68
69
автобазаНОВОСТИНА ЖИДКОМ ТОПЛИВЕНемецкая фирма Spheros обновила две линейки отопителей для автобусовКомфорт пассажиров автобуса зависит не только от привычки водителя притормаживать перед колдобинами – важна и оснащенность машины системой микроклимата в салоне. В южных регионах актуален кондиционер, однако на большей части территории России гораздо полезнее мощная «печка». Если речь о маломестных автобусах на шасси фургонов категории «В», то рабочую зону водителя обогревает обычный гидравлический отопитель, использующий тепло циркулирующего через двигатель антифриза, а в пассажирский салон достаточно поставить автономный воздушный агрегат, именуемый в просторечии «феном». На полноразмерных автобусах применяют совершенно инуюсхему, ведь там кабину водителя от мотора уже не протопишь: в большинстве случаев силовой агрегат установлен в корме, либо в средней части шасси под полом. Да и «фены» неудобны – их пришлось бы ставить несколько, что увеличит цену машины на кругленькую сумму, и к каждому подводить топливо, отводить выхлопные газы и т. д. Поэтому самое рациональное решение здесь – автономная жидкостная система отопления с несколькими радиаторами, дополнительным циркуляционным насосом, помогающим установленной на двигателе помпе, и высокопроизводительным котлом, развивающим 20 и более киловатт тепловой мощности. Именно такие и выпускает фирма Spheros – специализированное «автобусное» подразделение концерна Webasto. А поводом напомнить о них стало обновление модельного ряда дизельных отопителей этой марки.Итак, вместо топ-серии Thermo запущена в производство Thermo S, а вместо «бюджетной» DBW – серия Thermo E. Присоединительные размеры отопителей в пределах каждой из линеек остались прежними, так что выработавший свой ресурс старый агрегат можно заменить современным без каких-либо доработок посадочного места. Конструкция отопителей существенно модернизирована. В частности, внедрен новый топливный насос, оптимизирована и защищена патентом форма камеры сгорания. В результате современные агрегаты Spheros по содержанию в выхлопе окислов азота стали соответствовать нормам Евро-6. А, например, по содержанию СО укладываются с 25-кратным запасом и по углеводородам – с 6,5-кратным. Помимо качества возросло и количество: в топ-линейке теперь пять моделей против трех в старой серии, а диапазон мощностей – от 16 до 40 кВт вместо прежних 23-35 кВт. Раньше «бюджетник» был один – 30-киловаттный, сейчас их два: 20- и 32-киловаттный. То есть возможности точно подобрать отопитель в зависимости от размеров пассажирского салона, площади остекления и климатических условий эксплуатации существенно расширены.Технические характеристики Spheros серии Thermo E Модель E 200 E 320 Теплопроизводительность, кВт 20 32 Потребляемая мощность от бортовой электросети, Вт 55 100 Расход топлива в час, л 2,7 4,1 Номинальное напряжение питания, В 24 24 Габаритные размеры, мм 593х247х224 593х247х224 Масса, кг 17 1768 РЕЙС ОКТЯБРЬ 2010Технические характеристики Spheros серии Thermo S Mодель 160 230 300 350 S 400 Теплопроизводительность, кВт 16 23 30 35 40 Потребляемая мощность, Вт 50 65 90 120 170 Расход топлива в час, л 1,9 3,0 3.6 4,3 4,9 Номинальное напряжение питания, В 24 24 24 24 24 Габаритные размеры, мм 600x247x220 Масса, кг 18 18 18 18 18 Интересно, что прежний качественный разрыв между отопителями топовой и бюджетной серий теперь стал минимален. По сути, изделия с литерами S и E отличаются лишь прошивкой электронного блока управления – у «бюджетника» нет некоторых дополнительных функций. В частности, у моделей топ-линейки Thermo S присутствует режим догрева двигателя. Когда температура антифриза в общем контуре падает до 60о С, автономный отопитель «поддает газку», и жидкость нагревается – это бережет мотор от преждевременного износа при эксплуатации в суровые морозы. Но большинство прочих «примочек», которыми некогда гордился прежний Thermo, есть теперь на любом отопителе Spheros, включая модели Thermo E. Так, датчик температуры применен не допотопный биметаллический, а более надежный и точный электронный, да и верхний порог отключения подачи топлива ныне установлен на величине 85о С вместо прежних 78 градусов. То есть печка греет лучше. Напомним, что повышение темпера-121. Spheros серии Thermo E2. Spheros серии Thermo Sтуры теплоносителя еще выше – до температуры открытия клапана термостата на двигателе – недопустимо, ведь тогда мы будем отапливать драгоценной соляркой улицу. Опережение зажигания теперь не считается роскошью – и в Thermo E пуск тоже бездымный, поскольку клапан подачи топлива срабатывает на секунду позже начала 12-секундного периода искрообразования. Кроме того, улучшена влагозащита электроразъемов. В комплект оборудования новых отопителей входит интерактивный блок управления с системой диагностики.При сбое в работе, например, после двух неудачных пусков подряд, обрыве пламени, перегреве, падении или повышении напряжения электросети, преждевременном распознавании пламени и др. водитель сразу видит на дисплее код неисправности – их менее десяти, и запомнить все нетрудно. Более того, это даже жизненно необходимо. Водитель ведь не хочет, чтобы его нашли в машине на обочине зимника Воркута – Салехард только по весне.Антон УткинОКТЯБРЬ 2010РЕЙС69Реклама