14
15
16
экономикаОСОБОЕ ВНИМАНИЕКРИТЕРИИ ОТБОРАКакие качества транспортного средства являются основными для автоперевозчика, а какими можно пренебречь при выборе тягача?ИРИНА ПОЛЯКОВА кандидат экономических наукКризис всерьез заставил задуматься о том, что стоит автомобиль для его владельца, на что следует обращать внимание при его покупке. На эти вопросы попытались ответить участники конференции «Автомобиль глазами потребителей», которую провело ОАО «АСМ холдинг». Действительно объективно определить критерии трудно. Результаты исследований, проведенных в интересах одной компании, и итоги независимого опроса будут различны. Вот почему, чтобы выявить предпочтение владельцев грузовиков, опираясь на действительно представительную базу данных, было решено воспользоваться результатами анкетирования, которое провели специалисты АСМАП. Работа была проведена большая. Как рассказал директор департамента АСМАП Михаил Низов, анкетами были охвачены практически все российские международные автоперевозчики,которые используют грузовики различных марок. Так что результатам можно доверять. Парк АСМАП составляет на сегодня более 33 тыс. единиц подвижного состава, то есть один из самых представительных. Требования к машинам с учетом специфики деятельности – самые высокие на территории РФ, что позволяет распространить результаты анкетирования по установлению критериев отбора машин при совершении прочих сделок по покупке грузовиков для использования в коммерческих целях. Итак, к основным факторам, влияющим на выбор автомобиля для международных автоперевозок, относятся: технические характеристики подвижного состава (№1), его экономическая эффективность (№2), финансовая помощь при приобретении машин (№3), сервисное обеспечение подвижного состава (№4). Согласно опросам фактор №1 по степени значимости занимает27,33%, фактор №2 – 28,57%, фактор №3 – 31,72%, на фактор №4 приходится 11,76% (диаграмма 1). Таким образом, для потребителя такие факторы, как технические характеристики, экономическая эффективность подвижного состава и финансовая помощь в приобретении машин практически одинаковы по важности. К сервису отношение более легкое, но оно меняется со временем, особенно когда возможности купить новую машину нет и приходится ремонтировать имеющуюся. Если разбирать «по косточкам» технические характеристики подвижного состава, то больше всего потребителя интересуют грузоподъемность (17,29%) и срок службы (23,64%) (диаграмма 2). И это понятно: для международных перевозок используют машины дорогие, так что ресурс работы очень важен. Кстати, именно поэтому брэнд для потребителя так же важен – репутационный фактор по значимостидиаграмма 2Технические характеристики подвижного состава14РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2010ПО ИНФОРМАЦИИАСМАП Степень важности групп критериев при выборе подвижного составаД. 1РекламаСЕНТЯБРЬ 2010РЕЙС15Рекламасоставляет 7,21%, что выше таких критериев, как тип подвески (3,6%), комфортные условия водителя (6,82%), конструктивные особенности для проведения ТО (4,58%). Меньше всего потребителей волнует дизайн и дополнительное оснащение автомобиля (все вместе по важности не составляет и 4%). Особо хочется остановиться на таких параметрах, как характеристики двигателя и динамические показатели автомобилей. По степени важности на эти параметры приходится 27%. Так что если двигатель и грузоподъемность устраивают, машина служит долго, то потребитель будет доволен и сделает выбор в пользу определенного автомобиля. Что касается критериев экономической эффективности, то здесь безусловный приоритет за такими параметрами, как цена и высокая надежность автомобиля вкупе с минимальными простоями по техническим причинам – по степени важности эти факторы «тянут» на 51,3% (диаграмма 3). Важен фактор топливной экономичности – по степени важности он стоит на третьей позиции и составляет 15,8%. Можно сгруппировать критерии экономической эффективности по–другому:все, что связано с ценой машины, стоимостью доставки и сроком изготовления, можно объединить в группу, которую по степени важности оценивают почти в 43%. На факторы, характеризующие параметры использования подвижного состава, такие, как экономичный расход топлива, пробег между ТО, расходы на запчасти и степень надежности приходится 46,6%. Таким образом, для потребителя ценовой фактор и экономичность использования играют приблизительно одинаковую роль. Если детально рассматривать финансовые условия приобретения подвижного состава, то пирамида предпочтений выстраивается следующим образом: на первое место по степени важности (34,25%) ставится величина первоначального взноса за машину (диаграмма 4). Приблизительно равнозначны такие параметры, как процент за кредит (или лизинг) и срок погашения кредита – важность этих параметров оценивается в среднем в 24%. А такие параметры, как необходимость гарантийного письма и периодичность погашения платежей стоят по степени значимости на последнем месте – не более чем 9% каждый.ПО ИНФОРМАЦИИАСМАП экономикаОСОБОЕ ВНИМАНИЕФинансовые условия покупки подвижного состава. Д. 4Экономическая эффективность подвижного состава. Д. 3АСМАППО ИНФОРМАЦИИДля сервисного обслуживания при ближайшем рассмотрении приоритетными являются возможность быстрого получения запчастей (23,11%), наличие сервиса на маршруте движения (18,59%), сроки и качество проводимых ремонтных работ (17,23%), продолжительность гарантийного обслуживания (10%) (диаграмма 5). Важность этих факторов оценивается в 70%. А вот необходимость приобретения специального инструмента, помощьпроизводителей в обучении механиков и водителей и, наконец, наличие инструкции по обслуживанию на родном языке – каждый из этих параметров не превышает по важности в глазах потребителя 5-7 процентов. Резюмируя, можно сказать, что, приобретая грузовой автомобиль для использования в коммерческих целях, потенциальный покупатель будет обращать внимание в первую очередь на грузоподъемностьмашины и ее срок службы, цену и высокую степень надежности, величину первоначального взноса при покупке в кредит или лизинг, а также на возможность быстрой замены запчастей в случае необходимости. Все остальные факторы, о которых речь шла выше, влияют на выбор транспортного средства, но их значимость при совершении покупки гораздо ниже. Критерии оценки предложены – выбор за вами, за автоперевозчиками.диаграмма 5Сервисное обеспечение подвижного состава16РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2010ПО ИНФОРМАЦИИАСМАППО ИНФОРМАЦИИАСМАП