72
73
спецтехникаИНТЕРВЬЮЭпоха упущенных возможностейВ кризис остались на плаву лишь те, кто сумел трезво оценить сложившуюся обстановку и перестроиться согласно требованиям нового экономического времени. В их числе предприятие «Челябинские строительнодорожные машины». О том, что происходит на заводе сегодня и каковы перспективы его развития, нашему редактору Денису Боровицкому рассказал директор завода Александр Антипов? Ситуация на рынке спецтехники непростая: «легкие» деньги кончились, условия выдачи кредитов усложнились, а процентные ставки выросли. Владельцы бизнеса учатся жить по средствам. Как ваше предприятие адаптировалось к новым условиям? – Начну с того, что кризис (мне больше нравится называть это время эпохой упущенных возможностей) не просто подвиг нас на переосмысление бизнеса, он указал скрытые резервы предприятия, которые мы поспешили задействовать. Это, прежде всего, модернизация модельного ряда продукции и оптимизация самого производства. Одним из первых шагов, которые мы предприняли, стала концентрация производства на местах, точнее, локализация его по некоему законченному продукту. На практике это означает, что на сборку сегодня поступают готовые узлы и агрегаты, а не детали, из которых они раньше собирались на конвейере. Это позволило укоротить цепочку сборки и сократить производственные затраты. Мало того, за каждый поступивший на конвейер узел или агрегат теперь отвечают конкретные люди, а это существенно повышает качество сборки и надежность машины в целом. Мы четко понимаем, что одной ценой клиента сегодня не привлечь. Посему вопрос продвижения продукции на рынке решали комплексно – от формирования оптимальной отпускной цены, минимизации эксплуатационных затрат, оператив72 РЕЙС АВГУСТ 2010ности ремонта и обслуживания до утилизации отработавшей свой срок техники. Нами был проведен глубокий мониторинг рынка спецтехники, работающей в интересующих нас регионах России. Экспертная группа, состоящая из заводских инженеров и конструкторов, выезжала на предприятия, которые эксплуатируют технику, чтобы узнать ее слабые места, и фиксировала претензии к нашей продукции. На основании собранных данных были оперативно внесены изменения в конструкцию перспективных машин завода. На рынке останутся сильные игроки, это как в соревнованиях: кто первый – тот и победил.? А с кем вы соревнуетесь? – Нашим основным конкурентом среди отечественных производителей специальной техники и, в частности, фронтальных погрузчиков я считаю компанию «Амкодор». Причем не только по качеству и техническому совершенству выпускаемой продукции, но и по объему производства, продаж, узнаваемости, доверия клиентов. Не стану скрывать, инженеры обоих заводов всегда с большим интересом изучают новинки, которые экспонируются на выставках. Соревнуемся мы и с такими предприятиями, как «Дормаш», «Челябинский тракторный завод». Кстати, ЧТЗ я вообще не считаю нашим прямым конкурентом. Это скорее друг. Ведь не секрет, что конструкторы обоих заводов очень хорошо знакомы с продукцией, так как между инже-нерными службами периодически идет ротация кадров. Что касается зарубежных производителей, к примеру, та же китайская техника часто не соответствует заявленным в сопроводительной документации параметрам. Скрывать не стану, и наша техника имеет слабые места. Например, тем же китайцам мы проигрываем по части надежности агрегатов и узлов трансмиссии.? Так, быть может, стоит решить эту проблему поставкой на сборочный конвейер проверенных и надежных узлов и агрегатов от всемирно известных производителей? – Именно так мы и поступаем. Однако полностью переходить на импортные комплектующие нельзя. Поставщик может как снять с производства нужный нам узел и агрегат, так и взвинтить на него цену, поставив нас в тупиковое положение. Именно поэтому мы всегда работаем с различными поставщиками, выбирая комплектующие по соотношению цена/качество. При этом замечу, что применение импортных комплектующих, и в том числе ведущих мостов, не приводит к удорожанию техники. Свое производство комплектующих мы загружаем в первую очередь. Разумеется, такие неспецифичные для нас компоненты, как двигатель, гидравлика, рукава высокого и низкого давления, пластиковые детали и резиновые уплотнения, электрика и сиденья мы закупаем у смежников. А вот что касается металлоконструкций (рама, ковш, стрела, коромысла, капотная система, подве-АЛЕКСАНДР АНТИПОВ ска заднего моста, кабина в сборе), это только собственного производства. Качественный металл и грамотно рассчитанная силовая конструкция – это наше конкурентное преимущество.? Проводится ли на заводе капитальный ремонт техники? – Наш завод предлагает своим клиентам данную услугу уже многие годы. Для нас это очень выгодно, так как мы не только гарантируем качество отремонтированной техники, но и тем самым «подрываем» рынок контрафактной продукции. Контрафакт в нашем понятии это то, что произведено по нашим чертежам, но не на нашем заводе. Чаще всего мы сталкиваемся с контрафактными узлами и агрегатами трансмиссии. В прошлом году нам удалось довести до суда всего два дела: на идентификацию подлинности той или иной запчасти уходят большие средства. Рынок запасных частей пострадал от кризиса значительно меньше, чем рынок техники. Потребность в запчастях есть всегда. Судите сами. Даже в провальном 2009 году мы в месяц ремонтировали по три машины. И это не считая капитального ремонта узлов и агрегатов. Отдельного участка капитального ремонта на предприятии нет, все технологические операции интегрированы в поточную линию. При таком подходе к делу технологиям восстановления изношенных деталей, которые широко применялись на авторемонтных заводах во времена СССР, места нет. Я считаю, что вусловиях, когда на предприятии есть незадействованные производственные мощности, выгоднее изготовить новую деталь, чем восстанавливать отработавшую свой ресурс. Тем самым мы обеспечиваем качество и гарантируем надежность отремонтированной машины. Мало того, благодаря внедрению в производство современных технологий мы имеем возможность дать гарантию на капитально отремонтированную машину, сопоставимую с гарантией на новую технику, – два года или 1000 моточасов. Эксплуатирующие организации всегда интересует стоимость капитального ремонта техники, чтобы принять решение, стоит ли овчинка выделки. Подчеркну еще раз – машина, прошедшая (!) капитальный ремонт по всем параметрам, в том числе и по ресурсу, соответствует новой. На моей памяти всего одна машина потребовала вложений в капиталку 80% от стоимости новой. Это был полностью выгоревший погрузчик, у которого нетронутыми огнем остались остов кабины и мосты. Все остальное было нами утилизировано, то есть отправлено на переплавку в нашу заводскую литейку. В итоге клиент, по сути, получил новую машину со скидкой 20%. Наш интерес также был учтен. Во-первых, мы сохранили свое присутствие в конкретно взятой компании (машину взяли – машину отдали), во-вторых, загрузили свои производственные мощности. То есть каждый получил свое.? Ваши планы на этот год? – В самый сложный для завода 2009 год производство упало на 75%. При этом первые три месяца завод просто стоял. Год 2010 мы планировали с долей скептицизма, однако, как показали итоги первого полугодия, мы получили плюс 20% к намеченным планам выпуска продукции. Вообще наблюдаемые нами тенденции свидетельствуют о том, что российский рынок спецтехники оживает. Впрочем, не только он. В 2008 году за рубеж – Казахстан, Узбекистан, Киргизию, Ирак, Уругвай, Анголу, Конго – мы продали 11% произведенной техники. А в этом году по контрактам отгрузим 10%, что тоже весьма неплохо. Поскольку многие наши клиенты отсрочили покупку новой техники, предпочтя отремонтировать ту, что есть в наличии, мы для сокращения времени простоя машин в ремонте обеспечиваем доставку запасных частей на ближайшую к эксплуатирующей организации фирменную или дилерскую станцию технического обслуживания в течение 24 часов. Для этого развиваем сеть логистических центров. Расширяем и сервисную сеть. Сейчас ведутся переговоры с компаниями, претендующими на дилерство в Якутии и Хантымансийском автономном округе. Пока конкуренты переживают лихие времена, мы пользуемся моментом для развития, расширения бизнеса и оптимизации производства.АВГУСТ 2010РЕЙС73