Но грянул кризис, и автомобили, отработавшие по два-три года, стали продаваться на вторичном рынке. И это благоприятно повлияло на цены более потрепанного жизнью секондхенда, который там всегда присутствовал.ФЕВРАЛЬ 2010 РЕЙС 43 автомобилиВТОРИЧНЫЙ РЫНОКОбилие представленных на площадке марок грузовиков – одно из основных достоинств мультибрендовых салоновИзредка независимые дилеры продают и подержанные машины из РоссииОсобенность двигателей Scania – раздельные головки цилиндров...…а привод распредвала расположен сзади, со стороны маховикаШвеция: сделано с умомДля российского перевозчика наиболее актуальны седельные тягачи или магистральные грузовики Scania пятого поколения, или так называемой R-серии, сходившие с конвейера с 2004 по 2009 годы. Это рестайлинговые модели 4-го поколения образца 1995 года, которые тоже заслуживают внимания российского покупателя, правда, с некоторыми оговорками. По мнению экспертов, следует ориентироваться на технику с пробегом до 400-500 тыс. км, а учитывая, что редкий тягач наматывает менее 100 000 верст в год, покупка весьма привлекательного по цене экземпляра возрастом более пяти лет оправданна только для неинтенсивной работы. Грузовики Scania могут быть «по рождению» вовсе не шведами, и это обычно отображается в VIN-коде, указанном на раме и шильдике на кабине. Например, VIN машины родной шведской сборки начинается с YS2. Из Бразилии везут грузовики с номером начинающимся с 9BS. В голландском городе Зволле есть завод Scania, ему присвоен индекс XLE, буквы VLU на маркиро44 РЕЙС ФЕВРАЛЬ 2010вочной табличке указывают на французскую сборку. Разницы в качестве сборки практически нет, но определенные модели могут отсутствовать в выпускаемой заводом гамме. Намереваясь приобрести подержанный тягач, надо знать особенности маркировки автомобилей этой гаммы. В обозначении тягачей Scania буквы «Р» или «R» определяют тип кабины – низкая и высокая, а последующие три цифры – мощность двигателя в лошадиных силах. У грузовиков, выпускавшихся до весны 2004 года, маркировка была иной: последняя цифра «4» в группе из двух или трех указывала на четвертое поколение Scania, а те, что перед ней, – на рабочий объем двигателя в литрах. Модельный ряд выглядел так: 94, 114, 124, 144 и 164. Буквой «L» сразу после цифр зашифровано магистральное назначение модели, следующая «А» означает седельный тягач. Далее указаны колесная формула и расчетные условия работы: «М» – нормальные, «Н» – тяжелые, «Е» – особо тяжелые, а также высота шасси: «Н» – высокое, «N» – нормальное, «L» – низкое, «E» – особо низкое. И, наконец, последняябуква определяет тип подвески: «А» – передняя рессорная, задняя пневматическая, «В» – пневматическая на все оси, «Z» – спереди и сзади рессорная. В обозначении кабин буква «R» указывает на принадлежность машины к R-серии (в отличие от «P»), буква «N» в конце маркировки (например, CR19N) – обычную спальную кабину, «H» – высокую, с крышей выше обычного на 200 мм, и «T» – кабину Topline, у которой высота относительно кабины «N» увеличена на 520 мм. Например, Scania R114LA4x2NA380. Особенность всех двигателей тягачей Scania, выпускаемых с 2006 года, – унифицированная поршневая группа диаметром 127 мм и индивидуальнаяНа табличке все по-французски, да и VIN говорит о сборке во Франции SCANIA R-SERIESРегулярное обслуживание смолоду – залог здоровой зрелости автомобиля у второго, и даже у последующих владельцевПотеки антифриза – надо менять прокладку головки блока цилиндраГерметик под крышкой КП указывает на то, что агрегат уже разбиралиРедукторы ведущих мостов Scania оснащены масляными фильтрамина каждый цилиндр стандартная четы- Scania DC13 появился совсем недавно Те, кто знают двигатели Scania третьей рехклапанная головка. На выбор поку- и на подержанных грузовиках, кото- и четвертой серий, помнят, что тогда пателя предлагается три семейства ди- рые могут продаваться в России, пока они были с механическими ТНВД. Но зелей разного рабочего объема, каждый еще не встречается. Все рядные дизели это были двигатели уровня Евро- 1, с несколькими вариантами настройки Scania схожи по конструкции. У них чу- Евро-2 и Евро-3. Для достижения мощности. Самые распространенные и гунный блок, мокрые гильзы, распред- больших экологических высот шведы наиболее востребованные перевозчика- вал установлен в блоке, коромысла со оснащают свои моторы электронноми моторы – шестицилиндровый DC11, штангами, привод ГРМ со стороны ма- управляемыми насос-форсунками, рабочим объемом 10,6 литра, имеющий ховика. Только у 9-литровой «пятерки» благодаря которым давление распыла настройки мощности 340 и 380 лоша- есть еще два уравновешивающих ба- топлива составляет 1500 бар и выше. диных сил. Еще один шестицилиндро- лансирных вала, понятно, что рядным Высокое давление, точность цикловой вый дизель DC12 объемом 11,7 литра «шестеркам» они ни к чему. Вентиля- подачи позволяют добиться отличной развивает 340, 380, 420 или 470 лошади- тор системы охлаждения на всех мо- топливной экономичности, мягкой и ных сил. Пятицилиндровый, объемом делях двигателей оснащен надежным нешумной работы двигателя. Что ка8,9 литра модели DC9 развивает, в за- поликлиновым ремнем и приводной сается соответствия нормам токсичвисимости от модификации, 230, 270 электромагнитной муфтой с управле- ности выхлопа, то здесь надо четко или 310 л. с., но на флагманской модели нием от электронного блока. В системе представлять, где в дальнейшем будет он почти не применялся, а по причине смазки есть водно-масляный теплооб- эксплуатироваться приобретаемый слабосильности и в России на маги- менник – он поддерживает оптималь- тягач. Если в России, то ему вполне стральных грузовиках популярностью ную температуру масла. Интересно, хватит и выполнения норм Евро-4, а то вряд ли будет пользоваться. Самый что из всех западных производителей, и Евро-3. А если планируется работа в мощный мотор у Scania – 16-литровая наверное, только Scania осталась верна Европе, то придется поискать маши«восьмерка» на 500, 560 или 620 ло- масляной центрифуге, которая «проце- ну с нормами Евро-5, в лучшем слушадиных сил. «Пятерки» и «шестер- живает» масло параллельно сменным чае Евро-4. У Scania лишь двигатели, ки» рядные, «восьмерки» V-образные. бумажным фильтрам, но не пускает сертифицированные по Евро-5, обоПричем рядные моторы по мощности его в главную масляную магистраль, а рудованы системой впрыска раствора стали уже почти сопоставимы с ми- сливает в поддон. Все моторы с турбо- мочевины AdBlue, со всеми нимальной настройкой V-образных наддувом и промежуточным охладите- вытекающими из этого немоторов. Самый современный дизель лем воздуха. удобствами и дополнительФЕВРАЛЬ 2010 РЕЙС 45 автомобилиВТОРИЧНЫЙ РЫНОКНа выбор покупателя – седельные тягачи Scania с четырьмя разновидностями кабин: от самой низкой до высокой ToplineНа заднем торце КП установлен трансмиссионный замедлитель-ретардерЕще одно свидетельство былого ремонта коробки: выдавленный герметикХороший хозяин ставит фирменный фильтр КП, плохой – «жигулевский»ными расходами. В нормы же Евро-4 моторы Scania вписываются без химической нейтрализации окислов азота в выпускном тракте: им хватает высокого давления впрыска топлива и оригинальной системы рециркуляции отработавших газов. И в этом их преимущество перед двигателями конкурентов. Ну а модификации моторов под устаревшие в Европе нормы Евро-3 обходятся безо всяких EGR – как правило, такие стоят на тягачах, купленных первым владельцем у официального дилера в России. Не менее широк и ассортимент агрегатов трансмиссии. Причем Scania – сторонник применения только однодисковых сцеплений, для тягачей это сцепление оттяжного типа диаметром 430 мм. При всем многообразии коробок передач, которые Scania делает сама, на флагманских моделях грузовиков применяются в основном 12-ступенчатые. Коробки с 6-ю передачами, 8-ми и 9-ступенчатые устанавливают только на развозных грузовиках и самосвалах. 12-ступенчатые агрегаты сделаны по следующей схеме: в основной коробке – три передачи, спереди к ней46 РЕЙС ФЕВРАЛЬ 2010пристыкован двухступенчатый повышающий редуктор-делитель, а сзади основной коробки установлен понижающий планетарный двухдиапазонный редуктор-демультипликатор. Однако есть и 14-ступенчатые коробки (шведы пишут 12+2) с двумя дополнительными передачами, с большим передаточным числом, около 16,5. Такие передачи называют crawler-«черепаха», и они очень удобны при маневрировании или при трогании на подъем груженого автопоезда. Эти КП вполне сопоставимы с 16-ступенчатыми коробками производства ZF. Сзади коробки может быть пристыкован гидравлический трансмиссионный замедлительретардер, позволяющий эффективно подтормаживать автопоезд на спусках за счет работы своего гидротрансформатора. При этом фрикционные накладки колесных тормозов совершенно не изнашиваются. В 2006 году Scania обновила модельный ряд коробок передач: предыдущее семейство отработало более 15 лет, но и по сей день идет на сборочный конвейер. Новые коробки спроектированы по модульному принципу, а кроме того,собраны в более прочных тоннельных картерах с вертикальными разъемами, причем картеры не чугунные, как прежде, а алюминиевые. Еще и по этому признаку их можно отличить от старых. Обозначения КП образца 2006 года следующие: 12-ступенчатые – GRS895, 12+2-ступенчатые – GRS905, 12+2-ступенчатые с повышающей передачей – GRSО905. На магистральном грузовике Scania, пригнанном из Европы, может стоять и механическая электронно-управляемая коробка Opticruise с 8, 9, 12 или 12+2 передачами. Особенность этих коробок, в сравнении с подобными агрегатами других производителей, – механизм переключения установлен на абсолютно стандартную КП. То есть нет каких-то особенных валов, шестерен, блокирующих муфт, в них сохранены даже синхронизаторы. Поэтому в случае необходимости отремонтировать коробку с функцией Opticruise можно на любой СТО Scania. Большинство тягачей R-серии из попадающих на вторичный рынок России имеют колесную формулу 4х2 с экономичными ведущими моста- SCANIA R-SERIESМнениеДЕНИС КЕСАЕВ координатор по продажам подержанной техники компании «Скания-Русь» – В последние годполтора ассортимент подержанных машин у официальных дилеров марки Scania непрерывно растет, а с развитием программы «трейдин», когда сданная в зачет стоимости нового автомобиля техника выставляется на продажу, объем предложений будет увеличиваться еще больше. Для покупателя это означает, прежде всего, снижение цен, то есть машина солидной европейской фирмы с весьма немалым остаточным ресурсом становится все более и более привлекательной альтернативой новой отечественной. Опыт эксплуатации на дорогах России, конечно, нельзя назвать преимуществом автомобилей, попавших на вторичный рынок через «трейд-ин», однако плюсы, по сравнению с техникой из Европы, также очевидны. Во-первых, выбор модификации и комплектации первым владельцем наверняка устроит и второго – различие в менталитетах российских перевозчиков маловероятен, поэтому переплачивать за лишнее для наших условий оборудование и более сложные, отвечающие жестким нормам европейского законодательства агрегаты скорее всего не придется. И, вовторых, полностью исключаются какиелибо проблемы юридического свойства, ведь таможенное оформление такая машина прошла давным-давно при поставке импортером, то есть, по сути, самой фирмой Scania. Выкупленный дилером автомобиль проходит предпродажную подготовку с тем расчетом, чтобы на нем можно было немедленно начинать работать. Разумеется, в первую очередь заменяются новые узлы и детали, влияющие на безопасность, то есть относящиеся к тормозам, рулевому управлению, седельному устройству и т.д. – необходимость таких работ диктует доскональная диагностика. Приводится в порядок топливная аппаратура, устраняются видимые дефекты кабины: вмятины, нарушение лакокрасочного покрытия. Ремонт дорогостоящих агрегатов вроде двигателя, коробки передач, мостов и пр. производится лишь, если медлить с этим нельзя и узел фактически вышел из строя. В этом случае бремя расходов ложится на первого владельца, виноватого в том, что довел технику до такого состояния – покупная цена машины уменьшается на соответствующую сумму. Когда дорогой ремонт не столь срочен, но уже маячит в перспективе, что отражено в диагностической карте автомобиля и его цене, специалисты сервисной службы лишь дают рекомендации потенциальному покупателю, указывая размер предстоящих затрат и прогнозируя, сколько изношенный узел еще прослужит. Обычно цена двухтрехлетней машины R-серии, полностью подготовленной к эксплуатации, колеблется в пределах 1,8-2 миллионов рублей, но умеренный торг всегда возможен.На ухоженной машине агрегаты, например, коробка передач, чистые...…а когда автомобилем заняться недосуг, все обрастает вот такой грязьюми и гипоидной главной передачей, шведская сталь считается чуть ли не гораздо реже встречается шасси 6х2 эталоном прочности. Рама с двойными с дополнительной «ленивой» осью. лонжеронами может быть и на седельОтдельная группа – автомобили 6х4, ном тягаче 4х2, если у него полностью их берут только по необходимости, рессорная подвеска, хотя она довольно с прицелом на конкретную работу – редкая в Европе. Основная подвеска таскать трал со спецтехникой или для магистральных грузовиков Scania самосвальный автопоезд. Однако 4-й серии и R-серии – комбинировантрехосники в ряде регионов работают ная, спереди на малолистовых рессорах, и на обычных перевозках, но на грун- а сзади – пневматическая. Причем на товках или заснеженных дорогах. Ве- 4-й серии применялась подвеска с двудущие оси почти всех модификаций мя пневмобаллонами и полурессорами, Scania оборудованы блокировкой а на R-серии ее заменили четырехбалмежколесного дифференциала, пере- лонной. Есть грузовики с полностью даточное число редуктора зависит от пневматической подвеской на обеих мощности двигателя, коробки передач осях (такие машины дорогие и реди работы, на которую был изначально кие в России), причем чаще всего их ориентирован автомобиль. полностью переводят «на воздух» ради Не менее тонко на магистральные уменьшения высоты пола на бортовом грузовики Scania подбирают вариан- грузовике или седла на тягаче. Плита ты ходовой части. Для рам седельных в таком случае находится на высоте тягачей 4х2 есть две толщины профи- 1000 мм или даже 965 мм, но этот миля лонжеронов: 8 и 9,5 миллиметров, нимум возможен, если грузовик обут понятно, что для России предпочти- в шины с коэффициентом профиля тельна более толстая. Для длиннобаз- «60». В целом наиболее распространых и трехосных автомобилей раму ненная «европейская» высота седла вообще делают двойной – «лонжерон совпадает с нашей: 1100-1150 мм, хотя в лонжероне», толщиной 9,5+8 милли- возможна высота 1170 и 1222 миллиметров. При этом надо помнить, что метров. Тормоза у Scania, работавшихв Европе, скорее всего будут дисковыми на всех осях, но на пожилых экземплярах возможны и барабанные. Кабина Scania находится в производстве с 1995 года, и за это время ее несколько раз модернизировали. Интересная особенность кабин Scania: они все одинаковой ширины, разница только в высоте и длине. В гамме 4-й серии шесть вариантов кабин разной длины и высоты. Самая роскошная – Topline. Интересно, что верхняя спальная полка в ней размещалась впереди, над ветровым стеклом, и только на R-cерии ее закрепили на задней стенке. Позже на «эрке» появилась еще одна просторная кабина – Highline. Конечно же, у кабины четырехточечная пневмоподвеска, рулевая колонка с пневмофиксатором, удобные сиденья Grammer, тоже на пневматике, продуманная система отопления. На Scania традиционно уделяют внимание и аэродинамике. Причем, как это обычно бывает, ее улучшали буквально по крупицам. В зависимости от года выпуска и изменений в обтекателях, обычно разговор идет о величине около одного процентаФЕВРАЛЬ 2010 РЕЙС 47 автомобилиВТОРИЧНЫЙ РЫНОКСепаратор, отделяющий воду от топлива, в России более чем полезенКоробки передач без дорогого опционного ретардера встречаются чащеОсобенность карданных валов автомобилей Scania – вилки с крышкамиГипоидный редуктор ведущего моста Scania экономичен и долговеченВ передней подвеске тягачей Scania применяют малолистовые рессоры...…а в задней – пневмобаллоны. У модели 4-го поколения их было двав расходе топлива. И это неплохой результат. Залог долговечности кабины Scania – качественная шведская сталь, да еще и оцинкованная. Грунтовка, мастики, краска – от самых именитых производителей. Кроме того, Scania единственный производитель грузовиков, который снабжает колесные арки кабины дополнительными пластмассовыми брызговиками. Это что-то наподобие локеров для легковых автомобилей, но они закреплены на раме и почти полностью закрывают верх передних колес.третий – у официального дилера или в представительстве Scania. Разберем детально каждую возможность.Из первых рукВ какую из европейских стран лучше всего ехать за автомобилем Scania? Казалось бы, надо стремиться в скандинавские страны – там рынок почти пополам поделили Scania и Volvo, их доля примерно по 47 процентов. Но в абсолютном выражении машин в этих малонаселенных странах не так много, как, например, в Голландии, а тем более в Германии – доля Scania там около 14 процентов, но грузовиков пруд пруди. На рынки Испании и Португалии Scania пришла совсем недавно, и большого парка там нет. Конечно, Scania можно купить и в Южной Корее, она там на втором месте по продажам после Daewoo, но все же лучше ориентироваться на Германию и страны Бенилюкс. Можно заранее найти подходящий вариант в Интернете, один из лучших сайтов для поиска www.mobile. ru. Германия предпочтительна не только по причине хорошего состояния техники. Второй немаловажный доводНа перекресткеПриобрести подержанный грузовик Scania можно несколькими способами, но в любом случае надо начинать с поиска через Интернет. Так дешевле всего получить анализ предложений о продаже. Можно ориентироваться на Scania из Европы, однако учтите, что ввозить грузовик старше пяти лет в Россию невыгодно из-за таможенных ограничений. А можно купить грузовик и в России. Здесь три пути: первый – на авторынке, второй – у «серого» или мультибрендового дилера,48 РЕЙС ФЕВРАЛЬ 2010– возможность общаться по-русски. Например, в Берлине около двух миллионов русскоговорящих жителей, и, зная, откуда к ним приезжают за машинами, хозяева точек по продаже секонд-хенда нанимают соответствующий персонал. Но, разумеется, покупатель, сам владеющий немецким, будет в привилегированном положении и поедет туда, где нет наплыва соотечественников, продавцы менее избалованы спросом и охотнее торгуются. Россиянину, изучавшему французский язык, больше по душе покупка машины в Бельгии, а в Голландии практически каждый владеет английским. Что касается цен, то они ниже, чем у мультибрендовых дилеров в России (с учетом возврата вам НДС на таможне при выезде на купленной технике за пределы ЕЭС), но лишь на сумму расходов одного человека в поездке плюс растаможивание. Вот несколько типичных предложений, выловленных на немецких сайтах. Scania R 420, год выпуска 2006, первая регистрация в Голландии, пробег 320 000 км, цена 29 000 евро. Такая же машина, того же возраста, с тем же мотором и по той же SCANIA R-SERIESМнениеПАВЕЛ НИКИТИН руководитель отдела продаж компании «Трак Парк» – Пригнанные из Европы тягачи Scania сегодня несколько уступают в популярности на вторичном рынке одноклассникам от MAN, DAF , Volvo и Mercedes-Benz, но более востребованы, чем техника от Renault и IVECO (подбирая для продажи в России грузовики многих марок, мы обязаны безошибочно определять спрос и предвидеть его колебания). Пригонять машины под заказ не слишком прибыльно, поскольку заказчиков мало, а вот площадка, заставленная хорошо зарекомендовавшими себя моделями, привлекает гораздо больше покупателей. Широта выбора автомобилей – главное преимущество мультибрендовых дилеров перед мелкими перекупщиками, но реализовать его можно только имея специалистов должной квалификации. Наши сотрудники, в том числе и работающие за рубежом, подбирают технику, сопоставляя множество параметров: цену, возраст, пробег, техническое состояние и пр. – достаточно немножко просчитаться, и машина, за которую заплачены немалые деньги, включая расходы на доставку и растаможивание, может надолго зависнуть, не найдя покупателя. Либо ее придется продавать себе в убыток. Но и вариант, когда автомобиль со скрытыми, не выявленными нашим агентом дефектами будет здесь, в России, быстро и выгодно продан, нас тоже не устраивает. В условиях острой конкуренции подпортить себе репутацию очень легко, а восстанавливать ее придется годами. И напротив, если купленный тягач отработает первые пару лет с минимальными затратами времени и денег на ремонты, довольный клиент вряд ли будет испытывать судьбу, обращаясь за следующим грузовиком к кому-то еще.. Да и знакомым своим порекомендует проверенное место. Что касается R-серии, то покупатели ценят марку Scania за умеренность цен при вполне удовлетворительном качестве – за полтора-два миллиона рублей мы продаем машины 2007-2008 годов выпуска с европейским пробегом до 350 000 км. Бывают у нас экземпляры и с вдвое меньшим километражом, но уже по России – половину своей короткой двухлетней жизни они простояли без работы после возврата лизинговой компании. Цена такого тягача, как правило, даже ниже полутора миллионов, но и модель обычно попроще – Scania Griffin.Проверьте износ подушек и сайлентблоков стабилизатора подвескиКронштейн «запаски» на шести шпильках ломался, на восьми – надеженВ отверстии – обломок кронштейна заднего брызговика старого образца...…а на машинах последнего поколения кронштейны более прочныецене, правда, уже из Германии – видимо, именно поэтому ей «прощается» существенно больший пробег 585 000 км. Более того, за те же 29 000 евро есть R-серия с ретардером и тоже после немецкого дальнобойщика. Мотор, правда, тут послабее – 380-сильный, зато год выпуска уже 2007-й, а машина отвечает нормам Евро-4. Решив все-таки отважиться на путешествие в Европу, будьте готовы и к тому, что оно может плавно перетечь в таможенную эпопею с диаметрально противоположными эмоциями. И непредсказуемыми сюжетными поворотами. Например, не оказалось какойто важной бумаги, не там поставили печать, еще что-то перепутали. Так встает выбор: разбирать купленную машину на запчасти или снова ехать в Германию выправлять документы. Тогда как в России можно приобрести уже полностью готовый к постановке на учет в ГИБДД автомобиль.Побродим по рынкуВ России поиск Scania в нужной комплектации тоже лучше начать с Интернета, но иногда живьем прощепосмотреть автомобиль на авторынке. Мы, например, посетили ярмарку в подмосковных Мытищах. Однако реальное положение дел легко проецируется на любой подобный авторынок в другом регионе. Во всяком случае, ныне среди продавцов не сыскать того, кто сам ездил на выставленной машине, знает ее капризы и болячки и тратит свой выходной, чтобы пристроить железного коня новому хозяину. Здесь только профессиональные продавцы, имеющие навар с каждой сделки. Выяснять у них, что и на какой тысяче километров меняли, бесполезно. За исключением случаев, когда замену дорогостоящего агрегата новым (КП или ТНВД) продавцу рекомендовано афишировать в рекламных целях. на диагностику либо возьмут с собой Общее же представление о товаре, со на рынок знатока и проверят ее со всех слов настоящих владельцев, продав- сторон. Но и лишнего продавцы не гоцы имеют, в технике разбираются ворят, общение проходит под девизом неплохо и, похоже, впаривать заведо- «есть свои глаза – смотри». И все же мо проблемные экземпляры по цене главное отличие рынка коммерческой нормальных среднестатистических – техники от легкового: вероятность не их профиль. Во-первых, не извест- мухлежа тут гораздо ниже. Однако но, на кого нарвешься, а во-вторых, не лишено смысла провести нет смысла скрывать явные дефек- всеоблемлющую диагностику ты: перед сделкой машину погонят с распечаткой истории машиФЕВРАЛЬ 2010 РЕЙС 49 автомобилиВТОРИЧНЫЙ РЫНОКДостоинство грузовиков Scania перед автомобилями конкурирующих фирм – пластмассовые крылья передних колес, защищающие арки кабины от коррозииРешетчатые ступеньки с зубчиками хороши зимой: не поскользнешьсяНа направляющих полозьях почему-то оказались нештатные сварочные швыДля российских просторов нужны объемистые топливные резервуары……а из Европы нередко пригоняют тягачи лишь с небольшим баком справаны по VIN-номеру в сервисном центре официального дилера Scania. Возможно, тогда удастся определить, на каком заводе она собрана, для какой группы стран экспорта, когда проходила ТО, что было заменено и при каком пробеге, на каких оборотах и сколько часов работал двигатель, и масса прочих сведений. У Scania компьютерная диагностика стоит недорого – 2000 рублей. По словам продавцов, из-за кризиса продажи идут очень плохо, сейчас машина зависает здесь на годполтора. Грузовиков Scania оказалось совсем немного, выбор невелик, но их и, по статистике прошлых лет, ввозилось почти в два-три раза меньше, чем у земляка-конкурента Volvo. Цены низкими не назовешь. Например, тягач Scania 4-й серии 2004 года выпуска с высокой кабиной, условным пробегом 545 000 км выставлен за 50 000 евро. Почему так дорого – непонятно. Зато на машине – столь любимый нашими перевозчиками механический ТНВД. Кстати, о пятнадцатилетних Scania 3-й серии по продажной цене 8-10 тысяч долларов рыночные торговцы вспоминают со слезой: до 2004 года, когда50 РЕЙС ФЕВРАЛЬ 2010везти такие из Европы таможня запретила, накрутив пошлины, «старушки» шли в Россию потоком, и доходы от их продажи были куда выше нынешних. Не секрет, что на авторынках есть свои легенды. На легковой автобарахолке рассказывают о старушке из немецкого городка, которая ездила на этой машине по воскресеньям в церковь. Или выдумывают еще чтонибудь трогательное и привлекательное. Однако покупателя грузовиков так разводить бесполезно, и рассказ о любом исключении из правила «один год – 100 000 км» воспринимается только в жанре фантастики. Поэтому существует другая наживка – «машина из Германии». И не только заботливость немецких перевозчиков о сохранности и долголетии техники тому причина. Немцы еще и ездят меньше, а значит, их машины не наматывают в год «два круга», как, например, у поляков или литовцев. А можно ли проверить происхождение грузовика прямо на рынке? Увы, только по косвенным признакам. Номер VIN тут вряд ли поможет, поскольку Scania собирает автомобилидля европейских дилеров на любых своих заводах. Та Scania 4-й серии, что за 50 000 евро, по словам продавца, из Норвегии, и буквы XLE это не опровергают. С голландского завода в Зволле доставить грузовик паромом через море проще, чем гнать в Норвегию по узеньким горным шоссе из шведского Седертелье. Машину из Германии, но с буквами VLU на шильдике, указывающими на французскую сборку, хочется проверить тщательнее. Конечно, от французского Анжера до Германии всего верст пятьсот, и немецкий дилер вполне может получить автомобиль оттуда. Но почему сохранился ярлычок фирмы Motul, чье масло залили в мотор при ТО? У немцев свое элитное масло – Castrol? Кроме того, наклейки на стенках фургона с французским адресом перевозчика www.biocoop.fr. Просто содрать их – значит, получить огромные пятна прилипшей к клею грязи, справиться с которой невозможно. А смывать чемто посильнее шампуня, видимо, лень. Вот и красуется секонд-хенд с компроматом на бортах – на радость въедливому покупателю. SCANIA R-SERIESМнениеИГОРЬ КАРАЕВ управляющий структурным подразделением ООО «Скания Сервис» «Балобаново М7», Московская область – Я уже двадцать лет связан с грузовиками Scania, причем довелось «захватить» даже 2-ю серию. За это время удалось проследить современную эволюцию марки, и Scania остается традиционно надежным, удобным, комфортабельным грузовиком. Scania 4-й серии очень экономична: расход топлива у автопоезда полной массой 44 тонны составляет около 34 литров на сотню. А если за рулем опытный водитель, то будет еще меньше. Двигатели надежные, их ресурс часто превышает миллион километров, а при необходимости легко ремонтируются. Агрегаты трансмиссии тоже проблем запчастей на складах. При этом у 4-й серии и R-серии наблюдается определенная приемственность многих узлов и деталей. Это очень удобно перевозчику. Взять, к примеру, лобовое стекло: на 4-й серии оно установлено на резиновом уплотнителе, а на R-серии вклеено в проем. В этом вся разница. Унификация позволяет держать приемлемый уровень цен на запчасти, сокращает простои.Прошлое «поляка»: Мидлсекс – район Лондона, Safeway – сеть магазиновне доставляют: коробка передач, ведущие мосты очень надежны, их ресурс сопоставим с ресурсом двигателя. Большим подспорьем российским перевозчикам стала развитая сервисная сеть компании, наличиеСедло исправного тягача-труженика должно быть блестящим и смазаннымНа наших колдобинах ветровое стекло дает характерную трещину справаСъемные стекла фар одинаковы для машин 4-го и 5-го поколенийВ стане независимыхНезависимые, или, как их еще называют, «серые», мультибрендовые дилеры – настоящие асы по продаже подержанных грузовиков из Европы. Они четко знают, что главное преимущество подержанной техники из Европы – очень хорошее техническое состояние. Грузовик может быть даже с действующим немецким техосмотром TUV и потому абсолютно исправен. Это же подтверждает и доставка своим ходом, а до Москвы машина проходит около 2000 км. Поломок при этом не происходит. В России до кризиса такой грузовик порой уходил к новому владельцу еще не успев остудить мотор… По принципу работы мультибрендовые дилеры такие же перекупщики, как и частники на рынках, с той лишь разницей, что приобретение и сбыт автомобилей у них поставлены на поток. Большие объемы продаж, отсутствие платы за аренду мест на чужих площадках, эффективная реклама – все это позволяет таким автосалонам работать за небольшую маржу и устанавливать довольно низкие цены. На «серых» в Интернете натыкаешьсянемедленно после набора в поисковике «подержанные грузовики» или «Скания с пробегом». Scania R-серии возрастом три-четыре года здесь может стоить на полмиллиона рублей дешевле, чем у продавца-одиночки. И это будет такой же ухоженный экземпляр из солидной европейской транспортной фирмы, откатавший свои честные 400 000 км, например, на перевозках живых кур из Вюрцбурга в Копенгаген. К достоинствам независимых дилеров также относится и их обостренное чутье рынка, понимание природы возникновения спроса. Если российскому перевозчику нужна какая-либо конкретная модификация тягача, она наверняка будет в наличии – если не у пятой, так у десятой из тех фирм, на сайт которой вы зашли. В крайнем случае, машину можно попросту заказать, оставив небольшой задаток, и вам пригонят именно ту, что нужна. Кроме того, у хороших мультибрендовых дилеров есть своя техническая служба, склад запчастей, и потому – возможность настроить автомобиль еще более тонко под требования покупателя.Под флагом фирмыСамым же цивилизованным, но пока еще не раскрученным в России является третий способ – купить подержанный грузовик иномарку у официального дилера или в российском представительстве. Некоторые представительства в 90-х годах прошлого века вообще только и занимались перепродажей подержанных грузовиков, и о пяти тысячах новых автомобилей, проданных, например, в 2008 году, и не мечтали. В каждом представительстве и поныне существует отдел, занимающийся продажей европейского секонд-хенда. Однако «официалы» не могут конкурировать по ценам с мультибрендовыми компаниями по ряду причин. Поэтому параллельно с продажей грузовиков из Европы они продвигают продажи техники, эксплуатировавшейся российскими перевозчиками. Причем, как правило, продают те машины, которые у них же и покупали новыми и затем проводили регулярное обслуживание. Таким образом, по беспроблемности покупки это самый лучший и привлекательный вариант, для того,ФЕВРАЛЬ 2010 РЕЙС 51 автомобилиВТОРИЧНЫЙ РЫНОКУ официальных дилеров – машины часто из России: первые владельцы возвращают их лизинговым компаниям……а мультибрендовые дилеры в основном пригоняют технику из Европы. Как правило, в богатой комплектацииЕсли в монтажном блоке оплавлена пластмасса – ищи замкнувшие проводаПольские дальнобои ездят много, и 764 тысячи на одометре не удивляютРазвернутое к водителю торпедо позволяет дотянуться до любой клавишикто не хочет напрягать мозги. Просто надо созвониться, прийти в солидную фирму или ближайший сервисный центр и посмотреть сразу несколько машин в хорошем состоянии и ценой вдвое-втрое ниже новых той же модификации. Историю машины вам зачитают по бумажке, а подробностям описания техсостояния автомобиля позавидуют даже врачи медкомиссии, допускающие космонавтов к полетам: расскажут практически о каждом узле и детали. Цены здесь лишь немного выше тех, по которым выставлены ровесники сходных модификаций у мультибрендовых конкурентов. Однако надо учитывать разницу в особенностях эксплуатации техники в Европе и России. Все вышедшие из строя из-за несоответствующих условий эксплуатации или близкие к этому состоянию детали и узлы обычно заменяют новыми при подготовке машины к продаже. И если иной мультибрендовый дилер проводит предпродажку где-нибудь в Германии, то официальному приходится возвращать автомобиль к жизни самому, порой вкладывая в него немалые сред52 РЕЙС ФЕВРАЛЬ 2010ства. Зная это, «официалы» стараются требуемых для оживления автомобиснизить цену, по которой они сами по- ля запчастей. Вот почему, приобретая купают автомобиль. Сегодня, в связи подержанный тягач у официальнос кризисом, у множества российских го дилера, можно получить машину транспортных компаний сократились с множеством абсолютно новых, приобъемы грузоперевозок, и эксплуата- чем оригинальных (!) деталей, ресурса ционникам приходится часть машин которых при бережном отношении возвращать лизинговым компаниям. должно хватить до продажи автомобиНо надо учитывать, что процедура ля третьему владельцу. фактического возврата отстает по вреС ассортиментом подержанных мамени от возврата юридического меся- шин R-серии у официальных дилеров ца на два, в течение которых персонал мы познакомились в авторизованных фирмы-перевозчика относится к уже не центрах «Север-Скан» и «Скания Серпонятно чьей технике, как к коммуни- вис». Например, седельный тягач из стической собственности. В результате Польши Scania R114LA4x2NA380, 2003 автомобили начинают потихоньку рас- года выпуска, с пробегом в 700 тысяч таскивать или эксплуатируют нещадно. километров, с высокой, двухспальРаботники лизинговой компании чаще ной кабиной продавался за 1 млн. 450 всего зафиксировать этого не могут. тыс. рублей. Рядом стоял грузовик из Побывав в роли доноров для остаю- России: бюджетная Scania «Гриффон» щегося в парке подвижного состава, Р380GA4x2NA с пробегом 200 тысяч возвращенные машины поступают километров, 2005 года за 1,5 миллиопрямиком туда, где их пару лет назад на рублей. Внешне «поляк» выглядил купили новыми. Специалисты дилер- лучше, чем «россиянин»... ского центра, присвистывая от изумления, осматривают технику и выкупа- Доверяй, но… ют ее обратно уже по реальной, часто Компьютерная диагностика автоочень невысокой цене. После чего идут мобиля в техцентре официального к кладовщику с длиннющим списком дилера – дело хорошее, но она не за- SCANIA R-SERIESЗа дверью третья ступенька – в магистральном тягаче сидишь высокоЧехол на руле – признак автомобиля из РоссииВ тягачах 4-й серии спальные полки были над ветровым стеклом…У R-серии над стеклом есть двухъярусные полки для мелких предметовСпать приходится и во время движения – сетка не помешает…куда водитель забирался по специальной металлической лестницеменит того, что можно увидеть глазами и нащупать руками. Однако такого рода досмотр стоит уже не 2000 рублей, а гораздо дороже. Здесь есть два варианта: первый – подкинуть эту работенку ребятам из сервисного центра и щедро оплатить ее или провести осмотр лично. А еще можно для консультации пригласить человека, который хорошо знает грузовики Scania. Довольно придирчиво можно провести осмотр прямо на рынке или площадке дилера, во дворе автобазы, и даже под окнами дома частного владельца. Возможно, сразу же выявится такой дефект, что тратить дальше время и деньги на осмотр приглянувшейся машины уже не придется. Или появится возможность ткнуть продавца носом в тот или иной изношенный узел, а затем аргументированно торговаться. Дефекты кабины грузовика и даже способы их маскировки могут многое рассказать о его жизни. Поэтому есть смысл обратить внимание на разницу в блеске отдельных участков окрашенных поверхностей, указывающую на проведенные малярныеработы, а толстый слой шпаклевки выдаст магнитик. Под уплотнителями дверных проемов могут скрываться следы замены целых панелей кабины – сварочный шов там зачистить сложно. Насторожить должны и пластмассовые детали разных оттенков – значит, что-то из комплекта меняли. Учтите также, что седельным тягачам свойственны специфические повреждения задней части кабины, при складывании автопоезда. Установленный факт былой аварии – это повод не только к снижению цены, но и к подозрению на деформацию рамы. Магистральные грузовики с заснувшим водителем частенько уходят в кювет, опрокидываясь набок, и помятой кабиной дело порой не ограничивается. Надо внимательно осмотреть раму на предмет трещин, горбов и морщин на лонжеронах, сварных швов незаводского происхождения, явно нового крепежа на кронштейнах и траверсах. Есть простейший способ проверить геометрию рамы обычной пятиметровой рулеткой: ставим прямо передние колеса грузовика, и вдвоем с помощником из-меряем расстояние между передней кромкой переднего колесного диска и задней кромкой заднего. Потом то же самое по другому борту. Разница в расстояниях свыше 10 мм дает подозрение на деформацию рамы или дефекты в ходовой. Достаточно легко выявить люфт в шкворневом узле переднего моста. Всего-то и надо – поддомкратить под гайку стремянки колесо и, вставив достаточно длинную монтажку в окна диска, покачать его в вертикальной плоскости – на метровом плече гуляющий в изношенной втулке шкворень сразу себя выдаст. Вдвоем можно проверить, не болтается ли шкворень в самой балке. Продавец, возможно, скажет, что это просто подшипники ступицы люфтят – мол, надо подтянуть. Но если нажать при проверке на педаль тормоза, то тогда люфт подшипника уже исключается. У Scania шкворень работает в паре с верхней бронзовой втулкой и коническим роликовым подшипником, установленным снизу, каждый из них смазывается отдельной прессмасленкой. Особенно внимательно надо осматриватьФЕВРАЛЬ 2010 РЕЙС 53 автомобилиВТОРИЧНЫЙ РЫНОКЕсли грузовик с неработающим мотором буксируют на «галстуке», не сняв кардан, детали коробки не смазываются. Первыми выходят из строя подшипникиУже более десяти лет дизели Scania оборудованы насос-форсункамиПри замене подшипников КП требуется тонкая регулировка осевого преднатягаЗаклинивший суппорт тормоза перегревается, ржавеет и подлежит заменеScania отдает предпочтение однодисковому 17-дюймовому сцеплениюходовую на автомобилях, оборудо- на суппорта обойдется в 35 тысяч ру- «сопливиться» его сальник. Находясь ванных централизованной смазкой. блей плюс работа. При поднятой ка- под машиной, заодно смотрим на соЕсли она не работала, а на тягаче, по- бине удобно осмотреть амортизаторы стояние сайлентблоков реактивных надеявшись на нее, продолжали ез- – вышедшие из строя на плохих доро- штанг. Резина должна быть не продить – сопрягаемые поверхности бы- гах текут и покрываются коркой тем- давлена, ось шарнира – находиться стро износятся. При проверке можно ной грязи, а их кронштейны – треска- строго по центру. Можно проверить и вовсе снять передние колеса, чтобы ются. Не секрет, что при неисправных наличие возрастных трещин и маркиизмерить толщину тормозных дисков амортизаторах увеличивается ци- ровку пневмобаллонов задней подве– если они тоньше 37 мм или близки кличность работы рессор – могут по- ски. Если они все с одним логотипом к этой величине, считайте, что пробег явиться трещины на листах. Под ма- – хорошо. А если два из четырех (на машины около 600 тысяч километров шиной можно проверить карданный ранних версиях один из двух) разили больше (номинальная толщина вал, пошатав его в районе шлицевой ные – значит, подвеску уже ремонтидиска 45 мм). Кроме корректировки части. Следы ржавчины на чашках ровали из-за хронического перегруза пробега станет понятно, что надо по- крестовин указывают на отсутствие и плохих дорог, причем сэкономили купать новые диски, а это 15 000 ру- в них смазки и, соответственно, из- на запчастях. Не поленитесь поискать блей за пару. Весьма вероятно, что нос. Крестовину можно проверить по- трещины на брызговиках колес – тоже внутри колеса прячется ржавый, вы- кручивая ее, а еще – на самой машине, следствие тряски на ухабистых росшедший из строя суппорт – заклинив трогаясь попеременно вперед-назад. сийских дорогах. Обрадовать же пов направляющих от разрыва чехлов, Люфт крестовины даст о себе знать купателя должно наличие ретардера плавающая скоба разогревается, сжи- явным щелчком. Плохое состояние – как-никак штука дорогая (210 000 ругая резиновые уплотнения, а в дождь кардана – повод для торга с продав- блей) и весьма полезная. И не стоит металл молниеносно корродирует цом, причем на большую сумму, чем бояться механической электронноиз-за кипящей на поверхности воды – ремонт или замена вала. Возможно, управляемой коробки Opticruise: она отсюда и ярко-рыжая окраска. Это до- из-за езды с вибрацией кардана уже достаточно надежна и легко ремонтивольно распространенная, и не только «на подходе» подшипник вторичного руется. В рулевом управлении стоит на автомобилях Scania, болезнь. Заме- вала КП, но в первую очередь начнет обратить внимание на чехлы и шар54 РЕЙС ФЕВРАЛЬ 2010 SCANIA R-SERIESСтоимость замены деталей и узлов тягачей Scania R-series* Наименование Стоимость детали, руб. Нормо-час Стоимость работы, руб. Ступичный подшипник задний 4900 4,80 5040 Ремонтный комплект гидроусилителя 4600 5,90 6195 Кран ABS 33 000 0,40 420 Кран EBS 29 700 0,40 420 Тормозные колодки дисковые 9000 1,40 1470 Ремонтный комплект 9400 0,90 945 тормозного суппорта Кран уровня подвески кабины 9500 0,50 525 Цилиндр подъема кабины 51 000 0,90 945 Насос подъема кабины 41 000 1,00 1050 Передняя подушка кабины 12 000 0,90 945 Задняя подушка кабины 12 000 1,00 1050 Подкачивающий насос 36 700 2,00 2100 Сцепление в сборе 105 000 4,60 4830 Стартер 80 000 1 1050 Диск сцепления 36 000 5,5-8,0 8400 Ремкомплект суппорта 9000 3,1 3255 Тормозной диск 10 000 2,8-4,0 4200 Радиатор 150 000 3,7-5,0 5250 Насос-форсунка 40 000 3,8 3990 Генератор 65 000 0,9 945 Подшипник ступицы передний 20 000 1,5 1575 Электромагнитный клапан КП 16 000 0,5 525 Ремкомплект подвески кабины 14 000 3 3150 Втулки стабилизатора подвески 8200 0,7 735 Комплект синхронизаторов КП 80 000 13,5-18 18 900 * в техцентрах официальных дилеров; стоимость нормо-часа 1050 рублейКомплект деталей переднего тормоза обойдется примерно в 1000 евро…Крестовины тягачей Scania с пожизненным запасом смазки в подшипникахПрокладки головки цилиндра запасливый водитель берет в дорогу…не лучше ли регулярно проверять пыльники поршней и направляющих?ниры рулевых тяг, а также на верхний сальник ГУР. Если он потек, а замена не помогла, то, вполне вероятно, дорогостоящему (323 тыс. рублей) агрегату светит замена. Оригинальные фильтры Scania и ярлычки фирменных масел с указанием пробега при последней замене говорят о том, что машину обслуживали не абы где, а в авторизованном сервисе. Там применяют только оригинал. Наличие «жигулевского» масляного фильтра на «сканиевской» коробке передач или на ведущем мосту – плохой признак… У дилера проблем с пуском мотора не будет: там машины, как правило, поддерживаются в состоянии «боевой готовности». На рынке, у забора автобазы или у подъезда дома частного владельца предназначенный к продаже грузовик обычно не заводится. Аккумулятор, в лучшем случае, нагревает лишь нити лампочек на щитке приборов. Вот почему не стоит ездить на смотрины налегке. Заряженная АКБ, небольшая канистрас соляркой, инструмент, трос – чтонибудь из этого обязательно пригодится и поможет оживить автомобиль. Когда мотор ожил и прогрелся, стоит присмотреться к дыму из выхлопной трубы. Если дым белесый – возможно, льет форсунка. Если при перегазовках двигатель уровня Евро-2 и выше «плюется» черной копотью – возможно, неисправна турбина или сбита настройка цикловой подачи. Сизый дым подскажет, что, возможно, не в порядке поршневая группа. Дедовские способы диагностики по-прежнему достаточно информативны! Есть смысл проверить давление в системе смазки механическим манометром – на прогретом моторе оно должно быть в пределах 1,0 - 4,0 кг/см2, на холостом ходу – не меньше 0,8 кг/см2. Но учтите – компрессию в цилиндрах проверить не удастся: это сложно. Обязательно надо осмотреть прокладку поддона и другие разъемы двигателя на предмет наличия следов силиконового герметика. Если есть – в этом месте моторнедавно разбирали для ремонта. Коробку и сцепление лучше проверять в движении. Перещелкайте все передачи в КП: если пробег зашкаливает за полмиллиона – синхронизаторы могут быть в плохом состоянии. Например, на 12-ступенчатом агрегате это чаще бывает на второй и третьей передачах. Замена даже одного синхронизатора на фирменном сервисе стоит 80 000 рублей. Но при собственных соответствующих навыках или развитой технической службе в АТП можно отремонтировать коробку и своими силами. У коробок Scania вертикальный разъем картера, что несколько упрощает процедуру проникновения внутрь, но подшипники валов конические роликовые. При замене хотя бы одного, регулировка их преднатяга подбором шайб с помощью микрометра обязательна.ФОТО АНДРЕЯ МАХОТИНА, МИХАИЛА АХМАТОВА И ФИРМЫ-ИЗГОТОВИТЕЛЯФЕВРАЛЬ 2010 РЕЙС 55