92
93
94
95
спецтехникаКРАНЫ НА ГУСЕНИЧНОМ ХОДУНадолго и всерьезРынок гусеничных кранов относительно статичен: эти машины, предназначенные для длительной работы на одном объекте, служат долгие годы. Однако производители регулярно осваивают новые модели. Не стал исключением и прошедший 2009 годгусеничный кран (ГК) нельзяК рассматривать как альтернативупневмоколесному: эта машина иного назначения с гораздо более выдающимися талантами. Сравним, например, два 1200-тонника фирмы Liebherr. Масса пневмоколесного суперкрана 96 тонн, плюс за ним едет вереница грузовиков, везущих необходимые для работы противовесы общей массой 202 т. Гусеничник вчетверо тяжелее, то есть весит столько же, сколько берет на крюк, поэтому свои паспортные 1200 т он может поднять при вылете стрелы аж 16 м, тогда какРЕЙС АПРЕЛЬ 2010его братец на колесах берет номинал на радиусе до 2,5 м – поверьте, между этими цифрами колоссальная разница! То есть, говоря языком специалистов, грузо-высотные характеристики у ГК намного лучше, чем у автомобильных кранов. Вот почему в США и Японии число первых впятеро (!) больше, чем вторых. В России же картина обратная, поскольку строительство большинства объектов традиционно затягивается на годы с периодической эвакуацией людей и техники при перебоях в финансировании – неудивительно, что хозяеваСМУ предпочитают держать менее эффективные, но мобильные автокраны. Важнейшее преимущество большинства гусеничных кранов перед пневмоколесными – в опорах на гусеницы. Благо, колея превышает 4 метра даже у самых маленьких ГК, а масса машины почти всегда больше номинальной грузоподъемности – отсюда и устойчивость. Хотя есть модели и с аутригерами – как правило, они гораздо более узкие, чем без таковых. К примеру, надо быстро обнести забором будущую стройплощадку – раскисшую после снеготаяния пашню. Чем доставить в дальние углы участка железобетонные секции? Ничем, кроме ГК. Он может даже, подняв груз, подвезти его на крюке прямо по бездорожью. Если поле ровное, то при минимальном вылете стрелы там может висеть и номинал по паспорту – скажем, 110 тонн, ну а пятитонной связкой ЖБИ можно даже весело побалтывать, переваливаясь с бока на бок на изрезанной канавами целине…92 Кран ДЭК-361 Максимальная грузоподъемность, т Максимальный грузовой момент, тм Вылет при максимальной грузоподъемности, м Масса крана без рабочего оборудования, т Масса перевозимого груза, т Длина/ширина/высота, мм Максимальная высота подъема, м 36 144 4 35,2 27 7567х3200х2930 39,8 Три ДЭК-361 по цене одного импортного автокрана – и не надо гонять многотонную махину с объекта на объектКран Manitowoc Model 15000 Грузоподъемность, т Макс. вылет стрелы, м Макс. высота подъема крюка, м Эксплуатационный вес, т Длина/ширина/высота, мм 250 87,5 73,2 107,6 10 985х3958х3537Кран Manitowoc Model 10000 Грузоподъемность, т Макс. вылет стрелы, м Макс. высота подъема крюка, м Эксплуатационный вес, т Длина/ширина/высота, мм 250 4,6 211 76,2 8970х7620х8930Челябинский 36-тонник ДЭК361 стоит всего 10 500 000 рублей – на фоне зарубежных аналогов почти даром. В отличие от своих дизель-электрических предшественников, он оснащен гидроприводом всех рабочих органов и отличается плавностью хода. Двухконтурная гидросистема открытого типа с двумя насосами позволяет выполнять два движения одновременно с высокой точностью – влияние одного контура на другой исключено. Это первый кран ДЭК, транспортируемый без разборки – его расставленные на ширину 4355 мм гусеницы можно сдвинуть до 3200 мм. Комфортабельная кабина с креслом Grammer довершает облик этой современной, почти не уступающей по многим параметрам иномаркам машине.Впрочем, подобные трюки – скорее, приятное дополнение к возможностям гусеничной техники, а покупают ее в основном для монтажа крупных строительных конструкций и дорожных сооружений вроде мостов и эстакад. Наиболее востребованы модели высокой, от 100 т, грузоподъемности. К сожалению, в нашей стране пока не развита ветроэнергетика, но когда строительство ветрогенераторов примет массовый характер, потребность в гусеничных кранах многократно возрастет. Ведь без оных практически невозможно смонтировать башню и поднять на нее огромный ротор, длина лопастей которого порой достигает сотни метров. К тому же для нашей страны ветрогенераторы будут особо актуальны для электроснабжения отдаленных пунктов в условиях бездорожья, где автокранам делать нечего. На российском рынке предлагают гусеничные краны свыше десятка марок. Из отечественныхсамая известная ЧМЗ. Свои модели челябинцы традиционно обозначают аббревиатурой ДЭК. В меньших объемах строят гусеничники УМЗ №2 в Ульяновске и завод КАЗ в Клинцах Брянской области. Китайские ГК известны у нас марками XCMG и Zoomlion, японские – Kobelco и Hitachi-Sumitomo, американские – Terex-Demag и Manitowoc. Германию представляет фирма Sennebogen и, конечно, Liebherr, показавшая в минувшем году новинку 600-тонник LR 1600/2-W. Особенность модели – узкое шасси шириной всего 5,8 м, существенно облегчающее транспортировку машины на объект. Достоинство такого решения – еще и в кардинальном уменьшении массы противовеса, ведь данный ГК при работе опирается на выдвижные аутригеры, как пневмоколесный. Это не мешает ему передвигаться по стройплощадке с грузом на крюке, ведь при этом тарелки аутригеров подняты не полностью и, находясь на небольшом расстоянии от земли,всегда готовы подстраховать кран от опрокидывания, если гусеница просядет на мягком грунте. Выбор типа крана зачастую зависит от размеров зоны рассредоточения предполагаемых работ. При одновременном обслуживании нескольких удаленных друг от друга небольших объектов, например, в коттеджном строительстве, действительно удобен кран на автомобильном шасси: уложил фундаментные блоки, и можно сворачиваться – поднимать тяжести здесь понадобится не скоро. Тем более если в другом поселке ждут подъема плиты перекрытий. Другой случай – компактная площадка для одиночного высокого здания. Тут уже выгодно, а порой и необходимо установить башенный кран на рельсах. ГК – промежуточный вариант для обширных или не имеющих четких границ объектов, где замучаешься перегонять автокран с места на место, каждый раз выдвигая опоры и подкладывая обрезки доАПРЕЛЬ 2010 РЕЙС 93 спецтехникаКРАНЫ НА ГУСЕНИЧНОМ ХОДУКран TCM RTC 70 Грузоподъемность, кг Масса груза на крюке в движении, кг Длина стрелы, м Число секций Тип гуська Длина гуська, м Угол наклона гуська, град. Число секций гуська Размер опорного контура, мм Длина/ширина/высота, мм Масса крана + противовес, кг Скорость передвижения, км/ч 70 000 32 000 28 5 телескопический 11 45 3 6580х6580 8675х2500х3300 32 800+6600 4Достоинство кранов с телескопической стрелой – компактность. Когда этот богатырь стоит на парковке, и не подумаешь, что он поднимает груз на 40 метровРазвитое остекление кабины – залог отличной обзорности при работеЛюк в крыше пригодится летом: без него в кабине крана будет пеклоРаздвижные гусеницы позволяют уменьшить транспортную ширинусок под башмаки. Кстати, размеры опорного контура автокрана всегда больше, чем длина и ширина шасси гусеничника равной грузоподъемности, поэтому последний имеет преимущество в ограниченном пространстве или, например, при работе на краю котлована. Тяжелые ГК незаменимы при возведении промышленных сооружений (в частности, для монтажа турбин электростанций), когда одна неразборная деталь может весить до 200 т. Недостаток гусеничной техники – невозможность (не физическая, а юридическая) движения по дорогам общего пользования: стальные звенья портят покрытие. Да и скорость черепашья. Приходится везти кран на объект несколькими полуприцепами-тяжеловозами. Но этим сложности доставки не ограничиваются. Напомним, если высота транспорта более 4 м или ширина превышает 2,55 м, надо получать разрешение в отделениях ГИБДД по всему маршруту. Масса тоже ограничена – 38 т. Ширина свыше 3,5 м требует уже конвоя машиной с оранже94 РЕЙС АПРЕЛЬ 2010вым маячком, а свыше 4 м – целого эскорта ДПС. Но в том-то и дело, что все эти проблемы ждут и владельца крупного автокрана – если машина грузоподъемнее 50 т, на ней просто так, без разрешения, даже со стройплощадки не выедешь. Отсюда вывод: для многотонников транспортное неудобство ГК, по сравнению с моделями на автомобильных шасси, несущественно, особенно если речь идет о монстрах, поднимающих 1000 и более тонн – такая махина занимает два ряда дороги, распластавшись по ней всеми своими восемнадцатью колесами. У гусеничных есть даже определенное преимущество: на них заполняют только паспорт самоходной машины в Гостехнадзоре, тогда как автокрану необходимы и ПСМ, и ПТС для постановки на учет еще и в ГИБДД. Конструктивные отличия ГК от родственника на колесах не только в ходовой части. Главное орудие – стрела – у него чаще решетчатая, а не телескопическая. Ведь раздвигаемый гидравликой, и к тому же дорогущий, «телескоп» нужен толькодля компактности в транспортном положении и работы под крышей цехов и ангаров, но по прочности он сильно уступает «решетке» – при отрыве примерзшего или заякоренного груза может запросто деформироваться. ГК, в любом случае, разбирают – даже гусеницы на нем зачастую самосъемные или выдвижные, а разъединение решетчатой стрелы на несколько входящих друг в друга секций (потом их грузят на бортовой полуприцеп-«шаланду») – элементарная, доведенная до автоматизма процедура. ГК с телескопическими стрелами предназначены для быстрой транспортировки на объект и немедленного приведения в готовность к работе. Касаемо приводов рабочих механизмов – стандартная дизельгидравлическая схема. ДВС вращает валы гидронасосов (их, как минимум, два), а те под высоким давлением гонят масло в гидромоторы (в том числе приводящие гусеницы ходовой части) и гидроцилиндры. Дизельэлектрическая схема с генератором и электродвигателями применяется Кран Liebherr HS 885 HD Максимальная грузоподъемность, т Длина стрелы, м Вылет при максимальной грузоподъемности, м Эксплуатационная масса, т Кран Liebherr LR 1600/2-W Грузоподъемность, т (при вылете 11 м) Длина стрелы при работе с дерриком, м Масса противовеса, т Ширина шасси, м Размер опорного контура, м 600 138 500 5,8 14x14 Кран Liebherr LR 1400/2 Максимальная грузоподъемность, т Длина стрелы, м Вылет при максимальной грузоподъемности, м Эксплуатационная масса, т 400 119 4,5 450 130 74 3,4 109,4Кран Terex-Demag CC 12600 Грузоподъемность при вылете, т/м 1600/8 Максимальная высота подъема, м 198 Масса противовеса, т 470 Масса центрального балласта, т 160 Транспортная ширина, м 4 Ширина башмака, м 2,4 Ширина колеи, м 12,2 Мощность двигателя, л. с. 550 Подъемный противовес, т 1500на некоторых устаревших моделях кранов челябинского завода ДЭК, ее достоинство в возможности работы от сети переменного тока напряжением 380 Вольт. Как и все современные краны, гусеничные, включая отечественные, оборудованы предохраняющей от опрокидывания электроникой – в бортовой компьютер заложены грузо-высотные характеристики, и машина попросту откажется взять вес больше дозволенного на данном вылете стрелы. А на многих моделях есть даже «черные ящики», аналогичные авиационным – на случай если машинист окажется «народным умельцем» и поставит в обход микропроцессора «жучок». То есть при сильном желании положить кран набок можно, но человеческий фактор как причина будет выявлен комиссией обязательно. Грузоподъемность самых больших ГК достигает 3200 тонн, максимальная высота подъема превышает 200 м. На 150 м ввысь доставляют грузы многие 200-тонники. Гусеничники грузоподъемностью менее 30 т сегодня бе-рут редко: с ними успешно конкурируют недорогие автокраны на шасси массовых крупнотоннажных грузовиков. Современные ГК малой и средней грузоподъемности часто сделаны на базе канатных экскаваторов, а порой это и есть экскаваторы с дополнительной оснасткой – вместо захватагрейфера или ковша-драглайна у них крюк. Гусеничные «малыши», поднимающие 4-15 т, иногда построенные на дизель-механической схеме, незаменимы для работ в тесноте, например, на стройке дачи в глубине поросшего соснами участка. Не портя ландшафта широкими гусеницами (представляете, что сделают с газоном грунтозацепы ураловских колес?), миниатюрный силач затащит фундаментные блоки меж деревьев на крюке и уложит их там, куда махать стрелой с дороги никак не получится. И, наконец, совсем уж экзотическая категория ГК – транспортные машины с кранами-манипуляторами, то есть те, что загружают сами себя. Затем везут все это в какую-нибудь заболоченную тьму-таракань, где никакой грузоподъемной техники нет в принципе, и вытащить из кузова, скажем, двигатель для трактора можно только своим же бортовым оборудованием.Антон Уткин ФОТО ФИРМ-ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙАПРЕЛЬ 2010 РЕЙС 95