92
93
94
95
спецтехникаШесть ведущих и ковшПермское ОАО «Мотовилихинские заводы» обновило топ-модель в семействе экскаваторов-планировщиковсоток приобрела массовый характер, такую машину прозвали «золотой ручкой»: выкупленная водителем у родного стройтреста по остаточной стоимости, она быстро превращала хозяина в миллионера. И сегодня фронт работ для экскаваторов на автомобильных шасси огромен, а конкуренция производителей обострена как никогда. Высокая проходимость в сочетании с быстрой заброской92 РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2010В населению участков по шестьначале 1990-х, когда раздачана объект своим ходом – одно из главных достоинств экскаваторапланировщика ЕТ-4322, недавно обновленного на пермском заводе. Напомним, машина базируется на полноприводном шасси 12-тонника КАМАЗ-43118, едва ли не самого распространенного ныне грузовика в российской армии. Арсенал против бездорожья у него серьезный: блокировки обеих межосевых и двух межколесных дифференциалов среднего и заднего мостов, а такжешесть широченных (425 мм) односкатных шин, давление в которых можно частично стравливать прямо на ходу. Кстати, по доброй традиции наших автозаводов простая и надежная система автоподкачки шин входит в штатное оборудование полноприводных грузовиков, тогда как на иномарках это всегда дорогостоящая опция. ЕТ-4322 – топ-модель в производственной программе завода: ковш объемом 0,63 м3, глубина копания составляет 6,9 против 5,7 м ЭКСКАВАТОР-ПЛАНИРОВЩИК ЕТ-4322Некоторые габаритные размерыДля работы «телескопа» без люфтов и заеданий применены роликиГидроцилиндры привода опоры стрелы позволяют работать без переустановкиОхлаждающий вентилятор приводится не электродвигателем, а гидромотором Технические характеристики Модель базового шасси КАМАЗ-43118 Транспортная скорость, км /ч 60 Габаритные размеры в транспортном положении, мм Длина 9500 Ширина 2500 Высота 3940 Вместимость ковша, м3 0,63 Масса эксплуатационная, кг 21300 Наибольший радиус копания, м 11,0 Наибольшая высота разгрузки НВ, м 6,15 Наибольшая глубина копания НК, м 6,9 Наибольшее усилие копания, кН 100 Ход телескопической стрелы, м 4,15 Угол поворота ковша, град. Вокруг шарниров крепления 145 Вокруг продольной оси стрелы 360 Продолжительность цикла 20 при работе в отвал, с Модель двигателя рабочей установки Д-245.9Е2 четырехтактный, Тип дизельный Число цилиндров 4 136 Мощность, л. с. Минимальный удельный расход топлива, г/ л. с. в часСЕНТЯБРЬ 2010ближайших родственников на шасси КАМАЗ-53228 и Урал-4320. То есть по рабочим параметрам машина практически не уступает давно известной в России UDS-214 от фирмы CSMTisovec (Словакия), поставлявшей пневмоколесные планировщики еще со времен СССР. К тому же по цене ЕТ-4322 привлекательнее иномарки – всего 6 800 000 рублей, тогда как за словацкий планировщик на базе дорогущей в обслуживании Татры-815 попросят минимум 10 миллионов. И за эти деньги чешское шасси будет далеко не вездеходным, как КАМАЗ-431118, а лишь просто полноприводным с двускатными колесами. Учтите только, что цена мотовилихинского планировщика невелика лишь относительно, а ее абсолютная величина вызывает жгучую зависть угонщиков дорогих легковушек к своим коллегам, специализирующимсяна строительной технике. Вот почему беречь «золотую ручку» надо как зеницу ока, тем более что, в отличие от престижного джипа или седана, завести чужой КАМАЗ сможет не только профессиональный угонщик, но и его младший ученик в первый день стажировки. И вообще любой, кто когда-либо ездил на грузовике этой марки. В последней версии ЕТ-4322 обрел новую комфортабельную кабину, которая теперь оснащена автономным отопителем «Прамотроник» и магнитолой. Ушли в прошлое большинство проблем с гидравликой, а ведь в основном из-за них потенциальные покупатели нередко отдавали предпочтение UDS тисовецкого завода. Теперь большая часть комплектующих – из Италии. Гидрораспределители и джойстики – от фирмы Hydrocontrol, фильтр и маг-162РЕЙС 93 спецтехникаУправление аутригерами вынесено на отдельный пульт на стойкеАудиосистема – дополнительный атрибут комфорта для оператораПанорамное остекление кабины почти до уровня пола облегчает работуПульт управления автономным отопителем – справа от оператораС тех пор как на полноприводных автомобилях КАМАЗ появились блокировки межколесных дифференциалов, проходимость машин существенно возросланитные очистители гидравлического масла – Ikron, фиттинги трубопроводов Cast, маслоохладитель – Sesino и т. д. Есть и американские детали, например, тормозные клапаны от фирмы Sun Hydraulics, установленные в блоке обеспечения плавности поворота. Дорогостоящие узлы – гидронасосы и гидромоторы, отечественные, но вполне достойного качества, выпускаемые по европейским технологиям под маркой PSM Hydraulics. В гидро-Две дополнительные фары освещают пространство под стрелой94 РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2010цилиндрах теперь новые уплотнения из армамида, их ресурс – 2000 км хода штока цилиндра, из которых 500 км – гарантийный ход. В трубопроводных соединениях вместо шаровых ниппелей применены конические с уплотнительными резиновыми кольцами. Благодаря дополнительной секции в гидрораспределителе и магистралям, проложенным в стреле, возможна установка дополнительного гидроинструмента, например, молота, отвала и разнообразных ковшей: дренажного, с зубьями, планировочного и траншейного. Нелишним будет упомянуть и о двух индивидуальных особенностях конструкции ЕТ-4322, выгодно отличающих машину от конкурентов. Во-первых, ротационное устройство, вращающее ковш (например, для опорожнения или при смене положения с «обратной лопаты» на «прямую»), расположено не у ковша, а на стреле, то есть в менее запыленной зоне.И, во-вторых, для наклона стрелы вниз на угол до 90 градусов ее предварительная переустановка не требуется: опора стрелы передвигается вдоль платформы с помощью пары дополнительных гидроцилиндров.Шасси КАМАЗ-43118 Колесная формула 6х6 Модель двигателя 740.30-260 Число и расположение 8,V-образное цилиндров Рабочий объем, л 10,85 Мощность двигателя, 260 (2200) л. с. (при об/мин) Число передач КП 10 2-ступенчатая Раздаточная коробка с блокировкой межосевого дифференциала Размер колес, дюймы (мм) 12,2-20,9 (310-533) Размер шин 425/85R21 (1260х425-533р) пневматические, Тип шин с регулируемым давлением Объемы топливных баков, л 350+210 Наибольший 28 преодолеваемый подъем, % Наружный габаритный 11,5 радиус поворота, м ЭКСКАВАТОР-ПЛАНИРОВЩИК ЕТ-4322В транспортном положении аутригеры подняты и не мешают движениюФары на кабине надстройки освещают не дорогу, а объект работыУниверсальный ковш объемом 0,63 м3 используется в большинстве случаевСтупеньки для подъема в кабину закреплены на опоре-аутригереМаслобак гидросистемы оборудован датчиком уровня рабочей жидкостиДополнительное навесное оборудование1234561. Траншейный ковш 0,63 м3 2. Ковш с зубьями, ширина 0,9 м3. Ковш дренажный, ширина 0,65 м 4. Ковш планировочный, ширина 1,1 м5. Отвал, ширина 2 м, высота 0,9 м 6. ГидромолотВозможности же машины во многом обусловлены кинематической схемой рабочей установки. ЕТ-4322 относится к экскаваторам с телескопической стрелой, которые умеют то, что практически недоступно машинамКреномер поможет не опрокинуть машину при работе на бездорожьес шарнирно-сочлененной. Например, срезать грунт по прямой линии простым, не требующим суперквалификации оператора втягиванием «телескопа». Тогда как традиционный экскаватор с ковшом на рукояти обязательно выдаст волнообразную поверхность – даже если в кабине настоящий ас, он сможет лишь минимизировать амплитуду волны за счет увеличения продолжительности рабочего цикла. Телескопические же экскаваторы режут точно по струнке и гораздо быстрее – вот почему их называют планировщиками. Непочатый край работ для ЕТ-4322 – строительство дорог. Ведь выровнять наклонные поверхности выемки под трассу грейдером можно только до высоты 2,5 м, а если косогор еще выше, без ковша экскаватора-планировщика не обойтись. Незаменима телескопическая стрела и при работах под мостами, в тоннелях и ангарах – тоесть там, где классический экскаватор сопоставимого тоннажа просто не пройдет по высоте: упрется «локтем» своей шарнирно-сочлененной стрелы в потолок. Строительство и ремонт нефте- и газопроводов, теплотрасс и т. п., где надо подлезать ковшом под трубу, – тоже стихия «телескопа», ведь качающейся рукоятью тут запросто можно наломать дров. Способен планировщик и на другие «фокусы», например, благодаря функции ротации он может фрезеровать зубьями ковша вертикальные или наклонные стены выемок. Разумеется, его коллеге с шарнирно-сочлененной стрелой такое не под силу в принципе. Обычные экскаваторные работы вроде рытья котлованов, траншей и, конечно, отгрузка сыпучих материалов в самосвалы – также в компетенции пермского планировщика.Антон Уткин ФОТО АНДРЕЯ МАХОТИНАСЕНТЯБРЬ 2010 РЕЙС 95