16
17
экономикаОСОБОЕ ВНИМАНИЕСНОВА В ШКОЛУVolvo Trucks запускает в странах ЕС и России комплексную программу, соответствующую новым европейским требованиям по обучению водителей грузовых автомобилей VolvoНачиная с 10 сентября 2009 года в силу вступила директива ЕС, обязывающая владельцев транспортных компаний Европы проводить систематическое обучение своих водителей правилам экономичной и безопасной езды, оказанию первой помощи на дорогах, правильной фиксации и транспортировки грузов и знанию основных законодательных актов в области грузоперевозок. Предполагается, что каждому водителю необходимо один раз в пять лет проходить 35-часовой курс по вышеперечисленным темам. По его окончании будет выдаваться сертификат профпригодности (Driver Certificate of Professional Competence). В соответствии с требованиями директивы ЕС, Volvo Trucks в России и Европе предполагает обучение по пяти основныммодулям: «Эффективное вождение», «Безопасное вождение», «Транспортные перевозки и законодательство», «Здоровье и первая помощь на дороге», «Безопасность грузоперевозок». Первый «Эффективное вождение» объясняет значение факторов, влияющих на расход топлива и безопасность перевозок. Водителей обучат особенностям конструкции грузовиков, оптимальному выбору передачи на машинах с механической коробкой. В курс входит и обучение экономичной езде с электронноуправляемыми КП I-Shift, пользованию и преимуществам вспомогательных тормозных систем и адаптивного круиз-контроля. Во второй модуль «Безопасное вождение» войдут не только теоретические занятия о том, как наиболее эффективно использовать имеющееся на грузовиках оборудование, но и практические: вождение в максимально приближенных к реальным условиях работы любого водителя. Курс «Безопасное вождение» в большей степени основан на анализе информации, собранной группой исследований дорожнотранспортных происшествий с участием Volvo c 1969 года.След у ющий большой ра здел «Транспортные перевозки и законодательство» включает в себя подразделы: структура транспортной отрасли и соответствующие законодательные нормы, транспортная экономика и организация труда. Целью курса станет получение знаний о роли и действиях профессионального водителя, правовых нормах, действующих в отрасли. В частности, международные требования к перевозкам предполагают правильность заполнения деклараций, наличие необходимых разрешительных документов на груз и нормы продолжительности труда и отдыха. Как и при получении водительского удостоверения категории «В», сертификат ЕС будет выдаваться только в том случае, когда водитель прослушал и успешно сдал экзамен по модулю «Здоровье и первая помощь на дороге». Ведь всегда раньше экстренных служб на месте ДТП оказываются именно водители, которые могут оказать доврачебную помощь и тем самым спасти жизнь человеку. Обучат правильно оценивать ситуацию на месте ДТП и действиям при оказании помощи пострадавшим. Курс включает в себя описание факторов, способных нанести вред человеку, и способы их устранения. Водители узнают принципы эргономики, рисках получения профессиональных заболеваний и травм в результате неправильных действий. На курсе расскажут о сбалансированном питании и влиянии алкоголя, наркотиковАНДРЕЙ СУДАКОВ Менеджер Службы безопасности дорожного движения компании «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» – Компания «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» эксплуатирует значительный транспортный парк для перевозки своей продукции, и вопросам транспортной безопасности мы уделяем особое внимание. Так, при оформлении на работу водители должны предоставить все необходимые документы, в том числе и медицинские, а в дальнейшем пройти обязательное обучение безопасным методам труда и безопасности дорожного движения с проверкой на профпригодность. В случае успешного прохождения обучения служба охранытруда и безопасности движения направляет будущего работника для прохождения стажировки на рабочем месте. Наша обучающая программа предусматривает не менее 72 часов стажировки, что превышает предусмотренные нормативные требования. В процессе стажировки водители знакомятся с принципами экономичного и экологичного вождения, вникают в тонкости безопасного вождения, обучаются работать в кузове грузового автомобиля и с гидролифтом. В перечень обучающей программы также входят такие дисциплины, как правильные методы погрузкиразгрузки и размещения груза, общение с клиентами и основы финансового документооборота.Разработку собственной программы обучения водителей грузовиков безопасному вождению компания «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» начала несколько лет назад. Тогда на тренингах водители учились правильной парковке и безопасному движению задним ходом, контролю верхнего габарита транспортного средства и иным тонкостям безопасного вождения грузовика. Нашими партнерами в разработке программы обучения экономичному, экологичному и безопасному вождению стали компании Volvo и MAN, которые проводят эффективные тренинги по правильной эксплуатации своих грузовиков, а также учебный центр «Активбезо-пасность», обучающий безопасному вождению по программе, использующей передовые российские и международные методики. В 2008 году мы адаптировали курсы компаний Volvo Trucks, MAN и УЦ «Активбезопасность» для нашей компании, учтя специфику работы водителей доставки «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия». Чтобы эффективно преподавать программу, наши тренеры сами в 2009 году прошли обучение в компаниях Volvo и МАН и в УЦ «Активбезопасность» и получили соответствующие сертификаты. Сейчас слушатели программы могут узнать, каким образом снизить расход топлива, как избегать стрессов и правильно анализировать до-16РЕЙС ФЕВРАЛЬ 2010 и усталости на реакцию в различных ситуациях, о способах быстрого избавления от сонливости. Последним этапом в обучении будет модуль «Безопасность грузоперевозок», который основан на исследованиях Volvo и опыте международных программ по предотвращению правонарушений и повышению безопасности грузоперевозок. Здесь водителей научат правильно располагать и фиксировать груз внутри кузова полуприцепа и прицепа, расскажут о различных типах оборудования и инструмента, а также европейских нормах, предъявляемых к фиксации груза. Один из разделов модуля – курс, направленный на снижение рисков противоправных действий в отношении водителей, груза или транспортного средства.С вступлением в силу директивы ЕС, Volvo Trucks адаптировала свою программу под специфику и законодательство каждой конкретной страны, в том числе и России. Также, по словам Микаэля Линдхаге, руководителя образовательной программы Volvo Trucks, курсы не будут привязаны к какой-то определенной марке грузового автомобиля, так как у многих клиентов Volvo в автопарке есть машины и других производителей. Но, безусловно, для водителей грузовых автомобилей Volvo будет наиболее специфичная и детальная программа обучения. Как и Volvo, каждый европейский производитель грузовиков должен организовать собственный учебный центр, где будут углубленно изучать особенности именно своей марки, при этом неРасход топлива ТС «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» после введения курсовзабывая о моделях конкурентов. Направляя своих водителей на курсы Volvo Trucks или подобные им, владельцы АТП, во-первых, смогут повысить квалификацию и уровень их подготовки. Во-вторых, инвестиции в обучение напрямую повлияют на уменьшение транспортных издержек компании. Так, снижение потребления топлива лишь на пять процентов при среднем пробеге каждой машины 120 тысяч километров соответствует миллиону рублей, сэкономленных на топливозаправке, и уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферу на 200 тонн в год (для транспортной компании с парком в 20 грузовых автомобилей). Конечно, новая программа будет эффективно работать и приносить пользу АТП только при условии материальной заинтересованности водителей. Иначе средства от незаконной реализации на сторону сэкономленного топлива, как и прежде, будут оседать лишь в карманах водителей и операторов АЗС.Олег Прохоров обозреватель журнала «Рейс»рожную обстановку – предвидеть возможное развитие ситуации, рассчитывать дистанцию не в метрах, а в секундах. Сейчас в московском филиале компании на одного водителянаставника приходится два водителя-стажера. Под контролем наставника каждый стажер совершает пробный 12-киллометровый рейс с 11-ю светофорами и 6-ю искусственными препятствиями (так называемыми лежачими полицейскими). Второе, 25-километровое, испытание происходит на загородной трассе. На маршруте фиксируется средняя скорость автомобиля, количество переключений передач, расход топлива, а также эмоциональное состояние водителяи уровень его внимания. Анализ результатов этих испытательных заездов проводится в ходе теоретического курса. Прослушавшие курс стажеры совершают повторную поездку по тому же маршруту. Результаты обучения удивляют даже опытных водителей – средний расход топлива снижается с 41-43 до 29-30 литров на 100 километров. Интересно, что все водители, повторяя маршрут, затрачивают на него меньше времени, и средняя скорость движения при этом также уменьшается. В масштабах всего предприятия мы получаем экономию топлива около 12%! С ноября прошлого года в отделе доставки не было зафиксировано ни одного случая перерасхода топлива.На сегодня более 40% водителей московского филиала компании прошли обучение по программе. Вместе с ними тренинг прошли 15 тренеров из Самары, Уфы, Челябинска, Красноярска и других городов России. За первый год существования программа помогла улучшить бизнес-показатели в области безопасной эксплуатации транспорта, снизить аварийность и, самое главное, травматизм с участием автотранспорта компании. Корпоративная система обеспечения безопасности дорожного движения позволяет компании сэкономить и на расходах по страхованию КАСКО. Страховщик компании ежегодно проводит свойаудит и анализирует статистику ДТП, несчастных случаев, т. е. убыточность страхователя. Если результаты аудита указывают на постоянное снижение аварийности и убыточности страхователя, то он готов предоставлять скидку по договору КАСКО до 25%. Экономическая эффективность обучения водителей экономичному, экологичному и безопасному вождению очевидна и включает множество показателей: уменьшение расхода топлива, уменьшение износа автомобилей, снижение расходов на ремонт и страховку. Кроме того, автотранспорт компании – ее визитная карточка, а поэтому безопасное и экологичное вождение является частью корпоративного имижда.ФЕВРАЛЬ 2010РЕЙС17