56
57
58
59
60
61
62
63
автомобилиАНТОН УТКИН обозреватель журнала «Рейс»ВТОРИЧНЫЙ РЫНОК56IVECO STRALISРЕЙС МАРТ 2010Компания Iveco не относится к лидерам российского рынка, однако и у нее есть свои поклонники. Не имея возможности купить новый седельный тягач взамен изношенного, наши перевозчики сегодня присматриваются к подержанным IVECO STRALISДинамика импорта тяжелых грузовых автомобилей Iveco в Россию (шт.)информация агентства «Автостат» 5711-й знак VIN в маркировочной табличке указывает на немецкую или испанскую сборку: «4» или «С» соответственно Парк Iveco Stralis по состоянию на 01.01.2010 г. (по годам выпуска) Всего 2009 2008 2007 Россия 3909 15 411 611 ЦФО 1461 15 141 238 СЗФО 1128 0 140 253 ЮФО 421 0 28 36 ПФО 415 0 36 42 УФО 252 0 40 23 СФО 181 0 23 7 СКФО 41 0 3 6 ДФО 10 0 0 6 информация аналитического агентства «Автостат» 2006 426 150 199 11 51 15 0 0 0 2005 285 125 60 67 17 9 6 1 0 2004 606 226 126 96 74 37 40 5 2 2003 822 309 174 108 94 70 50 15 2 2002 и старше 733 257 176 75 101 58 55 11 0Маркировочная табличка с VIN- номером закреплена под облицовкойДоля Iveco на российском рынке коммерческих автомобилей как среди новых, так и среди подержанных – всего по 6%. Но если купить автомобиль с завода не проблема – плати деньги дилеру и заказывай, то ставший сегодня для многих безальтернативным секонд-хенд приходится искать: выбор по этой марке, увы, невелик. А если говорить о конкретной модели, тягаче Stralis, то круг поисков еще более сужается. Отчасти из-за того, что значительная доля представленных на российском вторичном рынке грузовиков находится в весьма посредственном состоянии. Зато если удастся найти хороший вариант – исправную машину с пробегом 400-500 тыс. км и большим остаточным ресурсом, то можно сэкономить значительную сумму – около половины от цены нового автомобиля в такой же комплектации. Если посмотреть статистику распространения грузовиков Iveco по регионам России (данные аналитического агентства «Автостат», см. таблицы), налицо привычная для большинства марок коммерческой техники картина: с большим отрывом лидируют Москва и Санкт-Петербург. Причем в целом по Северо-Западному федеральному округу перевозчиков, выбравших Iveco, немногим меньше,чем по Центральному. Проследив динамику роста и падений продаж тяжелых грузовиков Iveco в России, мы видим неуклонный рост с преобладанием доли новых машин вплоть до 2006 года. В 2007-м спрос на новые грузовики резко упал, хотя темпы завоза подержанных оставались столь же высокими. То есть рынок тогда исчерпал возможности расширения за счет дорогой техники. Но работы для гораздо более доступной подержанной было вдоволь, и некоторые перевозчики «дозревали» до перехода на иномарки с привычных «мазов» и «камазов». 2008-й – год ажиотажного спроса и «шальных» денег, и неудивительно, что продажи подержанных Iveco впервые за несколько лет снизились на фоне короткого всплеска интереса к новым. Сегодня о былых объемах приходится только мечтать, спрос на новые грузовики упал в разы, на подержанные снизился меньше и стал неудовлетворенным, поскольку таможенные барьеры резко ограничили приток техники с пробегом из-за рубежа, а зависшая у лизинговых компаний практически не поступает на рынок из-за юридических коллизий. Осложняет поиск и относительно небольшой объем парка ввезенных ранее автомобилей Iveco. Впрочем, об этом чуть ниже.МодификацииМагистральный тягач Iveco Stralis выпускают с 2002 года, второе поколение образца 2007 года – по сути, рестайлинг первого. Предусмотрено четыре модификации разного назначения. Наиболее доступная Active Day применяется для городских и пригородных перевозок, базовая цена новой машины в России 42 000 евро. При перевозках на средние расстояния целесообразно использовать версию Active Time – у нее, как и у AD, низкая, но более длинная односпальная кабина. С высокой кабиной и двумя местами для отдыха выпускают модификации для дальних расстояний – Active Space и Executive Space. Моторы семейства Cursor с тремя вариантами рабочего объема (см. таблицу) могут быть настроены на разную мощность, на российском рынке наиболее часто встречаются машины с 350-сильным 8-литровым и 430-сильным 10-литровым агрегатами. 13-литровые – редкость, а версии с двигателями слабее 350 л.с. (в гамме предусмотрены от 245 л.с.) к нам практически не попадали. Особенность дизелей Cursor – общая для всех шести цилиндров головка блока, электронноуправляемые насос-форсунки и турбокомпрессор с изменяемой по сигналам компьютераМАРТ 2010 РЕЙС автомобилиВТОРИЧНЫЙ РЫНОКХарактеристики двигателей Iveco Stralis цилиндра/ Мощность, л.с. (об/мин) Крутящий момент, Н.м (об/мин) Модель Рабочий объем, см3 Диаметр ход поршня, мм Cursor 8-350 7790 115/125 350 (1930-2400) 1280 (1080-1930) Cursor 10-430 10 308 115/140 430 (1580-2100) 1900 (1050-1590) Cursor 13-350 12 882 135/150 480 (1530-1900) 2200 (1000-1550) Cursor 13-540 12 882 135/150 540 (1600-1900) 2350 (1000-1610) Коробки передач Iveco Stralis Mеханическиe коробки передач фирмы ZF Торговое название серии Ecosplit Модели (для разных рядов 16S151, 16S181, 16S221, передаточных чисел) 16S251 Число передач 16 Максимальный передаваемый крутящий 2750 момент, Н.м Число передач 4 основного редуктора Число передач делителя 2 Число передач 2 демультипликатора Подшипники валов роликовые конические роликовые игольчатые Подшипники шестерен с сепараторами без колец косозубые постоянного Шестерни зацепления инерционные, со стальными Синхронизаторы фрикционными кольцами подшипники шестерен Смазка от маслонасоса, остальные детали – разбрызгиванием Усилие на рычаге 150 переключения, Н Автоматизированные механические коробки передач фирмы ZF Торговое название серии Eurо Tronic Модель 12 AS 2301 16 AS 2601 Число передач 12 16 Максимальный передаваемый крутящий 2300 2600 момент, Н.м Число передач 3 4 основного редуктора Число передач делителя 2 Число передач 2 демультипликатора Подшипники валов роликовые конические роликовые игольчатые Подшипники шестерен с сепараторами без колец косозубые постоянного Шестерни зацепления Синхронизация частот многодисковой муфтой вращения валов подшипники шестерен Смазка от маслонасоса, остальные детали – разбрызгиванием Признаки ремонта 21311. Следы масла – изношен сальникколенвала или нарушена вентиляция2. Ржавые потеки – меняли прокладку ГБЦ 3. Выдавленный герметик на разъеме –снимали поддон картераГильзу цилиндра словно разорвало изнутри – даже кусок сверху отломился. Неужели поршень расперло?Возможно, водитель частенько держал руку на рычаге КП, и зубья муфты синхронизатора замялисьИглу форсунки заклинило, она стала лить, и факел нагрел поршень до температуры плавления металлагеометрией, позволяющий развивать отличную тягу на низких оборотах в сочетании с высокой литровой мощностью. Коробки передач – механические и автоматизированные механические, со встроенными 2-ступенчатыми делителями и демультипликаторами – на сборку тягачей Iveco Stralis поставляет фирма ZF. Иногда попадаются машины из Европы с 9-ступенчатой механикой. Большая редкость – Stralis с гидромеханическим «автоматом» фирмы Allison. Опционно для 16-ступенчатых КП предлагается гидравлический замедлитель Intarder от той же фирмы ZF. Ведущий мост компании Arvin Meritor с гипоидным редуктором и блокировкой дифференциала. Шасси обычно58 РЕЙС МАРТ 2010колесной формулой 4х2, гораздо реже 6х2. Подвеска спереди стандартно рессорная, сзади пневматическая, изредка на рынке бывают машины с опционными пневмобаллонами спереди или рессорами сзади. Stralis, проданный изначально в России, нередко собран на усиленной раме, а его ведущий мост – в исполнении для плохих дорог. В обозначении модификаций тягачей Iveco Stralis последовательно зашифрованы тип кабины, полная масса автопоезда в центнерах и (после буквы S) мощность двигателя в л.с., деленная на 10. Далее стоят буквы или комбинации букв (см. табл.), указывающие на тип подвески, рамы, особенности трансмиссии, шасси или назначение машины. По 11-му знаку в идентифи-кационном номере VIN можно сразу же определить, где собран Stralis: «4» означает завод в немецком Ульме, а «С» – в испанском Мадриде. На первые три буквы, называемые по международному стандарту кодом WMI (World Manufacturers Identification), можете не обращать внимания: там всегда будут WJM, соответствующие немецкому предприятию Iveco Magirus AG. Вторая часть номера VIN – это описательная часть VDS (Vehicle Description Section), в которой зашифрованы модель и модификация по заводской документации, покупателю эти шесть знаков вряд ли что скажут. В третьей части номера, называемой VIS (Vehicle Identification Section), обычно зашифрован год выпуска автомобиля и его IVECO STRALISСмазочные материалы, допущенные заводом к применению на Iveco Stralis Узел смазки Двигатель Коробка передач Ведущий мост ГУР Стандарт Iveco 18-1804Т2 Е7 18-1807 18-1805 18-1807 Класс вязкости SAE 0W30/5W30 синтетическое SAE 15W40 минеральное SAE 75W/85 синтетическое SAE80W90 минеральное SAE 75W/90 синтетическое SAE85W140, SAE80W90 минеральное Класс качества ASEA E4 синтетическое ASEA E7 минеральное API GL4 синтетическое API GL3 минеральное API GL5, MT1 синтетическое API GL5 минеральное ATF Dexron II D Допущенные марки Urania, Shell, Mobil Tutela, Shell, Mobil Tutela, Shell, Mobil Tutela, Shell, MobilМнениеВЛАДИМИР ГОНЧАРЕНКО сотрудник отдела послепродажного сервиса ООО «Ивеко Руссия», Москва – Оптимальный выбор подержанного тягача Iveco Stralis – модификация с высокой кабиной Active Space (AS), то есть довольно дорогая для нового автомобиля, но вполне доступная после трех лет эксплуатации первым владельцем. Одно из достоинств версии AS именно в России с ее разбитыми дорогами – долговечная четырехточечная подвеска кабины. Два спальных места и ряд прочих атрибутов комфорта вроде автономного отопителя, установленные уже на заводе, также немаловажны при отсутствии сети придорожных мотелей. 10-литрового двигателя (наименее мощного для версии AS) вполне достаточно для большинства российских трасс – затяжные подъемы на холмистой местности машина уверенно берет даже с максимальной нагрузкой. Причем на тягачах, пригоняемых их Европы, мотор Cursor 10, отвечающий требованиям Евро-5, даже чуть мощнее, чем соответствующий Евро-3, его ставили на поставляемую в Россию технику до 2010 года. Ведь его не надо «душить» ради экологии, поскольку за чистоту выхлопа отвечает аппаратура впрыска реагента AdBlue. Не стоит ее бояться, выбирая подержанный Stralis: при должном обслуживании и использовании стандартизованного раствора мочевины авторитетной фирмы никаких проблем не будет. Дорогие модификации тягачей Iveco Stralis (такие обычно пригоняют к нам из Европы) нередко оснащены автоматизированной коробкой передач Euro Tronic – тоже весьма подходящее для России решение, облегчающее труд водителя в дорожных пробках и продлевающее срок службы синхронизаторов. В том же списке полезных опций – централизованная система смазки ходовой части. Учитывая большой межсервисный пробег современных грузовиков, лучше быть уверенным, что, например, детали шкворневого соединения передней оси не выйдут из строя из-за преждевременной выработки смазки.Тягач Stralis надолго завис в ремонте. Его мотор перебирают после того, как он пошел вразнос, засасывая масло Признаки ремонтаВ 16-ступенчатых коробках передач ZF делитель и демультипликатор встроенные, а подшипники конические1. Разница в цветепластмассовых деталей2. Шпатлевка под слоем эмали 3. Следы ремонта послескладывания автопоезда3 2 1 44. Трещины, горбы, морщины 5. Разница измеренийпо бортам (искривление рамы)5Поддомкратим колесо и покачаем длинной монтажкой – люфт в шкворневом соединении сразу почувствуетсязаводской порядковый номер, причем общего стандарта для всех фирм нет, что в данном случае и диктует определение места сборки тягачей Stralis не по WMI, а по 11-му знаку.Где купитьСтавший ныне экзотическим способ покупки – самостоятельный выезд за машиной в Европу – экономически не оправдан, но любители путешествий и приключений действительно могут совместить приятное с полезным. Больше всего тягачей Stralis, как и положено, в Италии, и пока вы ждете визу, не поленитесь полазать по сайтам www.tuscolanaautocarri. it, w w w.cercocamion.com, w w w. camionsupermarket.it. Там изобилиепредложений подержанной техники Iveco. Даже не владея итальянским языком, быстро угадываешь смысл ключевых терминов. Veicoli Industriali – коммерческие автомобили, trattori stradali – магистральные тягачи, usato – подержанные, anno – год выпуска, emissioni – экологическая норма Евро, ну а сolore – естественно, цвет кабины. Можно поехать в Германию, где широко представлен транспорт всех марок, ну а самый популярный сайт для поиска – www.mobile.de. Да и техника в Германии самая ухоженная. Пусть доля Iveco на немецком рынке и не превышает 7%, но общий-то парк там огромен, и подобрать Stralis, особенно если вам не нужен уж очень свежий, – не проблема. «Старичков», стольлюбимых нашими покупателями за невысокие цены и отсутствие аппаратуры впрыска реагента AdBlue, навалом, но… близок локоть, да не укусишь – с начала 2010 года растаможка тягача Stralis старше трех лет, включая НДС и сбор, от 20 250 до 33 500 евро, поскольку для таких теперь установлен запретительный размер пошлины – 2,2 евро за кубический сантиметр рабочего объема двигателя. Причем автомобили, соответствующие экологической норме ниже Евро-4, теперь можно ввозить только на запчасти, поскольку ПТС на них не выдают, и в ГИБДД не регистрируют. Грузовики, отвечающие нормам Евро-4 и Евро-5, и при этом младше трех лет растаможиваМАРТ 2010 РЕЙС 59 автомобилиМнениеВТОРИЧНЫЙ РЫНОКВИКТОР СЕМЕНОВ, учредитель компании «Виктория С», Псков – Автомобилями Iveco, причем новыми, из салона официального дилера, мы стали оснащать предприятие c 2004 года и используем их для международных перевозок. Сегодня у нас 34 тягача Stralis разных модификаций: те, что с низкими кабинами и 8-литровыми моторами, используем на коротком плече по равнинной Прибалтике, а модификации AS с 10-литровыми двигателями незаменимы на дальних маршрутах со значительными перепадами высот, то есть по всей Европе. Перегруз транспорта в таких рейсах не только юридически, но и физически исключен, отчасти поэтому пожаловаться на недолговечность ивековского сцепления, как некоторые наши коллеги, не можем. Хотя пробег большинства машин уже превысил 700 000 км. Тем не менее диски сцепления стоят родные, двигатели пребывают в рабочем состоянии, не говоря уже о коробке передач, мостах и подвесках. Из дорогостоящих узлов на нескольких автомобилях пришлось менять лишь стартеры и генераторы, но уже при солидных пробегах за 400 000 км. Что касается покупки подержанного тягача Stralis, то дело это выгодное, и мы сами с удовольствием приобрели бы несколько штук для обновления парка. Увы, найти относительно свежую машину в хорошем состоянии сейчас непросто – в связи с кризисом европейцы перешли на режим экономии и активно раскупают свой собственный секонд-хенд – они даже в Прибалтику теперь стали ездить за подержанными грузовиками. Новый же Stralis в приемлемой для дальних рейсов комплектации стоит дорого – порядка 67 000 евро, и брать партию таких автомобилей в лизинг сегодня экономически нецелесообразно. Возможно, наступит момент, когда из-за неуклонно стареющего парка нам придется уступать часть подрядов конкурентам из Европы.– А откуда эти лохмотья «феродо» по краям изношенной корзины?..– С истертого до металла ведомого диска. Ездили, пока машина не встала Цены на запасные* части Позиция Цена с НДС, руб. Фильтр воздушный (элемент) 6735 Фильтр масляный 3750 Фильтр осушителя воздуха 1913 Поршневые кольца 9000 (комплект на цилиндр) Поршневая группа 15 800 (комплект на цилиндр) Прокладка ГБЦ 11 000 Головка блока цилиндров 167 024 Комплект вкладышей шатунных 1443 на одну шейку Комплект вкладышей коренных 3000 на одну шейку Насос-форсунка 21 000 Топливный насос «Коммон Рейл» 47 312 Водяной насос 9 800 Клапан впускной 1100 Клапан выпускной 1926 Полный комплект прокладок 39 900 двигателя Глушитель 41 235 Стартер 20 348 Термостат 3615 Сцепление в сборе 37 200 Ведомый диск сцепления 33 606 Выжимной подшипник сцепления 10 400 ПГУ сцепления 12 319 Рессора передняя 30 200 Стремянка передней рессоры 1100 Пневмобаллон задней подвески 18 000 Тормозной диск передний 40 000 Тормозные колодки передние 10 000 (комплект на одно колесо) Тормозной барабан задний 39 300 Тормозные колодки задние 10 000 (комплект на одно колесо) Задняя тормозная камера 18 000 (энергоаккумулятор) Подшипники передней ступицы 10 900 (комплект на одно колесо) Подшипники задней ступицы 26 000 (комплект на одно колесо) Насос гидроусилителя руля 19 677 Рулевой механизм в сборе 86 300 Тяга продольная рулевая 13 700 Ремкомплект шкворневого узла 19 900 Амортизатор 10 000 Шпилька колеса задняя 168 Гайка колеса 222 Стекло лобовое 16 566 Фара в сборе 9100 Указатель поворотов 1954 Фонарь задний 4569 * оригинальныe информация по ценам предоставлена ООО «Ивеко Руссия»В оригинальном комплекте колодок есть и противоскрипные пластиныЕсли задние тормоза барабанные, гораздо дешевле переклепать накладкиют по вполне приемлемым тарифам – 5% от цены машины плюс НДС и сбор. Если вам нужен экземпляр подешевле, а возню с раствором мочевины вы на дух не переносите, выход один – искать подержанный Stralis в России, то есть уже давно растаможенный и соответствующий нормам Евро-3. Но и тут вас ждет неприятный сюрприз: в салонах мультибрендовых дилеров, славящихся самыми низкими ценами, найти Stralis практически невозможно: из-за ограниченного спроса грузовики Iveco не пригоняют. Перегонщики-одиночки тоже, поэтому и на рыночных площадках, организованных вдоль трасс, увидеть Stralis – большая удача. Предложения в Интернете есть, но ощутимо меньше, чем по другим маркам, – в основном, это60 РЕЙС МАРТ 2010продажа уже в третьи руки, то есть первый хозяин был европейским, а второй российским. Да и разбросаны такие экземпляры по стране точечно – чтобы просто посмотреть (и не купить) порой приходится оформлять командировку. Попадаются объявления, но пока редко, от лизинговых компаний. Хотя подержанных грузовиков после возврата автопредприятиями они скопили в отстойниках целые табуны, в том числе и тягачей Iveco. Машины эти, в основном, в плачевном состоянии: их не только гоняли без обслуживания в хвост и в гриву, но и использовали в качестве доноров для остающегося у перевозчика подвижного состава. Продать таких «калек» по реальной цене, то есть цене покупателя, нельзя – работать в убыток не позволят бан- IVECO STRALISРасшифровка букв и их сочетаний* кабина Active Day кабина Active Time кабина Active Space кабина Executive Space тягач с пневматической задней подвеской тягач для автовозов низкорамный тягач кабина с низким входом работа на природном газе управляемая третья ось и задняя пневматичеPS ская подвеска управляемая третья ось и полностью FS пневматическая подвеска задняя пневматическая подвеска и спаренные PT колеса на третьей оси TX тягач с центральной управляемой осью HT внедорожный тягач исполнение Heavy mission с увеличенным HM ресурсом HR пониженная главная передача P задняя пневматическая подвеска FP полностью пневматическая подвеска W/ T полноприводный тягач Y третья ось RR модификация для плохих дорог T седельный тягач пневматическая задняя подвеска, TX/P управляемая третья ось TZ колесная формула 6х4 TX колесная формула 6х2/4 Z задняя подвеска типа Хендриксон * в обозначении модификаций автомобилей Iveco AD AT AS ES TP CT LT LE CNG Стоимость замены деталей* Норматив, Стоимость Позиция нормо-час работы** руб. Подшипник задней ступицы 2,0 Подшипник передней ступицы 2,3 Ремкомплект 5,5 гидроусилителя руля Ремкомплект шарнира 1,3 V-образной тяги Тормозные колодки дисковые 1,4 Тормозные колодки 2,5 барабанные Накладки барабанных 3,9 колодок с переклепкой Суппорт дискового тормоза 1,4 переднего Ремкомплект подвески кабины 4,7 Диск сцепления 8,3 (либо узел в сборе) Стартер 0,4 Радиатор 3,8 Генератор 0,7 Насос-форсунка 3,5 Комплект трех синхронизато25,0 ров КП с муфтами Фильтр масляный двигателя 0,3 Фильтр топливный 0,4 тонкой очистки Фильтр топливный 0,2 грубой очистки Фильтр картерных газов 0,6 Фильтр воздушный 0,2 Фильтр осушительный 0,2 для тормозов Ремень поликлиновый 1,4 генератора * в авторизованном сервисном центре Iveco ** 1500 рублей нормо-час 3000 3450 8250 1950 2100 3750 5850 2100 7050 12 350 600 5700 1050 5250 37 500 450 600 300 900 300 300 2100 Качество оригинального топливного фильтра 299 40 48 гарантируетсяМнениеДМИТРИЙ ПИЛЯЕВ заместитель генерального директора ООО «Металл-Cервис», Санкт-Петербург – В парке нашего предприятия 12 тягачей Iveco Stralis. Закупая технику, мы старались минимизировать число марок. Большинство машин в эксплуатации уже четыре года, за которые больше всего технических проблем доставляло электрооборудование – из-за коррозии контактов. Противогололедные реагенты на зимних дорогах, видимо, не та среда, на работу в которой рассчитывали машину конструкторы. Одно дело теплая Европа, и совсем другое промозглый и слякотный Петербург. Там, где «северяне», Volvo и Scania вполне живучи, Stralis донимает отказами, прежде всего, выключателя массы, расположенного за левым передним колесом прямо над дорогой – за один сезон его контакты превращаются в труху. Нередко приходится менять и электронные блоки – по той же причине. Единственный способ борьбы с коррозией проводки – тщательная защита от влаги. Например, на тот же выключатель массы наши водители надевают колпак, вырезанный из пластиковой канистры. Народные средства (например, скотч) пригодятся и для герметизации впускного тракта между воздушным фильтром и двигателем – это актуально для модификаций с 8-литровым агрегатом. Мы, например, недоглядели и на двух машинах критический пылевой износ поршневой группы при пробегах до 200 тыс. км признали гарантийными случаями. В третий раз потребовал ремонта уже послегарантийный Stralis, и это обошлось нам в 350 000 рублей. Впрочем, убытки обеспечены в любом случае: машины стояли на приколе по полгода. Особое внимание к сцеплению, рассчитанному на нежное обращение. Увы, у нас это получается не всегда, и на части машин и ведомый диск, и корзина идут под замену при пробеге 120- 150 тыс. км. В остальном особых претензий к Iveco нет: мосты, коробки, подвески – все это служит годами.500 34 18 10 – номер оригинального ремня привода генератора и помпы299 25 44 – номер оригинального масляного фильтра по каталогу Ivecoки, у которых лизинговые компании занимали деньги на свой бизнес. Поэтому все участники цепочки просто ждут, надеясь, что кризис закончится, фирма Iveco поднимет цены на продукцию, а разбогатевшие (но умеренно: не до покупки новых машин) перевозчики раскупят «доноров» по ценам исправных автомобилей и будут их за свой счет восстанавливать. Впрочем, иногда надежды уступают место прагматизму, и лизинговые компании все же пускают мелкие партии машин в продажу, приведя их в порядок силами неофициальных техцентров: так гораздо дешевле. Вот такой Stralis, вполне пригодный к работе, весьма привлекательный по возрасту и пробегу (например, 2007 года, прошедший 150 000 км) может стоить около полу-тора миллионов рублей. Наилучший же выбор – в салонах официальных дилеров, где секонд-хенд представлен как машинами, завезенными когда-то из Европы, но не нашедшими покупателя из-за высоких цен, так и тягачами с нашего рынка, сданными дилерам по программе трейд-ин. И если первая группа – это остатки, которые вскоре будут раскуплены, после чего Stralis из Европы станет дефицитом, и его можно будет привезти только двухлетним и дорогущим, под заказ, то экземпляры с внутреннего рынка, похоже, не иссякнут.Смотри в обаЧтобы не купить кота в мешке, машину надо тщательно осмотреть, желательно сМАРТ 2010 РЕЙС 61 автомобили1ВТОРИЧНЫЙ РЫНОК23Кабины модификаций тягачей отличаются высотой и длиной: 1 и 2 – Active Time с крышей средней высоты, 3 – Active Time с низкой крышейСамый недорогой вариант подвески кабины – на пружинных стойкахРегулировка сиденья справа – первый признак бывшего «англичанина»В кабинах Active Space и Executive Space можно стоять в полный ростЭта петля – элемент пассивной безопасности: гасит энергию удараПримеры предложений Iveco Stralis у официальных дилеров в России Модификация AS440S43T/Р AS440S48T/P AS440S43TX/P AT440S40TX/P AT440S35T/P RR Год выпуска 2003 2004 2005 2006 2007 Заявленный пробег, км 53 900 400 000 420 000 171 000 116 000 Страна первой покупки Германия Германия Германия Россия Россия Экологическая норма Евро-3 Евро-3 Евро-3 Евро-3 Евро-3 Объем и мощность 10/430 10/430 10/430 10/440 8/352 двигателя, л/л.с. 12-ступенчатая 16-ступенчатая механиавтоматизирован16-ступенчатая механическая КП ческая ная механическая Колесная формула/тип подвески 4х2/спереди рессорная, сзади пневматическая подогрев зеркал, круиз-контроль, люк, автономный отопитель, подогрев топливоприемника, сиденья с пневмоподвеской и подогревом, централизованная система смазки, спойлеры, электростеклоподъемники, топливный фильтр с влагоотделителем и подогревом 1 490 000 кондиционер, интардер, электростеклоподъемники, спойлеры, подогрев зеркал, блокировка дифференциала, люк, подогрев топливного фильтра, подогрев топливозаборника 1 480 000 6х2/спереди рессорная, 4х2/спереди рессорная, сзади сзади пневматическая пневматическаяКомплектацияэлектростеклоспойлеры, подъемники, кондиционер, подогрев обогрев зеркал, интардер, топливного бака, кондиционер, подогрев зеркал, магнитола, автономный топливный автономный отопитель, фильтр обогреватель магнитола с влагоотделикабины, телем усиленные рама и подогревом и подвеска 1 730 000 1 670 100 1 200 000Цена, руб.62опытным помощником. Обнаруженные дефекты помогут сбить цену, а при выявлении чего-то серьезного, возможно, стоит вообще отказаться от покупки. Осмотр начинаем с кабины – принцип здесь такой же, как при проверке легкового автомобиля. Разница в цвете и блеске окрашенных поверхностей, ослабление притяжения магнитика на зашпаклеванных участках, нештатная сварка под уплотнителями дверных проемов – типичные признаки имевшего место кузовного ремонта. Значит, была авария, в которой могла пострадать и рама. Особенно если груженая машина шла под откос и ложилась на бок – дальнобойщики порой засыпают за рулем. Трещины, горбы и морщины на лонжеронах рамы, незаводские сварные швы, новый крепеж – все это следы серьезного ДТП, после которого рассчитывать на долгую службу шасси и его способность нести номинальную (а тем более повышенную) нагрузку не приходится. Проверить геометрию рамы хотя бы в первом приближении можно рулеткой (см. рисунок). Разница в расстояниях по бортам свыше 10 мм дает повод искать другой Stralis. Люфт в шкворневом узле переднего моста устранить не так дорого, но и выявить его, чтобы вычесть стоимость ремонта из цены автомобиля – проще простого (см. рисунок). Достаточно не полениться поддомкратить мост и вывесить колесо. Не забудьте посадить помощника за руль, чтобы он нажал на тормоз, пока вы качаете колесо монтажкой – так дифференцируют люфт в неотрегулированных подшипниках ступиц. Люфт крестовины карданного вала, определяемый вручную под машиной или щелчком при трогании с места, означаетРЕЙС МАРТ 2010 IVECO STRALISМнениеВАДИМ КАРАВАШКИН заместитель генерального директора компании «АВТ Моторс», Москва – Сегодня у нас, как и у других официальных дилеров Iveco, о закупке подержанных тягачей Stralis в Европе речи пока не идет – в кризисные времена вторичному рынку вполне хватает машин с пробегом по России. Увы, состояние таких автомобилей обычно оставляет желать лучшего, и без весомых вложений средств для возвращения их в строй не обойтись. А насколько велики будут эти вложения, желательно выяснить еще до покупки машины, проведя, как минимум, компьютерную диагностику. Стоит она недорого, например, в нашем сервисном центре 1500 рублей, зато вы узнаете, бережно ли эксплуатировали автомобиль у первого владельца, как регулярно проводили ТО, какие детали и узлы меняли по гарантии, перекручивали ли двигатель, сколько раз и как долго, перегревали ли его и до какой температуры и т. д. И, разумеется, вам скажут все о нынешнем состоянии мотора: какая компрессия по цилиндрам, правильно ли работают форсунки, турбокомпрессор и пр. По VIN-номеру мы мгновенно определим грузовик, изначально собранный для британского рынка, – их продают после переоборудования на левостороннее управление. Кустарно проложенная проводка влечет за собой ряд неисправностей электрооборудования, и мы сразу предупреждаем покупателя о возможных дополнительных расходах на их устранение, причем никакие нормы в человеко-часах в таких случаях уже не действуют, и оплата идет за фактически затраченное время. Довольно часто нам приходится иметь дело с последствиями неквалифицированных действий персонала перевозчика, ведь неновую технику зачастую обслуживают своими силами – ради экономии. Однако конечный результат порой еще более затратный. Вот недавний случай. После замены турбокомпрессора в гаражных условиях забыли удалить масло из нижнего бачка интеркулера, при первом же пуске мотора его стало засасывать в цилиндры вместе с воздухом, и оно прекрасно выполнило роль топлива. Правда, ничем не дозируемого. И уже никакая отсечка в форсунках не помешала коленвалу раскрутиться до запредельных оборотов, двигатель пошел вразнос, толкаемые рокерами клапана не успевали закрываться пружинами и гнулись под ударами поршней… Замена всех поврежденных деталей обошлась владельцу вместе с работой 800 000 рублей, то есть в половину стоимости такого Stralis. Отсюда вывод: привлекательность цены подержанного грузовика, по сравнению с новым, вовсе не означает, что его обслуживание и ремонт будут пропорционально дешевле.Это не «самопал», а фирменная ивековская защита фар головного светане только замену недорогой детали, но и возможность выхода из строя подшипника вторичного вала КП – если с биением кардана ездили долго. Первый признак такого фатального дефекта, влекущего дорогостоящую переборку агрегата, – не сухая, а пропитанная маслом грязь вокруг выходного фланца. Пустив и прогрев мотор, посмотрите на выхлоп. Белесый дымок несгоревшей солярки – возможно, льет форсунка, а сизый может быть при недопустимом износе поршневой группы. Копоть при перегазовках намекает на неисправность турбокомпрессора – он обычно выходит из строя при несвоевременном ТО или использовании несоответствующего по качеству масла. А иногда лопатки турбины, вращающейся с частотой до 50 000 об/мин, просто съедает пыль, проникшая через неплотности впускного тракта, – это встречается на машинах с 8-литровым двигателем как сопутствующая износу поршневой группы неисправность. Разумеется, лишенный турбонаддува двигатель едва тянет, и полноценно работать на такой машине невозможно. Проще всего проверить эффективность турбокомпрессора на фирменном сервисе – это входит в стоимость компьютерной диагностики, которую, в любом случае, рекомендуется провести при покупке подержанного грузовикаиномарки. На ходу перепробуйте все передачи КП – трудность включения и характерный рокот с отдачей в рычаг говорят о кончине синхронизатора. Причина – вредная привычка трогаться на груженой машине не с первой, а с более высоких передач и держать руку на рычаге КП при движении.Цена, €Примеры предложений тягачей Iveco Stralis на вторичном рынке Европы Модификация AT440S45T AS440S45TP AS440S45 AS440S45 AS440S45LT Год выпуска 2007 2007 2007 2007 2007 Заявленный пробег, км 124 321 262 000 202 759 187 413 129 000 Страна первой покупки Германия Литва Голландия Голландия Польша Экологическая норма Евро-5 Объем/мощность 10/450 двигателя, л/л.с. 9-ступенчатая 16-ступенчатая механическая КП механическая Колесная формула, 4х2/пневматическая тип подвески ABS, рация, автономный ABS, интардер, автономный отопитель, кондиционер, автономный спойлеры, отопитель, климат-контроль, отопитель, блокировка пневмосиденья, кондиционер, подогрев сидекондиционер, дифференABS, магнитола, пневмосиденья, интардер, циала, два ний, магнитола, холодильник, круиз-контроль, подогрев круиз-контроль, электростесидений, Комплектация электростекло- круиз-контроль, автономный топливных клоподъемники, дополнительбака общим отопитель подъемники, ные фары, люк, спойлеры, блокировка объемом блокировка дополнительные дифференциала, дифференциала, 1160 л фары, люк, подогрев топлива, топливные топливные баки спойлеры баки 600 и 300 л 765 и 390 л 29 900 25 500 28 400 27 950 49 500Примеры предложений тягачей Iveco Stralis у частных продавцов в России Год выпуска 2003 2003 Заявленный пробег, км 650 000 741 000 Объем двигателя, л 10 13 16-ступенчатая автоКП матизированная механическая Экологическая норма Комплектация Цена, руб. 2006 65 000 8 2006 170 588 10 2006 600 000 13 16-ступенчатая автоматизированная механическая16-ступенчатая механическаяЕвро-3 ABS, блокировка ABS, интардер, спойлеры, дифференциала, люк, кондицио- автономный отопитель, автономный отопитель, кондиционер, магнитола, нер, н.д. н.д. кондиционер, магнитола, холодильник, круизкруизконтроль контроль, обогрев зеркал, круиз-контроль, обогрев зерэлектростеклоподъемники кал, электростеклоподъемники 1 250 000 1 000 000 1 240 000 1 640 100 1 550 000МАРТ 2010 РЕЙС 63