82
83
84
85
автобазаОБОРУДОВАНИЕВ ОТСТОЙ!К счастью, вода тяжелее жидких углеводородов, и этим пользуются для отделения ее от дизтоплива. Однако далеко не всегда фильтр-сепаратор – примитивный отстойник,чаще, наоборот, это весьма наукоемкое изделиеЗащита современных систем впрыска топлива от влаги и загрязнений – весьма непростая задача, и успешно решается, только если за дело берутся специализированные фирмы. Тем более что жесткие нормы содержания посторонних веществ в топливе задают сами производители насосов, форсунок и прочих элементов систем питания двигателей. Необходимость применения фильтров предварительной очистки, или сепараторов, как их часто называют, зависит от конструкции мотора в целом и отдельных его узлов, а также от регионов эксплуатации техники и, как показывает практика, от качества самого топлива. Увы, о том, что в России с этим проблемы, показывают хотя бы огромные суммы затрат перевозчиков на регулярные ремонты дизельной аппаратуры. Если на легковых автомобилях многие годы преобладала тенденция к применению единого универсальРЕЙС МАЙ 2010ного фильтра, выполняющего задачу очистки топлива от всех возможных примесей, то на грузовиках с их высокими абсолютными расходами без разделения функций отсева воды и абразивных частиц просто не обойтись. Обосновано это также тем, что частицы воды тяжело отделяются под давлением. Поэтому любой фильтрсепаратор работает эффективнее, занимая положение в системе до подкачивающего насоса, нежели после. Тогда как оптимальное расположение фильтра тонкой очистки, отсеивающего твердые абразивные частицы, совершенно иное – между подкачивающим насосом и двигателем. Практика показывает, что наличие сепаратора желательно, а подчас даже необходимо при эксплуатации автомобилей в странах с холодным климатом, к числу которых относится и Россия. Связано это с образованием конденсата в топливном баке – влага из воздуха осаждается настенках обычно в весенне-осенний период, когда часты перепады температур, или даже в зимний – если двигатель оборудован системой впрыска Common Rail с циркуляцией топлива из бака в нагретую рампу и обратно в бак. При этом не имеет значения, какое топливо заправлено – летнее или зимнее (арктическое). Нередко в еще больших количествах вода попадает в бак при заправке, ведь емкости на АЗС и цистерны, в которых доставляют топливо, точно так же накапливают конденсат из воздуха. Известны несколько факторов вредного воздействия влаги на детали топливной аппаратуры. Во-первых, практически несжимаемая вода разрушает смазочную пленку в сопряжениях трущихся деталей топливных насосов и форсунок, что ведет к повреждению прецизионных поверхностей. Из-за кавитации воды и эрозии страдает, как правило, плунжерная пара, что приводит к потере объемов впрыскиваемого топлива до 40%. Нередко этому сопутствует и обычная коррозия металла, приводящая к тому же результату. Лучшая защита от попадания влаги – применение фильтра-сепаратора на входе в систему, все альтернативные методы вроде связывания воды компонентами химических присадок прямо в баке не показали приемлемой эффективности. Одно дело карбюратор, через жиклеры которого такой «коктейль» без ощутимого вреда проливается и попадает в цилиндры двигателя, и совсем другое – высокоточная аппаратура современных дизелей. Подбирать фильтр к конкретному автомобилю следует с учетом его расхода топлива. У любого солидного производителя, как правило, обширный ряд моделей с широким перечнем типоразмеров фильтрСепараторы Mann+Hummel* Модель/параметр PreLine 270 PreLine 420 Максимальный 270 420 проток, л/ч Габарит, мм 284х148х141 364х148х141 Степень очистки, мкм 3-5 3-5 Емкость 0,3 0,5 водосборника, л Максимальное 4 4 давление, бар Напряжение и мощность 24/350 24/350 термонагревателя, В/Вт Цена, руб. 8870 9760 * Германия82 патронов – ориентируйтесь на указанную в каталоге величину протока, выраженную в л/час. Под ограничением подразумевается нормированная сепарация воды – в Европе это предписанный стандартом DIN ISO 4020 минимальный отсев 93% воды из состава в топливе. Для некоторых фильтров, например, Separ-2000, производитель заявляет 100%-ную сепарацию воды. Системы питания Common Rail имеют большие протоки топлива (400-600 л/час), чем системы с ТНВД, поскольку сбрасывают 2/3 прокачиваемого объема по «обратке» в бак, а значит, выбирать фильтр следует, умножив часовой расход топлива на три. Конструктивно фильтры-сепараторы разных фирм могут значительно отличаться, так как процесс отделения воды в них может быть основан на разных принципах. К примеру, фильтр Separ отсеивает воду благодаря наличию лабиринта и стока воды – используДизельные фильтры* Separ Напряжение Пропускная Мощн. и мощность двиг., термоэле- способ- Цена, ность, руб. мента, л. с. л/мин В/Вт SWK 2000/5 250 нет 5 7300 SWK2000/5/50 250 нет 5 7500 SWK2000/5/50/Н 250 12/250 5 15 000 SWK2000/10 500 нет 10 8000 SWK2000/10/Н 500 24/350 10 16 000 * фильтры-сепараторы Модель/ параметр Схема очистки Separ 2000Характеристики топливных фильтров-сепараторов Separ (Германия) Модификация Separ 2000 Параметр 5 5/50 10 18 40 40/2MK 130 130U Максимальный поток, л/ч 300 300 600 1080 2400 4800 7800 7800 М16x1.5 М16x1.5 М22x1.5 М26x1.5 Резьба вход/выход М33x2 G2» G2» G2» Высота, мм 258 293 328 385 480 480 813 813 Высота элемента, мм 30 60 60 60 60 60 60 60 Глубина, мм 93 93 107 165 211 211 370 480 Ширина, мм 140 140 146 200 290 863 460 1175 Масса, кг 1.4 1.8 2.3 5 11 31 45 108 Сменные элементы Separ 2000ется разница ее плотности по сравнению с плотностью топлива. Кроме того, поток топлива закручивается благодаря установленным в корпусе специальным лопастям. При этом частицы грязи до 30 микрон и вода движутся к стенкам стакана-отстойника и вниз. Грязь, прилипающая к лопастям, слипается в комки и тоже оседает на дно. Окончательная очистка топлива происходит на шторе сменного фильтроэлемента. Принцип отстойника с центрифугой отлично зарекомендовал себя в условиях отсутствия тряски, например, в системах питания судовых двигателей, и блестящие результаты использующих его фильтров в испытаниях на неподвижных стендах это подтверждают. Вполне они приемлемы и на автомобилях при эксплуатации на гладком дорожном покрытии, как в странах западной Европы. Однако при движении по разбитым российским дорогам вода может частично взболтаться иПринадлежность Степень фильтрации, Цена, руб. к фильтру/параметр мкм SWK 2000/5 30 650 SWK 2000/5/50 30 700 SWK 2000/5/50/Н 30 700 SWK 2000/10 30 700 SWK 2000/10/Н 30 600попасть в систему питания. Иной принцип именно фильтрации, а не отстаивания использован в фильтрах Fleetquard, Mann+Hummel, Stanadyne и Parker Racor. Правда, перед разработчиками возникает масса иных проблем, одной из которых становится забота о долговечности фильтрующего материала. Если он из целлюлозной бумаги, то не факт, что длительное воздействие воды не выведет штору из строя ранее расчетного срока службы, ведь даже пропитка ее особым составом для придания влагостойкости не обеспечивает стабильность качества в тяжелых условиях эксплуатации. Если жеФильтры-сепараторы разной производительностиСепараторы Fuel Manager от фирмы Stanadyne и PreLine от Mann+Hummel отсеивают воду фильтрациейМАЙ 2010РЕЙС83 автобазаОБОРУДОВАНИЕСепараторы Fleetguard* (США) Приме- Напряжение Датчик Резьба Модель няемый электронагреводы топливных вателя, каналов элемент от бортсети, В FH23027 12V нет FH23028 24 V нет FH23029 нет нет FH23030 нет нет FH23031 12 нет FH23032 24 нет FH23038 нет нет FH23039 FS19763 нет есть FH23040 12 нет 1/2-14 NPTF FH23041 12 есть FH23042 24 нет FH23045 120 нет FH23049 12 есть FH23050 24 есть FH23054 12 нет FH23060 FS19765 нет есть FH23061 FS19763 нет есть FH23067M 24 есть FH23068M нет есть M22x1,5 FS19765 FH23069M 24 есть FH23076 нет нет 1/2-14 NPTF * серия FH230 ф-с* Fleetguard** серий Fuel Pro Скорость Высота, Объем Серия потока, л/ч мм задерживаемой воды, мл FH230 до 680 410 1000 FH233 до 340 419 320 FH232 до 340 357 320 * фильтры-сепараторы ** США Цены на сепараторы Fleetguard Модификация Цена, руб. FH23028 33 070 FH23029 19 050 FH23030 19 050 FH23031 30 160 FH23032 30 160 FH23038 25 140 FH23039 25 130 FH23040 33 070 FH23041 41 010 FH23042 33 070 FH23045 25 560 FH23049 31 750 FH23050 31 750 FH23054 33 560 FH23060 22 360 FH23061 36 170 FH23067M 23 570 FH23068M 20 030 FH23069M 31 420 FH23200 13 810 FH23201 19 050 FH23202 19 050 FH23209M 12 660 FH23210M 18 190 FH23211M 19 310 FH23302 14 900 FH23303 20 380 FH23304 20 370 FH23308 16 620 FH23315M 13 690 FH23316M 19 360 FH23317M 20 620 FH23400 29 910 FH23401 40 520 FH23402 40 520 FH23442 60 750 FH23443 60 750 FH23453 30 910Схема работы фильтра Separ 20006 C D5 А 4 B 1 23A – впуск B – впуск C – впуск D – впуск 1 – первая ступень очистки 2 – вторая ступень очистки 3 – третья ступень очистки 4 – четвертая ступень очистки 5 – пятая ступень очистки 6 – болт разгерметизации 7 – спускной клапан7фирма выбрала в качестве материала для шторы синтетическое волокно, долговечность изделия при сохранении должного уровня очистки топлива уже почти не зависит от содержания в фильтруемой смеси воды и длительности стоянки машины с не слитым из корпуса конденсатом. Немаловажно для перевозчика и удобство фильтра-сепаратора в обслуживании, наличие сигнализатора переполнения отстойника водой с выводом информации в кабину водителя и т. д. Весьма полезен и дополнительный насос в головке фильтра, позволяющий прокачать топливо при замене элемента и создаватьХарак-ки сепаратора Fleetguard* Габарит, мм 409x184x175 Вес сухой, кг 3.9-4,42 Объем топливной камеры, л 1.9 Номинальная скорость потока, л/ч 681 тяжелая грузовая Рекомендуемое применение техника Объем водосборной камеры, л 1,0 Жидкостный обогрев опция дизельное, керосин, Виды топлива биодизель * серия FH23084 РЕЙС МАЙ 2010в системе необходимое давление, что облегчает первый после замены пуск двигателя. Поистине бесценна в условиях морозной русской зимы функция подогрева фильтра, ведь уже при нуле градусов начинается парафинизация летнего топлива, которое у нас продают порой до декабря, а при -20о C может загустевать и зимнее. Расположение нагревательного элемента в корпусе сепаратора тоже предмет разногласий конструкторов. Если сделать по-простому, разместив ТЭН в стакане-отстойнике, то нагревать он будет большей частью скопившуюся там воду, при этом тепло в топливо передается только благодаря диффузии на фильтр-патроне, а этот процесс требует времени. А вот когда нагреватель стоит на входе в фильтр, топливо поступает к шторе уже подогретым и не забивает ее поры. Весьма важен также правильный монтаж фильтра – его желательно ставить на раму, что уменьшает вибрации и взбалтывание содержимого. Чем меньше капельки воды в эмульсии, тем больше вероятность того, что они пройдут через штору, и тем хуже фильтрация. Электроподогреватель сепаратора подключают в цепь замка зажигания через дополнительный тумблер. В сервисном обслуживании фильтров-сепараторов самое важное – регулярный слив воды. Если стакан-отстойник переполнен и фильтрующий материал стоит в воде, то даже лучший фильтр начнет эту воду со временем пропускать. Кроме этого, не стоит забывать, что фильтр-сепаратор принимает на себя функции предочистителя, и его элемент нужно регулярно менять. Наиболее популярны у российских перевозчиков фильтры Separ-2000 от немецкой фирмы Willibrord Loesing Filter-Techik – их поставляют на конвейеры заводов «КАМАЗ», «МАЗ» и «УралАЗ» и в качестве допоборудования. Второе место по распространенности занимают сепараторы линейки Fuel Pro американской фирмы Fleetguard. Активно пробиваются на российский рынок сепараторы фирмы Mann+Hummel (Германия). Марки Stanadyne и Parker Racor (США) пока у нас малоизвестны.АНТОН УТКИН ПОДЪЕМНИК ДЛЯ ЭЛЕКТРИКОВДОРОЖНЫЕ КАТКИ В ЛИЗИНГ. НОВАЯ ПРОГРАММАФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫУРАЛЫ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯЭКСКАВАТОР-АМФИБИЯ WATERKINGДЛЯ РАБОТ В БОЛОТИСТОЙ МЕСТНОСТИАВТОГИДРОПОДЪЕМНИК SOCAGE DA-21 НА БАЗЕ ГАЗ-33081С ДВУХРЯДНОЙ КАБИНОЙВАХТОВЫЙ АВТОБУС УРАЛ-0010-59 И МОНТАЖНЫЙСТРЕЛОВОЙ ПОДЪЕМНИК НА БАЗЕCПЕЦТЕХНИКА!868688УРАЛ-432086ПОДПИСНОЙ КУПОНВНИМАН ИЕ НА ОБЛОЖК Е3ФРОНТАЛЬНЫЕ ПОГРУЗЧИКИ90 ПРЕДЛОЖЕНИЯ РЫНКА