82
83
84
86
88
89
спецтехникаПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯДСВОЯ ФИЛОСОФИЯ– главная ударная сила перевозчиков, задействованных на вывозе мусора из мегаполисов на полигоны бытовых отходов. Такие машины в большинстве своем строятся на крепком шасси строительных грузовиков, и это при том, что зачастую могучее шасси будет работать не с полной нагрузкой. Такая перестраховка вынужденная, так как, в отличие от того же строительного самосвала, век которого при интенсивной эксплуатации от силы82 РЕЙС АВГУСТ 2010Между городом и полигоном бытовых отходов курсируют тяжелые мусоровозы, отличительная черта которых – вместительность, выносливость, высокая проходимость. У шведской компании Scania свое видение этих машиняжелые мусоровозы с кузовом лет десять (машины европейского производства), мусоровоз обязан служить верой и правдой пятнадцать и более лет. Ведь именно на такой срок эксплуатации рассчитана его установка. Предлагая свой вариант тяжелого мусоровоза, шведы учли богатый многолетний опыт эксплуатации своей техники в России. Не случайно в качестве ходовой части мусоровоза было взято трехосное шасси колесной формулой 6х4 модели Р340. Оно, как и самосвальное, имеет тяжелыйТ объемом до 25 кубических метровВ мусоровозе пассажирские места предназначены для двух грузчиков Система самодиагностики управляется кнопками на рулевом колесе...Просторная современная кабина обеспечивает водителю комфортабельные условия труда – органы управления легкодоступны, их расположение стандартно......а информация выводится на цветной дисплей в центре щитка приборовНа решетчатых алюминиевых ступенях не поскользнешься даже в гололедОдин из пультов управления спецоборудованием – на тоннеле пола кабиныКоманды грузчика водитель слышит в динамике монитора заднего видакласс эксплуатации, что выражается, к примеру, усиленной, «швеллер в швеллере», по всей длине рамой, но, в отличие от самосвала, имеет заднюю тележку грузоподъемностью не 32, а 26 тонн. Это продиктовано тем, что применять на мусоровозе более крепкие мосты бессмысленно. Даже при коэффициенте прессования мусора 1:7 больше тринадцати тонн бытового мусора в бункер не набить, то есть имеем двукратный запас по нагрузке! При этом шасси сохраняет как блокировки межосевого и межколесных дифференциалов, включение которых как по отдельности, так и совместно позволяет мусоровозу без особых проблем передвигаться по полигону бытовых отходов к месту разгрузки.Прыжки в высотуВерхнее зеркало позволяет видеть пространство перед кабиной и бордюрыМусоровоз это не седельный тягач, он работает на коротком плече и за рабочую смену делает максимум два-три рейса. Поэтому коммунальные машины комплектуют дневными трехместными кабинами без спальника. Кресло водителя пневматически подрессорено, имеет все необходимые регулировки, а сдвоенное сиденье-скамейка на двух грузчиков комфортом не балует. Но это не путь экономии на оснащении кабины, а специальная опция для коммунальных машин и, в частности, мусоровозов. Кстати, об опциях. Их для мусоровоза предлагается немало, но самой полезной видится кабина с низким входом. Анализируя работу мусоровоза, шведы подсчитали, что за рабочую смену водитель или грузчик выходит и садится в кабину около двухсот раз. При плотной городской застройке и, соответственно, большем числе мусорных баков и того больше! Если бы кабина мусоровоза была располоАВГУСТ 2010 РЕЙС 83 спецтехникаПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯДПровести ежедневное обслуживание автомобиля проще простого: доступ ко всему необходимому открывается с поднятием решетки радиатораКабина имеет мягкую четырехточечную подвеску на пружинных стойкахУровень рабочей жидкости сразу видно через стенку прозрачного бачкаФланцы карданного вала автомобилей Scania отвечают стандарту ISOСправа от масляного щупа – крышка диагностического разъемажена так же высоко, как, скажем, на самосвале, то через пару-тройку месяцев икроножным мышцам водителя и грузчика позавидовали бы все африканские страусы. Чтобы избавить персонал от ненужных физических нагрузок, мусоровозы Scania оснащают кабинами с низким входом. Такая функция доступна на шасси с пневматической подвеской. При остановке мусоровоза для за-Подрамник компактора крепится к раме шасси через резиновые подушки84 РЕЙС АВГУСТ 2010грузки в бункер содержимого мусорных баков воздух из пневмобаллонов передней оси стравливается, машина приседает, при этом первая ступенька располагается на высоте всего 17 сантиметров над уровнем дороги. Как показывает опыт продаж, данная опция в России практически не востребована. Нашему перевозчику гораздо ближе к сердцу железные бамперы, большой клиренс, надежная рессорная подвеска. Пневматическая на наших свалках может получить повреждения арматурой и иными колющими предметами при движении в глубокой колее. Однако свалки, образовавшиеся вокруг крупных мегаполисов, постепенно приобретают цивилизованный вид, подъезд к ним ровняют, мусоровозам все проще и проще пройти к месту разгрузки, не проколов шин, да и при застревании автомобиля ему на помощь придет дежурный бульдозер.То есть с каждым годом преимущества пневмоподвески машин реализуются с все большим эффектом. Если в вашем регионе владельцы полигона не только собирают дань за возможность выгрузки отходов, но и создают условия для работы перевозчиков, улучшая подъездные пути, то есть смысл приобрести мусоровоз с пневматической подвеской. Помимо «приседания» при остановках для загрузки бункера оборудованное пневмоподвеской шасси может, по желанию заказчика, быть с подъемной или поворотной задней осью. Поднимать ось для совершения маневра можно только на короткой дистанции, так как нагрузка на шины резко возрастает. Однако применительно к тележке грузоподъемностью 26 тонн это не критично. С другой стороны, у шасси колесной формулой 6х2*4 блокировка дифференциалов доступна спецтехникаПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯДС помощью гидроцилиндров заполненный контейнер поднимают при разгрузке к высокой насыпи на полигоне или в бункер мусоросжигательного заводаБоковые стенки контейнера – из стали толщиной 6 мм, а пол – 8 ммЭтот кран необходим для слива остаточной жидкости из компактораСпециальный упор позволяет применять на мусоровозе любые контейнерыСервисный люк компактора расположен с правой стороны машинытолько одной оси, поэтому проходимость машины априори ниже, к тому же не передающий крутящий момент «ленивец» часто становится причиной застревания машины.Разумная достаточностьОсновные силовые агрегаты для мусоровоза – 9 и 11-литровые мощностью 310 или 340 л. с. соответственно. Однако опционно предлагаетсяДля безопасного опускания контейнера две кнопки надо нажать одновременно86 РЕЙС АВГУСТ 2010и девятилитровый 270-сильный турбодизель. Естественно, лучше отдать предпочтение 11-литровым моторам. И не только потому, что они мощнее, а по той простой причине, что их ресурс до капитального ремонта составляет полтора миллиона километров. В пересчете на среднестатистический годовой пробег мусоровоза от 60 до 80 тысяч километров в год ресурс шасси составит минимум 20 лет. Это важно, так как ресурс шасси и надстройки практически сопоставимы, а значит, необходимости менять изношенное шасси под еще работоспособной надстройкой нет. Поскольку машина работает в режиме развозного фургона и средняя ее скорость по городу не превышает 15 км/ч, инженеры оснастили шасси девятиступенчатой механической коробкой передач модели GR905. Хотя сгодилась бы и восьмиступенчатая GR805.Специальные щитки по бокам призваны защищать жгуты электропроводки спецтехникаЭкспертПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯДАНДРЕЙ ДМИТРИЕВ технический специалист компании ООО «Скания – Русь» – Благодаря модульному принципу комплектации автомобилей Scania мы можем, варьируя компонентами шасси, элементами подвески, моделями моторов, коробок передач и коробок отбора мощности, построить оптимальную машину под выполнение любой транспортной задачи. Что, собственно говоря, и было сделано при проектировании мусоровоза. Замечу, что, как и у всех трехосных машин, поставляемых нами в Россию и имеющих тяжелый класс эксплуатации, рама мусоровоза усилена по всей длине по схеме «лонжерон в лонжероне». Что касается средств повышения проходимости, то, как показывает опыт эксплуатации строительных машин, двух блокировок дифференциала – межосевой и межколесной – вполне достаточно для работы на рыхлом грунте свалок бытовых отходов. Поскольку российские условия эксплуатации сильно отличаются от европейских , в частности, по качеству дорог и подъездов к месту разгрузки, я настоятельно рекомендую перевозчикам сделать выбор в пользу шасси с рессорной подвеской. Пневматическая, несмотря на массу преимуществ, включая повышенный комфорт и возможность уменьшить высоту входа в кабину, для российских условий неприемлема. Причина банальна: при движении по полигону бытовых отходов, особенно по разбитой колее, пневмобаллоны могут быть повреждены торчащей арматурой и прочими предметами. Именно по этой причине тормозные камеры шасси строительных грузовиков, спецтехники, в том числе мусоровозов, установлены максимально высоко над землей. Мне часто задают вопрос: «Нужен ли мусоровозу полный привод?» Отвечу на него так. Полноприводное шасси незаменимо в условиях полного бездорожья, например, для вывоза леса или в работе карьерных самосвалов. Для мусоровоза, который работает по городским дорогам и асфальтированным трассам, вполне достаточно шасси колесной формулой 6х4. А для преодоления короткого отрезка пути по полигону вполне хватит блокировок межосевого и межколесного дифференциалов. Опыт наших клиентов показывает, что мусоровозы не заходят на полигон так далеко, как самосвалы, то есть двигаются по укатанной колее.Портал для работы с большими (от 2,5 до 10 кубических метров) контейнерами оснащен цепями – они значительно ускоряют крепление груза к рамеДве фары на корме компактора обеспечивают освещение при работе ночьюКамера заднего вида оснащена микрофоном, и водитель слышит грузчикаСнизу – универсальный портал для малых (120-120 л) контейнеров88 РЕЙС АВГУСТ 2010Поскольку машина от бака к баку ползает на первой и второй передачах, то есть смысл заказать коробку GR905 с опцией Opticruise, которая существенно снижает нагрузку на сцепление, продлевая его ресурс, а также облегчает работу водителя. Справедливости ради отметим, что сцепление, в том числе по таким параметрам, как надежность и ресурс, на данном шасси нареканий не вызывает, что подтверждает опыт эксплуатации мусоровозов в гористой местности г. Сочи. В зависимости от условий эксплуатации – будь то равнинное Подмосковье или серпантины Кавказа – трансмиссия комплектуется коробками передач, главными парами с определенными передаточными отношениями, завязанными с мощностью, и крутящим моментом дизеля. Подбор элементов трансмиссии и силового агрегата под конкретные условия эксплуа-тации и надстройку, которая будет установлена на шасси, производится на стадии сборки машины. То есть в Россию шасси приходит в соответствии с требованиями конкретного заказчика. При необходимости на заводе шасси укомплектуют коробкой отбора мощности, к примеру, для привода масляного насоса надстройки.В бункереОдно из неоспоримых преимуществ машины – ее способность работать с различными видами мусорных евроконтейнеров и баков отечественного производства объемом от 650 до 1100 литров, а также «лодками» объемом до 10 кубических метров. Для наглядности приведем такой пример: в 24 м3 установку мусоровоза Scania помещается до двадцати восьмикубовых (!) бункеров-«лодок», которые перевозятся на машинах А через этот кран сливают жидкость уже из приемной ванныИнструментальный ящик оборудован замком с личинкой под ключРасположенное по левому борту запасное колесо легкосъемно, что позволяет быстро заменить пробитый баллон и продолжить обслуживание точек загрузкиВентиль заднего внутреннего колеса выведен через окно в наружном дискеОсобенность задних мостов Scania – фильтр для залитого в редуктор маслаЭнергоаккумуляторы ориентированы вверх – не повредишь в колее Расчет лизинговых платежей Вид техники Модель Форма договора Тип финансирования Цена за единицу Срок договора Количество платежей Авансовый платеж (25%) Сумма платежа Остаточная (в ыкупная) стоимость Общая сумма договора Единовременная комиссия за заключение сделки Включено в состав платежа Транспортный налог Налог на имущество Регистрация ТС, ТО тягач/шасси Scania лизинг внутренний 8 700 000 включая НДС 4,00 48 2 175 000 включая НДС 209 197 включая НДС 87 000 43 500 – 324 407 – включая НДС включая НДС оплачивается клиентом 12 303 456 включая НДСс мультилифтом. Эти данные были получены компанией «ЕМУП Спецавтобаза» из Екатеринбурга. Для оснащения мусоровозов, продающихся на российском рынке, Scania выбрала установки компании Zoller модели Medium XXL+SK200W не случайно. Во-первых, бункер прямоугольного сечения имеет мощные ребра жесткости, которые делают его конструкцию чрезвычайно прочной, по сравнению с моделями «чемоданного» сечения, и позволяют прессовать мусор с коэффициентом 1:7. Во-вторых, кузов предназначен для работы с несортированным мусором. Именно таким «миксом» наполнены мусорные баки Российских городов. Бункер оснащен загрузочной ванной большого объема – 2,8 кубических метра, которая позволяет в три захода опорожнить внутрь коммунальной установки весьма распространенный восьмикубовыйбункер. Для сравнения, машины других производителей с задней загрузкой комплектуются ванной более скромного объема 1,8-2 м3. Для выгрузки спрессованного мусора с учетом времени, необходимого для поднятия заднего борта, установке требуется всего 40 секунд. Одной из приятных особенностей мусоровоза является дублированная система управления коммунальной установкой. Если электроника откажет из-за попадания в нее влаги или электронный блок вырвет ударом о дерево при неаккуратном маневрировании, то управление гидросистемой будет вестись посредством рычагов гидрораспределительного узла. Управлять установкой можно и из кабины. То есть в любом случае машина выполнит свою работу.НИКИТА ФЕДЮНИН ФОТО АНДРЕЯ МАХОТИНАоплачивается клиентом с безусл. Страхование «полное КАСКО» 852 600 франшизой 500 евро оплачивается Страхование ГО – клиентом Стоимость ТС 1 177 007 Удорожание за 4 года 1,41 10,4% в год (страхование включено) Удорожание за 4 года 1,32 7,9% в год (страхование не включено)АВГУСТ 2010 РЕЙС 89